Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Арутюнян Т.Г. 1 Кравченко В.М. 1 Лавриченко К.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва», Красноярск, Россия
В статье представлены результаты экспериментальной работы с детьми ДОУ, предусматривающие четыре последовательные взаимосвязанные фазы: актуализирующую, поисковую, инструментальную и завершающую. Актуализирующая фаза поддерживает возрастание эмоциональной напряженности, желание что-то сделать, стремление к активности ребёнка. В поисковой фазе потребность трансформируется в мотив. Проводилось прослушивание детьми сказочных историй, просмотр мультфильмов об олимпийском воспитании, здоровье и ЗОЖ. Инструментальная фаза включает в себя практическую деятельность: утреннюю гигиеническую гимнастику; физкультурные занятия в зале и в бассейне; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня; физкультурные паузы и минутки; активный отдых; самостоятельную двигательную деятельность детей; кружковую работу; изодеятельность; подвижные игры и другое. Завершающая фаза характеризуется снижением эмоциональной напряженности, общей релаксацией и подведением итогов всех мероприятий. Разработана методика формирования мотивированной потребности в здоровье детей дошкольного возраста в ДОУ средствами физической культуры. Сформировано программно-методическое обеспечение для работников физического воспитания ДОУ.
здоровье
кинезофилия
мотивированная потребность
фазы реализации
критерии оценки
1. Волосникова, Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: Дис... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1999. - 164 с.
2. Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды: Дисс... докт. пед. наук. - Малаховка, 2008. - 294 с.
3. Сидоров, Л.К. Формирование и реализация двигательной потребности в системе непрерывного физкультурного образования: Дисс... докт. пед. наук. - Красноярск, 2002. - 320 с.
4. Казак, О.В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания: Дисс... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 207 с.
5. Усаков, В.И. Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении: комплексная целевая программа. - Красноярск, 2005. - 32 с.
Введение. В любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях существует проблема первоочередной важности - укрепление здоровья будущего поколения.

Античные философы, представители современного философского мировоззрения рассматривают здоровье как телесную и духовную гармонию. В ряде работ социальный контекст понятия «здоровье» выделен как мера трудоспособности и социальной активности, социальной базовой жизненной ценности.

Цель исследования: определить мотивированную потребность улучшения физического здоровья дошкольника, обозначить фазы реализации, посредством физической культуры.

Материал и методы исследования. Понятие «здоровье» является сложной интегративной категорией, обладающей историческим характером, которая содержательно включает в себя биологические, психологические и социальные характеристики. В современной научно-педагогической литературе понятие «здоровье» рассматривалось в работах Т.Ф. Акбашева, Э.М. Казина, В.А. Пузынина и других ученых.

В свете аксиологического подхода именно здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, то есть тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. В тоже время здоровье является ценностью-средством, ибо «существует не само по себе (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни».

Состояние физического здоровья подрастающего поколения, являющееся ценностью, характеризуется системой оценок, включающей следующие медико-биологические критерии: уровень физического развития, группа здоровья ребенка, показатель двигательной активности ребенка. Ребенка с самого раннего возраста необходимо ориентировать на ценностные аспекты здоровья, определять здоровье как ценность при взаимодействии с ним, так как именно «здоровье» позволяет человеку на протяжении всей жизни реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей, то есть свой человеческий потенциал.

Переход ребенка в систему общественного воспитания на дошкольном этапе жизни сопровождается усилением влияния социальных институтов на его развитие. Здесь период детства следует рассматривать как оптимальное условие реализации потенциальных возможностей. Оздоровительное воздействие физической культуры в этот период наиболее значимо.

Формирование физического здоровья детей дошкольного возраста опирается на ряд фундаментальных научных положений, составляющих несущую конструкцию их всестороннего гармонического и физического развития. Базовой основой этой конструкции является мышечное движение. Этот продукт организованной мышечной деятельности регулируется физиологическими механизмами и обеспечивается многочисленными морфологическими и функциональными системами организма.

Движение является мощным профилактическим средством, предупреждающим заболевания и связанным с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами. В русле исследуемой нами проблемы мотивированной потребности в здоровье и его педагогического обеспечения представляется важным отметить исследования Н.И. Аринчина, который убедительно доказал значимость для работы сердца скелетных мышц, в которых заложены микронасосные системы.

