Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЕЙС-ЗАДАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУМАНИТАРНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН)

Пономарёва О.Н. 1 Колобов А.Н. 1 Евдокимова О.В. 1 Салов Д.Е. 1
1 Филиал ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» в г. Пензе, Пензенский артиллерийский инженерный институт
Подготовка военного специалиста в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования «170502. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» предполагает освоение дисциплин гуманитарного цикла, в частности дисциплины «Психология и педагогика». В статье выделен наметившийся тренд в публикациях по прикладным аспектам преподавания в военной профессиональной школе. В качестве таковых обозначены междисциплинарный подход и применение интерактивных методов обучения (дискуссий, кейс-метода, когнитивных карт и др.). С 2019 г. преподавание учебной дисциплины (УД) «Психология и педагогика» дополнено пособием «Педагогика». Это учебное пособие, подготовленное в филиале Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (ВА МТО) в г. Пензе, выстроено с учетом обозначенной методической тенденции в профессиональном образовании. Авторы пособия целенаправленно включили в структуру каждой темы по разделу «Педагогика» кейс-задания, способствующие расширению кругозора обучающихся, развитию критического мышления. Представленные кейс-задания охватывают изучаемый материал УД «Психология», «Военная история», «Социология», «Политология», «Организация работы с личным составом ВС». В статье предложены оригинальные авторские дидактические наработки, успешно реализуемые в образовательном процессе военного вуза. Разработаны кейс-задания (кейс-размышления) для каждой изучаемой темы учебной программы. Кейсы можно выполнять индивидуально или в группе (в том числе на самоподготовке к занятиям). Сделан акцент на воспитательном потенциале разработанных междисциплинарных кейс-заданий.
военное образование
междисциплинарный
кейс-метод
учебная дисциплина «психология и педагогика»
1. Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Рогожин В.М. Междисциплинарный подход к формированию универсальных компетенций в процессе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28655 (дата обращения: 15.02.2021).
2. Овечкин А.Н., Бегун В.И. Научно-практическая деятельность преподавателя высшей военной школы: монография. М.: МАДИ, 2017. 170 с.
3. Пальчиков А.Н. Размышления о воспитательной работе в вузе // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 4-1. С. 41-44.
4. Алёхин И.А., Лазукин А.Д. Инновационные технологии в профессионально-педагогической подготовке преподавателей правовых дисциплин // Право и образование. 2016. № 3. С. 4-13.
5. Алёхин И.А., Федак Е.И., Деникин А.В., Тенитилов С.В., Юдин И.В., Мишин Р.В., Овсянников С.Ю. Теория обучения и педагогические технологии. М., 2019. 476 с.
6. Пономарева О.Н., Колобов А.Н., Филатова О.М. Интерактивные методы обучения в педагогическом процессе военного вуза // Молодежь. Образование. Наука: сборник статей 10 Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и ученых / Редколлегия: О.В. Варникова, И.И. Грачев, О.Н. Пономарева, В.А. Худяков. 2015. С. 206-210.
7. Поздняков О.Г., Алёхин И.А. Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации // Военный академический журнал. 2020. № 1 (25). С. 125-130.
8. Поршнева Е.Г. Формирование военно-профессиональных компетенций с использованием проблемно-ситуативных заданий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 2 (38). С. 100-113.
9. Пономарёва О.Н., Шурыгин С.В., Абаев Т.Б. Воспитательный ресурс интерактивных методов обучения в военном образовании // Молодежь. Образование. Наука. 2018. Т. 1. № 1-1 (1). С. 195-203.
10. Евдокимова О.В, Пономарёва О.Н., Васина О.Н. Педагогика: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. 250 с.
11. Евдокимова О.В., Пономарёва О.Н., Полукаров Д.Г., Хомяков В.О. Кейс-задания междисциплинарного содержания в системе профессиональной подготовки // Драгомировские образовательные чтения: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. И.И. Грачёв. 2019. С. 48-53.
12. Елагина В.С. Интегративный подход к изучению дисциплины «Психология и педагогика» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29521 (дата обращения: 15.02.2021).
13. Порошин В.О. Целесообразность внедрения метода кейс-стади в подготовку военных штурманов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 9. С. 174-178.
14. Цибизова Т.Ю. Интеграция военной подготовки в программы высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 158-163.
15. Вербицкий А.А. Основные противоречия на пути становления новой образовательной парадигмы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 18-22.

Явный тренд публикаций по прикладным аспектам преподавания в профессиональной школе – междисциплинарный подход (на основе конвергентного образования) к созданию и применению интерактивных методов обучения (дискуссий, кейс-метода и др.) [1–3]. Ученые Военного Университета Министерства обороны РФ отметили значимость этих инновационных технологий для профессионального развития преподавателя (своеобразная «новая ступенька» в собственном методическом опыте, совершенствование умений строить отношения с обучающимися) [4, 5]. Мы разделяем мнение наших коллег, указывающих следующие факторы воздействия интерактивных заданий разного формата [6–8]:

– средство диагностики уровня профессионального мастерства преподавателя;

– стимул развития обучающихся;

– конструирование организационных, психолого-педагогических условий в образовательной среде военного вуза (непосредственное включение курсантов в учебную деятельность; ощутимость самим курсантом адекватного результата своего труда; ощущение собственной значимости (самоуважение и самореализация в учебной деятельности) [9].

