Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ ПРИНЦИПОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Балаболкин А.С. 1 Вахитова Р.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
В статье исследуются основные принципы народной педагогики, характерные для населения, занятого художественными промыслами. С позиций конкретно-исторического подхода изучается понятие традиции. Проводится анализ влияния коллективного опыта на становление творческой личности мастера и обозначается его место в системе народного искусства. Рассматривается механизм последовательного включения ребенка в хозяйственную деятельность крестьянского общества, определяется значение традиционных педагогических приемов для формирования заинтересованности в трудовом процессе. Производится краткий обзор форм ремесленного ученичества. Выявляется смысл и содержание преемственности в сфере народного искусства, а также прослеживаются взаимосвязи между сохранением культурного наследия и актуальностью народного искусства благодаря межпоколенной трансляции традиций. Таким образом, аргументируется целесообразность применения основ народной педагогической системы для обучения декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.
обучение
искусство
народные промыслы
традиция
воспитание
мастер
ученик
преемственность
1. Баранова О.Г., Баранов Д.А., Зимина Т.А. Русские дети: основы народной педагогики. - СПб. : Искусство-СПБ, 2006. - С. 51-52, 263-265, 319-325, 361-370.
2. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов [Электронный ресурс] // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981. - URL: http://www.artvek.ru/lit014.html (дата обращения 15.11.2011).
3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - С. 9-20.
4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста). - М. : Педагогика, 1988. - С. 21, 148-154.
5. Красильников А.В. Золотая Хохлома [Электронный ресурс]. - Горький : Волго-Вятск. кн. изд-во, 1980. - С. 81-115.
6. Некрасова М.А. К вопросу о понятии «народный мастер». О природе его творчества // Народные мастера. Традиции и школы. Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. - М. : Изобразительное искусство, 1985. - С. 8-26.
Проблемы художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения в современном мире вновь приобретают актуальность. Поиски новых форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству требуют не только обращения к современным образовательным принципам, но и неизбежно вызывают необходимость детального анализа и осмысления педагогического опыта, накопленного многими поколениями. История развития народных художественных промыслов - это не только динамика преобразования форм, образов, композиций, мотивов и сюжетов, но и прежде всего процесс, неразрывно связанный с повседневной жизнью народа и межпоколенной трансляцией традиций. В связи с этим целью данного исследования становится определение влияния основ народной педагогики на развитие отечественных художественных промыслов. В соответствии с поставленной целью следует постановка следующих задач:
  • определить значение традиции применительно к народному искусству;
  • объяснить положение мастера в системе художественных промыслов;
  • охарактеризовать среду формирования народного искусства и проанализировать ее влияние на становление народного художника;
  • выявить взаимосвязи между трудовым и художественным воспитанием в среде народных художников;
  • исследовать принципы народной педагогики и проследить их отражение на процессе обучения художественному ремеслу.

Само по себе народное искусство имеет ряд специфических особенностей, которые требуют особого подхода в исследованиях как с историко-культурологических, так и с педагогических позиций. Ключевым понятием здесь является традиция. Восприятие традиции как таковой в обществе меняется циклически. В одни периоды происходит осознание важности следования устоявшимся на протяжении веков формам жизни и деятельности, другие же, напротив, характеризуются отвержением традиций как элемента консервативного и сдерживающего ход культурного развития общества.

Для выявления значения традиции и объяснения её роли в формировании и существовании народных промыслов наиболее целесообразным представляется применение конкретно-исторического подхода. В результате традиция в сфере народного искусства определяется как опыт коллективного творчества многих поколений, проживающих на определенной территории на протяжении достаточно длительного периода времени. При этом особенности традиции того или иного промысла, помимо социокультурного фактора, неразрывно связываются с природно-географической средой, а также с материалом, в котором воплощается творческий потенциал мастеров, и способами его обработки [2].

Еще одной специфической чертой народных промыслов, формирующей традицию, закономерно является сочетание утилитарной, декоративной, обрядовой и коммуникативной функций художественных изделий. Носителями же традиции в народном искусстве всегда были мастера, в деятельности которых получали отражение все наиболее значимые для крестьянского общества явления. Долгое время в науке творчество народных мастеров отождествлялось с деятельностью профессиональных художников. Это затрудняло корректное определение понятия «мастер» в целом, а также смещало приоритеты в критериях оценки творчества не в пользу народных художников. [6].

