Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕГИОНАХ

Попова Н.В. 1
1 ФГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия», Пенза, Россия
В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования важнейшей социально-экономической системы – системы управления занятостью на региональном уровне. Дано авторское определение понятия «социально-экономическая система». Выделены цели, управленческие задачи и принципы её функционирования, в том числе в регионе. Обоснована целесообразность формирования системы управления занятостью на основе функций. При этом особое внимание уделено функциям, определяемым управленческими задачами, которые, по мнению автора, способны обеспечить для российских регионов максимально равные возможности в части управления занятостью.
труд
ресурс труда
система управления занятостью
принципы создания систем
цели
задачи и функции управления занятостью
производительность труда
уровни управления занятостью
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах : учеб. пособие. - М. : ТК Велби, Проспект, 2006. - С. 33.
2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб. : Питер, 2000. - С. 15.
3. Экономическая теория : учебник / под ред. И.П. Николаевой. - М. : Проспект, 2000. - С. 52-53.
4. Эффективность производства и качество жизни : сб. науч. тр. / редкол.: Б.М. Генкин, Л.Г. Симкина (отв. ред.) и др. - Спб. : СПбГИЭУ, 2006. - С. 7.
Для построения и эффективного функционирования любой социально-экономической системы, в том числе и системы управления занятостью, необходимо четко представлять цели, для достижения которых она создается, выделить управленческие задачи, а также определить уровни управления. Кроме того, особое значение имеет понимание общих принципов формирования социально-экономических систем.

Система представляет собой «совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство» [2]. Данную трактовку уточняет Е.Ф. Борисов: «Система - такое множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой» [1]. Иными словами, целостность системы базируется на взаимосвязях и взаимоотношениях образующих ее элементов.

Б.М. Генкин определяет социально-экономическую систему как «множество межличностных и межгрупповых отношений, обусловленных процессами производства, распределения и обмена благ и ресурсов» [4]. По нашему мнению, представленное определение наиболее полно характеризует дефиницию «система», однако автор упускает из виду тезис о единстве и целостности элементов или отношений, на основе которых и строится система. Б.М. Генкин указывает на то, что социально-экономические системы бывают двух видов: рынки и организации. Иными словами, они могут носить как добровольный (рынки), так и формализованный, координируемый характер (организация). К социально-экономическим системам, построенным в соответствии с трактовкой Б.М. Генкина по принципу организации, относится, прежде всего, государство, а также предприятия, общественные организации и домашние хозяйства. Что же касается систем-рынков, то автор указывает на добровольный характер их создания и функционирования при полном отсутствии принципов иерархии, а также иных административных регуляторов. То есть под системой-рынком он фактически понимает идеальную модель рынка, который «представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена» [3].

При этом Б.М. Генкин оставляет без внимания то, что социально-экономические системы типологизируются также и в зависимости от форм собственности, составляющих их основу. И.П. Николаева выделяет следующие типы систем: экономическая система с централизованным управлением; рыночная и смешанная.

Экономическая система с централизованным управлением функционирует в условиях государственной собственности при полном отсутствии частной. Социально-экономическая система, основанная на принципах рынка, функционирует на базе классической формы частной собственности и ее модификаций. Смешанная экономическая система сочетает преимущества рынка и использованием административных принципов. Специфическая черта такого типа экономики - ограничение экономических функций государства. Данная модель наиболее адекватна современным социально-экономическим системам, поскольку она может быть трактована как «социальная рыночная экономика». Иными словами, действия государства направлены, прежде всего, на поддержание социального компромисса в экономике.

Таким образом, мы можем определить понятие «социально-экономическая система» как единство взаимосвязанных элементов и отношений, основывающихся на формах собственности, возникающих по поводу производства и распределения рыночных и нерыночных благ и функционирующих в соответствии с едиными принципами и целевыми установками.

Цели и задачи социально-экономической системы определяют уровни управления. Это естественно, поскольку одни проблемы могут быть решены уже на уровне предприятий, а другие - только на уровне национальной экономики. Так, например, организация производства и оплата труда - прерогатива хозяйствующих субъектов или низшего уровня управления экономикой. В то же время прогнозирование социально-экономического развития, разработка государственного бюджета относятся к компетенции государства. Не трудно заметить следующее: между крайними уровнями управления происходит разграничение проблем, точек соприкосновения при этом практически нет (за исключением хозяйственного или трудового права). Возникает ситуация некой «оторванности» предприятий от генеральных целей и стратегии государства, когда, например, совокупность экономически оптимальных для каждого субъекта микроуровня решений может иметь негативные социально-экономические последствия на макроуровне.

