Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Копцева Н.П. 1
1 ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет "
Проведено исследование концептуальных и методологических оснований в области этнокультурных исследований современного состояния коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на примере коренных малочисленных народов Красноярского края (эвенов, эвенков, ненцев, долган, нганасан, чулымцев, селькупов, кетов). Рассмотрены основные философско-антропологические и культурно-антропологические концептуальные и методологические подходы, характерные для британской социальной антропологии и американской культурной антропологии. Предложены конкретные концептуальные и методологические позиции для проведения прикладных культурных исследований коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.Результаты исследования могут быть применены в образовательном процессе для студентов, изучающих учебные дисциплины «Этнология», «Социальная антропология», «Культурная антропология», «Методы культурных исследований», «Теория культуры», «Прикладная культурология», «Визуальная антропология» и некоторых других.
социальная антропология.
Сибири и Дальнего Востока
коренные малочисленные народы Севера
1. Джон В. Берри [и др.] Кросс-культурная психология. Исследования и применение. - Харьков : Гуманитарный центр, 2007.
2. Копцева Н.П. Индигенные народы Красноярского края: к вопросу о методологии культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 3. - № 4. - С. 554-562.
3. Копцева Н.П., Махонина А.А. Методология Генриха Риккерта и ее применение для решения проблемы культурных ценностей в современной теории культуры // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т. 2. - № 2. - С. 247-258.
4. Копцева Н.П., Пименова Н.Н., Резникова К.В. Сохранение и развитие коренных народов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 3. - № 5. - С. 649-666.
5. Копцева Н.П., Резникова К.В. Выбор методологических оснований для современных культурных исследований // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - Т. 2. - № 4. - С. 491-506.
6. Малиновский Б.К. Научная теория культуры. - М. : О.Г.И., 2005.
7. Малиновский Б.К. Научные принципы и методы исследования культурного изменения // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - М. ; Спб., 2006. - С. 371-384.
8. Марков Г. Немецкая этнология : учеб. пособие. - М. : Академический Проект, 2004.
9. Рэдклифф-Браун А.Р. Историческая и функциональная интерпретации культуры и практическое применении антропологии в управлении туземными народами // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - М. ; Спб., 2006. - С. 633-635.
10. Рэдклифф-Браун А.Р. Сравнительный метод в социальной антропологии. - М., 2001.
В настоящее время существует огромный интерес к этнокультурным процессам, протекающим в условиях глобальных трансформаций. Классические науки - философия, социология, культурная антропология, история, этнография, этнология, политология, экономическая теория и другие существенно модернизировали свои инструментарии, методы и методики, создали новое междисциплинарное пространство, чтобы наиболее эффективным образом создавать научную модель данных процессов.

Общее количество исследований насчитывает не только сотни, а тысячи наименований.

Одновременно следует отметить, что отечественная наука долгое время была лишена возможности вести соответствующие исследования без оглядки на определенную идеологическую парадигму, что существенно тормозило качество гуманитарных научных исследований.

В настоящее время необходимо преодолеть существующий разрыв в исследовательских практиках международного научного сообщества и российских ученых, освоить новые способы, новый язык, новые подходы, методы и методики гуманитарных исследований и только так преодолеть методологический и концептуальный кризис, который переживает сегодня отечественная наука, особенно в регионах Российской Федерации.

Представляется необходимым провести комплексное гуманитарное (в том числе антропологическое, этнодемографическое), социальное, политическое, культурное исследование актуального состояния этнокультурных групп, принадлежащих к коренным малочисленных народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе с учетом региональной специфики (субъектов Российской Федерации), и выявить механизмы, которые способствуют или препятствуют сохранению их уникальной культуры, построенной на различных способах традиционного природопользования.

Цель данного исследования можно было бы сформулировать следующим образом: разработка системных принципов политики сохранения и воспроизводства в долгосрочной перспективе северных народов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку необходимых стратегий и формирование набора соответствующих целевых программ.

1. Анализ методологии культурно-антропологических и социально-исторических исследований проблем и возможностей воспроизводства и развития социально-антропологических систем в условиях глобальных трансформаций:

  • критический анализ философской, культурно-антропологической и социально-исторической литературы по проблемам происхождения, существования и трансформации этнических культурных популяций;
  • разработка философско-культурологической концепции исследования проблем и возможностей воспроизводства и развития культуры (как социально-антропологической системы) коренных народов циркумполярных территорий в условиях глобальных трансформаций;
  • разработка системной модели процессов социокультурного воспроизводства коренных этносов в условиях глобального мира.