В сфере народных художественных промыслов велика степень значимости восприятия природной среды мастером и роль коллективной основы народного искусства. Данные факторы доказывают тесную связь народных промыслов с деревенским бытом: рожденный в этой среде человек с детства постигал законы жизни в непосредственном взаимодействии с природой в ходе, прежде всего, трудовой деятельности. Формы жизненного уклада, сохранявшиеся долгое время в русских деревнях, позволяли человеку с ранних лет воспринимать мир как череду многих поколений предков, а окружающее пространство - как созданное и преобразованное руками знакомых людей, членов общины, семьи. Коллективная основа быта прививала каждому общую для всех систему ценностей.

Рассматривая народное искусство в тесной связи с крестьянской повседневностью, бытом, нельзя не отметить роль социальной среды, в которой развивался тот или иной вид народного искусства, что проявлялось в общинном укладе крестьянской жизни в период активного развития промыслов. В сознании людей владение мастерством изготовления предметов декоративно-прикладного назначения закреплялось как полезный, общественно значимый навык. Коллективная оценка деятельности народного художника при этом становилась мощным аргументом для формирования и укоренения традиционных основ художественных промыслов. Эта коллективная основа проявлялась, главным образом, в процессе межпоколенной трансляции исторического опыта, получающего отражение в изделиях народных мастеров. В противном случае в декорировании изделий могли иметь место черты индивидуализма, делавшие работу художника чуждой самим основам промысла.

В обращении к истории народных промыслов, в изучении процесса становления народного мастера необходимо обращать пристальное внимание на воспоминания и рассказы самих носителей традиций, поскольку в данных случаях принципы профессиональной и народной педагогики порой проявляют себя противоположным образом. Сведения искусствоведческого и этнографического характера для исследования основ обучения народному искусству в данном контексте приобретают первостепенное значение. Они же позволяют исследовать взаимосвязь педагогики народной и обучения ремеслу.

Академик Г.Н. Филонов определил народную педагогику как систему принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими прежде всего как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни. [4]

В крестьянской среде дети с ранних лет включались в хозяйственную деятельность, наблюдая за делами взрослых, подражали им, с интересом выполняли несложные задания. Поощрение, подбадривание со стороны старших и ответственность за выполнение работы имели здесь немаловажное значение. Демонстрируя ребенку в ремесленной мастерской ход создания и украшения промыслового изделия, художник напоминал ему об ожидающем его освоении и бережном хранении секретов промысла [5]. Детей воспитывали как будущих родителей, которые передадут традицию уже своим детям.

Детские же игрушки создавались не только красивыми, но и утилитарными, чтобы у ребенка в ходе игры формировались и эстетический вкус, и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Таким образом, обучение происходило не целенаправленно, а в ходе деятельности-игры. Художественное ремесло воспринималось в обществе как одна из составляющих трудовых будней.

Что касается вопроса о возрасте начала участия в процессе создания изделий крестьянского искусства, то это в среднем 5-7 лет. Поначалу ребенок мог помогать родителям выполнять самые простые операции или подавать необходимые предметы. Положительный эффект данного процесса заключался во включении ребенка непосредственно в трудовую деятельность старших поколений и осознании им собственной значимости и важности трудового процесса. На следующем этапе шло освоение азов ремесла, и у ребенка мог появляться собственный инструмент. В дальнейшем последовательный переход от выполнения простых заданий к сложным самостоятельным изделиям позволял детям на протяжении подросткового возраста в достаточной мере освоить основные принципы создания утилитарных изделий и нередко зарабатывать на этом деньги [1].

Особенностью включения детей в художественно-трудовой процесс было получение навыков не только по технике создания и украшения предметов быта, но и по всему комплексу подготовительных работ. Также нельзя не отметить роль обрядов посвящения в ремесло - от выполнения соответствующих заданий (прохождения испытания) до фольклорной, ритуальной составляющей введения ученика в среду мастеров. Общественная оценка труда и состязательный характер проверки ремесленных навыков стимулировали творческую активность учеников. Это касается многих ремесел, не обязательно связанных с художественной деятельностью.

