Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казарин Б.В.
В работе представлены результаты многолетнего изучения влияния процесса ценообразования на результаты формирования контингента иностранных учащихся крупного образовательного учреждения высшего медицинского профессионального образования. Показано, что механизм ценообразования является одним из существенных факторов управления численностью иностранных учащихся вуза, обучающихся на условиях контрактов. Отмечена связь между эффективностью экспорта образовательных услуг вуза, академической мобильностью и результатами внешнеэкономической деятельности образовательного учреждения, его участию в международном разделении труда по подготовке квалифицированных медицинских кадров. Ключевые слова: стоимость образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, академическая мобильность, мониторинг цен, подготовка кадров для зарубежных стран

Высшие учебные заведения Российской Федерации на протяжении десятков лет принимали активное участие в международном разделении труда по подготовке кадров. Весьма значительной при этом была роль образовательных учреждений медицинского профиля. Общеизвестно, что до 1991 года подготовка иностранных учащихся велась главным образом на основе и для решения задач, ставящихся руководством страны перед высшей школой. Для учебных заведений участие в этой работе означало повышение статуса, престиж и незначительные кадровые преимущества [3]. В настоящее время все большую актуальность приобретает задача расширения экспорта образовательных услуг Российской высшей школы - как реального вклада в модернизационную составляющую экономики.

Период после 1991 года характеризуется снижением доли обучения иностранных специалистов по государственной линии и преимущественной подготовкой кадров для зарубежных стран на контрактной основе (с переходом от «частичной компенсации» к «возмещению затрат»). По мнению А.В. Рождественского «...одна из глобальных целей интернационализации высшего образования предусматривает получение дохода. В ее рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе без предоставления государственных субсидий. Иностранные студенты дают возможность привлечения дополнительных источников финансирования и, тем самым, стимулируют университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке [14]».

Вопросы ценообразования в высшей медицинской школе (на примере Кубанского медицинского института - академии - университета) длительное время изучаются в рамках реализации конкретной задачи - расширения экспорта образовательных услуг конкретного образовательного учреждения. Настоящая работа представляет собой дальнейшее развитие опубликованной в 1999 году работы [7] о ценообразовании в вузе, и касается более длительного периода наблюдения - с 1991 по 2009 год.

Одно из первых исследований, касающихся проблемы формирования цены обучения, выполнено в Ростовском государственном университете [2]. В этой работе представлен вариант подхода к ценообразованию, при котором учитываются не только все затраты, реально относящиеся к обучению конкретных иностранных учащихся, но и все затраты, которые, на взгляд вуза, следует осуществить в соответствующий период, безотносительно к обучению иностранных граждан. При этом все возможные планируемые затраты на работу вуза, хозяйственную деятельность, дефицит финансирования по статьям расходов включаются в затраты, формирующие себестоимость обучения одного иностранного учащегося. Цена обучения при таком «максималистском» подходе становится чрезвычайно завышенной.

Второй подход может быть обозначен как «минималистский». Суть методологии ценообразования в этом случае достаточно проста. За основу принимается уровень финансирования учебного заведения из государственного бюджета. Годовая сумма делится на среднегодовое число учащихся, обучаемых в вузе за счет федерального бюджета. Полученная сумма и является себестоимостью обучения одного учащегося. Указанный путь использовался и продолжает использоваться рядом вузов в условиях стабильного и полноценного государственного финансирования образования. Он позволяет, исключив затраты на оплату труда и ЕСН, получать так называемый «размер возмещения затрат», т.е. сумму в рублях, затрачиваемую государством на обучение одного бюджетного учащегося без учета оплаты труда.

Истина, как всегда, между полюсами. Для расчета цены должна использоваться себестоимость обучения, которая не может быть ниже государственного финансирования одного госбюджетного учащегося с учетом всех статей расходов, а ее стремление вверх должно быть ограничено соображениями здравого смысла и коммерческого успеха вуза.

