Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ

Аксенова Ж.Н. 1 Емельянова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия (634050, пр. Ленина, 40)
В данной статье рассматриваются вопросы экономического развития регионов в условиях перехода от «сырьевой экономики» к «экономике знаний» инновационного типа. Использованный в работе системный подход к исследованию инновационности позволил осуществить оценку и создал возможность анализа детерминанты регионального экономического роста и конкурентоспособности Томского региона. Кроме того, предложен подход к построению механизма управления инновационностью региона, который будет способствовать эффективному использованию его инновационного потенциала и повышению качества управления региональным инновационным развитием. Проанализирована инновационная инфраструктура Томской области. Совместное инвестирование из средств областного бюджета, федеральных и региональных фондов (под сниженный кредитный процент), а также кредитных средств коммерческих банков или других инвесторов (под действующую процентную ставку) рассматривается в качестве одного из механизмов финансирования инновационных проектов для Томской области.
инновационная экономика
регион
региональное инновационное развитие
механизмы управления региональным инновационным развитием
1. Аксенова Ж.Н. К вопросу об оценке инновационности региональной экономической системы // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 1. - С. 480-482.
2. Афонасова М.А. Инновационная модернизация российской экономики: региональный аспект. - Томск : Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2009. - 224 с.
3. Костров А.В. Особенности формирования системы венчурного финансирования и развитие механизмов государственной поддержки инновационного предпринимательства в городе Москве // Доклад на Пятом всероссийском форуме. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1703.html?effort=7 (дата обращения: 03.04.2012).
4. О Концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок : Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011г. №1756-р : Законодательная дума Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://duma.tomsk.ru/page/20936/ (дата обращения: 03.04.2012).
5. Томск претендует на роль всероссийской площадки по проведению инновационных форумов // Наука и технологии РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=2510 (дата обращения: 03.04.2012).
Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Томской области имеет в основном экспортную ресурсно-сырьевую направленность. Ее базой являются: топливно-энергетический комплекс, химическая промышленность, машиностроение. В этих отраслях (за исключением машиностроения) действует ограниченное число предприятий (около 20), производящих более 70% промышленной продукции.

Развитие Томской области в долгосрочной перспективе нацелено на переход региональной экономики, ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, к развитию наукоемких отраслей, основанных на новых технологиях. Ориентация Томской области на инновационную модель развития экономики и переход от сырьевой направленности к экономике, основанной на знаниях, определяется высоким научным и инновационным потенциалом. Уникальный комплекс факторов и конкурентных преимуществ, а также потенциал развития региональной инновационной системы Томской области сформировали предпосылки для реализации Концепции, предусматривающей создание в Томской области Центра образования, исследований и разработок [4].

Инновационное развитие региона можно определить как развитие на новой качественной основе, приводящее к изменению пропорций между отраслями и внутри отраслей между отдельными производствами, которое осуществляется на основе использования результатов научно-технического прогресса в виде производства новых продуктов, использования новых технологий, знаний и т.п. [1].

Формирование предпосылок для перехода регионов на инновационный путь развития предполагает исследование инновационности как сложного явления, обусловленного влиянием внешних и внутренних факторов, проявляющегося как адаптивность к изменяющимся условиям рынка, обновление технологий производства и выпускаемой продукции, технологическая интеграция с другими регионами. Системный подход к исследованию инновационности позволяет осуществлять оценку и анализировать детерминанты регионального экономического роста и конкурентоспособности региона. Отличия в конкурентоспособности регионов в условиях глобализации и роста неопределенности экономического развития определяются уровнем инновационности.

Управление региональным инновационным развитием может осуществляться как в рамках общих задач системы управления регионом в целом, так и специальной системы управления, имеющей все необходимые атрибуты: элементный состав, принципы функционирования, структуру, информационное, экономическое, кадровое, правовое и организационное обеспечение. Механизмы управления должны реализовываться комплексно, так как недостаточная эффективность даже одного из них будет существенно препятствовать развитию инновационности региональной системы. Методы и инструменты реализации региональной политики - это набор, арсенал средств и рычагов воздействия федеральных и местных органов власти на развитие регионов.

Механизм управления инновационным развитием региона следует рассматривать как упорядоченную совокупность институциональных установок, обеспечивающих субъектам хозяйствования достижение прогнозных результатов развития.

Эффективный механизм управления регионом призван обеспечить устойчивое экономическое развитие на основе расширенного воспроизводства и эффективного использования природного, научно-технического, экономического, социального потенциалов. К элементам механизма управления развитием региона следует отнести: систему прогнозно-программных документов, отражающих результаты функционирования региональной хозяйственной системы, в конечном итоге формирующую региональную политику и стратегию социально-экономического развития; формы управления - организационно-управленческие структуры; методы управления - инструментарий, включающий способы, рычаги, технологии процессов достижения поставленной цели.

