Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Гугнина Е.В., Машенцева Г.А.
В настоящее время становится все более актуальным вопрос маркетингового управления учебным заведением посредством создания в нем специальных административно-управленческих подразделений, призванных выполнять полный или ограниченный набор маркетинговых функций. В Камышинском технологическом институте (филиале) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» в настоящее время отсутствует соответствующее подразделение, но необходимость в его наличии не вызывает сомнения. В данной статье представлена информация по организации маркетинговой службы института как самостоятельного структурного подразделения, с подробным описанием выполняемых им функций.
маркетинговые исследования
потребители
конкурентоспособность
Сфера действия маркетинга в настоящее время расширилась, включив в себя, помимо товаров, услуги. Образовательные услуги не являются исключением. В новых условиях каждое образовательное учреждение должно самостоятельно выработать программу работы, рассчитанную на долгосрочную перспективу с учетом складывающейся обстановки в стране и регионе, основываясь на собственных перспективных прогнозах. Эта политика должна строиться на основе тщательного изучения ситуации как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, с помощью создания маркетинговой службы.

Таким образом, маркетинговое управление учебным заведением предполагает создание в нем специальных административно-управленческих подразделений, призванных выполнять полный или ограниченный набор маркетинговых функций.

В Камышинском технологическом институте (филиале) ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» в настоящее время отсутствует соответствующее подразделение, но необходимость в его наличии не вызывает сомнения. В разработанной нами схеме (рис. 1) предлагается создание маркетинговой службы как самостоятельного структурного подразделения, начальник которого подчиняется непосредственно директору.

Маркетинговые исследования, осуществляемые данной службой, должны проводиться в нескольких направлениях.

p

Во-первых, это изучение потенциальных потребителей, выявление их предпочтений и нужд. Следует заметить, что часто при выборе образовательных услуг решения об их приобретении потребители принимают на эмоциональном уровне. Как ни странно, при выборе образовательного учреждения, зачастую срабатывают стереотипы, и люди, объясняя свой выбор, утверждают, что им «просто нравится» та или иная специальность, тот или иной вуз и т.д. Такая группа потенциальных потребителей образовательных услуг должна наиболее пристально изучаться службой маркетинга.

Следующее направление, в котором работает служба маркетинга, - это изучение конкурентов. Конкуренция на рынке образовательных услуг - динамичный процесс, в котором стратегия вуза напрямую зависит от позиций и стратегий его конкурентов. Знание сильных и слабых сторон своих основных конкурентов позволяет повысить конкурентоспособность вуза.

Немаловажной функцией службы маркетинга является изучение рынка труда. Вуз предоставляет обществу образовательные услуги, потребителями которых являются абитуриенты и студенты, и одновременно представляет результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которого являются предприятия и организации различных отраслей экономики. Маркетинговое исследование рынка труда должно включать, прежде всего, изучение требований работодателей и спроса на рынке труда, поскольку под его воздействием формируется спрос на образовательные услуги. Также необходимо знать, какие предприятия готовы брать на работу выпускников и сколько они готовы заплатить за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки.

Деятельность службы маркетинга не ограничивается проведением маркетинговых исследований. На основе анализа собранных данных специалисты службы смогут составить прогнозы набора (включая предложения по ценовой и ассортиментной политике вуза), наметить конкретные цели для подразделений вуза в области маркетинга и т.д.

Особое внимание должно оказываться абитуриентам. Первая задача - сформировать доверие к вузу, а затем правильно сориентировать абитуриента в выборе специальности. Поэтому политика установления системы эффективных коммуникаций со своим потребителем становится одной из наиболее приоритетных задач образовательного учреждения. Это позволит не только формировать благоприятный имидж вуза, но и укреплять конкурентные позиции вуза на рынке образовательных услуг.

Список литературы

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990.
  2. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: «Интерпракс», 1995.
  3. Болотова Е.В. Специфика продвижения продукта на рынке образовательных услуг // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. -
    С. 206-207.

Библиографическая ссылка

Гугнина Е.В., Машенцева Г.А. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4534 (дата обращения: 09.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074