В этой связи необходимо связующее звено между низшим и верхним уровнями управления. Этим звеном является в настоящих условиях уровень регионов, который объединяет интересы товаропроизводителей с интересами социально-экономической политики государства, конкретизирует управленческие решения и стратегию страны применительно к региональной специфике. Помимо территориального уровня, следует выделить также и отраслевой. Организация управления на уровне отрасли позволит оптимизировать структуру и величину издержек на предприятиях, энергичнее проводить внедрение инновационных проектов, прогнозировать изменения на отраслевых рынках, активнее развивать социальную сферу и, главное, способствовать положительной динамике основных социально-экономических показателей на предприятиях отрасли.

Уровни управления определяют специфику функционирования социально-экономической системы, позволяют наиболее полно учитывать как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на ее деятельность. Построение же ее не зависит от управленческих уровней, оно определяется общими принципами создания любой социально-экономической системы. Экономическая и социальная система создается по следующим принципам: целостность, структурность, взаимозависимость системы и внешней среды, автономность, уникальность, иерархичность и адаптивность.

Задача системы управления занятостью с точки зрения принципов уникальности и автономности состоит в прогнозировании, оптимальном решении социально-экономических проблем, которые носят комплексный характер, что делает необходимым следовать принципу целостности. Так, например, чем выше уровень безработицы, тем дешевле рыночная стоимость социально-экономического ресурса труда и, следовательно, ниже уровень заработной платы. Тем самым работодатели имеют возможность сокращать издержки бизнеса именно за счет «экономии» затрат на оплату труда. В этом случае не просто снижается уровень жизни населения - бюджет недополучает средства в виде налоговых отчислений. Нагрузка на бюджеты всех уровней при этом достаточно существенная. Кроме того, уровень эффективности труда не просто низок, он имеет тенденцию к сокращению. Тем самым в конечном итоге это приводит к снижению рентабельности бизнеса, к сокращению инвестиционной активности и общему отставанию социально-экономического развития как отдельного региона или отрасли, так и национальной экономики в целом.

Высокий уровень регистрируемой безработицы требует значительных расходов на подготовку и переподготовку безработных, а также их социальную поддержку. Последнее очень важно, поскольку пренебрежение к социальным проблемам высвобождаемых работников приведет к вытеснению экономически активного населения в теневой сектор экономики.

Подобные проблемы можно разрешить только путем взаимодействия всех элементов, формирующих систему, между собой, а также с внешним окружением. То есть принцип структурности и взаимозависимости очень важен для достижения целей системы. Адаптивность системы предполагает ее приспосабливаемость к изменениям социально-экономического характера как на уровне национальной экономики, так и в регионах; к возможной смене политического и социально-экономического курса государства, к возможным изменениям структуры, владельца и правового статуса объекта управления.

Принцип иерархичности предусматривает непосредственное участие всех элементов системы в выполнении управленческих функций, в выработке и принятии решений, анализе конкретных результатов и ситуаций. При этом происходит взаимодействие элементов между собой в соответствии с уровнями иерархии. Особенно важным представляется принцип взаимодействия системы с внешней средой. К ее элементам относятся: общественные отношения; политический строй и идеология государства; уровень инвестиционной активности; качественный и количественный состав трудовых ресурсов; демографическая ситуация; состояние на рынках сырья, готового продукта, труда, капитала; финансовые и природные ресурсы; природно-климатическая специфика регионов и так далее. Внешняя среда оказывает влияние как на деятельность отдельных элементов, так и на функционирование системы как целого. Даже незначительные колебания социально-экономических показателей региональной или в целом национальной экономики способны существенно повлиять на состояние системы, приоритет задач, стоящих перед ней, структуру, тенденции развития и направления деятельности.

Так, например, ухудшение демографической ситуации в стране или регионе требует от системы повышенного внимания к разработке и внедрению новейших форм и методов организации труда, к активному использованию в сфере производства инноваций, позволяющих сократить использование малоквалифицированного труда и снизить потребность в кадрах в целом. Данная стратегия делает более значимой проблему профессионального образования и требует разработки и претворения в жизнь специальных программ, направленных на подготовку нового типа работников, отвечающих требованиям инноваций в сфере организации труда. Кроме того, изменения в организации труда повлекут за собой принципиальные сдвиги в нормировании, оплате труда, в требованиях к условиям и охране труда. В случае когда регион или отрасль испытывает избыток трудовых ресурсов и тенденция к их пополнению прослеживается и в перспективе, система управления реагирует на внешний фактор по-иному.

