Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА И ПЕРВИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СТОМАТОФОБИИ И ДИНАМИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ»

Булкина Н.В. 1 Савина Е.А. 1 Еремин О.В. 1 Ведяева А.П. 1 Олевская О.А. 2
1 ГБОУ ВПО «Саратовский Государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития РФ»
2 МУЗ «Городская клиническая больница №2 им В.И.Разумовского»
Проведена разработка и первичная апробация опросника определения уровня стоматофобии и динамики взаимоотношений в системе «врач-пациент» в процессе лечения с точки зрения пациента. Методом открытого рандомизированного скринирования обследовали 90 пациентов в возрасте 26-56 лет с диагнозом хронический генерализованный пародонтит с сентября 2008 года по сентябрь 2011 года. Разработка опросника была проведена согласно всем общепринятым стандартам. В ходе первичной апробации пациенты отметили, что вопросы воспринимаются легко и однозначно. Проблем с ответом не возникло ни у одного пациента. Таким образом, была подтверждена очевидная, содержательная и конструктивная валидность и ретестовая надежность опросника, что позволило перейти к следующему этапу – клинической апробации. Практическое применение данного опросника позволяет определить уровень стоматофобии пациента уже в первое посещение. Подобрать с учетом данных опросника дифференцированный деонтологический подход. Улучшить взаимоотношения с пациентом, снизить у него уровень стоматофобии, что в динамике отражается на данных, полученных в последующем с помощью этого же опросника. В свою очередь, снижение уровня стоматофобии способствует комплаентности и психологически комфортному общению в системе врач-пациент, что также способствует и профилактике эмоционального выгорания у врача-стоматолога.
стоматофобия
воспалительные заболевания пародонта
опросник
первичная апробация
1. Бажанов Н.Н. О врачебной нравственности в стоматологии // Стоматология. - 1997. - № 6. - С. 7.
2. Бойко В.В. Маркеры профессионализма стоматолога во взаимодействии с пациентом на платной основе // Труды VI съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2000. - С. 9-12.
3. Лакосина Н.Д. Клиническая психология / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. - М., 2003. - 416 с.
4. Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии. - М. : ВУНМЦ МЗРФ, 2000. - 144 с.
5. Табачникова В.С. Психологическая подготовка пациентов перед стоматологическим вмешательством // Архів психіатрії. - 2009. - Т. 1. - № 56. - С. 72-76.
6. Gergen P.J. Remembering the patient (editorial) // Arch Pediatr Adolesc Med. - 2000. - Vol. 154. - № 10. - P. 977-978.
7. Peretz B. The use of imagery suggestions during administration of local anasthetics in pediatric dental patients // ASDC J. Dent Child. - 2000. - Vol. 67. - №4. - P. 231, 263-267.
8. Waldman H.B., Swerdloff M., Perelman S.P. You may be treating children with mental retardation and attention deficit hyperactive disorder in your dental practice // ASDC J. Dent. Child. - 2000. - Vol. 67. - № 4. - P. 231, 241-245.
Введение

В современной стоматологии широко обсуждается эмоциональная реакция пациентов на стоматологические вмешательства: тревога и страх на стоматологическом приеме могут послужить причинами даже для отказа от дальнейшего лечения [2; 6]. По данным С.А. Рабиновича (2000), амбулаторные стоматологические вмешательства у 99,5% пациентов сопровождаются болевыми реакциями разной степени выраженности, что является причиной стоматофобии [4]. Пренебрежительное отношение к психологическим аспектам во время лечения способствует образованию группы так называемых трудных больных, которые годами безуспешно лечатся то в одной, то в другой клинике [5]. Наличие стоматофобии приводит к систематическому не обращению за стоматологической помощью, несвоевременному обращению за стоматологической помощью, не выполнению рекомендаций врача дома и не завершению начатого лечения. Общение врача-стоматолога с такими пациентами зачастую затруднено, что также является одним из факторов, способствующих синдрому эмоционального выгорания у врача-стоматолога. Сами же пациенты главной причиной болевых ощущений видят врача-стоматолога [1; 7; 8].

