Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

Машенцева Г.А.
Разработка путей повышения конкурентоспособности товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Анализ способности товара конкурировать производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Автором рассмотрен комплексный метод анализа конкурентоспособности товара. Этот метод основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
конкурентоспособность
групповой показатель
весомость
Разработка путей повышения конкурентоспособности товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Анализ способности товара конкурировать производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Рассмотрим комплексный метод анализа конкурентоспособности товара. Этот метод основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

а

где Iнп - это групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

Qhi - это единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру;

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке;

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

а

где Iтп - это групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Qi - это единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Ai - это весомость i-гo параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих в оценке.

Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований.

В случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. Полные затраты потребителя определяются по формуле:

f

где З - это полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;

Зс - это единовременные затраты на приобретение продукции;

Сi - это средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции; относящиеся к i-му году ее службы;

Т - срок службы;

i - год по порядку.

При этом, f

где Cj - это эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n - это количество статей эксплуатационных затрат.

В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Iип=З/Зо

где Iип - это групповой показатель по экономическим параметрам;

З, Зо - это полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

К=Iнп*Iтп/Iэп

где К - это интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;

По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит.


Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный    показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:

f

где Кср - это интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-гo образца:

Ri - весомость i-гo образца в группе аналогов;

n - количество аналогов.


Библиографическая ссылка

Машенцева Г.А. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4531 (дата обращения: 10.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074