Подготовка военного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС ВО «170502. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2016 г. № 43818) ведется в образовательном процессе филиала Военной академии материально-технического обеспечения (ВА МТО) в г. Пензе. С 2019 г. в дидактический комплект учебной дисциплины (УД) «Психология и педагогика» введено учебное пособие «Педагогика» [10]. Авторы пособия целенаправленно включили в структуру каждой темы по УД по разделу «Педагогика» кейс-задания, назначение которых:

– содействие расширению кругозора обучающихся, в том числе с опорой на «генетическую» память собственного народа, базовые ценности народов разных национальностей России и мира, имеющие глубинный воспитательный потенциал [11, 12];

– развитие критического мышления курсантов и слушателей. Например, среди кейс-заданий неизменный интерес вызывают афоризмы («крылатые выражения») ученых, педагогов-практиков разных столетий (такие кейсы в тексте пособия выделены в рубрике «кейс-размышления») [10].

Цель статьи – презентация опыта создания и использования кейс-заданий для учебной дисциплины «Психология и педагогика» в военном образовании.

Материал и методы исследования. При конструировании кейсов основой выступили культурологический, междисциплинарный, системный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение. Кейс-задание (кейс-размышление) разработаны для каждой изучаемой темы учебного плана УД, выполнять кейсы можно индивидуально или в группе (в том числе и на занятиях по самостоятельной подготовке, которая для курсантов является обязательным видом учебной деятельности). Стержневая идея формулирования заданий – стимулировать обучающихся к поиску путей решения проблемы, обозначенной в кейсе.

В кейсе охарактеризована реальная или «виртуальная» проблема [9]. Прогнозируемый результат использования кейс-заданий – не только приобретение новых знаний (а также наработка курсантами учебного опыта их возможного применения в работе с подчиненными), но и формирование у обучающихся умений профессиональной деятельности (в том числе военно-педагогической). Системное и систематическое (напомним, что эти термины – паронимы, т.е. похожи по написанию, но различны по значению) включение подобных кейс-заданий помогает курсантам:

– совершенствовать умения и навыки межличностного общения для эффективного взаимодействия и принятия совместного решения;

– тренировать умения дискутировать и отстаивать собственную позицию;

– нарабатывать экспертные умения и навыки, в том числе умения самостоятельного поиска сведений и путей решения проблем [9, 13, 14].

Все предлагаемые в пособии кейс-задания можно использовать как на занятиях, так и для самоподготовки (в том числе при обсуждении в группе).

ТЕМА Теоретико-методологические основы педагогики

Кейс-размышление. Разделяете ли вы мнение авторов высказываний («да» или «нет»)? Приведите аргументы, примеры, подтверждающие вашу точку зрения:

а) «Изучите азы науки прежде, чем попытаетесь взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний хоть бы и самыми смелыми догадками, и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот пузырь – он неизбежно лопнет» (И.П. Павлов);

б) «Суть науки – в построении или, точнее, в устроении терминологии. Слово, ходячее и неопределенное, выковать в удачный термин – это и значит решить поставленную проблему. Всякая наука – система терминов. Не ищите в науке ничего, кроме терминов, данных в их соотношениях...» (П.А. Флоренский);

в) «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека» (К.Д. Ушинский).

Кейс-задание на выявление междисциплинарных связей подготовки военных специалистов.

Инструкция. За время своего существования человечество наработало колоссальный опыт подготовки молодого поколения. В разные исторические эпохи, в зависимости от происходящих событий, у разных народов существовали те или иные социальные ценности. Эти ценности (как своеобразный социальный заказ) определяли парадигму образования:

– сущность и миссию образования;

– «вектор» развития «человеческого капитала»;

– принятый в обществе порядок и организацию обучения и воспитания;

– принципы взаимодействия в системе «обучающий – обучающийся» (включая выполняемые функции и регламент отношений);

– содержание, формы и методы обучения и воспитания (в том числе характеристику деятельности обучающего и обучающегося) и др.

Российское образование в ХХI в. активно трансформируется: в педагогическом сообществе обсуждается повестка внедрения новой парадигмы (на основе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на разных уровнях образования). Характеристики реформирования: компетентностный подход, междисциплинарность (как компонент «когнитивного образования»), модульное наполнение основных образовательных программ, балльно-рейтинговая оценка качества подготовки и др. А.А. Вербицкий акцентировал сложности введения и осуществления новой парадигмы российского образования, выделив «…препятствия в виде противоречий между новым социокультурным опытом и старыми, привычными способами его трансляции обучающимся» [15, c. 18].