2. Сравнительный анализ традиционных социально-культурных практик, обеспечивающих воспроизводство социально-антропологических систем (культур) коренных народов в различных исторических условиях. Сравнительный анализ вторичных социально-культурных институтов, деятельность которых направлена на воспроизводство культуры коренных народов в условиях глобальных трансформаций. Выявление эффективных практик и институциональных структур, позволяющих сохранять и развивать культуры коренных народов в современных условиях:

  • разработка системной модели социально-культурной практики воспроизводства культур коренных народов как социально-антропологических систем;
  • разработка модели «этнической идентичности» как базовой теоретической модели для рационального управления процессами трансформации этнокультурных популяций коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

3. Феноменологическое исследование процессов воспроизводства культуры народов циркумполярных территорий:

  • комплексный анализ и выделение этнообразующих единиц, ключевых механизмов и форм самосознания, определяющих процессы воспроизводства и трансформации этносов циркумполярных территорий, на примере якутского народа;
  • обобщение результатов исследования: формулировка выводов об институтах и механизмах, позволяющих сохранять и развивать культуру циркумполярных народов в длительной перспективе;
  • оформление рекомендаций по деятельности региональных органов власти и органов власти муниципальных образований, учреждений образования и культуры на территориях проживания коренных и малочисленных народов Севера Красноярского края;
  • оформление рекомендаций по использованию результатов проведенной поисковой научно-исследовательской работы при разработке научно-образовательных курсов.

Поставленные цели и задачи должны опираться на самую современную методологическую и мировоззренческую философско-антропологическую базу, основные принципы которой будут изложены далее.

Цель комплексных гуманитарных исследований - это проектирование социальных процессов таким образом, чтобы произошло качественное улучшение социального бытия и социального сознания. Кратко эту цель можно обозначить термином «социальная инженерия».

Данная научная цель была сформулирована вместе с появлением самой науки, вспомним социальные проекты Конфуция, Платона, Августина Аврелия, христианские, исламские, буддийские социальные теории... Однако в начале XX века акцент на социальную инженерию был сделан в работах целого ряда выдающихся мыслителей, в том числе представителей англоязычных гуманитарных и социальных наук.

Так, великий мыслитель, основатель прагматизма Джон Дьюи писал, что «Философия возрождается, когда перестает быть средством разрешения проблем философов и становится методом... разрешения проблем человечества». Он же полагал, что современная ему гуманитарная и социальная наука находится еще во младенческом возрасте, поскольку она накопила достаточное количество знаний, но не использует их, управление людьми должно осуществляться с помощью научных знаний. Этот тезис Джона Дьюи подхватили все выдающиеся ученые XX в., создав множество научных инструментариев для изучения реального социального организма, указав множество способов воздействия на него с помощью различных инструментов. Разумеется, более всего в этих инструментах нуждаются политики. Но гражданское общество больше, чем политическая сфера. Социальное самоуправление осуществляется всегда, однако последствия хаотического самоуправления раскрываются перед нами в целом рядом исторических трагедий, в том числе и в тех, которыми так «богат» двадцатый век. Вспоминается известное исследование Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», где испанский мыслитель предупреждает о том, что масса решает все проблемы с помощью насилия, она неизбежно порождает вождя, являющегося ее «голосом», который воплощает собой это насилие в его самых безумных разновидностях. Аналогичны исследования и Э. Канетти, который одним из первых начал разрабатывать проблематику простейших форм власти человека над человеком, доказав, что «массой» человек делает себя сам, поскольку в этом превращении решается целый ряд важнейших для него проблем.

Разумеется, нельзя забывать и о гипотезах З. Фрейда, Э. Фромма, огромного числа современных философов, социологов, политологов, раскрывающих проблемы социального хаоса с самых различных сторон. Серьезные исследования проводил Мишель Фуко, который препарировал властные отношения, доказав, что насилие воспроизводится уже в самом понятии социальной нормы, которое одновременно и фатально целые социальные пространства заставляет трактовать как патологические. Социальная норма - оборотная сторона социальной патологии. Этот вывод Мишеля Фуко был блестяще обоснован им в конкретных исследованиях истории психиатрии, тюрем, секса, в исследованиях структуры человеческого языка.

