Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Шалина Д.С. 1 Степанова Н.Р. 1 Новокрещенов С.А. 1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
В исследовании поднимается проблема снижения активности образовательной деятельности и «настроения» студентов в условиях дистанционного обучения. Онлайн образование стало обычным явлением в неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Участники образовательного процесса не были подготовлены к такому формату обучения в ближайшее время. Поэтому появились проблемы, нарушающие устойчивость всего обучения. И как следствие, снижение «настроения» студентов в университете. Цель исследования – предложить и обосновать способы повышения «настроения» студентов. Для достижения цели была изучена сущность «настроения» студентов через «социальное настроение». Выделены три главных показателя: вовлеченность как активная работа, успеваемость и качество системы оценивания. На основе данных показателей и результатов исследования Высшей школы экономики и Тюменского государственного университета была осуществлена оценка «настроения» студентов. Негативных параметров оказалось больше позитивных, что свидетельствует о сниженном «настроении». Исходя из этого были предложены способы повышения «настроения» по каждому показателю. При этом предлагаются цифровые инструменты для осуществления представленных способов. Например, игровые технологии и виртуальные тренажёры. Таким образом, способы повышения «настроения» студентов в совокупности с цифровыми инструментами помогут вовлечь их в образовательный процесс, улучшить успеваемость и качество оценивания. Дальнейшее исследование будет направлено на определение оптимального времени изучения дисциплины и оценку влияния онлайн-консультаций на мотивацию студентов.
дистанционное обучение
вовлечённость студентов
качество онлайн-образования
1. Жители стран мира оценили вероятность перехода образования в формат онлайн. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1100782/2020-12-16/zhiteli-stran-mira-otcenili-veroiatnost-perekhoda-obrazovaniia-v-format-onlain (дата обращения: 20.01.2021).
2. Батова И.Б. Классификация рисков и причины их возникновения // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11976 (дата обращения: 22.01.2021).
3. Fojtík R. Problems of distance education. International Journal of Information and Communication Technologies in Education. 2018. № 7(1). P. 14-23.
4. Фадеев Е.В. Организационные и психологические проблемы дистанционного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 308-310.
5. Михина М.В. Неопределенность: основные характеристики и определение // Инновационная наука. 2018. № 5. С. 140-143.
6. Морев М.В., Каминский В.С. Социальное настроение: факторы формирования и территориальные особенности // Проблемы развития территории. 2014. № 4. С. 49-66.
7. Rintoul N. Teaching to increase university student engagement: is active learning always the answer. New Perspectives in Science Education. 2015. P. 329-333.
8. Киушкина В.Р. Успеваемость студентов – объединение в успешной сотруднической деятельности обучаемого и преподавателя // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-6. С. 1042-1046.
9. Опрос студентов российских вузов об условиях дистанционного обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://cim.hse.ru/covidsurvey (дата обращения: 23.01.2021).
10. Daineko L.V., Goncharova N.V., Larionova V.A., Ovchinnikova V.A. Fostering professional competencies of students with the new approaches in higher education. Joint Conference: 20th PCSF and 12th CSIS-2020. 2020. P. 231-239.
11. От игры к моделям и кейсам: новые технологии онлайн-обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/425745395.html?fbclid=IwAR2Mw81ygTZaOkxhi-CxzgrBN4nm7ntQigC_0k9jXScO1yentLOMFwCFr4o (дата обращения: 21.01.2021).

Сегодня мировое сообщество пытается во всем следовать глобальным тенденциям развития, одной из которых является цифровизация. Элементы и технологии цифровизации внедряются во всевозможные сферы жизнедеятельности людей. В образовании – это дистанционное обучение. В последнее время дистанционное обучение набирает популярность. Толчок к развитию онлайн-обучения дали локдауны. Еще большое распространение повсеместно получили онлайн-школы и онлайн-курсы. О переводе на дистанционное обучение вузов говорили в контексте будущего. Однако внешние условия заставили нас уже сегодня цифровизировать образовательный процесс в университетах.

