Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

Бирюкова И.Ю. 1
1 Санкт-Петербургский Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
В статье приведено несколько определений инноваций. Термины «инновация» и «нововведение» употребляются как тождественные и означают «введение новшества». Определены условия применения инноваций в предпринимательской деятельности, под которыми понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управления инновационной сферой. Названы основные свойства инноваций - научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Также в статье определено, что следует понимать под предпринимательской инновационной деятельностью и какие выделяют виды предпринимательской инновационной деятельности и элементы. Охарактеризован предпринимательский инновационный процесс, который представляет со-бой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество. Раскрыто понятие предпринимательской инновационной политики и предпринимательского инновационного потенциала.
инновация
предпринимательская деятельность
потенциал
процесс
политика
1. Дунаев О. Н., Ершова И. В., Кузнецова Е. Ю. Конкурентоспособность регионального управления / Под ред. О. Н. Дунаева. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2009.
2. Ивасенко А. Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.
3. Казанцев А. К., Серова Л. С. Стратегическое управление инновациями на предприятии: Дел. игра «Страплан» / СПбГИЭА. - СПб., 1996.
4. Лейбкинд А. Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур. - М.: Наука, 1981. - 143 с.
5. Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий / сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. - М.: АНХ, 1999.
Понятие «инновации» произошло от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык дается как «ново­введение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синони­мы [1]. Однако думается, что это несколько неверно. Под новшеством понима­ется новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому далее в работе термины «инновация» и «нововведение» будут употреб­ляться как тождественные и означающие «введение новшества».

При организации предпринимательской деятельности предметом инновации могут выступать как продукт новый или усовершенствованный, новый или усовершенствованный про­изводственный процесс, так и организация. Под условиями примене­ния инноваций в предпринимательской деятельности понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управле­ния инновационной сферой.

При организации предпринимательской деятельности научно-технические разработ­ки и нововведения выступают как промежуточный результат науч­но-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-техниче­ские разработки и изобретения являются приложением нового зна­ния с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и зна­ний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в про­цессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ ха­рактеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых науч­ных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в произ­водстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рас­сматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в рав­ной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, про­изводственная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономиче­скую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следу­ет обратить внимание на два момента: «материализацию» иннова­ции, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, техно­логии и организации производства и «коммерциализацию», превраща­ющую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны обла­дать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить при­быль производителю.

Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и уп­равление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, раз­витием, распространением и применением научно-технических зна­ний. Она включает научные исследования и разработки; научно-тех­ническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой твор­ческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фунда­ментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических за­дач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результа­тов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Главной целью научно-технического образования является обес­печение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффек­тивное использование их образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Направления научных исследований и инновационной деятель­ности должны согласовываться с приоритетами федеральной и ре­гиональной научной, научно-технической и инновационной поли­тики с учетом специфики системы образования.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связан­ную с научными исследованиями и разработками и способствую­щую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься научные органи­зации в качестве неосновной деятельности; самостоятельные орга­низации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим услугам относятся: предоставление науч­но-технической информации; перевод, редактирование и издание на­учно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологи­ческие, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации кон­кретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обыч­ных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.

Заказ фундаментальных исследований и НИР под силу лишь государству и крупным компаниям. И когда результаты этих работ становятся общедоступными, они становятся материалом для нововведенческой деятельности. Фундаментальные, прикладные иссле­дования и в целом наука влияют на общественное воспроизводство через инновации. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа. Взаи­мосвязь науки и инновационной сферы очевидна: результаты иссле­дований способствуют возникновению инновационных идей, реали­зация которых через процесс коммерциализации, в свою очередь, должна пополнять финансовые ресурсы науки. Однако организация эффективного сотрудничества этих двух интеллектуальных сфер оказывается непростой проблемой. Возникают вопросы в правовой, институциональной и финансово-экономической составляющих пе­реходных процессов от научных исследований к инновационным результатам.

Предпринимательская инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, фи­нансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям. Это деятельность, направ­ленная на реализацию накопленных научно-технических достиже­ний с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Выделяют следующие виды предпринимательской инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах про­изводства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагает­ся доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. предварительное исследо­вание рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, кон­струкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и обору­дования, по своему технологическому содержанию связанных с внед­рением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чер­тежей, предусмотренных для определения производственных проце­дур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Если потенциал и степень прогрессивности новаций достаточ­но высоки, то инновационные процессы нововведений могут выйти на межорганизационный уровень значимости и осуществляться как по научно-техническим программам, так и на конкурсных началах. Целесообразность конкурсного решения научно-технических про­блем обусловливается стремлением уменьшить коммерческий риск инвесторов, на который влияет недостаточно высокая результатив­ность работы субъектов инновационной деятельности. Принятие решения о многовариантном выполнении работ на конкурсных на­чалах позволит более рационально расходовать выделяемые ресур­сы. Экономически выгоднее провести конкурс среди прикладных НИР и проектных работ в составе ОКР, затраты на которые пример­но в 3 раза меньше, чем на последующих этапах выполнения ОКР.