Изменения, происходящие в системе, направления ее деятельности также оказывают влияние и на внешнюю среду. Так, разрешение проблемы внедрения новых форм организации производства требует активного использования научно-технического потенциала страны, региона, накопленного мирового опыта. Инженерные изыскания необходимо финансировать. Таким образом, в разрешение задачи включаются финансово-кредитные институты. Законодательное обоснование и закрепление инноваций требует привлечения правовой и налоговой систем.

Но основным при формировании системы выступает ее целевая определенность на каждом уровне управления. Причем главная цель управления будет общей для всех уровней. Главная цель управления любой социально-экономической системы состоит в эффективном использовании всех видов социально-экономических ресурсов. Цель необходимо рассматривать как с экономических, так и с социальных позиций. Недостаточное внимание к любой составляющей приведет к тому, что целевая установка достигнута не будет.

Экономическая эффективность заключается в положительной динамике значимых показателей в экономике в целом и на каждом отдельном конкретном рабочем месте. Главным критерием выступает показатель валового продукта (ВП): национального, регионального или объема производства отдельного предприятия. Положительная динамика ВП сопряжена: с увеличением численности занятых в экономике и суммарных затрат рабочего времени или с ростом показателя производительности труда.

Увеличение массы затрат рабочего времени является экстенсивным фактором повышения величины ВП. Следует указать на то, что в современных условиях, характеризующихся весьма негативными демографическими показателями в большинстве экономически развитых стран, данный фактор является не просто экономически нецелесообразным, но и практически непригодным для стимулирования положительной динамики валового продукта. Связано это с тем, что ресурс труда сегодня становится все более ограниченным и, следовательно, более дорогим. Решение же проблемы за счет привлечения в экономику мигрантов из трудоизбыточных регионов и стран можно со значительной долей условности считать обоснованным только в краткосрочном периоде. Данные меры следует применять весьма ограниченно и осторожно, при этом необходимы серьезные законодательные регуляторы, защищающие коренное население от влияния так называемой кросс-культуры, то есть культуры, приносимой трудовыми мигрантами и активно ими пропагандируемой.

Интенсивным же фактором увеличения ВП является положительная динамика производительности труда. Производительность труда - показатель динамичный, постоянно изменяющийся под воздействием множества факторов. Одни из них способствуют ее повышению, другие - снижению.

Главная цель управления определяет цели второго и последующего порядков, цели каждого уровня управления обусловливают задачи, которые призвана разрешить система, в соответствии с которыми обозначаются ее функции и выбираются методы достижения целей.

Функции управления классифицируются в соответствии с общими принципами управления и в зависимости от задач, стоящих перед системой. В первом случае они носят общий, даже формализованный характер, и имеют место на всех уровнях. В данном случае функции управления представлены: прогнозированием, аналитикой, планированием, организацией, контролем и надзором. Они постоянны, не зависят от объективных социально-экономических колебаний, динамики целей и задач системы управления экономикой, практически не подвержены воздействию внешних и внутренних, присущих самой системе факторов.

Классификация функций в соответствии с задачами динамична, неустойчива, непосредственно определяется социально-экономическими факторами и приоритетами. Она определяет структуру системы управления, линейные подсистемы, входящие в ее состав. Поэтому целесообразно исследование именно функций, определенных задачами управления.

Уровень национальной экономики обеспечивает целостность любой социально-экономической системы. Именно поэтому определяющими на общегосударственном уровне являются задачи решения стратегических проблем развития национальной экономики, формирования государственной социально-экономической политики, прогнозирования экономических и социальных показателей развития национальной экономики. Для достижения целей и разрешения задач на уровне национальной экономики используются соответствующие способы и средства их реализации, а именно: нормативно-правовое регулирование; действия государственного правозащитного аппарата, в частности правоохранительных органов, армии, органов государственной безопасности, прокуратуры и т.д.; деятельность финансово-экономических институтов; идеологическая и социальная политики и др.

К важнейшим задачам микроуровня относятся: формирование и развитие кадрового состава; организация производства; оптимизация уровня производительности труда и содействие его росту; обеспечение нормальных условий для трудовой деятельности; внедрение инноваций; бюджетирование и оптимизация производственно-хозяйственных затрат и др. Именно они определяют емкий перечень функций, которые подразумевают, прежде всего, создание условий, обеспечивающих оптимальное использование ресурсов в объеме сбалансированных потребностей как предприятия в целом, так и каждого отдельного работника.