Для профилактики и снижения уровня стоматофобии в процессе лечения необходимо оценивать уровень стоматофобии.

Целью исследования: разработать опросник, позволяющий оценить уровень стоматофобии и динамику взаимоотношений в системе «врач - пациент» в процессе лечения с точки зрения пациента.

Материалы и методы

Методом открытого рандомизированного скринирования обследовали 90 пациентов в возрасте 26-56 лет с диагнозом хронический генерализованный пародонтит с сентября 2008 г. по сентябрь 2011 г.

Для скринингового исследования пациентам предлагали госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS) и опросник определения уровня стоматофобии; психофизиологическое тестирование проводили на аппаратно-программном комплексе (АПК) «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново, 2007 г.).

Клиническое обследование включало осмотр полости рта и индексную оценку состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта: определялся упрощенный индекс гигиены полости рта (УИГ), индекс кровоточивости десневой борозды (ИК), индекс гингивита (ПМА). Обследование проводили до лечения и через 3 месяца после проведенного лечения.

Статистическая обработка результатов выполнялась в программе Statistica. Использовали непараметрические методы (критерий Вилкоксона, критерий Х2, коэффициент корреляции Спирмена). Вычисляли коэффициент конкордации. Статистически значимыми считали различия с p˂0,05.

Критерии исключения пациентов из исследования: наличие острой коронарной патологии, сахарный диабет, онкологические заболевания любой локализации, беременность, кормление грудью, отказ больного от обследования.

Результаты и обсуждения

По данным предварительных опросов пациентов, проведенных перед началом исследования, были определены наиболее значимые для врача-стоматолога утверждения для оценки поведения пациента на стоматологическом приеме и для выбора направления, нуждающегося в наибольшей коррекции. Утверждения были обобщены в 3 основные категории: уровень беспокойства при обращении к различным специалистам стоматологического профиля (А), уровень беспокойства во время стандартного лечебного приема (Б), динамика взаимоотношений между врачом и пациентом с точки зрения пациента (В). Были сформулированы основные положения, которые ввели в состав опросника. Опросник включал 14 вопросов.

Для подтверждения дифференцирующей способности опросника группой экспертов-стоматологов, сформированной с использованием методов оценки компетентности экспертов, проводилась весовая оценка утверждения с присвоением ему рангового коэффициента от 1 до 5.

Чтобы определить согласованность внутри каждой группы высчитывали коэффициент конкордации, относящийся к ранговым коэффициентам, что предполагает перевод количественных показателей в ранговые.

Значения коэффициента конкордации могут находиться в диапазоне от 0 до 1; чем ближе значение к единице, тем больше согласованность экспертов.

Таблица 1.  Значения коэффициента конкордации (W) и критерия Х2 для каждой из категорий опросника

Группа

Коэффициент конкордации (W)

Критерий Х2

А

0,8

24,1

Б

0,9

19,4

В

0,7

21,4

Согласно полученным данным, степень согласованности в ответах экспертов достаточно высока. Достоверность коэффициента конкордации оценивали с помощью критерия Х2: коэффициент конкордации достоверен для всех групп опросника (табл. 1).

Был введен единый масштаб для всех оценок для улучшения сопоставимости результатов и устранения соразмерности, с этой целью провели процедуру центрирования случайной величины.

После этого проводилась первичная апробация опросника. Ее провели с участием 30 пациентов с диагнозом ХГПс: 15 мужчин и 15 женщин, средний возраст - 41±7 лет. Пациентам предлагали оценить стилистическую простоту вопросов, однозначность восприятия вопросов, возможность однозначного ответа на них. Первичная апробация проводилась до начала лечения. Все респонденты владели русским языком и подписывали информированное согласие.

Повторное исследование проводилось через 3 месяца после первого посещения для определения ретестовой надежности опросника: определялся коэффициент корреляции Спирмена.

Опросник определения уровня стоматофобии и динамики взаимоотношений в системе «врач - пациент»

Данный опросник разделен на 3 части. Часть «А» состоит из вопросов, выявляющих уровень беспокойства перед конкретными стоматологическими процедурами у различных специалистов стоматологического профиля. Часть «Б» состоит из вопросов, позволяющих проследить за изменением уровня беспокойства во время лечения пациента. Часть «В» помогает определить степень психологической комфортности общения в системе «врач - пациент».