В связи с распространением COVID-19 обучение студентов начало осуществляться в дистанционном формате повсеместно. Существует мнение, что через пять лет высшее образование перейдёт в дистанционный формат как минимум наполовину. Большинство респондентов (70%) по результатам опроса для Всемирного экономического форума 2020 считают, что дистанционный формат обучения будет обычным в ближайшем будущем. Из них 17% респондентов убеждены, что высшее образование полностью перейдет в онлайн-формат, 53% опрошенных убеждены, что будут совмещены форматы дистанционного и традиционного обучения. И лишь 30% отдают предпочтение традиционному обучению [1]. Таким образом, для более двух третьих обучающихся дистанционный формат, совмещенный с традиционным обучением, станет обычным. Однако на сегодня одной из проблемных ситуаций (которую можно отнести к числу рисковых ситуаций, нарушающих работу студентов и преподавателей) является личный контакт студентов и преподавателей. Другая – это неопределенность функционирования политических и социально-экономических изменений (любой трансформации присущи элементы неопределенности). Указанное обстоятельство обуславливает ограниченность человека в сборе и переработке информации, ее изменчивость. На практике в условиях дистанционного обучения студенты с инерционной обратной связью (без прямой обратной связи) не могут оптимально решать образовательные или организационные проблемы. Отсюда следует, что возможны и психологические проблемы, то есть снижается «настроение» студентов, появляются ситуации, не имеющие однозначного исхода (решения). Известно, что основными источниками неопределенности являются [2]:

1) спонтанность природных процессов и явлений;

2) случайность;

3) наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов;

4) вероятностный характер научно-технического процесса;

5) неполнота, недостаточность и изменчивость информации об объёме, процессе и явлении.

Изменение формата обучения требует изменений в подходах в обучении. Отсутствие практического опыта работы в новом формате влечёт за собой ряд проблем, которые нарушают устойчивость работы студентов и преподавателей. Например, техническая неподготовленность, отсутствие компетентных навыков цифровой работы, технические неполадки, сложность подготовки к учебному процессу как студентов, так и преподавателей [3]. Также отсутствует живое общение, личный контакт студента с преподавателем. Социализация является одним из важнейших элементов образования [4].

Все перечисленные проблемы провоцируют возникновение положения неопределённости. Студенты без прямой обратной связи или с долговременной обратной связью не могут решить образовательные или организационные проблемы, из-за чего возникает психологическое давление. Следовательно, снижается активность образовательной деятельности и «настроение» студентов [3–5]. В этом заключается актуальность поиска способов повышения «настроения» студентов для увеличения эффективности их обучения, которые могут быть полезны для университетов в настоящее время.

Цель исследования – поиск и обоснование способов повышения «настроения» студентов при освоении дисциплин в условиях дистанционного обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить содержание понятия «настроение» студентов;

- проанализировать существующие исследования по данной теме;

- выявить способы повышения «настроения» студентов и их обоснование;

- в перспективе дальнейший этап исследования будет состоять в определении оптимального времени изучения дисциплины и в оценке влияния онлайн-консультаций на мотивацию студентов.

В ходе исследования дистанционное обучение будет оцениваться с разных точек зрения для определения эффективных способов повышения «настроения» студентов.

Материал и методы исследования

В научной литературе используется такое понятие, как «социальное настроение», которое представляет собой показатель уровня восприятия населением различных политических, экономических и социальных изменений, являющихся динамическими переменными. В основном оно зависит от уровня и качества жизни. Данные показатели могут оцениваться социологическими исследованиями, материальным положением и политической обстановкой. Социологические исследования предполагают субъективную оценку населения качества жизни. Например, индекс счастья. Политическая обстановка оценивается также субъективной оценкой населения. Исследование материального положения осуществляется через располагаемые доходы и зарплату населения. Таким образом, оценка уровня социального настроения предполагает учёт качественных и количественных факторов [6].

Социальное настроение отражает мнение всего населения, а «настроение» студентов – непосредственно самих студентов. Если уровень социального настроения зависит от уровня и качества жизни населения, то уровень «настроения» студентов – от уровня и качества обучения, которые могут быть оценены через вовлеченность, активную работу студентов, успеваемость и качество системы оценивания. Подробная информация об этих показателях представлена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели «настроения» студентов

Анализируемый параметр

Показатели

Вовлеченность и активная работа

Успеваемость

Качество системы оценивания

Определение

Вовлеченность – это практическое участие студентов в образовательном процессе, основанное на заинтересованности, для достижения желаемых результатов.

