Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА СТАТУСОВ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Кушнерова Ю.Ю. 1
1 ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы», Новосибирск
С целью разработки программы профилактики алкогольной зависимости у студентов различных специальностей необходимо изучить специфику статусов их идентичности, а особенно тех студентов, которые имееют склонность к алкогольной аддикции. Проведен теоретический анализ подходов к идентичности личности, рассмотрены особенности алкогольной аддикции. С использованием метода тестирования и статистических методов обработки данных получены результаты по следующим методикам: тест Эго-идентичности Солдатовой и методика «Стандартизированное интервью Эриксона-Марсиа», позволившие определить различия в статусе идентичности в трех группах студентов: без признаков аддиктивного поведения (первая группа); с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа); имеющих сформированную аддикцию (третья группа). Всего принимало в исследовании 214 человек. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ профилактики аддиктивного поведения и формирования идентичности.
идентичность
алкоголь
аддикция
1. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. - Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 200 с.
2. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозр. психиатр. и мед. психол. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
3. Солдатова Е. Л. Психология нормативных кризисов взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 281 с.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с. - (Библиотека зарубежной психологии).
5. Marcia J. E. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology., 551-558 р.
Введение

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях особую роль играет процесс формирования личности будущего специалиста, особенно важен этот процесс на начальном этапе обучения в вузе. Студенты представляют собой важнейший ресурс социального преобразования современного российского общества, от мобилизации которого зависит здоровье и жизнеспособность социума.

Именно Эго-идентичность как динамичная структура позволяет развиваться, изменяться на протяжении всего жизненного пути человека, но при этом сохранять целостность личности, что особенно важно в период юности. Трансформация социальной роли школьника и абитуриента на роль студента вуза сопровождается рядом трудностей, связанных с процессом адаптации к обучению в вузе: осваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы межличностных отношений [1].

Для отдельной категории студентов адаптация к обучению в вузе происходит без потерь внутренних и внешних ориентиров: ценностно-смысловых и мотивационных, а у некоторых данный процесс сопровождается размытостью или спутанностью Эго-идентичности, непереносимым психологическим дискомфортом. Такие люди прибегают к различным химическим веществам, например, к алкоголю, который гарантирует быструю защиту от суровой действительности путем создания ощущения мнимого решения трудностей, ухода от действительности. Простота решения проблем именно таким способом очень быстро закрепляется и формируется аддиктивное поведение.

Мы в своей работе исследовали статусы Эго-идентичности студентов, опираясь на классификацию J. E. Marcia. Он выделил четыре статуса Эго-идентичности, которые приписывал индивиду, используя два параметра: наличие или отсутствие кризиса, наличие или отсутствие единиц идентичности (значимых для личности ценностей, целей, убеждений). К статусам идентичности он относил следующие: достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность и диффузная идентичность [5].

Цель исследования: изучить специфику статусов Эго-идентичности студентов, склонных к алкогольной аддикции, и тех, кто имеет уже сформированную аддикцию.

Материалы и методы: эмпирической базой исследования явились 80 респондентов без признаков аддиктивного поведения (первая группа); 76 испытуемых с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа); 58 респондентов, имеющих сформированную аддикцию (третья группа). Всего принимали в исследовании 214 респондентов.

Для достижения поставленной цели использовались: общенаучный поисковый метод, диагностический метод тестирования, методы математической статистики (расчет частоты проявления того или иного статуса идентичности в группах (в %), углового преобразования Фишера) с применением компьютерной программы SPSS 11.0.

Нами были проведены расчеты по следующим методикам: тест Эго-идентичности Солдатовой (далее СЭИ) и методика «Стандартизированное интервью Эриксона-Марсиа».

Результаты и обсуждение. Для изучения особенностей статусов Эго-идентичности студентов необходимо с различной степенью проявления алкогольной аддикции необходимо выявить различия в частоте проявления различных статусов их Эго-идентичности.

Статусы Эго-идентичности непосредственно связаны с наличием или отсутствием кризиса идентичности.

В таблице 1 проведен расчет частоты проявления того или иного статуса идентичности в группах (в %).

Таблица 1.  Частота проявления статусов идентичности в экспериментальных группах

Статусы идентичности

Группы респондентов

Без признаков аддикции

«Склонные к  аддикции»

С выраженными признаками аддикции

СЭИ

Достигнутая идентичность

76 %

8 %

6 %

Размытая идентичность

14 %

58 %

72 %

Предрешенная идентичность

10 %

34 %

22 %

Интервью Эриксона-Марсиа

Диффузия

4 %

6 %

48 %

Мораторий

15 %

54 %

12%

Предрешенность

10 %

30 %

36 %

Достигнутая идентичность

71 %

10 %

4 %

Предварительный анализ показал, что в группе без признаков аддикции преобладает статус достигнутой идентичности, другие варианты испытуемые демонстрируют гораздо реже. В группе респондентов, склонных к аддикции, преобладает размытая идентичность, по Е. Л. Солдатовой, в трактовке Марсиа-Эриксона - мораторий идентичности [3].

Также значительная часть респондентов этой группы имеет статус предрешенной идентичности. В группе с признаками сформированной аддикции преобладает диффузия или размытая идентичность.