Представляется, что социальная (культурная) антропология - это та гуманитарно-социальная наука, которая осознанно стремится быть одним из инструментов социальной инженерии, разрабатывает методы прикладных культурных исследований с целью оптимизации социальных процессов, поддержки жизнеспособности социального организма на самом высоком уровне.

Можно выделить две позиции, характерные для современных социально-культурных исследований.

Первая позиция: предметом исследования оказываются отдельные культуры, которые «независимы, последовательны, стабильны», которые имеют географически зафиксированное положение, для них не характеры процессы глобализации. Если внутри этих культур фиксируется какое-то изменение, то оно связывается с процессом взаимодействия между индивидами в пределах данной культуры, а не как результат контактов между культурами.

Вторая позиция: у каждой этнической группы есть своя культура, поэтому нельзя говорить «культура меньшинства». Не существует монокультурных обществ. Разные культурные группы живут вместе в одном обществе. В современном мире практически исчезло общество, где была бы одна религия, один язык, одна культура, одна-единственная идентичность, характеризующая все население. Современное российское общество - плюралистическое общество.

Наиболее эвристичной является вторая позиция, характерная для Джона Берри и его коллег. Таким образом, современные коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока вступают во взаимодействие не с одной этнокультурной группой (монокультурным обществом), а с плюралистическим обществом, состоящим из множества культурных групп. Особенно это ярко проявляется в Красноярском крае, где проживают такие народы, как эвены, эвенки, нганасаны, селькупы, кеты, долганы, ненцы и чулымцы.

Существуют как минимум две точки зрения на плюралистическое общество, частью которого являются коренные малочисленные народы Красноярского края.

Первая точка зрения: плюралистическое общество - «плавильный котел», единственное доминирующее общество, общество «мейнстрима», на обочине которого располагаются группы меньшинств. Судьба этих меньшинства двояка: они могут раствориться в обществе «мейнстрима» или останутся маргиналами, отверженными для большинства в этом обществе.  

Вторая точка зрения - это «мультикультурализм». В его основе разноцветная палитра этнокультурных групп, сохраняющих чувство своей культурной уникальности и занимающих свое собственное место в социальной структуре, которая характеризуется некоторыми универсальными (конвенциональными) нормами: экономическими, политическими, юридическими соглашениями относительно того, как жить вместе различным этнокультурным группам. Таким образом, для мультикультурализма характерны две вещи: сохранение культурной уникальности всех этнокультурных групп и соучастие всех групп в большом плюралистическом обществе.

Представляет большой интерес для формирования исследовательской позиции по отношению к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе народам Красноярского края, предложение современных культурных и социальных антропологов о выделении двух уровней исследования: группового-культурного и индивидуального-психологического. Эта тема требует отдельного рассмотрения, но уже сейчас ясно, что данная идея позволит привлечь научные ресурсы и социальной (культурной) антропологии, и кросс-культурной психологии, что значительно повысит научную надежность (валидность) результатов исследований.

Коренные малочисленные народы Красноярского края как предмет современного социо-культурно-антропологического исследования могут рассматриваться со всех вышеперечисленных научных позиций.

Несмотря на огромное количество научных и научно-популярных публикаций о российских северных народах, основное концептуальное пространство этих статей носит ярко выраженный этнографический или историко-этнографический характер. Серьезные социо-культурно-антропологические исследования - дело будущего. Необходимо срочно решать две серьезные задачи, связанные с кризисом отечественной гуманитарной науки:  

  1. осваивать достижения зарубежных ученых, накопленные за последние 120-150 лет со времени основания социальной (культурной) антропологии;
  2. решать те методологические проблемы, которые стоят сегодня перед мировым научным сообществом и которые связаны с преодолением позиции исследователя «навязать культурные стандарты своей науки в качестве стандартов исследования другой культуры».

Представляется, что решение этих задач взаимосвязано, и логика ближайшего десятилетия отечественной культурной антропологии такова: точечные (локальные) исследования, связанные с обработкой этнографического материала в духе новейших социо-культурно-антропологических подходов, которые имеют ярко выраженный междисциплинарный характер.

Рецензенты:

  • Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.
  • Кудашов Вячеслав Иванович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Копцева Н.П. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5942 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674