Принцип коллективного воспитания в народной педагогике находил выражение и в приверженности позиции взаимного уважения между поколениями, и во взаимовыручке. Общность, объединенная не только местом проживания и родственными связями, но и общим делом, в широком смысле представляла собой большую семью, каждый член которой мог быть одновременно учеником и педагогом. Народные мастера обучали промыслу не только своих детей и родственников - нередко в их домах проживали, а в мастерских проходили обучение дети соседей либо сироты [5]. За некачественную работу ругали, заставляли исправлять, воспитывая в будущих художниках трудолюбие и требовательность к себе.

Также широко распространена была форма ремесленного ученичества, при которой два года ученик проживал в доме мастера, лишь наблюдая за учителем и выполняя подсобные работы. Считалось, что в этот период ученик вживается в процесс, а также отрабатывает затраты педагога на его содержание. На третий год мастер обучал его азам промысла, и лишь к четвертому году доверял ему, ставшему подмастерьем, самостоятельное выполнение изделий [1]. Старшие ученики помогали младшим осваивать ремесло.

Можно утверждать, что связь поколений и сохранение традиций народных ремесел обеспечивалась во многом благодаря наличию повествовательной, сказочной основы. Рассказы о прежних временах и старых мастерах, о фантастических персонажах народного творчества побуждали молодое поколение к созданию новых произведений в рамках традиции, в основе композиции которых лежит коллективная ассоциативность вырастившего их общества. Этим фактом восприятия и переработки социального опыта и обусловлена привлекательность предметов народного искусства.

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами, результаты исследования могут быть представлены в следующих тезисах:

  • традиция в области народных промыслов определяется как сосредоточение социального опыта коллектива, объединенного местом и временем проживания, характером деятельности и духовно-нравственными ценностями;
  • народный мастер представляется не только источником и носителем традиции, но и творцом, и педагогом;
  • народное искусство тесно связано с культурой повседневности крестьянского общества и основано на принципах коллективной деятельности и преемственности, а также отражает особенности местной природной среды и свойства материала, в котором получает воплощение;
  • становление народного художника происходит в процессе коллективного воспитания членами общины, восприятия народной предметной среды и освоения творческого и технического опыта многих поколений мастеров;
  • художественное воспитание неотделимо от воспитания трудового - в их основе лежат понятия о трудолюбии, общественной пользе, благополучии и сохранении наследия предков;
  • народная педагогика с раннего возраста вводит человека в мировоззренческую систему общности, к которой тот принадлежит, позволяет получить необходимые для жизни трудовые навыки и акцентирует значимость каждого субъекта педагогического процесса;
  • активность коллективного воспитания и приоритетность общественной полезности каждого члена общества позволяет средствами народной педагогики обеспечивать межпоколенную трансляцию традиций и, таким образом, поддерживать основы художественных промыслов, одновременно позволяя мастерам находить актуальные творческие решения.

В связи с этим освоение традиций народного искусства неотделимо от обучения у мастера, который не только владеет техническими навыками создания предметов декоративно-прикладного искусства, но и демонстрирует систему ценностных и мировоззренческих ориентиров, сформированных коллективным опытом народа [3].

Особую роль в становлении художественных промыслов сыграла преемственность мастерства. Преемственность в области народного искусства - это не наследование канонов в изобразительных мотивах и композиционном строе изделия. Это, прежде всего, педагогический процесс, обеспечивающий освоение широчайшего комплекса знаний о мироустройстве, сформированного бережно хранящим традиции народом. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что и обучение народному декоративно-прикладному искусству целесообразно осуществлять средствами и методами народной педагогики, эффективность которой доказана примером многих поколений мастеров. Главным образом, это трудовая, семейная и мифологическая составляющие воспитательного процесса, осуществляемого народом - носителем традиции.

Рецензенты:

  • Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.
  • Шестакова Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессиональной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Балаболкин А.С., Вахитова Р.Р. РОЛЬ ПРИНЦИПОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ ТРАДИЦИОННЫМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5069 (дата обращения: 11.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074