Достаточно сложная, но, по нашему мнению, оправдывающая себя система ценообразования на основе этого «промежуточного» подхода предложена Московским энергетическим институтом. По данным С.М. Смольского [13], целесообразным является формирование как бы трехкомпонентной цены - базовая цена и введение на нее надбавок и скидок.

Проблемы ценообразования в высшей школе применительно к обучению иностранных граждан на базе оценки себестоимости обучения рассматривались ранее автором настоящего сообщения [6,7].

Наряду с приведенными, существует и еще один «механизм» ценообразования основой которого является достаточно слабая с экономической точки зрения позиция, высказываемая некоторыми бывшими руководителями [8] отрасли, сводящаяся к тому, что цена за обучение в вузах России не должна быть ниже, либо должна приближаться к стоимости высшего профессионального образования в Западно-европейских и американских вузах, ибо низкие цены «подрывают престиж российского высшего образования».

Указанный подход превалировал в начале деятельности учебных заведений по обучению иностранных граждан на коммерческой основе (на "условиях частичной компенсации"), и характеризовалось попыткой регламентации цены обучения. Так, одной из первых рекомендацией по ценообразованию в области обучения иностранных граждан было Инструктивное письмо Госкомобразования СССР [5].

Следуя этому указанию, большинство вузов России стали абсолютно неконкурентоспособными, а число иностранных учащихся резко сократилось [11]. Начиная с 1991 года, вузы самостоятельно снижают цены до 1000 - 1200 долларов в год, а в 1993 году в Решении коллегии Минздрава РФ [15] появилось указание о нижнем пределе стоимости обучения, составляющего, начиная с приема 1994 года - 1500 долларов за год.

Как видно из табл. 1, подходы к ценообразованию в Кубанском государственном медицинском университете за период с 1990 года и по настоящее время претерпели определенные изменения. Первоначальной ценой за обучение иностранных граждан на контрактной основе в нашем университете оказалась цена 1000 долларов в год за одного учащегося. К тому же периоду относится и ряд контрактов, заключаемых с физическими лицами - иностранными гражданами на условиях бартера (поставка оргтехники и т.п.). Эффективность этих контрактов оказалась весьма незначительной и, начиная с 1991, заключение контрактов на условиях бартера было прекращено.

Прием 1992 года характеризуется существенным административным давлением на медицинские учебные заведения России по преимущественному заключению контрактов через малое государственное предприятие «Росинтермед». Политикой этого посреднического предприятия, поддерживаемого административными структурами Минздрава РФ, оказалось занижение стоимости обучения, в результате чего вузы получали лишь по 800 долларов США в год за каждого учащегося. Этот демпинг позволил и ряду других посредников оказать на вузы давление с целью получения минимальных цен. Результатом чего и стал приведенный в таблице разброс цен от 800 до 1300 долларов в год за одного студента.

Стремление к наращиванию контингента контрактных иностранных учащихся и необходимость использовать для этого услуги посредников вынуждает реализовывать разнообразные способы расширения сети посреднических структур, работающих по набору иностранных граждан для обучения на коммерческой основе, что позволило в 1993 году пойти по пути увеличения стоимости обучения. Произошел отказ от дифференцирования цены по «географическому» признаку. Одновременно с этим такие скидки, как скидка за отказ от общежития и «премиальный» контракт (по сути «бартерный» расчет за услуги посредника в процентах), приобрели постоянный характер.

Таблица 1

Базовая цена обучения иностранных студентов в Кубанском государственном медицинском университете (ранее- институте - академии) и некоторые особенности приема

№ п.п.

