Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ушакова О.А. 1 Шевченко О.К. 1
1 ФГКУ Военный университет
Применение «нового» цифрового образования распространилось на сферу высшего военного образования. В статье «Использование информационных технологий в военном образовании» при исследовании формирования информационных технологий в учебном процессе было дано определение технологизации учебного процесса, которая представляет собой тенденцию, эффективно развивающую учебный процесс, гарантирующую подготовку квалифицированных специалистов с требуемыми компетенциями. Информационные технологии в военном образовании представляют собой образовательный процесс с применением компьютерных технологий и средств преобразования информации, который на системной основе помогает совершенствовать военную педагогику. С учетом основных направлений информационных технологий в образовании были рассмотрены направления использования информационных технологий в вузовском военном образовании. Они заключаются в постоянной субъектности образования, в применении нейросетевых и в облачных технологий, в маркетинге педагогики образовательной организации и в технологиях телеконференций. При рассмотрении субъектности образования раскрыта особенность электронной идентификации и аутентификации пользователей. При рассмотрении нейросетевых и облачных технологий показана особенность конвергенции университетской сети и применения распределенной обработки данных. При анализе маркетинга педагогики образовательной организации и телеконференции было изучено открытое информационное пространство военного вуза с интеграционными комплексами.
образование
педагогика
военная наука
технология преподавания
маркетинг образования и педагогики
конференции
информационные технологии
нейросетевые технологии
облачные технологии
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 9.05.2017 №2203. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 10. 12. 2020).
2. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. М.: ВУ, 1996. 103 с.
3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЕК”, 2002. 352 с.
4. Логинов В.Н. Информационные технологии управления: учебное пособие. 3-е изд., стер. М: КНОРУС, 2013. 240 с.
5. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://metodichka.x-pdf.ru (дата обращения: 23. 12. 2020).
6. Кожевина О.В. Новое образование для обеспечения цифрового роста экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://it-education.ru/conf2020/thesis/3958/ (дата обращения: 23.12. 2020).
7. Ганиев М.М. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся // Молодой ученый. 2020. № 11 (301). С. 161-163.
1. Натапов М. Задача образования — угадать тренд и подготовить ребенка к изменениям. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/news/5b99c3ed7a8aa976fc971df0 / (дата обращения: 12. 12. 2020).
8. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.neorusedu.ru/ (дата обращения: 17.12.2020).
9. «Развитие менеджмента в Индустрии 4.0: переход к киберфизическим организациям и формирование их систем управления». [Электронный ресурс]. URL: http://econom.psu.ru/upload/iblock/918/ (дата обращения: 18. 12.2020).
10. Козырева Л.Д. Потенциал технологии ситуационного анализа в формировании и оценке компетенций обучающихся в высшей школе. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36498687 (дата обращения: 18.12.2020).
11. Ушакова О.А. Сущность стратегической конкурентоспособности организаций сферы услуг // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2016. № 2 (86). С. 115.

Совершенствование образования обсуждается на многих научно-педагогических площадках. Цифровая трансформация, распространяющаяся и на сферу высшего военного образования, учитывает актуальность военного образования в новых условиях. В статье были рассмотрены основные направления использования информационных технологий в вузовском образовании, которые заключаются не только в постоянной субъектности образования, но и в нейросетевых и облачных технологиях, технологиях телеконференций, а также охватывают маркетинг педагогики и образовательной организации.

Актуальность проведенного исследования заключается в рассмотрении наиболее эффективных методов применения современных информационных технологий в образовательном процессе вузов Министерства обороны РФ.

Использование информационных технологий становится главным фактором в управлении образованием. В стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. важными аспектами стали человеческий потенциал, безопасность граждан, повышение роли России на мировой арене, развитие устойчивого взаимодействия граждан, повышение эффективности госуправления и формирование цифровой экономики [1].

Цель исследования: обобщить проведенные исследования, разрабатываемые в рамках университетской научно-исследовательской работы, которая выполнялась на кафедре Информатики и управления ФГКУ «Военный университет» МО РФ.

Материалы и методы исследования. Эмпирические: контент-анализ. Теоретические: анализ, классификация, обобщение.

Задачи исследования: 1. Практически рассмотреть технические и социальные наработки высших учебных заведений Министерства обороны РФ в области создания информационно-образовательной среды. 2. Провести анализ научной литературы и на его основе выявить составляющие определений: «технологизация учебного процесса» и «информационные технологии в образовании». 3. На основе скомпилированных данных, полученных при проведении научно-исследовательской работы, определить основные направления использования информационных технологий в образовательном процессе военных вузов. 4. В целях обзора данных о технических наработках в вузах Министерства обороны подготовить материал для публикации.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты исследований обсуждены на кафедре Информатики и управления Военного университета МО РФ.

