Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Елагина В.С. 1 Апаликова И.Ю. 1
1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
Уровень развития современной авиационной науки и техники предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке военных специалистов, одним из компонентов которой является формирование психологической устойчивости. Психологическую устойчивость следует рассматривать как способность военного специалиста управлять своим психическим состоянием, сохранять оптимальное функционирование организма и психики в неблагоприятных условиях в мирное и военное время. Психологическая устойчивость будущего штурмана формируется в процессе сознательного и целенаправленного анализа действий и поступков в соответствии с нормами и требованиями воинского устава и профессиональной этики. Одним из направлений процесса формирования психологической устойчивости является развитие психической саморегуляции. Психическая саморегуляция для будущего офицера выступает одним из важнейших личностных и профессионально значимых качеств. Опрос, проведенный среди курсантов – будущих штурманов, позволил выделить стрессогенные факторы, оказывающие негативное влияние на психическое состояние, что позволило определить основные методы формирования навыков саморегуляции, широко используемых в практике подготовки курсантов. Эти методы мы разделили две группы: комплекс вербальных психологических методов (самоубеждение, самовнушение, самоприказы, самоконтроль и др.) и невербальные психофизиологические методы (дыхательные и мимические упражнения; упражнения, направленные на мышечную релаксацию). Кроме того, большое значение для формирования психологической устойчивости имеет развитие межличностных отношений между членами экипажа. С этой целью целесообразно проводить учебные занятия в различных формах, тренинги. Применение психологических методов и разных форм учебных занятий в процессе обучения курсантов способствует повышению уровня их психологической устойчивости, что положительно сказывается на эффективности их профессиональной подготовки и дальнейшей военной деятельности.
психологическая устойчивость
особенности летной деятельности
психологическая саморегуляция
методы саморегуляции
психические состояния
1. Рогачева Т.В. Представления о психологической устойчивости как предпосылке психологического здоровья // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2014. № 4 (27). [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 08.02.2021).
2. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 141-148.
3. Хусаинова С.В. Концепция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5 (130). С. 219-223.
4. Гадаборшева З.И. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд псих. наук. Пятигорск, 2015. 22 с.
5. Военно-психологический словарь-справочник / Под общ. ред. Ю.П. Зинченко. М.: ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. 592 с.
6. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 56. С. 7. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.02.2021).

Актуальность проблемы формирования психологической устойчивости курсантов – будущих штурманов определяется особенностями военно-профессиональной деятельности, связанной с непосредственным воздействием разнообразных психотравмирующих факторов на физиологическую, психологическую и эмоциональную сферы жизнедеятельности военного специалиста.

Уровень развития современной авиационной науки и техники предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, их личностным качествам, профессиональной устойчивости и профессиональной мотивации.

Согласно современным требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовке  военных специалистов, штурман должен проявлять психологическую устойчивость в сложных, часто в экстремальных условиях военной деятельности, готовность и способность использовать методы эмоциональной и когнитивной саморегуляции, которые необходимы для оптимизации деятельности и психологического состояния офицера, так как работа штурмана связана с выполнением сложных задач, таких как анализ навигационной обстановки и построение образа полета, определение и выбор пути движения и др.

Цель исследования заключается в обосновании необходимости формирования психологической устойчивости курсантов – будущих штурманов, определении методов и форм развития навыков саморегуляции.

Материал и методы исследования. В исследовании обозначенной нами темы использовались как эмпирические методы ‒ опрос, наблюдение, беседа, так и методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов, систематизация и обобщение понятийно-терминологического поля проблемы. В качестве методологического подхода применялся индивидуально-личностный подход.

Проблемам развития личности посвящены труды многих отечественных (К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна и др.) и зарубежных (А. Адлера, А. Маслоу, К. Рождерса и др.) психологов.