При обсуждении перспектив преподавания учебной дисциплины (УД) на методическом совещании были предложены следующие идеи меж- и трансдисциплинарного подхода (рис. 1):

а) взаимосвязь учебной дисциплины (УД) «Психология и педагогика»
с другими УД, изучаемыми в военном вузе;

б) научные направления, которые «дают пищу» для УД «Психология и педагогика», влияя на ее содержание, направленность и объем преподавания в вузах.

Задача 1. Какие «точки соприкосновения» УД «Психология и педагогика» с представленными на рисунке 1 дисциплинами обнаружили вы? Как вы думаете, какие из обозначенных УД целесообразно изучать в программе профессиональной подготовки будущих офицеров по учебному плану до изучения УД «Психология и педагогика», а какие УД – после? Обоснуйте свое мнение.

Задача 2. Каким образом обозначенные на рисунке факторы могут влиять на содержание, объем и даже сам факт наличия или отсутствия дисциплины «Психология и педагогика» в образовательных программах подготовки специалистов высшего звена в вузах определенной страны?

Рис. 1. Междисциплинарные связи УД «Психология и педагогика»

ТЕМА Понятие «педагогическая система»

Образование как педагогический процесс

Кейс-размышление. Это междисциплинарное задание следует решать, привлекая знания из разных УД («Педагогика», «Психология», «Военная психология», «Военная история», «Социология», «Политология», «Организация работы с личным составом ВС»).

Инструкция. Разделяете ли вы мнение авторов высказываний («да» или «нет»)? Приведите аргументы в подтверждение. Как вы рекомендуете применить эти афоризмы в работе с подчиненными (личным составом ВС):

а) «Только система… дает нам полную власть над нашими знаниями» (К. Д. Ушинский);

б) «Неправильное употребление слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни» (Д. И. Писарев).

Кейс-размышления «Азбука народной мудрости»

Инструкция. Проанализируйте, какой аспект изучаемой темы акцентирован в пословицах и поговорках народов мира, имеющих педагогическое назначение:

-«Важно не только, что сказано, но и как сказано» (немецкая).

-«Знания издали вести подают» (туркменская).

- «Тучность спелых гроздей зависит от незримых корней» (болгарская).

-«Без ученья нет и уменья» (вьетнамская).

Приведите высказывания из «Азбуки народной мудрости», созвучные вашему пониманию изучаемой темы. С чем вы согласны в этих поговорках? С чем вы не согласны? Предложите свои аргументы. Обсудите с товарищами в группе ваши позиции и мнения.

ТЕМА Сущность педагогического процесса

Кейс-размышления «Азбука народной мудрости»

Проанализируйте, какой аспект педагогического воздействия акцентирован в пословицах и поговорках народов России и мира, имеющих педагогическое назначение:

-«Вода мутная от самого родника» (персидская).

-«Непосаженное дерево плодов не дает» (азербайджанская).

-«По семенам и всходы» (русская).

- «Что не прочитал Гансик – никогда не прочтет Ганс» (немецкая).

ТЕМА Военно-педагогический процесс

Кейс-размышление. Вспомните известные вам знания из разных УД («Педагогика», «Психология», «Военная история», «Социология», «Политология», «ОРЛС» и др.).

Прим.: ОРЛС  – организация работы с личным составом.

а) Инструкция. Прочитайте высказывания А.С. Макаренко – уникального преподавателя, вошедшего в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX в. С чем вы согласны? С чем вы не согласны? Предложите свои аргументы. Обсудите с товарищами в дискуссии ваши позиции и мнения.

 «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги».

б) «Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого».

Инструкция. Разделяете ли вы мнение авторов высказываний («да» или «нет»)? Как вы рекомендуете применить эти афоризмы в работе с подчиненными (личным составом)?

а) Крик – …«Это верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В.А. Сухомлинский).

б) ««И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).

Кейс-размышления «Азбука народной мудрости»

Инструкция. Ознакомьтесь с пословицами и поговорками. Вспомните педагогические закономерности, «закодированные» в народных изречениях. Аргументируйте свою позицию. Продумайте варианты применения этих изречений в работе с личным составом ВС.

«Смелости учись у разведчика, осторожности – у минера, твердости – у летчика, меткости – у наводчика и снайпера, а смекалке и находчивости – у партизана».

«В учении сложа руки – в бою сложа голову».

«На великое дело – великое слово».

«Учение – путь к умению».

Заключение. Представленный опыт преподавания учебной дисциплины «Психология и педагогика» в Пензенском артиллерийском инженерном институте по использованию в образовательном процессе кейс-метода представлен на Международных и Всероссийских конференциях. Получены положительные отзывы коллег, применяющих эти задания в своих образовательных учреждениях. Наработка материалов продолжается.


Библиографическая ссылка

Пономарёва О.Н., Колобов А.Н., Евдокимова О.В., Салов Д.Е. КЕЙС-ЗАДАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУМАНИТАРНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН) // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30622 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674