Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Салин Б.С.
Данная работа посвящена возможности использования одного из новейших технических средств обучения иностранному языку — подкасты и их дидактический потенциал. В статье приводится определение понятия «подкаст», называется целевая аудитория подкастинга и выделяются основные жанры подкастов. Показано, что использование подкастов в обучении английскому языку позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков.
подкаст
информационно-коммуникационные технологии
Интернет
аудирование
аудиоблог
аудиотекст

На данный момент развития методики преподавания иностранных языков много говорится об использовании в процессе обучения таких технических средств, как всемирная сеть Интернет и её богатые ресурсы: веб-сайты, электронная почта и электронные энциклопедии, телекоммуникационные проекты, блоги, видеоконференции, подкасты, чат-сессии, форумы и многое другое. Предполагается, что современный преподаватель иностранного языка владеет целым арсеналом технических средств обучения.

Рассмотрим возможности использования одного из технических средств обучения иностранному языку - подкасты и их дидактический потенциал. Прежде всего, следует уточнить, что понимают под термином «подкаст» и его производными.

Подкастами называют аудиоблоги или передачи, выкладываемые в Сети в виде выпусков, которые можно легко скачать на MP3-плеер и слушать в любое удобное для пользователя время; это отдельные файлы либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых по одному адресу в сети Интернет.

Целевой аудиторией подкастов считаются пользователи компьютеров, а также портативных проигрывателей. Для удобного прослушивания подкастов создано множество программных продуктов, следящих за обновлением подкаст-лент и их автоматической загрузкой.

Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания. Большинство подкастов сложно отнести к какому-либо типу, так как рассказывать в подкасте можно о чем угодно.

Все-таки можно выделить основные жанры подкастов, среди которых аудиоблоги (аналог онлайн-дневника), музыка, техника, комеди-подкаст, аудиокниги, образовательные подкасты, интервью, новости, политика, радиоспектакли и радио-шоу, спорт, игры.

В процессе обучения иноязычной речи возможно максимально полное раскрытие возможностей этой технологии, потому что язык как средство передачи информации в этом контексте является и объектом изучения. Использование подкастов в обучении различным видам деятельности способствует: повышению мотивации к изучению иностранных языков; появлению выбора в отборе интересующего фонетического материала; формированию навыков аудирования и способности воспринимать различные стили речи с разными акцентами и интонациями; совершенствованию навыков говорения.

В Интернете уже существует большое количество подкастов как профессиональной, так и общей направленности. Существуют такие подкасты, как например, для подготовки к международным экзаменам, подкасты предназначенные для студентов с невысоким уровнем владения языком, подкасты с уже разработанными заданиями. Отмечается, что регулярное аудирование текста, адаптированного к способности студента воспринимать иноязычную речь, оказывает системный эффект на все его остальные навыки, в том числе на общую грамотность и на способность не только воспринимать, но и высказываться на изучаемом иностранном языке.

Следует отметить, что в сети Интернет встречаются как профессионально созданные подкасты, включая структуру, содержание, озвучивание, так и любительские аудиоблоги, уступающие в качестве предлагаемого контента. Преподавателю иностранного языка необходимо учитывать этот факт при отборе содержания обучения.

Образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи.

Однако наиболее приемлемой и реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях остается развитие рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом и умений понимания иноязычной речи на слух - отделять главное от второстепенного, определять тему сообщения, членить текст на смысловые куски, устанавливать логические связи, выделять главную мысль, воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.

Аудирование выступает не только как самостоятельный вид речевой деятельности, но и как средство обучения говорению, письму, языковым навыкам. В этой связи еще раз следует подчеркнуть ценность подкастов всех жанров и категорий, которые позволяют решать преподавателю комплексные задачи обучения.

В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях преподавателя и студентов: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста. Подбирая или разрабатывая упражнения к подкастам, нацеленные на формирование аудитивных навыков и развитие умений аудирования, необходимо учитывать уровни сложности разных типов заданий.

Принимая все вышесказанное во внимание, можно заключить, что подкаст как медианоситель информации является, наряду с другими ресурсами, неотъемлемым техническим средством дистанционного обучения иностранному языку, позволяющим решать комплексные задачи иноязычного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе: методическое руководство / Т.Л. Ступина. - Иркутск: ИГЛУ, 2006. - 22 с.
  2. Ткаченко Е.Е. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных технологий / Е.Е. Ткаченко // Повышение мотивации студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка: матер. междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2008. - С. 82-84.
  3. Fryer, W.A. Podcasting as disruptive transmediation / W.A. Fryer // eLearn2005: World Conference on eLearning in Corporate, Government, Healthcare, & Higher Education. - 2005.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Подкастинг.
  5. http://podcast.samsungfunclub.ru/about.
  6. http://www.how-to-podcast-tutorial.com/what-is-a-podcast.htm

Библиографическая ссылка

Салин Б.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДКАСТОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4507 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674