Год приема

Базовая цена годичного обучения с проживанием в общежитии
(долларов США)

Цена годичного обучения без проживания в общежитии

 (долларов США)

Особые условия приема

1

1990

1000

1000

Нет

2

1991

1300

1300

Нет

3

1992

1300

1300

Разброс цен: 800 $ в год /Росинтермед/; 945 $ в год для граждан Индии, Пакистана; 10-й «премиальный» контракт для посредников; особо льготная цена 1090 $ для фирмы МБСУ + впервые введенная скидка за отказ от общежития

4

1993

1500

1200

Разброс цен: 1090 $ для фирмы МБСУ;
10-й «премиальный» контракт для всех посредников; ряд специальных цен 1395-1360 $ для некоторых посредников

5

1994

1600

1360

10-й «премиальный» контракт для всех посредников

6

1995

1700

1445

10-й «премиальный» контракт для всех посредников

7

1996

1700

1530

Полный отказ от льгот посредникам

8

1997

1700

1530

То - же

9

1998

1965

1600

То - же + отмена скидок за отказ от общежития, выделение проживания в общежитии в отдельную стоимость, добавляемую к стоимости обучения

10

1999

1800

1500

Тоже + выделение проживания в общежитии в отдельную стоимость

11

2000

1600

1300

То - же + выделение проживания в общежитии в отдельную стоимость

12

2001

1600

1300

Без изменений, введение 10% оплаты услуг посредников

13

2002

1600

1300

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

14

2003

1600

1300

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

15

2004

1715,54

1393,87

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

16

2005

1808,31

1469,25

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

17

2006

2088,02

1696,51

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

18

2007

2473,94

1969,05

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

19

2008

2736,81

2178,28

Без изменений, использование 10% оплаты услуг посредников

20

2009

2312,42

1837,26

Отказ от расчетов с посредниками, предоставление им права самостоятельно взимать причитающиеся суммы с учащихся

21

2010

3172,14

2543,99

Отказ от расчетов с посредниками, предоставление им права самостоятельно взимать причитающиеся суммы с учащихся, ликвидация некоторых скидок

1993-1995 годы, наряду с унификацией льгот для посредников и их уменьшением, характеризуются дальнейшим директивным увеличением цены обучения. Начиная с 1996 года, университет полностью отказывается от льгот для посреднических структур. Несмотря на сопротивление с их стороны в действие вступает принцип: «посредник самостоятельно взимает причитающуюся ему плату, сверх суммы, причитающейся вузу, а вуз не вмешивается в финансовые взаимоотношения между студентом и посредником» [12]. Такие условия приема и цены на обучение сохранились и в 1997 году, в конечном итоге, выполнение ряда указаний Министерства здравоохранения РФ, носящих антидемпинговый характер, привело к повышению в 1997 году базовой цены до 1700 долларов США в год.

В табл. 2 представлены данные, характеризующие ежегодные итоги приема контрактных иностранных студентов в 1990 - 2009 годах.

Таблица 2

Некоторые итоги приема иностранных учащихся на первый курс
(1990 - 2009 годы) на основе контрактов

Учебный год

Число учащихся, принятых
на 1-й курс
в % к приему 1998 г.

Реальная цена одного контракта на 1-ом курсе
в % к 1998 г.

Общая сумма, полученная по контрактам первого курса в % к 1998 г.

Сумма, полученная «за общежитие» от студентов 1-го курса

в % к 1998 г.

Удельный вес контрактных учащихся среди перво-курсников
(в % ко всему числу перво-курсников)

