Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОРДОВСКИЙ НАРОД И НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

Нарядкина Л.А.

К концу 1980-х гг. мордовский народ являлся единственным в Поволжье и одним из двух-трех по всему Советскому Союзу, численность которого непрерывно сокращалась на протяжении десятилетий. За тридцатилетний период, разделяющий переписи 1959 и 1989 гг., произошло уменьшение численности мордовского народа в СССР на 10% и в РСФСР на 11% [3, 7]. По итогам последней переписи 2002 г. сокращение численности мордовского народа составило 229,6 тысяч человек [4, 18]. Одновременно с сокращением численности мордвинов шло уменьшение доли коренного населения в самой Мордовской республике: с 35,7% в 1959 г. до 31,2% в 2002 г. [3, 10; 4, 18]. Вследствие сокращения общей численности резко снизилось количество носителей мордовского языка.

В результате по всей стране наблюдался процесс падения престижа родных языков. Среди мордвы процент лиц, считавших своим родным языком язык своей национальности был ниже, чем у других финно-угорских народов Российской Федерации: в 1970 г. он составил 79,7%, в 1979 г. - 74,6%, в 1989 г. - 69,0% [1, 78; 4, 48].

Введение обучения в национальных школах на русском языке являлось одной из главных причин открытой деформации национального развития, ведущей к формированию унифицированного, без национальных духовных характеристик, мордовского этноса, что было также характерно и для большинства коренных наций и национальностей, проживающих на территории России. К концу 1980-х гг. фактически лишь у 4 наций сохранилась средняя и старшая ступень школы на родном языке (тувинцы - 7 лет, якуты - 9 лет, башкиры и татары - 11 лет).

В 1960-е гг. мордовская школа стала утрачивать качества национальной, сохраняя лишь преподавание родного языка как предмета. Так, если в 1960-1961 учебном году изучение родного языка проходило в 550 школах Мордовской республики, то к 1988-1989 учебному году таких школ осталось 319 [5, 18]. В Саранске и Рузаевке не было ни одного класса с изучением родного языка, хотя, например, в Саранске в 1988-1989 учебном году из 43 969 учащихся около 14 тысяч являлись мордовской национальности [5, 5].

По данным переписи 1989 г. основная часть мордовского народа (72,8%) жила за пределами республики, в этих регионах мордовские языки в основном не изучались. К 1991 г. в них насчитывалось более 190 школ с большим контингентом учащихся мордовской национальности, в 75 из них изучался мордовский язык, но только в 25 - как предмет, а в остальных факультативно [2, 25].

С конца 1980-х гг. проблемой первостепенной значимости и важности стало возвращение родным языкам свойственных им этнокультурных и этносоциальных функций, началось движение за восстановление престижа национальной школы. С учетом сложившейся языковой ситуации, в 1990-е гг. в учреждениях образования в Республике Мордовия сформировались следующие уровни работы с родным языком:

1. В школах с однородным по национальному признаку контингентом детей мордовской или татарской национальностей обучение в начальном звене велось на родном языке, русский язык изучался как предмет. Таких школ в 1992 г. было 197, в 1994 г. - 213, в 1999 г. - 260, в 2004 г. - 187.

2. В школах со смешанным по национальному признаку контингентом детей, где дети мордовской, татарской национальности составляли большинство, родной язык изучался как предмет на всех ступенях обучения, обучение велось на русском языке. Таких школ в 1999 г. было республике 73, в 2004 г. - 227.

3. В школах с преобладающим контингентом детей русской национальности вводилось изучение мордовских языков на уровне разговорной речи. Таких школ в 1992 г. было 27, в 1994 г. - 52, в 1999 г. - 80, в 2004 г. увеличилось до 256.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. -М.: Республиканский информационно - издательский центр. 1990.- 747 с.

2.      Учеваткин М.И. Национальная школа: вчера, сегодня, завтра//Вестник Мордовского университета. -1991. -№ 1. -С. 21-26.

3.      Финно-угорский мир: Статистический сборник/Госкомстат России, Гомкомстат Республики Коми. -Сыктывкар, 2000. -56 с.

4.      Финно-угорский мир: Статистический сборник/Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Коми. -Сыктывкар, 2005. -84 с.

5.      Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ), ф. 269, оп. 63, д. 126.


Библиографическая ссылка

Нарядкина Л.А. МОРДОВСКИЙ НАРОД И НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=328 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674