Исходя из обобщения опыта построения механизмов управления различными объектами, нами предложен подход к построению механизма управления инновационным развитием региона, который будет способствовать эффективному использованию его инновационного потенциала и повышению качества управления региональным инновационным развитием (рис. 1).

Рис. 1. Механизмы управления региональным инновационным развитием.

Организационно-распорядительные механизмы управления региональным инновационным развитием, учитывая заметное усиление внимания органов государственной власти к проблемам инновационной деятельности, призваны обеспечить реализацию федеральных законодательных актов и идей, заложенных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2020 года.

При переходе к экономике инновационного типа организационно-распорядительные механизмы должны обеспечивать поддержку процессов разработки научно-технической продукции и внедрения полученных результатов в хозяйственную практику. Законодательное обеспечение инновационной деятельности должно сопровождаться установлением обоснованных и долговременных правил, отношений между участниками инновационного и инвестиционного процесса.

Анализ показывает, что если непосредственное осуществление инновационной деятельности на разных стадиях благополучно регулируется административным (в научно-технической сфере) и предпринимательским правом, то отношения, связанные с участием государства в инновационной деятельности, урегулированы недостаточно. Так, имеет место нечеткость правового регулирования участия государства в инновационной деятельности (например, допускающая неоднозначное толкование система принципов государственной поддержки, закрепленная в новой редакции закона о науке). В государственном регулировании инновационной деятельности в последние годы проявляется тенденция создания уникальных субъектов правоотношений, правовых режимов, регулируемых специальными законами и подзаконными нормативными актами, плохо вписывающимися в устоявшуюся правовую систему. При этом многочисленные формы организаций инновационной инфраструктуры до сих пор не получили системного и последовательного закрепления в российском законодательстве.

Между тем активизация законотворческой деятельности на федеральном уровне находит продолжение в законодательных и нормативно-правовых актах на региональном уровне.

В 1999 г. Томская область одной из первых в стране приняла закон о развитии инновационной деятельности, который стал началом системной работы по развитию региональной инновационной системы региона [5]. Сегодня уже более 40 территорий имеют такие законы. Кроме того, Томская область одной из первых в стране разработала в 2002 г. региональную инновационную стратегию развития, механизмом реализации которых стала пятилетняя межведомственная программа, объединившая усилия и финансовые источники университетов Томска, Сибирского отделения РАН, Сибирского отделения РАМН. В настоящее время разработана Инновационная стратегия Томской области на период 2011-2014 гг., предусматривающая усиление роли и вклада научно-образовательного комплекса в экономику путем разработки и реализации эффективных механизмов взаимодействия с обрабатывающим сектором промышленности.

Финансово-экономические механизмы управления инновационным развитием региональной системы способны обеспечивать государственную финансовую поддержку субъектов инновационной деятельности, которая большей частью проводится за счет средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств с максимально возможным привлечением средств федерального и местных бюджетов, а также средств частных инвесторов.

Система финансирования инновационной деятельности состоит из взаимосвязанных элементов с иерархической соподчиненностью и специфическими функциональными особенностями и включает:

  • источники поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (процесс финансирования);
  • механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников, и вложения мобилизованного капитала;
  • механизм контроля за инвестициями;
  • механизм возвратности авансированных в инновационные процессы средств [3].

Отличительной особенностью организации финансирования инновационной деятельности является множественность источников финансирования и комплексность охвата разнообразных направлений инновационного процесса в целом и отдельных его субъектов. Рост финансовой отдачи от реализации инновационных проектов выступает важнейшим обобщающим показателем, на основе которого определяются конечные результаты инновационной деятельности и действенность финансовой политики, реализуемой самими хозяйствующими субъектами и важнейшим экономическим субъектом - государством.

Что касается Томской области, то в ней недостаточно широко используются механизмы финансово-кредитной политики, разработанные на федеральном уровне.

Эффективным механизмом финансирования инновационных проектов для Томской области может стать совместное инвестирование из средств областного бюджета, федеральных и региональных фондов (под сниженный кредитный процент), а также кредитных средств коммерческих банков или других инвесторов (под действующую процентную ставку).

Следует отметить, что перспективы роста фирм, занимающихся коммерциализацией новых высоких технологий, связаны с расширением функций и активизацией деятельности венчурных фондов и компаний. Эти фонды могут объединять, кроме средств частных инвесторов, средства внебюджетных государственных федеральных и региональных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов и других отечественных и зарубежных инвесторов, с целью финансирования на ранних стадиях инновационных компаний, чья деятельность соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ.