Активная работа – это выполнение активных действий по отношению к образовательному процессу [7]

Успеваемость представляется в виде результатов учебной деятельности студента. В основном оценивается по оценкам или баллам за выполнение учебных заданий по дисциплинам [8]

Методы выставления оценок (баллов) за выполнение определённых учебных заданий

Обуславливающие факторы

- Образовательная среда

- Возможность дискуссии

- Компетентность преподавателя

- Заинтересованность [7]

- Понимание необходимости будущей профессии

- Педагогический состав

- Уровень мотивации

- Усвоение учебного материала

- Техническая база [8]

- Информативность

- Соответствие

- Надёжность

Способы проявления в дистанционном формате

Посещение онлайн-занятий, ответы на вопросы с помощью аудио- или видеосвязи, поддержка обсуждения проблемы онлайн, высказывание своего мнения

Выполнение учебных заданий в срок онлайн, работа с различными образовательными онлайн-платформами, самоорганизация, большая часть самостоятельного обучения

Выставление баллов или оценок онлайн через платформы без комментариев, каждый видит только свои оценки

Примечание. Составлено на основе [7; 8]

Высокий уровень вовлеченности, активной работы, успеваемости и качества системы оценивания будет способствовать высокому «настроению» студентов.

Существенное влияние на вовлеченность и активную работу студентов оказывает также образовательная среда. В комфортной среде студенты имеют возможность участвовать в дискуссии с преподавателем. Преподаватель же имеет хорошую подготовленность, понимает студентов и оказывает им сильную поддержку. С помощью интерактивного подхода студенты осознают необходимость изучения дисциплины и интересуются ею [7].

Успеваемость тесно связана с активной работой студента на занятии. Если студент вовлечён в работу и у него есть желание учиться по выбранному направлению, то с большой вероятностью у него будет хорошая успеваемость. Студент должен осознавать, что его будущая профессия имеет общественную значимость, тогда он будет прилагать больше усилий в освоении знаний [8].

Система оценивания может быть представлена в различных платформах по-разному, но в любом случае она должна содержать в себе информативность, соответствие и надёжность. Информативность – наличие подробного комментария или обоснования выставленной оценки, то есть за что и почему. Соответствие – параметр, показывающий соразмерность оценки с выполненной работой. Надежность – выставление оценок может осуществляться только преподавателем соответствующей дисциплины, особенно важно при дистанционном обучении.

Представленное исследование проводилась с помощью анализа, метода аналогии и описания основных теоретических понятий. Факторный анализ позволил качественно оценить влияние основных анализируемых параметров на показатели «настроения» студентов. Метод аналогии помог в выведении понятия «настроения» студентов и его составляющих. Также были использованы аксиоматический и дескриптивный методы при анализе литературных данных по рассматриваемой теме.

Результаты исследования и их обсуждение

Определение уровня «настроения» студентов на онлайн-обучении было произведено с помощью специально разработанных опросов. В Уральском федеральном университете (УрФУ) было опрошено 127 студентов на добровольной основе. Они отвечали на перечень вопросов или «да», или «нет». Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты опроса студентов для определения уровня «настроения», %

Показатели

Вовлеченность и активная работа

Успеваемость

Качество системы оценивания

Позитивные

Я стал (а) лучше работать на занятиях дистанционного формата – 31.

Легко вести дискуссию с преподавателем на онлайн-занятиях - 12

При дистанционном формате мои оценки стали намного лучше – 57.

Онлайн-занятия эффективнее, чем традиционные, я лучше понимаю материал – 20

Легко прослеживать свой прогресс – 25.

Мне понятна система выставления оценок – 30

Среднее значение

21,5

38,5

27,5

Негативные

Отсутствие живого общения делает невозможным обсуждение важных вопросов в рамках занятия – 42.

Затруднение работы в группах в дистанционном формате – 27

Мне трудно заниматься в домашней обстановке – 83.

Образовательный процесс ускорился, я не успеваю усваивать материал – 29

Сложно связаться с преподавателями – 75.

Файлы теряются, происходят сбои в системе – 51

Среднее значение

34,5

56

63

Примечание. Составлено авторами

Полученные результаты были сопоставлены и подтверждены результатами подобного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Тюменского государственного университета (ТГУ) (табл. 3) [9].

Таблица 3

Результаты исследования ВШЭ и ТГУ, % (составлено авторами)

Показатели

Вовлеченность и активная работа

Успеваемость

Качество системы оценивания

Позитивные

Мне нравится обучаться вдистанционном формате больше, чем вочном – 32.

При дистанционном обучении мне проще задавать

вопросы преподавателю и участвовать в обсуждениях – 21

Я стал(а) меньше уставать от учебы в связи с переходом на дистанционный формат обучения – 43

После перехода на дистанционное обучение

преподаватели стали доступнее для консультаций – 28

Среднее значение

26,5

43

28

Негативные

Было трудно заснуть, был прерывистый сон

или слишком много спали – 34

При дистанционном формате обучения я чаще откладываю выполнение заданий на потом – 58

В дистанционном формате обучение стало менее эффективным – 65

Среднее значение

34

58

65

Для наглядного определения уровня «настроения» студентов в период дистанционного обучения были построены диаграммы, определяющие «настроение» студентов (рисунок).