Понятийный аппарат в информатизации образования давно устоялся. Рассматривая        дефиницию понятия «технология», отметим, что оно состоит из слияния двух корней: techne – «искусство, мастерство, умение» и logos – «учение, наука».

Наиболее общая метапредметная трактовка понятия заключается в практически обоснованной системе деятельности для преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Научно обоснованная технология является промежуточным звеном между наукой и соответствующей отраслью, соответственно, такое звено присутствует в процессе технологизации и информатизации образовательного процесса. Поэтому в настоящий момент важно определиться с приоритетами в области новых технологий с учетом поставленных целей подготовки военных специалистов различных направлений и уровней.

Современная технологизация образовательного процесса – это тенденция эффективности образовательного процесса, гарантирующая достижение курсантами определенных результатов обучения, и, как результат, подготовка квалифицированных специалистов, обладающих всеми требуемыми военными компетенциями.

Используя ряд понятий, касающихся информационных технологий [2-5], можно дать свое определение информационным технологиям в военном образовании – это образовательный процесс с применением компьютерных технологий и средств преобразования информации, который на системной основе помогает совершенствовать военную педагогику.

Информационные технологии позволяют быстрее и эффективнее выполнять свою работу и преобразуют процесс производства [6]. Таким образом, информационные технологии, вторгаясь в современные процессы, влияют на повышение качества управления, на развитие человеческого потенциала, на совершенствование системы образования.

Повестка «нового» образования обсуждается на многих научных педагогических площадках. Цифровая трансформация экономики при вхождении в эру Индустрии 4.0. распространилась и на сферу высшего образования [6]. Следовательно, подготовка офицеров, готовых работать в новых цифровых условиях, – одна из главных педагогических целей высшего образования Министерства обороны РФ.

Исследуя содержание и педагогические цели применения информационных технологий в образовании, рассматриваемые различными авторами [7, 8, 9], отметим основные направления.

  1. Постоянная субъектность образования – особенность технологии электронной идентификации и аутентификации пользователей.
  2. Нейросетевые технологии – особенность конвергенции университетской сети.
  3. Облачные технологии – как сервис распределенной обработки данных.
  4. Маркетинг педагогики и образовательной организации – технологии открытого информационного пространства.
  5. Телеконференции – особенность комплексов с интеграцией информационных технологий.

Рассматривая первое направление – технологии электронной идентификации и аутентификации пользователей университетской компьютерной сети, отметим, что это подразумевает под собой включение в университетское образование режима «non-stop». Режим «non-stop» предполагает «постоянную субъектность образования», когда учебные часы смещаются в часы для самостоятельной работы. При этом курсанты и слушатели, используя свои права доступа в локальную сеть, занимаются самостоятельно, применяя весь имеющийся материал.

Эта «постоянная субъектность образования» напрямую зависит от локальной университетской сети с технологией электронной идентификации и аутентификации. Информационные технологии в военном образовании стремятся индивидуализировать под способности каждого курсанта, но специфичность работы Министерства обороны влияет и на его образовательные площадки. Очень проблематично найти адекватный хостинг, а различные операционные системы не всегда полностью подходят под особенности военного вуза.

Современная идентификация пользователя представляет собой процесс присутствия пользователя в сети со своим паролем и логином. Для выполнения процедуры идентификации обучаемому предварительно присваивают пароль и логин, локальная университетская сеть его успешно аутентифицирует именно на основе этих данных. При этом достоверность идентификации полностью определяется уровнем достоверности выполненной процедуры аутентификации.

Преимущества «постоянной субъектности образования» очевидны. Среди несомненных «плюсов» – возможность взаимодействовать с учебными материалами в тот момент, когда это удобно. Поэтому идентификация отдельного пользователя в вузовской сети позволит лучше понять его успехи в учебе, способности и потенциал при изучении подаваемого материала.

Электронная база знаний образовательного учреждения учит самостоятельно использовать накопленную университетом информацию. «Компьютеризация нивелирует ценность доступа к знаниям, которую ранее, будучи основной точкой доступа к ним, обеспечивала система образования» [8], а аутентификация в совокупности с идентификацией дают возможности использовать имеющийся контент для совершенствования своих знаний.