Венчурные инвесторы, как правило, не стремятся приобрести полный финансовый или управленческий контроль над новой компанией, но своими средствами могут, в своих интересах, поддержать и «вырастить» высокодоходную фирму. Высокий риск вложения средств в такую компанию связан с тем, что новые малые предприятия, как правило, не имеют достаточных залоговых средств, а наличие патентов ноу-хау и других новаций еще не означает, что созданные на их основе товары будут в широких масштабах востребованы рынком. В настоящий момент в Томской области осуществляют свою деятельность пять венчурных инвесторов.

По мере становления предприятий инновационной сферы возрастает роль других известных инвестиционных инструментов: кредиты, гарантии, финансовый лизинг, эмиссия акций и др. Эти инструменты применительно к инвестициям в наукоемкие проекты малого и среднего инновационного предпринимательства должны дополняться гибкими финансовыми схемами государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Исследование причин экономических успехов ряда стран США, Японии, Германии, Кореи и др. показало, что одним из основных условий стало создание и реальная многогранная поддержка инфраструктуры инновационного бизнеса.

Инновационной инфраструктурой с указанных позиций можно назвать совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

Особенностью любой инфраструктуры является оказание услуги всем субъектам производственных, экономических или социальных процессов. В настоящее время в мире насчитывается более 1700 технопарковых структур (научно-технологических парков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов). Именно в этих структурах активно выращиваются новые успешные компании, создаются новые товары и технологии, с ними тесно взаимодействует и крупный промышленный бизнес, заинтересованный в заимствовании новаций, созданных в малых и средних наукоемких предприятиях.

Создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры.

На сегодняшний день инновационная инфраструктура Томской области, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок, представлена 39 элементами, в том числе Томской особой экономической зоной технико-внедренческого типа (ТВЗ) с основными направлениями специализации: новые материалы и нанотехнологии, IT-технологии и электроника, медицина и биотехнологии.

Современная концепция развития наукоемкого бизнеса требует формирования такой инфраструктуры, которая направляет наукоемкий бизнес в нужное русло, делает его престижной и выгодной сферой применения творческих сил, создает условия, при которых ни одна достойная разработка не выпадает из поля зрения общества. В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной для России.

Рассматривая информационно-коммуникативные механизмы управления региональным инновационным развитием, следует отметить, что внимание науки и общества к информационно-коммуникативным процессам не случайно: от качества информационной среды, в которую «погружен» фактически каждый элемент региональной системы, зависит в значительной степени и качество функционирования самой системы.

Существуют различные концепции и модели коммуникации, большинство из которых практически отождествляют социальную коммуникацию с массовой коммуникацией (употребляются также термины СМИ, СМК, mass-media) и связаны с представлением о ней как о массовой передаче информации посредством использования технических средств, с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия на аудиторию. При этом цель ожидаемого воздействия - решение политических или экономических задач, а также распространение просветительских идей, связанных, например, с желанием донести до каждого человека морально-нравственные нормы и ценности.

Необходимым условием для генерации, распространения и использования инноваций является создание соответствующей информационно-коммуникативной среды (как внутрисистемной, так и межсистемной), т.е. своеобразного информационного поля, создающего благоприятный климат для генерации, производства и использования инноваций [2].

Социальные механизмы управления региональным инновационным развитием связаны с формированием соответствующих социальных норм, культуры, системы ценностей, мотивов участников инновационных процессов. Социальными механизмами в управлении региональным инновационным развитием следует считать как отдельные элементы социальной системы (например, общественное мнение), так и совокупность взаимосвязанных частей этой системы, обеспечивающих «давление» на административные структуры управления, активизирующие, обеспечивающие и контролирующие их функционирование. Сутью социального механизма управления региональным инновационным развитием является то, что его деятельность, проявление инициатив, стимулирование управленческих воздействий «сверху» осуществляется без участия легитимной власти. Основную роль в этом процессе играют такие социальные факты, как традиции, обычаи, ценности, нормы, общественное мнение, институты гражданского общества и другое.

Социальные механизмы управления региональным инновационным развитием выполняют важные целевые функции по подбору, расстановке и ротации кадров; организационному регулированию, мотивации инновационной деятельности и др.

Приоритетными путями совершенствования социальных механизмов управления региональным инновационным развитием являются: развитие общественного сознания, инновационной и предпринимательской культуры; мотивация населения и предпринимательства к активной инновационной деятельности; совершенствование содержания специализированной подготовки управленческих кадров по инновационному развитию; алгоритмизация деятельности руководителей регионального уровня по управлению региональным инновационным развитием, развитие и стимулирование процессов самоорганизации в предпринимательских структурах и т.п.

Таким образом, формирование механизмов управления региональным инновационным развитием должно реализовываться комплексно, так как недостаточная эффективность даже одного из них будет существенно препятствовать развитию инновационности региональной системы.

Рецензенты

  • Афонасова М.А., д.э.н., профессор кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск.
  • Ерохина А.А., д.э.н., профессор кафедры информатики ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Аксенова Ж.Н., Емельянова Е.А. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5994 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674