Основными компонентами сферы предпринимательской инновационной деятельности являются следующие:

  1. рынок создания новшеств, изобретений существует на сты­ке научной и инновационной деятельности. Формируют указанную область рынка отдельные крупные ученые, вузы, временные науч­ные коллективы, объединения научных работников, а также част­ные исследовательские лаборатории. Основным товаром на данном этапе является научный результат - открытие, изобретение или другой продукт интеллектуальной деятельности. Состояние этого компонента инновационной сферы России можно оценить как бла­гоприятное;
  2. рынок капитала и инвестиций самым тесным образом свя­зан с кредитно-финансовым сектором экономики. Данную область формируют инвесторы различного уровня и ранга;
  3. рынок научно-технического персонала самым тесным обра­зом связан с системой образования и подготовки кадров. Для орга­низации инновационной деятельности и проведения НИОКР необ­ходим определенный штат научно-исследовательских сотрудников и инженеров, подготовка которых ведется как в вузах, так и в спе­циальных научно-технических образовательных учреждениях. Сос­тояние данного сегмента инновационной сферы России можно оха­рактеризовать сегодня как относительно благоприятное;
  4. инновационная инфраструктура. Этот компонент сферы представляет собой связующее звено между предыдущими элемен­тами и рынком конкуренции инноваций. Формирование эффектив­ной инновационной инфраструктуры является необходимым инсти­туциональным условием развития инновационной деятельности в рыночной экономике. Инновационная инфраструктура включает в себя различные институты и организации, основной задачей кото­рых является обеспечение успешного протекания инновационных процессов в промышленности. Система инновационных институтов, адекватных современной рыночной экономике, постепенно форми­руется в России;
  5. рынок конкуренции инноваций выступает с двойственных позиций. С одной стороны, хозяйственные образования промыш­ленности в конкурентной борьбе вынуждены повышать техничес­кий уровень инноваций, улучшать их качество, снижать издержки производства, сокращать эксплуатационные расходы, совершенство­вать систему технического обслуживания. С другой стороны, ры­ночный механизм безжалостно отвергает инновации, даже имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают ком­мерческим интересам организаций. Состояние рынка конкуренции инноваций в нашей стране можно охарактеризовать сегодня как крайне неблагоприятное.

Помимо рассмотренных элементов, огромное влияние на предпринимательские ин­новационные процессы оказывают следующие факторы: технологи­ческая политика, условия штандорта, научно-технические связи и уровень экономического развития тех или иных субъектов миро­вого хозяйства. Все эти компоненты взаимосвязаны и образуют свое­образный «инновационный узел», концы которого уходят глубоко в различные отрасли экономики [2].

Элементы предпринимательской инновационной инфраструктуры интегрируются на метауровне в единую предпринимательскую инновационную систему. Такую систему можно назвать как национальная предпринимательская инновационная система (НПИС).

Концепция формирования НПИС начала разрабатываться в 1980-х гг. прошлого века. При этом определение «национальная» од­нозначно трактуется как «государственная». Новый этап развития НПИС, заключающийся в их объединении в единую сеть для созда­ния единого предпринимательского инновационного пространства, начался в 2000 г., когда на мартовском заседании Европейского Совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активи­зации инноваций и экономических реформ, модернизации системы социальной поддержки и реформы образования. Целью программы являлось построение наиболее компетентной и динамичной эконо­мики, основанной на знаниях, которая должна обеспечить ЕС миро­вое лидерство.

Научно-техническая и предпринимательская инновационная деятель­ность характеризуются такими родственными терминами, как предпринимательский инно­вационный процесс, предпринимательская инновационная политика, предпринимательский инновационный по­тенциал, предпринимательский инновационный климат.

Предпринимательский инновационный процесс представляет собой подготовку, осу­ществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвя­занных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное нов­шество.

Управление инновациями представляет собой процесс управ­ления всеми аспектами предпринимательской инновационной деятельности, что осущест­вляется через разработку предпринимательской инновационной политики организации. В современной литературе нет однозначного понимания дефиниции «предпринимательская инновационная политика». Концепцию предпринимательской инновационной политики следует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику предприятия в части реализации предпринимательского инновационного процесса, а в прикладном - как де­тальный план, программу действий.

Предпринимательская инновационная политика в своей основе ставит задачу совер­шенствования системы путем изменения ее элементов.

  1. Долгосрочные цели предпринимательской инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству исполь­зований (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффектив­ности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организа­цию системы и использования ресурсов).
  2. Среднесрочные цели направлены на максимальное исполь­зование потенциала эффективности имеющихся ресурсов.
  3. Краткосрочные цели направлены на использование аль­тернативных вариантов ресурсов без предпринимательского инновационного развития про­изводственной системы с сохранением эффективности в целом.
  4. Оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.

Предпринимательский инновационный потенциал организации - это мера готовно­сти организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение по­ставленной предпринимательской инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы предпринимательских инновационных стратегических изменений.

Предпринимательский потенциал организации - главный критерий целесообразно­сти ее существования. Через развитие предпринимательского потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производ­ственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматри­вается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Предпринимательский потенциал организации имеет две состав­ляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельно­сти и готовность к инновациям.

От состояния предпринимательского инновационного потенциала зависит выбор предпринимательской ин­новационной стратегии, а его развитие может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды организации. Оценка предпринимательского инновационного потенциала производится по схеме: «ресурс - функ­ция - предпринимательский проект», где под предпринимательским проектом понимается возможность выпуска определенной продукции.

Внешнюю среду организации характеризует предпринимательский инновационный климат, влияние которого на инновационный потенциал устанавли­вается по результатам СТЭП-анализа. Стратегия предпринимательской инновационной позиции организации определяется совместным анализом внутрен­ней и внешней среды, т.е. предпринимательского инновационного потенциала и предпринимательского инноваци­онного климата.

Проводя предпринимательскую инновационную деятельность, фирма должна пони­мать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное испол­нение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара (услуги). В идеале фирма предпочла бы работать в таких условиях, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция мини­мальна или вообще отсутствует. Тогда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях, благоприятных для про­ведения инноваций.

Рецензенты:

  • Крутик А. Б., доктор экономических наук, профессор,  профессор кафедры организации обслуживания населения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.
  • Грунин О. А., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Бирюкова И.Ю. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5971 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674