1

2

3

4

5

6

1990/1991

4,11

61,02

2,51

0,00

3,00

1991/1992

31,51

83,84

26,42

0,00

40,00

1992/1993

205,48

74,22

152,50

0,00

69,00

1993/1994

378,08

67,40

254,81

3103,66

98,35

1994/1995

212,33

86,58

183,84

1107,86

97,44

1995/1996

219,18

85,51

187,41

1341,26

96,99

1996/1997

180,82

99,22

179,41

688,45

95,18

1997/1998

156,16

97,42

152,13

602,94

98,00

1998/1999

100,00

100,00

100,00

100,00

94,83

1999/2000

106,90

98,44

84,76

0,00

98,39

2000/2001

106,90

83,16

71,59

0,00

96,77

2001/2002

91,38

85,39

62,84

0,00

90,57

2002/2003

143,10

80,85

93,17

0,00

90,36

2003/2004

110,34

92,03

88,86

92,47

92,19

2004/2005

144,83

106,46

114,23

359,59

88,10

2005/2006

136,21

128,49

98,08

421,23

86,08

2006/2007

139,66

135,15

96,52

556,16

85,19

2007/2008

208,62

151,79

153,70

692,81

90,91

2008/2009

134,48

116,88

103,86

862,44

82,05

Данные в табл. 2 представлены в виде относительных величин, причем в столбцах 2, 3, 4 и 5 - результаты приема в 1998 году приняты за 100 процентов, а столбец 6 - рассчитан применительно к контингенту в соответствующем учебном году.

Как видно из приведенных данных, начиная с 1990 и по 1992 годы наблюдается «взрывной» рост приема контрактных иностранных учащихся, а на 1993/94 учебный год приходится максимальное число учащихся, принятых на первый курс академии, в 1994 году прием снижается до показателей 1992 года и остается относительно стабильным до 1996 года, когда начинается снижение этой величины все более усиливающееся к 1998 и последующим годам.

Реальная цена (в отличие от базовой цены - фактическая цена контракта после предоставления скидок) одного контракта, заключенного с иностранными учащимися, принимаемыми на первый курс плавно, за исключением скачка в 1991 году, возрастает. Она выросла за девять лет примерно в 1,6 раза, достигнув в 1998 году некоторого максимума, затем снизилась, а с 2004 года вновь продолжила расти.

Иной характер носит изменение общей суммы, полученной вузом по контрактам, заключенным с первокурсниками. С 1990 по 1994 год эта сумма растет, достигая своего максимума, после чего достаточно резко снижается, достигая в 1998 году величины промежуточной между 1991 и 1992 годами. Характер изменения этого показателя в достаточно высокой степени коррелирует (коэффициент корреляции +0,892) с ранее описанными изменениями численности учащихся, ежегодно принимаемыми на 1-й курс. В последующий период (1999 - 2004) поступления средств снижались, и лишь с приема 2004 наблюдается рост этого показателя.

Доля первокурсников, ежегодно проживающих в общежитиях существенно снижается в 1990 - 1993 годах, прием 1993 года характеризуется резким увеличением числа студентов первого курса, заключивших контракт с проживанием в общежитии, эта тенденция продолжалась до 1998 года, когда вновь произошел отток учащихся, желающих поселиться в общежитии, лишь начиная с 2003 года этот показатель вновь растет, но прежнего уровня, наблюдавшегося в 90-х годах, этот рост числа проживающих в общежитии не достигает.

Начиная с 1993 года, сумма, ежегодно получаемая академией от всех контрактов студентов первого курса, ступенчато падает, достигая минимальной величины в 2002/2003 году. Эти тенденции полностью повторяются и при анализе суммы, полученной за проживание в общежитии, в расчете на одного первокурсника, обучающегося в университете.

Таблица 3

Контингент иностранных учащихся контрактного обучения
в 1990 - 2009 годах и некоторые финансовые показатели

Учебный год

Число учащихся, обучающихся
в вузе, в % к общему числу их в 1998 г.

Фактическая цена одного контракта по вузу в целом
в % к 1998 г.

Сумма, полученная по контрактам по вузу всего
в % к 1998 г.