По мнению автора, внимание этим системам необходимо уделять с детства, в противном случае скелетные мышцы станут «иждивенцами» сердца. К тому же, чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Указанные научные факты еще раз подтверждают, насколько велико значение движения и мускульной активности организма для нормализации работы всех функциональных систем организма ребенка в процессе его становления.

Важнейшим регулятором движений в детском возрасте является биологическая потребность в них - кинезофилия. Под ней М.Р.  Могендович понимает «... потенциал энергии, наследственно заложенный в мозгу и определяющий активность моторики, как органическую потребность, своего рода инстинкт первостепенного биологического значения». Ученый считал, что существует чрезвычайно важная для приспособления и развития организма потребность - влечение к движению.

В процессе развития детского организма естественная физиологическая потребность в движениях постепенно ослабевает. Именно поэтому с раннего возраста необходимо уделять особое внимание формированию социально-мотивированной двигательной потребности ребенка. Эта необходимость вызвана, прежде всего, тем, что при переходе детей из дошкольного учреждения в начальную школу у ребенка автоматически снижается двигательная активность на 10 % - 15 %, что может привести к таким заболеваниям, как вегето-сосудистая дистония, сколиоз, лордоз, плоскостопие и т.д.

Вместе с тем для развития двигательных качеств и навыков необходимо создать условия, подготовить те средства формирования здоровья, в которых ребенок будет нуждаться именно в данное время, тем самым, давая ему возможность естественно, легко и быстро развивать те или иные физические качества.

При формировании физического здоровья и социальной двигательной потребности у дошкольников учитывается длительность периода детства биологического вида homo sapiens и высокая восприимчивость детского организма воздействиям внешней социальной среды. Это научные положения, согласно которым не следует нарушать биологические и социальные закономерности развития ребенка.

Благодаря наличию сознания и наблюдению дошкольник становится участником многообразных социальных отношений, весь приобретенный опыт он оформляет в схемы действия, которые сохранятся при многократном повторении (например, выполнение утренней гимнастики). В дальнейшем эти действия послужат строительным материалом для формирования будущего здоровья дошкольника, так как чрезвычайная пластичность и восприимчивость ребенка к воздействию внешней социальной среды дает ему социальное воспитание.

Анализ современного программно-методического обеспечения по формированию физического здоровья детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посредством физической культуры показал наличие незначительного числа исследовательских работ в этой области в последнее время.

Так, Т.В. Волосникова [1] предлагает четырёхэтапную программу формирования здоровья детей средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения, которая включает в себя период беременности матери, ранний возраст ребенка, дошкольный и младший школьный возраст, взаимосвязанные между собой.

В работах Т.Ф. Акбашева, Э.М. Казина, В.А. Пузынина и других специалистов были выделены направления по «обучению здоровью», воспитанию потребности в здоровом образе жизни и системных умений создавать индивидуальные модели здорового образа жизни.

Программы, разработанные Г.Н. Голубевой, Л.К. Сидоровым и О.В. Казак, также направлены на решение задач физического здоровья, ориентируясь на двигательную активность как наиболее значимый показатель жизнедеятельности индивидуума [2; 3; 4].

Концепция современной системы физического воспитания в структуре непрерывного физкультурного образования, предложенная Сидоровым Л.К., предполагает приоритетной первую ступень подготовки - «дошкольное учреждение - начальная школа - учреждение дополнительного педагогического образования» (дети 3 -11 лет). По мнению автора, именно на этом этапе образования происходит развитие двигательной активности, значимой для последующей жизни человека [3].

Исследование Л.К. Сидорова дополняется педагогической системой формирования активного двигательного режима ребенка до 6 лет на разных этапах адаптации к условиям внешней среды, разработанной Г.Н. Голубевой. Педагогическая система предусматривает непосредственное участие родителей в жизни детей и устанавливает приоритет двигательной активности, начиная с антенатального периода и периода первого года жизни ребенка [2].