На региональном уровне первоочередное значение приобретает общее положение дел в регионе, исходя из чего намечаются конкретные направления для достижения целевой установки. В первую очередь, необходимо учитывать специфику территории: ее географическое положение; обеспеченность трудовыми ресурсами; наличие природных богатств; климатические условия; особенности экономического развития; половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения; демографические и иные региональные аспекты.

Для регионального уровня в современных условиях главными являются задачи формирования социально-экономической политики в территориях, регулирования региональных рынков, в том числе капитала и труда.

Роль регионов в современных экономических условиях огромна. Особо значим региональный уровень для России. Причем региональное управление в нашей стране имеет свои особенности, обусловленные, главным образом, географическими факторами. К ним относятся: протяженность страны с севера на юг и с запада на восток; плотность населения по территории; природно-климатические условия; наличие и запасы природных ресурсов и так далее. Данные факторы непосредственно влияют на размещение и развитие отраслей экономики, народонаселение, культурные традиции общества. Помимо географических факторов, большое значение имеют также социально-экономические показатели, в частности трудообеспечение, уровень инвестиционной активности, валовой региональный продукт (ВРП) и ВРП в расчете на душу населения, уровень доходов населения и др.

Следует указать на то, что и географические, и социально-экономические факторы тесно связаны между собой и даже оказывают друг на друга определяющее воздействие. Так, например, климатические условия влияют на трудообеспеченность региона, а наличие полезных природных ресурсов - на уровень инвестиционной активности, развитие экономики региона, уровни доходов и занятости населения.

В свою очередь инвестиционная привлекательность региона определяет размер и структуру ВРП, его долю в расчете на душу населения, а также и уровень дохода населения. По этим показателям регионы России также значительно отличаются друг от друга, причем «разброс» значений весьма существенный. Следовательно, в России необходимо не только уделять особое внимание проблемам регионов, но обязательно следует учитывать региональную специфику при разработке и претворении национальной социально-экономической стратегии.

Итак, уровень региона - очень важен. Совершенствование управления в любой части экономики или социальной сферы на уровне региона является актуальной задачей, требующей к себе пристального внимания. В этой связи необходимо четко обозначить функции управления, особенно на региональном уровне.

Функции социально-экономических систем на уровне регионов во многом сходны с функциями макроуровня. Но есть и некоторые особенности, связанные с ролью и местом регионов в национальной экономике. Важнейшая функция состоит в разрешении социально-экономических проблем территорий. Социально-экономические вопросы сопряжены с региональной спецификой. Они непосредственно зависят от хозяйственной и социальной инфраструктуры; экономических показателей; ресурсов регионального бюджета; структуры и динамики трудовых ресурсов; демографических процессов; этнических и культурных особенностей населения, его состава и других значимых элементов. Данная функция по своему содержанию емка и непосредственно «пронизывает» все прочие направления деятельности региональных социально-экономических систем.

В этой связи функцию регулирования региональных рынков можно рассматривать и как ее подфункцию, и как самостоятельную. По нашему мнению, целесообразно выделить данную функцию. Поскольку рынки во многом определяют эффективность использования ресурсов и, особенно на региональном уровне. В регионе проявляется влияние как общих закономерностей и тенденций рынка, так и специфических. Действенность их связана практически со всеми факторами, влияющими на результативность социально-экономических ресурсов: отраслевая структура экономики, ВРП, демография, миграционные процессы и другие. Деятельность в рамках этой функции будет зависеть именно от них.

Общие функции социально-экономических систем в регионе разделяются на более конкретные. Именно они и формируют основные направления их деятельности в соответствии с целями и задачами управления. Итак, эффективность функционирования любой социально-экономической системы возможна лишь в том случае, когда работа будет протекать в рамках единой системы, направляться и координироваться едиными целями и принципами деятельности. В этой связи совершенствование деятельности социально-экономических систем в регионах является в современных условиях актуальной задачей.

Рецензенты:

  • Прихач А.Ю., д.э.н., профессор кафедры Управления трудовыми и социальными процессами, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», г. Санкт-Петербург.
  • Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «ВЗФЭИ» (филиал в г. Пенза), г. Пенза.

Работа получена 23.11.2011


Библиографическая ссылка

Попова Н.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕГИОНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4993 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074