Особенностями индивидуально-личностного подхода являются его ориентация на развитие конкретной личности, вовлечение ее в познавательный процесс, в котором каждый обучающийся может проявить свою самобытность, индивидуальную неповторимость, а сам процесс для каждого участника приобретает личностный смысл и характер. Сталкиваясь в военно-профессиональной деятельности с проблемными ситуациями, возникающими при наличии как внешних, так и внутренних трудностей, будущий штурман должен уметь сделать правильный выбор в неопределенной, нестандартной ситуации, проявить активность, найти решение, проявив при этом стойкость, надежность, уверенность в своих действиях, т.е. быть психологически устойчивым. Именно в таких случаях штурман проявляется как субъект профессиональной деятельности,  как человек, ориентирующийся в мотивах своего поведения, от которого зависит успешность выполнения полета. Процесс формирования психологической устойчивости, готовности штурманов к экстремальным условиям своей деятельности невозможен без изучения психического и физического развития обучающихся. Каждый человек индивидуально реагирует на внешние воздействия, при этом одни и те же психические состояния, эмоциональные переживания, физиологические показатели могут проявляться по-разному.

По-разному проявляется и психологическая устойчивость человека. По мнению Т.В. Рогачевой, человек может сохранить психическое и соматическое здоровье благодаря знаниям своих индивидуальных особенностей и возможностей,  преимуществ своей психической организации и умению нейтрализовать ее недостатки [1]. На наш взгляд, учет индивидуальных психологических, физических, эмоциональных особенностей личности обучающихся, знаний о резервных адаптационных силах человека, возможностях его психологической устойчивости следует рассматривать как одно из педагогических условий организации учебной и профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «психологическая устойчивость» является предметом исследования отечественной психологии. Особую роль данное понятие приобретает при организации профессиональной подготовки военных специалистов. И это не случайно, так как военно-профессиональная деятельность связана с высокими стрессовыми воздействиями на психику военнослужащего. Военнослужащий, обладающий достаточным психологическим и физическим потенциалом, эмоциональной устойчивостью, способен противостоять внешним и внутренним воздействиям стрессового характера.

В исследованиях отечественных психологов Л.М. Аболина, М.И. Дьяченко, В.И. Медведева, К.М. Гуревича, Г.С. Никифорова, Т.В. Рогачевой, З.И. Гадаборшевой, С.В. Хусаиновой и иных рассматриваются разные аспекты понятия «психологическая устойчивость», предлагаются различные подходы ученых к интерпретации его сущности.

Так, исследуя феномен эмоциональной устойчивости, Л.М. Алдонин определяет данное понятие как «свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные процессы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» [2, с. 142].

По мнению С.В. Хусаиновой, психологическую устойчивость следует рассматривать «как самостоятельный феномен, включающий в себя единое целое личностных характеристик» [3, с. 220].

С точки зрения З.И. Гадаборшевой, психологическая устойчивость ‒ это «интегральная системная характеристика, лежащая в основе способности человека выступать саморегулируемым субъектом активности, гибко реагирующим на изменения внешней и внутренней среды, реализующим уникальный, аутентичный способ организации собственной жизнедеятельности и среды развития для поддерживания психологического благополучия и самореализации» [4, с. 13].  

Военные психологи психологическую устойчивость рассматривают как «интегративное свойство личности военнослужащего, которое характеризуется взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, обеспечивающим успешное достижение цели в условиях воздействия различных стресс-факторов» [5, с. 224].

На наш взгляд, психологическую устойчивость следует рассматривать как способность военного специалиста управлять своим психическим состоянием, сохранять оптимальное функционирование организма и психики в неблагоприятных условиях в мирное и военное время. Для военно-профессиональной подготовки будущих штурманов, включающей не только учебную, но и служебную деятельность, характерны достаточно высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки. Они создают условия для возникновения стрессовых ситуаций, сопровождающихся психологической и эмоциональной напряженностью обучающихся. Психологические и эмоциональные нагрузки значительно повышаются в период летной практики,  которая связана с высокой ответственностью за принятие самостоятельных решений, определяющих не только успешность выполнения учебных заданий, но и безопасность жизни своих сослуживцев. Эти обстоятельства заставляют задуматься о способах повышения психологической устойчивости к стрессогенным факторам учебной и служебной деятельности курсантов.

