Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Кузнецова Е.Н. 1
1 Псковский государственный университет
Представленный материал посвящен актуализации проблемы интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, вызванной необходимостью выстраивания межличностных отношений участников образовательного процесса в современных условиях на основе гуманности, взаимоуважения, доверия, толерантности и эмпатии, стремления к взаимопониманию и сотрудничеству. Статья содержит экстраполяцию теоретических положений и результатов экспериментальной работы проведенного автором диссертационного исследования на тему «Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия». В тексте статьи представлена авторская интерпретация понятия «интерес к человеку» как педагогического феномена, раскрыта практическая и теоретическая значимость исследования проблемы, а также его научная новизна. Представленная статья рассчитана на широкую аудиторию, как преподавателей, студентов, аспирантов, классных руководителей, так и более широкого круга специалистов, работающих в сфере «человек-человек».
интерес
интерес к человеку
педагогическое взаимодействие
ценностное основание
1. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2000. - 224 с.
2. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-методич. пособие[Текст]/ Н.М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.
3. Борытко, Н. М., Моложавенко, А. В., Соловцова, И. А. Методология психолого-педагогических исследований: учебник магистрантов и студентов пед. вузов [Текст] / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. -284 с.
4. Лузина, Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход [Текст] / Л. М. Лузина. - Псков: ПГПИ, 2000. - 186 с.
5. Лузина, Л. М. Человек в проблемном поле воспитания: монография [Текст] / Л. М. Лузина. - Псков: изд. ПГПУ, 2008. - 288 с.
6. Никитина, Н. Н. Культура профессионально-личностного самоопределения учителя: контекст становления: монография [Текст] / Н. Н. Никитина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 400 с.
7. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография [Текст]/ Н. Н. Никитина. - М.: Прометей, МПГУ, 2002. - 316 с.
В современных условиях всеобщей глобализации и информатизации, совершенствования компьютерных технологий и преобладания виртуального, интерактивного общения над реальным особенно актуальным выглядит обращение к человеку, интерес к нему и потребность в живом и личном, непосредственном взаимодействии. Тема аксиологического обеспечения образовательного процесса привлекает сегодня все более пристальное внимание исследователей, что связано с изменением общественно-исторических реалий. Сегодня мир идет к единству, интегрируясь в поликультурную целостность с вытекающими отсюда сложными взаимосвязями и взаимозависимостями. Это обусловливает возникновение потребности людей в адаптации к новым условиям жизни, необходимости формирования гуманистического, толерантного сознания и построения межличностных отношений на соответствующих ценностных приоритетах. Подготовить молодое поколение к вхождению в современное общество возможно при помощи адекватной системы образования и воспитания, создания оптимальных условий и выбора наиболее эффективных моделей, методик и технологий образовательной деятельности. Все это естественным образом ведет к постоянно возрастающим требованиям к профессионализму и компетентности учителя.

В связи с изложенным, цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Не секрет, что никакая деятельность не будет продуктивной и не достигнет высоких результатов без личностно значимого отношения к ней самого человека. Важно помнить, что творчеством движет интерес. Он является активизатором психических процессов. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдение, внимание, совершенствуются приемы запоминания, интенсивней работает воображение.

И хотя проблема интереса не нова в педагогике, психологии, философии и социологии и ею занималось большое количество ученых (И. Гербарт, М. В. Демин, А. К. Дусовицкий, Н. Ф. Добынин, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие), сравнительный анализ психолого-педагогической и философской литературы показал, что проблема воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия остаётся малоизученной: не определены теоретические основания воспитания интереса к человеку, не определено понятие «интерес к человеку» как педагогического феномена, не выявлены условия становления интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, не разработана модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

В ходе исследования установлено, что, несмотря на достаточно широкую разработанность проблемы интереса и ценностных оснований педагогического взаимодействия, и в образовании достигнуты определенные сдвиги в направлении антропологизации знания, проблема интереса к человеку до сих пор не осмыслена в контексте принципов гуманистического воспитания. Для определения понятия «интерес к человеку» как педагогического феномена, его качественных характеристик, которые позволят ему стать фактором воспитания, мы обратились к философской, психологической и педагогической литературе.

В словарных определениях в философии интерес к человеку как отдельный феномен не рассматривается, а непосредственно интерес определяется как категория познания, направленность на объект исследования.

В связи с этим нами дано авторское определение этого понятия как педагогического феномена: «Интерес к человеку» - «особое позитивно-окрашенное ценностное отношение к человеку; избирательная направленность и ориентир на человека; мощный активизатор психических процессов и ведущий побудитель и ресурс педагогической деятельности; познавательная потребность, внимание которой сосредоточено на человеке».

На основе сопоставительного анализа психологической и педагогической литературы мы определили содержание и функции интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, выявили и интерпретировали две группы педагогических условий: 1) базовые (теоретические) условия воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия (знания, отношение, умения, опыт поведения) и 2) (практико-ориентированные) педагогические условия воспитания интереса к человеку (внимание, извлечение смыслов из жизненных проявлений человека, интерпретация смыслов на основе собственного жизненного опыта, но с учётом ценностей другого человека, понимание).

В исследовании определены следующие компоненты воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия: мотивационно-ценностный, целевой, информационный, конструктивный, рефлексивный.

На основе вышесказанного, нами разработана модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, включающая цель, условия, принципы, этапы, содержание воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия на каждом из этапов и прогнозируемый результат.

В ходе констатирующего эксперимента проводилась диагностика уровней интереса к человеку у участников образовательного процесса. Анализ результатов диагностики исходного уровня интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия позволил сделать вывод о необходимости организации воспитательного процесса по становлению интереса к человеку.

В ходе формирующей части эксперимента проходила практическая реализация спроектированной нами модели воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, которая осуществлялась в рамках различных мероприятий, часов-встреч, объединенных темой «Интерес к человеку как универсалия бытия», которая включала в себя: содействие освоению субъектами педагогического взаимодействия компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Проведенные в соответствии с выделенными критериями и показателями количественный и качественный анализы результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволяют сказать, что в экспериментальных группах наблюдается повышение значений по продвижению в освоении всех пяти компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия. Данные результаты позволяют утверждать, что спроектированная нами модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия является своевременной и эффективной. Одновременно с освоением участниками компонентов становления интереса к человеку, участники продвигались к осмыслению и принятию интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Таким образом, следует вывод о том, что реализация спроектированной нами модели обеспечивает эффективность воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, что в свою очередь позволяет предположить, что интерес к человеку в качестве ценностного приоритета может стать основанием духовно-нравственного воспитания и педагогического взаимодействия.

Рецензенты:

  • Светенко Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор МОУ «Псковская лингвистическая гимназия», г. Псков.
  • Степанов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор ПОИПКРО, г. Псков.

Библиографическая ссылка

Кузнецова Е.Н. ИНТЕРЕС К ЧЕЛОВЕКУ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5921 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674