Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Далингер В.А.

Россия в сентябре 2003 г. присоединилась к Болонскому процессу, подписав Болонскую декларацию, суть которой заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования.

В связи с этим в нашей стране и в странах участницах Болонского процесса проводится комплекс мероприятий по гармонизации системы образования, а именно: использование системы кредитов для унификации учета объема учебной работы; принятие более удобной и сопоставимой системы ступеней высшего образования; расширение мобильности студентов и преподавательского состава; сотрудничество вузов Европы с целью гарантии качества образования; продолжение обучения в течение всей жизни и т.д. Эти мероприятия позволят эффективнее готовить специалистов для мирового труда.

Главной целью Болонского процесса является не коренное реформирование национальных образовательных систем, не создание единой системы подготовки специалистов, а установление общих принципов, системы оценки и сопоставимых документов (единое общеевропейское приложение к диплому). Болонский процесс - это не только меры по стандартизации образовательных систем, но и политика, которая проводится Евросоюзом в области образования. Образование должно стать Европейской социальной моделью и быть мировым эталоном качества.

Требования Болонской декларации сводятся, в конечном счете, к повышению качества образования в вузах. В настоящее время проблема изучения качества образования является международной темой исследования. Основой определения качества образования в разных странах является сравнительный анализ и изучение ценностных оснований способов и методов оценки качества образования.

Основной проблемой создания системы качества образования является определение инструментального набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов, составляющих согласованную систему проверки обеспечения качества в рамках общеевропейского образовательного пространства.

По мнению Б. Недворка и Дж. Нила [2], изучение качества образования вуза связано с решением следующих задач:

-         четкое определение миссии, целей, ценностных ориентаций вуза;

-         выяснение институционной политики, определение образовательных и педагогических технологий, используемых данным высшим профессиональным заведением, качественно определяющим результат образования;

-         определение организации и разработка инструментов, методик изучения качества образования.

О.А. Фадеева [1] функциональное назначение показателей качества образования в рамках создания общеевропейского образовательного пространства видит в следующем: стандартизация как количественное изучение подходов к функционированию образовательных систем вузов; оценка эффективности деятельности высшего профессионального учебного заведения как изучение степени достижения целей высшего учебного заведения, представленной на "языке" образовательной статистики для совершенствования внутреннего управления системой вуза; выстраивание диалогических отношений между вузами, системами государственного и профессионального управления в рамках единого образовательного пространства; рационализация при формировании единого образовательного пространства как эффективное планирование развития учреждения высшего профессионального образования.

Создание системы обеспечения качества образования в рамках общеевропейского образовательного пространства требует учета следующих факторов: общеевропейская политика в области создания единого образовательного пространства; государственная политика в области образования; комплексная оценка деятельности вуза.

Ключевыми факторами качества образования могут стать:

-         качество субъекта получения образовательных услуг;

-         качество объекта предоставления образовательных услуг;

-         качество процесса предоставления образовательных услуг;

-         качество общего менеджмента вуза.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Фадеева О.А. Создание общеевропейского пространства высшего образования //Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса: Сборник статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - C.11-17.

2.      Nedwerk B.P., Neal J.E. Performance Indicators and rational management Tools: A Comparative Assessment of Projects in North America and Europe //Research in Higher education 1994. 35(1). P.75-103.


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=512 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674