С целью выявления факторов, негативно сказывающихся на психологическом состоянии штурманов во время полета, нами проведен опрос курсантов 4-го курса. Большинство курсантов – будущих штурманов во время учебных полетов отмечают высокую физическую утомляемость. При этом 50,0% респондентов отмечают потерю пространственной ориентации в среднем до 5 мин, более 80,0% испытывают высокие психоэмоциональные нагрузки. Практически все курсанты считают, что монотомия, сопровождающаяся кратковременным засыпанием, гипокинезия (состояние недостаточной двигательной активности) также могут оказывать серьезное воздействие на психическое состояние, вызывать дискомфорт и профессиональные ошибки. Наличие у самих себя каких-либо фобий курсанты чаще отрицают, иногда недостаточно четко осознают их или затрудняются с ответом. Тем не менее, больше половины курсантов вынуждены признать, что испытывают страх не только перед полетом, но и перед предполагаемыми военными действиями, а также боязнь ответственности. Некоторые курсанты отмечают состояние повышенной тревожности. Но именно через преодоление страха и выработку навыков, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, формируется профессиональная устойчивость специалиста.

 Часто курсанты в качестве факторов, вызывающих дискомфорт в полете, указывают длительную изоляцию (80,0%), изменения суточной периодики (75,0%), трудности с коммуникацией и совместимостью членов экипажа. Для 75,0% курсантов серьезную проблему представляет необходимость вынужденного близкого контакта с людьми, которые часто являются духовно далекими. Более 70,0% опрошенных обеспокоены особенностями собственного психоэмоционального состояния, неумением осуществлять самоконтроль эмоций и чувств.

К причинам психологических проблем курсанты относят наличие психотравмирующих факторов, индивидуальные особенности личности (темперамент, черты характера), чрезмерный контроль со стороны офицеров – руководителей полетов, отсутствие эмпатии  и недостаточную психоэмоциональную поддержку с их стороны.

Пытаясь справиться с перечисленными трудностями, многие курсанты обращаются за помощью к психологу, друзьям, сослуживцам и офицерам, которые помогают им найти правильное решение возникших проблем. Стремление курсантов повышать психологическую компетенцию, развивать мотивацию к освоению профессиональной деятельности штурмана, преодолению возникающих в полете трудностей мы рассматриваем как важный ресурс психологической устойчивости личности курсанта. 

Психологическая устойчивость штурмана ‒ это сложное личностное качество, компонентами  которого являются мотивация, интеллектуальные способности, эмоциональность, саморегуляция и самоконтроль. Психологическая устойчивость будущего штурмана формируется в процессе деятельности, сознательного и целенаправленного анализа своих действий и поступков в соответствии с нормами и требованиями воинского устава и профессиональной этики. Эффективная деятельность штурмана невозможна без психической саморегуляции, которую следует рассматривать как одно из направлений процесса формирования  психологической устойчивости.

Психическая саморегуляция ‒ способность человека к организации собственной активной деятельности, в процессе которой активность человека, его требования регулируются, согласовываются с активностью и требованиями других людей. Способность к саморегуляции психических состояний является для будущего офицера одним из важнейших личностных и профессионально значимых качеств. От того, насколько развита эта способность, зависят надежность штурмана, его адаптивность к неблагоприятным фактором полета. Уровень развития способности к саморегуляции свидетельствует об уровне психического развития курсанта. В военном вузе необходима организация систематического и целенаправленного формирования навыков саморегуляции, которые обеспечат психологическую устойчивость будущего штурмана. Целью формирования навыков саморегуляции является развитие психического и эмоционального состояния курсанта, в котором максимально раскрывается его внутренний потенциал.

В научно-методической литературе описываются разные методы саморегуляции психического состояния.  

Мы разделяем точку зрения А.О. Прохорова, что «наиболее универсальным способом саморегуляции является общение, на втором месте находится регуляция функции внимания (отключение-переключение), на третьем – волевые (самоприказы, самоконтроль и др.) и интеллектуальные (логический анализ событий, самоанализ, размышления-рассуждения и др.) способы саморегуляции» [6].

В практике формирования навыков саморегуляции широко используют комплекс вербальных психологических методов, применяемых самим курсантом. К этой группе относятся такие методы, как: самоубеждение, самовнушение, самоприказы, самоконтроль и др.