Часть А. Оцените степень Вашего беспокойства.

1) Перед профилактическим осмотром:

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

2) Перед посещением гигиениста (профессиональная гигиена полости рта):

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

3) Перед посещением врача-ортодонта (например, исправление прикуса):

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

4) Перед посещением врача-терапевта (например, лечение зубов):

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

5) Перед посещением врача-ортопеда (например, протезирование):

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

6) Перед посещением врача-хирурга (например, удаление зуба):

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

 

Часть Б. Оцените степень Вашего беспокойства во время приема у врача-стоматолога (например, процедура лечения зуба).

1) Если бы посетить стоматолога надо было завтра:

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

2) Утром, в день визита к стоматологу:

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

3) В ожидании приема (сидя в коридоре):

а) я ожидаю прием с радостью;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

4) Перед лечением, но уже сидя в кресле у врача-стоматолога:

а) я пребываю в хорошем расположении духа;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

5) Перед проведением анестезии:

а) я пребываю в хорошем расположении духа;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

6) После проведения анестезии, во время лечения:

а) я пребываю в хорошем расположении духа;

б) мне все равно;

в) испытываю незначительную тревогу;

г) я испытываю сильную тревогу;

д) мне очень страшно.

 

Часть В. Оцените степень Вашего беспокойства во время приема у врача-стоматолога (например, процедура лечения зуба).

1) Вы сегодня пришли к стоматологу, оцените своё состояние в сравнении с предыдущим посещением у этого врача:

а) в этот раз я вообще не боюсь посещения врача-стоматолога;

б) в этот раз я волнуюсь значительно меньше, по сравнению с предыдущим;

в) в этот раз я волнуюсь так же, как и в прошлый;

г) в этот раз мне немного страшнее, чем в предыдущий;

д) в этот раз я панически боюсь.

2) Вы сегодня пришли к стоматологу, оцените свои взаимоотношения с врачом-стоматологом:

а) мои взаимоотношения с врачом-стоматологом доверительные; я не боюсь лечения у этого врача;

б) раньше я боялся лечения, в процессе лечения же у этого врача мои страхи и тревоги уменьшились; я стал больше доверять врачу;

в) дружеской атмосферы нет на приеме, врач не старается войти в контакт, но я полностью доверяю ему; врач высококлассный специалист;

г) в процессе лечения я не нахожу контакта с врачом, объяснения врача не способствуют снижению моих страхов; тревога нарастает с каждым посещением;

д) я совсем не нахожу контакта с врачом; хочу сменить врача.

Заключение

Разработка опросника была проведена согласно всем общепринятым стандартам. В ходе первичной апробации пациенты отметили, что вопросы воспринимаются легко и однозначно. Проблем с ответом не возникло ни у одного пациента. Таким образом, была подтверждена очевидная, содержательная и конструктивная валидность и ретестовая надежность опросника, что позволило перейти к следующему этапу - клинической апробации.

Практическое применение данного опросника позволяет определить уровень стоматофобии пациента уже в первое посещение. Подобрать с учетом данных опросника дифференцированный деонтологический подход. Улучшить взаимоотношения с пациентом, снизить у него уровень стоматофобии, что в динамике отражается на данных, полученных в последующем с помощью этого же опросника. В свою очередь, снижение уровня стоматофобии способствует комплаентности и психологически комфортному общению в системе «врач - пациент», что также способствует и профилактике эмоционального выгорания у врача-стоматолога.

Рецензенты

  • Лепилин А.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздравсоцразвития РФ, г. Саратов.
  • Коннов В.В., д.м.н., зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздравсоцразвития РФ, г. Саратов.

Библиографическая ссылка

Булкина Н.В., Савина Е.А., Еремин О.В., Ведяева А.П., Олевская О.А. РАЗРАБОТКА И ПЕРВИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СТОМАТОФОБИИ И ДИНАМИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5991 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674