а) УрФУ

б) ВШЭ и ТГУ

 

 

 

Уровень «настроения» студентов в условиях дистанционного обучения на основе позитивных и негативных показателей, % (составлено авторами)

Из диаграммы видно, что негативные показатели выше, чем позитивные. Математическая обработка данных, представленных на диаграммах (рисунок), показала, что совокупная (интегральная) оценка негативных показателей более чем в два раза выше, чем позитивных. Следовательно, уровень «настроения» студентов невысок, и необходимо решать перечисленные выше проблемы.

Обучение ведётся полностью или частично в онлайн-формате. Можно воспользоваться инструментами дистанционного обучения для повышения вовлеченности, успеваемости и системы качества оценивания, такими как сервисы для проведения онлайн-занятий, онлайн-курсы, образовательные платформы, тренажеры и игры.

При онлайн-обучении как минимум необходима коммуникация между преподавателями и студентами. Она может быть обеспечена простыми мессенджерами, что менее эффективно, чем использование сервисов для проведения онлайн-занятий (Skype, Zoom, Microsoft Teams). Обратная связь также может осуществляться через образовательную платформу, где могут выкладываться задания и выставляться оценки. В более развитой онлайн образовательной среде присутствуют тренажёры и игровые технологии, как модели ситуаций, изучаемых в рамках образовательного направления.

Онлайн-курсы в какой-то мере сочетают в себе все эти составляющие. При этом онлайн-курсы могут полностью заменить традиционную образовательную дисциплину. Например, Уральский федеральный университет для разрешения проблемы использования новых форматов и технологий в обучении внедряет онлайн-курсы. В 2017–2018 учебном году доля программ, включающих онлайн-курсы, составила 18%, в 2018–2019 – 36%, в 2019–2020 – 90%. Последнее связано с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией [10].

Сниженное «настроение» студентов негативно влияет на эффективность учебного процесса. Наличие данного явления обусловлено невысоким уровнем вовлеченности и успеваемости студентов и низким качеством системы оценивания. В связи с этим для повышения уровня «настроения» студентов необходимо повысить каждый из этих элементов с помощью современных цифровых инструментов. Как это осуществить, показано в таблице 4.

Таблица 4

Способы увеличения показателей «настроения» студентов (составлено авторами)

Факторы влияния

Способ решения

Цифровой инструмент для решения

Вовлеченность и активная работа студентов

Повысить понимание, улучшить контент, внедрение современных цифровых технологий

Виртуальные тренажёры, тесты со специфически направленным сценарием, современные игровые технологии, элементы виртуальной реальности [11]

Успеваемость

Повысить интерес посредством проведения онлайн-встречи с представителями-практиками (бизнеса соответствующего изучаемого направления)

Использование сервисов для проведения онлайн-встреч с профессионалами по соответствующим направлениям. Также использование гибких онлайн-курсов

Качество системы оценивания

Использование единой образовательной платформы

Многофункциональная образовательная платформа, где преподаватели могут выставлять задания, проверять и оценивать их, а студенты могут выкладывать решение на задания, смотреть свою успеваемость и технологию оценивания

Использование современных технологий требует определённых знаний и технического обеспечения, но благодаря им развиваются адаптивные и гибкие навыки, с которыми студенты будут готовы к работе с разными задачами. Примером использования современных технологий может служить разработка платформы сценарных тестов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [11]. Так повышается не только успеваемость и вовлеченность, но и мотивация.

Заключение

В ходе исследования были выделены основные показатели уровня «настроения» студентов в университете, которые включают в себя успеваемость, вовлеченность и качество системы оценивания. Исследование отличается рассмотрением данного вопроса в контексте дистанционного образования, что позволяет оценить «настроение» студентов для дальнейшего повышения его уровня.

Стремительное развитие технологий позволяет постоянно совершенствовать образовательный процесс, повышая при этом мотивацию учащихся. Особое внимание необходимо уделять усилению коммуникации между участниками онлайн-обучения как самостоятельной задаче. Именно качество коммуникации и способность разных субъектов к взаимодействию является основой реализации интегрированной стратегии обучения.

Оценка влияния онлайн-консультаций на мотивацию студентов и определение оптимального времени изучения дисциплины является следующим этапом исследования.


Библиографическая ссылка

Шалина Д.С., Степанова Н.Р., Новокрещенов С.А. АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30535 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674