Доля учащихся всех курсов, живущих в общежитии,
в % к общей численности

1

2

3

4

5

1990/1991

0,46

70,13

0,32

100

1991/1992

3,98

96,97

3,85

88,46

1992/1993

36,54

85,64

31,3

46,44

1993/1994

73,85

77,15

56,98

42,24

1994/1995

72,78

93,2

67,83

43,07

1995/1996

88,53

91,23

80,76

46,8

1996/1997

111,93

94,66

105,95

50,27

1997/1998

118,96

93,97

111,78

49,1

1998/1999

100

100

100

6,89

1999/2000

88,30

100,05

88,34

0,91

2000/2001

83,33

90,68

75,53

0,77

2001/2002

70,51

96,87

68,27

1,82

2002/2003

64,26

91,11

58,52

3,74

2003/2004

61,38

92,28

52,80

9,40

2004/2005

62,98

102,46

57,07

15,78

2005/2006

62,50

140,32

87,66

10,77

2006/2007

61,54

142,81

87,84

14,84

2007/2008

63,46

158,53

100,55

16,16

2008/2009

62,82

135,12

84,84

8,67

Сведения, приведенные в табл. 3, характеризуют динамику изменений всего контингента контрактных иностранных учащихся Кубанского государственного медицинского университета и связанных с этим некоторых экономических показателей в 1990 - 2009 годах. По своему построению она аналогична табл. 3. В столбцах 2, 3, и 4 приведены данные относительно к их величине в 1998 годы, который принят за 100 процентов. Показатели столбца 5 рассчитаны применительно к каждому учебному году.

Из табл. 3 видно, что контингент контрактных иностранных учащихся вуза, начиная с 1990 и по 1997 год, возрастает, с 1994 года темп прироста снижается, в 1998 году наблюдается уменьшение числа контрактных иностранных учащихся, причем это снижение продолжается и в последефолтный период.

Аналогичная закономерность в этот период с высокой степенью корреляции (коэффициент корреляции + 0,875) прослеживается и при рассмотрении общей суммы, полученной академией за обучение контрактных иностранных учащихся в эти годы.

Таким образом, сопоставляя данные табл.1, 2, и 3 можно заключить, что повышение стоимости обучения контрактных иностранных учащихся в Кубанском медицинском университете и ликвидация льгот для посреднических структур приводила к отрицательным изменениям показателей приема соответствующего учебного года и всего контингента контрактных учащихся в целом. При этом падении показателей оказалось затяжным и начало выправляться лишь в 2004 - 2007 годах, однако ликвидация льгот для посредников в 2008/2009 и последующих годах вновь привела к снижению числа иностранных учащихся вуза.

График 1

p

График 1 наглядно иллюстрирует взаимосвязь между числом контрактных иностранных учащихся, ежегодно принимаемых в вуз и реальной стоимостью обучения за соответствующий год. Обращает на себя внимание обратная зависимость между этими величинами.

Понятие «продажа образовательных услуг гражданам других государств», введенное в практику А.В.Ильяшовым [4] (впоследствии заменено на более благозвучное понятие «экспорт образовательных услуг»), позволяет более четко представить себе задачу, стоящую перед учебным заведением в области набора и организации обучения иностранных граждан, исходя из чего, рациональное ценообразование будет зависеть от таких экономических категорий, как платежеспособный спрос и конкуренция [10] на рынке образовательных услуг.

На международном рынке стоимость обучения в российских медицинских вузах сегодня поддерживает нашу конкурентоспособность, тогда как, стоимость годового обучения по специальности «врач» за рубежом составляет, например: в Колумбийском университете (США) - 5000 долларов в год [17], в Массачусетском университете (США) - 6500 долларов в год [18], в Портсмутском университете (Великобритания) - 6900 фунтов стерлингов /примерно 11500 долларов/ [16], а в ряде особо престижных учебных заведениях стоимость обучения достигает 15-20 тысяч долларов в год, то существует серьезная опасность, связанная с демпинговыми ценами на обучение по специальности "врач" в учебных заведениях Украины, Белоруссии, Молдовы и ряда других стран бывшего СССР.

Основой ценового регулирования, на наш взгляд, должно явиться согласованное между вузами и добровольно соблюдаемое ими, или жестко контролируемое административно, ограничение нижней границы годичной стоимости обучения, при этом, любой вуз, исходя из реальной маркетинговой ситуации, может повышать стоимость обучения [1]. Совпадающее мнение высказывается В.В. Кораблевым, Е.В. Шевченко [9] из Санкт-Петербургского государственного технического университета, авторы считают, что возможна реализация согласованной ценовой политики, предусматривающей «установление (или согласование) нижнего предела» стоимости обучения.