Этой работе созвучно исследование О.В. Казак «Оптимизация двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания». В нем установлено, что укрепление здоровья и развитие физических и психических способностей дошкольника в соответствии с его индивидуальными задатками, обеспечение оптимального двигательного режима возможно только через создание здоровьесберегающей среды в семье [4]. Вопросы этой среды рассматривает комплексная целевая программа В.И. Усакова «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении» [5], которая ориентирует детей дошкольного возраста на формирование потребности в индивидуальном здоровье в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования. Разработка методов формирования мотивированной потребности в укреплении индивидуального здоровья детей дошкольного возраста позволит выйти на более качественный уровень физического здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из данных теоретического анализа, нами была спланирована экспериментальная работа с детьми ДОУ, которая предусматривала четыре последовательные взаимосвязанные фазы (по С.Н. Орловой, 2004):

Первая фаза - актуализация потребности. Фаза сопровождается возрастанием эмоциональной напряженности, ощущением недостатка, желанием что-то сделать, стремлением к активности, которая носит ненаправленный характер.

Вторая фаза - поисковая, и предполагает поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность. На этой стадии эксперимента потребность трансформируется в мотив. В данной фазе проводилось прослушивание детьми сказочных историй («Как Володя стал футболистом»; «Лесные соревнования»; «Муравей-атлет» и другие), просмотр мультфильмов об олимпийском воспитании, здоровье и ЗОЖ («От Олимпии до Атланты»; «Салют, Олимпиада»; «Возвращение с Олимпа»; «Будь здоров»; «Утенок, который не умел играть в футбол» и другие). Так же организовывались тематические занятия «Познай себя и будь здоров» и  «Олимпийских уроков», проводились экскурсии в спортивный зал будущей школы, соревнования среди дошкольников и первоклассников.

Дошкольники, спортсмены СДЮСШОР и студенты КГПУ им. В.П. Астафьева совместно принимали участие в мастер-классах по футболу, регби, борьбе, художественной гимнастике. Были организованы встречи с Заслуженными тренерами России по футболу и регби, в которых ребят знакомили с простейшими техническими элементами данных видов спорта.

Итогом всех этих встреч явилась фотоаллея для дошкольников и их родителей, где была представлена необходимая информация о ДЮСШ города Красноярска (вид спорта, рекомендуемый возраст для занятий, адреса спортивных секций, контактные телефоны и прочее). Каждому участнику этих спортивных мероприятий вручены DVD-диски с записью этих встреч.

Третья фаза - инструментальная, где субъект совершает некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели. Она включает в себя практическую деятельность: утреннюю гигиеническую гимнастику; физкультурные занятия в зале и в бассейне; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня; физкультурные паузы и минутки; активный отдых; самостоятельную двигательную деятельность детей; кружковую работу; изодеятельность; подвижные игры и другое.

Четвертая фаза - завершающая. Она имеет характерные черты: удовлетворение потребности, снижение эмоциональной напряженности, общая релаксация. На данном этапе подводились итоги всех мероприятий (фотогаллерея, награждение грамотами, вкусными призами и другое).

Итоги учета личных достижений подводились в конце каждой недели. Те дети, которые выполнили то или иное «задание», соответствующее вышеназванным критериям, получали по 1 баллу. Для детей этот балл мы условно назвали «капелькой здоровья». Значок этого «заработанного балла» прикреплялся на нарисованную ладошку с личной фотографией ребенка, где каждому пальцу ладошки соответствовал свой критерий и свой определенный цвет. Победителем года становился тот ребенок, кто больше всех сделал вклад в свое индивидуальное здоровье - собрал на ладошке наибольшее число «капелек здоровья». Победителем года становился ребенок, сделавший больший вклад в свое индивидуальное здоровье (т.е. собрал на своей нарисованной ладошке наибольшее количество «капелек здоровья»).

Заключение. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование по разработке методики формирования мотивированной потребности в здоровье детей дошкольного возраста в ДОУ средствами физической культуры показало достоверный прирост всех результатов. Предварительная гипотеза верна, а методика эффективна. Аналогичный результат получен при ее применении в других ДОУ города, что позволило нам разработать и сформировать свое программно-методическое обеспечение для работников физического воспитания ДОУ.

Рецензенты:

  • Марков К.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Министерство образования и науки РФ), г. Красноярск.
  • Сентябрев Н.И., д.б.н., профессор, профессор кафедры физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград
  • Работа получена 11.11.2011.


    Библиографическая ссылка

    Арутюнян Т.Г., Кравченко В.М., Лавриченко К.С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОТИВИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
    URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4926 (дата обращения: 29.03.2024).

    Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
    (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

    «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674