Подтвердим полученные различия между группами испытуемых с помощью критерия Фишера (таблица 2 и таблица 3).

Таблица 2. Различия в частоте проявления статусов идентичности, выявленные с помощью углового преобразования Фишера (тест СЭИ)

 

ДИ 1гр

ДИ 3гр

РИ 2гр

РИ 3гр

ПИ 1гр

ПИ 2гр

ПИ 3гр

ДИ 2 гр

3,01**

0,103

2,169*

-

-

1,207

-

ДИ 3 гр

4,382**

-

-

2,547**

-

-

0,738

РИ 1 гр

4,645**

-

2,169*

-

0,297

-

0,518

РИ 3 гр

-

-

2,132*

-

-

-

3,048**

ПИ 1 гр

4,381**

-

-

-

-

-

3,866**

ПИ 2 гр

-

-

1,591

-

1,508

-

2,653**

Примечания: * - 5 % уровень значимости; ** - 1 % уровень значимости (ДИ - достигнутая идентичность, РИ - размытая идентичность, ПИ - предрешенная идентичность).

Таблица 3. Различия в частоте проявления статусов идентичности, выявленные с помощью углового преобразования Фишера («Стандартизированное интервью Эриксона-Марсиа»)

 

ДИ 2

ДИ 3

ПИ 1

ПИ 3

М 1

М 2

Д 1

Д 2

Д 3

ДИ 1

2,939**

2,233*

4,026**

-

4,254**

-

3,115**

-

-

ДИ 2

-

0,288

-

-

-

2,056*

-

0,204*

-

ДИ 3

-

-

-

1,186

-

-

-

-

1,532

ПИ 1

-

-

-

1,630

0,369

-

0,407

-

-

ПИ 2

0,814

-

1,261

0,366

-

1,527

-

1,05

-

ПИ 3

-

-

-

-

-

-

-

-

0,782

М 2

-

-

-

-

2,568**

-

-

1,899*

-

М 3

-

0,372

-

1,230

0,182

2,091*

-

-

1,805*

Д 1

-

-

-

-

0,697

-

-

0,158

2,089*

Д 2

-

-

-

-

-

-

-

-

1,692*

Примечания: * - 5 % уровень значимости; ** - 1 % уровень значимости.

В результате исследования различий в частоте проявления статусов идентичности установлено, что в группе испытуемых без признаков аддикции наиболее часто, как по сравнению с другими группами, так и по сравнению с другими статусами, проявляется достигнутая идентичность. Большинство испытуемых в данной группе отличают: самотождественность, высокий уровень самосознания, гармоничная система ценностей, позитивное самоотношение.

В группе респондентов со склонностью к аддикции чаще выявляется  статус предрешения или мораторий (в трактовке Е. Л. Солдатовой - размытая идентичность) [3].

Для юношеского возраста вариант поиска своего Я является одной из важнейших задач возрастного развития. Кризисный характер этого поиска отмечался еще в классических работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, Ц. П. Короленко [4, 5, 2].

Диагностирующими признаками для этой стадии развития идентичности являются следующие: стереотипные формализованные отношения, замена собственной идентичности групповой, потеря смыслов и сомнения в жизненных целях, пониженное самоуважение и т.д. Можно предположить, что алкогольные напитки являются социализирующим агентом, с помощью которого создается видимость решения тех проблем, с которыми юноша не в состоянии справится самостоятельно, а также снимается высокое внутреннее напряжение. Таким образом, в статусе моратория к алкоголю прибегают из-за недостаточности внутренних ресурсов.

В ситуации предрешения человек выбирает для себя ценности и образцы, заданные референтной группой. Этот статус отличается идеализированным образом будущего, эгоцентрацией, самомнением, стремлением к риску, предрешенным внешней ситуацией выбором. Таким образом, употребление алкоголя можно рассматривать как следование групповым правилам, принятым в значимой социальной среде нормам.

В группе испытуемых, с признаками сформированной аддикции, чаще всего диагностируются размытая или диффузная идентичность. Это состояние идентичности отличается размытостью, слабостью собственного Я, отсутствием временного последовательного самоопределения, несформированной системой личностно значимых целей и жизненных смыслов. Можно предположить, что ядро «здоровой» идентичности у испытуемых третьей группы трансформировалось под влиянием аддикции и приобрело бесформенное состояние, чем и характеризуется диффузная идентичность.

Выводы:

  1. экспериментальные группы отличаются между собой статусом идентичности: для первой группы испытуемых без признаков алкогольной аддикции более свойственна достигнутая идентичность, для второй группы респондентов, склонных к алкогольной аддикции, - предрешенная или мораторий идентичности, для третьей группы студентов с наличием алкогольной аддикции - размытая или диффузная идентичность:
  2. большую роль в формировании достигнутой идентичности у студентов должен играть вуз, формируя программы по профилактике аддиктивного поведения и развитию личности, что предотвратит дезадаптацию студентов и даст возможность полноценно формировать идентичность.

Рецензенты:

  • Дмитриева Н. В., д.псх.н., профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета»,  кафедры психологии личности и специальной психологии, г. Новосибирск.
  • Агавелян Р. О., д.псх.н., профессор, директор Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета», г. Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Кушнерова Ю.Ю. СПЕЦИФИКА СТАТУСОВ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5775 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674