Представленные в работе данные, характеризующие ценовую политику Кубанского государственного медицинского университета, показывают, что резкие изменения в области ценообразования, на основании которых осуществлялся прием, могут приводить как к снижению числа первокурсников, так и на всего контингента иностранных учащихся. Существенную роль при этом играют и стабильные договорные обязательства между вузом и посреднической структурой, занимающейся рекрутингом иностранных учащихся.

Опрос студентов показал, что многие из них в качестве отрицательного момента отмечают не только повышение стоимости контракта, но и нестабильность стоимости контракта, отмечаемую не только как изменение цены приема, но и о как введенное право вуза индексировать стоимость обучения в одностороннем порядке. Это подтверждается в уже цитированной выше работе С.М.Смольского [13] из весьма благополучного Московского энергетического института, в которой высказывается положение об «особой важности сохранения базовой цены на протяжении ряда лет, что способствует улучшению маркетинговой ситуации для вуза».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данилин А.И., Прохоров А.Г. О стратегии набора иностранных студентов. // Образовательные услуги Российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы.- М.,1995. - С.31-32.
  2. Жуков В.В., Пелехов Н. В. Организация обучения иностранных студентов, аспирантов и стажеров на базе университетов России на контрактной основе с помощью хозрасчетной структуры // Механизмы интеграции университетов России в общемировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей. - РГУ, Ростов н/Д, 1993.- С.23-39.
  3. Звягольский А. Ю. Обучение иностранных учащихся в вузах Краснодара // Сб. работ преподавателей гуманитарных наук. - Краснодар, 1994.- С. 116-128.
  4. Ильяшов А.В. О некоторых маркетинговых мероприятиях по улучшению общественного мнения об учебном заведении. // Образовательные услуги Российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы. - М.,1995. - С.36-37.
  5. Инструктивное письмо № 96-30-798/5 от 20.09.88. Государственный комитет СССР по народному образованию, М., 1988.
  6. Казарин Б. В. Обучение иностранных граждан на коммерческой основе. -Краснодар, 1993. - 82 с.
  7. Казарин Б.В. Вопросы ценообразования при обучении контрактных иностранных учащихся. // Кубанский научный медицинский вестник. - 1999. - № 11. - С.20-25.
  8. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. - М., 1995. - 296 с.
  9. Кораблев В.В., Шевченко Е.В. Формирование ценовой политики в С.-Петербургском государственном техническом университете. // Образовательные услуги Российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы. -М.,1995. -С.37-39.
  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, т.1.-М.,1992.-С.72-75.
  11. Подготовка специалистов для зарубежных стран в вузах России: состояние и перспективы.- М., 1994.- 15 с.
  12. Примерный договор о деятельности по подбору, направлению и обучению иностранных граждан. // Информационно-справочные материалы по вопросам обучения иностранных граждан в Российской Федерации. Госкомвуз РФ. - М.,1996. - С.98-102.
  13. Смольский С.М. Опыт Московского энергетического института по формированию контрактной цены за обучение иностранных граждан и по распределению средств внутри вуза. // Образовательные услуги Российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы. -М., 1995. -С.23-25.
  14. Рождественский А.В. Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. Совещание-семинар проректоров по международной деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. - М. - 2009.
  15. Формирование контингента студентов медицинских и фармацевтических вузов России (итоги приема 1993 года, динамика и перспективы). Решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.12.93, протокол № 15/4. - М., 1993. - с.6.
  16. Finance, An Introduction for Overseas Students. University of Portsmouth.- 1997.- p.8.
  17. Financial Aid. Columbia University Bulletin, The Faculty of Medicine College of Physicians & Surgeons 1990-1991.- NY., 1990. - 32 p.
  18. Profile. University of Massachusetts Medical School at Worcester.- 1995.- p.12.

Библиографическая ссылка

Казарин Б.В. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4480 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674