В практике психологической подготовки часто используется прием, способствующий выполнению привычных профессиональных действий. Цель данного приема заключается в переключении сильно выраженного эмоционального состояния (возбуждения, напряжения) в практические действия, которые носят отвлекающий характер. К числу психологических методов следует отнести способы управления вниманием, например использование приемов концентрации внимания на определенных предметах, чувствах, пережитых позитивных эмоциях, представлениях о состоянии покоя и душевного равновесия. Использование идеомоторных техник, суть которых заключается в мысленном представлении действий или поступков, может оказать положительное влияние на регуляцию своего психического или эмоционального состояния. В процессе формирования навыков саморегуляции положительно зарекомендовала себя техника аутогенной тренировки, разработанная  И. Шультцем, как способ самовнушения и мышечной релаксации.

Кроме вербальных психологических методов, получили широкое распространение и невербальные методы, к которым относятся такие психофизиологические методы, как дыхательные и мимические упражнения, упражнения, направленные на мышечную релаксацию.

Данные методы основаны на взаимосвязи мышечного напряжения и ритма дыхания с эмоциональным напряжением. Так, на фоне негативных эмоций, стресса, эмоционального напряжения  человек испытывает мышечную скованность. Поэтому расслабление мышц или выравнивание ритма дыхания приводят к снижению эмоционального напряжения. Формируя умения мышечной релаксации и управления ритмом дыхания, курсанты приобретают навыки саморегуляции и самоконтроля за собственным психофизиологическим состоянием, что благоприятно сказывается на их деятельности и самочувствии.

Другим не менее важным направлением формирования психологической устойчивости курсантов во время летной практики является организация совместной деятельности экипажа, которая предполагает не только распределение и выполнение трудовых функций, но и эмоциональное общение, межличностные отношения. Замкнутость членов экипажа, отсутствие общих интересов, неудовлетворенность отношениями, низкая общая культура способствуют ухудшению социально-психологического климата, снижают эффективность профессиональной деятельности, часто выступают факторами возникновения конфликтных ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение. Важными аспектами развития межличностных отношений являются взаимное уважение и доверие между членами экипажа.

Система занятий, включающих семинары, деловые игры, психологические тренинги, групповые дискуссии и индивидуальные беседы, выполнение индивидуальных и групповых заданий, обсуждение методов разрешения конфликтных ситуаций, окажет существенное влияние на формирование летных экипажей, установление продуктивных межличностных отношений, предупреждение конфликтных ситуаций. Овладеть навыками саморегуляции – значит научиться сознательно определять цели деятельности, самостоятельно планировать необходимые для достижения цели действия, моделировать условия для осуществления действий, осуществлять контроль и коррекцию действий в зависимости от возникших трудностей.  

Уровень психологической  саморегуляции определяется индивидуальными особенностями курсанта и проявляется в разнообразных видах деятельности. Показателями сформированности умений саморегуляции являются: 1) успешное выполнение поставленных перед курсантом заданий, связанных с полетом; 2) принятие самостоятельных, ответственных и адекватных ситуации решений; 3) бесконфликтная профессиональная коммуникация с коллегами, умение работать в команде; 4) отсутствие эмоционального напряжения. Достижение этих показателей будет свидетельствовать о высокой способности адаптации курсантов как будущих военных специалистов к стрессогенным факторам военно-профессиональной деятельности.

Заключение. Психологическую устойчивость штурмана следует рассматривать как важное личностное качество, которое формируется в процессе деятельности. В качестве одного из основных направлений формирования  психологической устойчивости у курсантов в процессе их обучения можно рассматривать развитие у них способностей к саморегуляции. 

Психическая саморегуляция ‒ способность человека к организации собственной деятельности, в процессе которой активность человека, его требования регулируются, согласовываются с активностью и требованиями других людей. Основными методами формирования навыков и развития способностей саморегуляции являются психические и психофизиологические методы, а также использование в образовательном процессе различных форм учебных занятий, тренингов, направленных на развитие межличностных отношений, умений работать в команде. Применение психологических методов и разных форм учебных занятий в процессе обучения курсантов способствует повышению уровня их психологической устойчивости, что положительно сказывается на эффективности их профессиональной подготовки и дальнейшей военной деятельности.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Апаликова И.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30619 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674