Рассматривая второе направление, отметим, что конвергенция вузовской сети предусматривает перенастройку университетской сети под нейросетевые технологии, которые не менее важны в образовательном процессе для аналитики знаний курсантов и слушателей, чем в бизнес-аналитике.

Исследование IT-развития помогло сформировать новую концептуальную модель построения сетей, нейросетевые технологии.

Современная нейронная сеть развивается с учетом совершенных ранее ошибок. Анализируя и обрабатывая информацию, самоорганизующаяся система способна разрабатывать новое, воспроизводя и структурируя вводимые данные и формируя результат качественно выше, чем ранее. Нейросетевые технологии хорошо отслеживают успеваемость и рекомендуют учебный материал к изучению.

Интерактивные учебники, внедренные в интерактивные комплексы, являются принципиально новым элементом образовательной вузовской среды. Интерактивные комплексы позволяют по-новому выстраивать занятия, материал можно подавать в виде схем, графиков, трехмерных моделей и разнообразно организованных текстов. А курсанты и преподаватель с помощью подключенных к сети сенсорных экранов имеют возможность постоянно взаимодействовать друг с другом. Цифровая копия занятия будет доступна тем, кто его пропустил или хочет обратиться к нему чуть позже [10].

Мультимедийные гаджеты прививают курсантам высокие стандарты качественного военного образования. Университетская нейросеть может оснащаться разрешенными смартфонами или ноутбуками с виртуальными очками и специальным программным обеспечением с VR-контентом, что позволит курсантам нарабатывать военные навыки в виртуальной безопасной интерактивной среде. Нейросеть формирует пользовательский профиль курсанта, подбирает литературу или дает ссылки для нахождения нужного образовательного контента.

Таким образом, третье направление в использовании информационных технологий в образовании – это применение облачных сервисов для функционирования и реализации различных образовательных потребностей.

Облачные технологии с их распределенной обработкой данных интегрируются в пользовательский интернет-сервис и на его основе в зависимости от потребностей вуза могут реализовывать различные сценарии для хранения и обработки учебников, учебных пособий, статей, профильных журналов. А для аналитики учебных достижений курсантов и слушателей могут храниться лабораторные и практические работы, рефераты, доклады.

Информационные технологии дополненной и виртуальной реальности в военном вузе применяются для имитации реальных практических ситуаций и их отработки. Изучение тактики и стратегии посредством применения данных технологий погружает обучаемых в практическую проработку пользовательских навыков.

Такая геймификация высшего образования представляется достаточно перспективной, поддерживает высокий уровень мотивации курсантов к получению образования по специальности, стимулирует к глубокому усвоению знаний.

Технологии способствуют выполнению программно реализованных лабораторных практикумов. Не выполненная на учебных часах работа может замениться выполнением ее в часы самоподготовки. Самостоятельное освоение дисциплины курсантами или слушателями в учебном семестре, самостоятельное выполнение своих практических заданий с использованием выложенных методических разработок, рекомендуемых учебников, пособий способствуют лучшему усвоению дисциплины и формированию у курсантов и слушателей личного интереса.

Усилия современного педагогического сообщества направлены на создание новых образовательных технологий для совершенствования классических методик, доказавших свою эффективность в образовательном процессе. К данной группе технологий относятся технологии ситуационного анализа.

Технология ситуационного анализа формирует практические навыки обработки информации с использованием IT-технологий. Кроме того, ситуационный анализ с применением облачных технологий развивает у обучаемого компетенции, позволяющие оперативно принимать решения и действовать в критической или чрезвычайной ситуации.

Важность метода состоит в том, что решение предполагает актуализацию всей системы знаний, приобретенных при изучении смежных дисциплин. Это способствует практическому применению технологии ситуационного анализа – использованию ее как составной части фонда оценочных средств по изучаемой дисциплине, оценке уровня и качества сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В этом случае описание конкретной ситуации и задание по ее анализу включаются в экзаменационные вопросы [11]. К тому же облачные технологии образовательной организации могут повысить эффективность учебного процесса.

Четвертое направление предполагает маркетинг военной педагогики и образовательной организации с учетом технологий открытого информационного пространства. Интерактивное привлечение российского общества к обучению курсантов вузов Министерства обороны подразумевает косвенное участие уволенных в запас военнослужащих или действующих военнослужащих Российской Армии в обучении подрастающего поколения. Некий коучинг с их стороны предполагает формирование внешне открытого коммуникационного пространства образовательной организации Министерства обороны.

В силу того что деятельность любой образовательной организации относится к сфере услуг, наличие открытых маркетинговых образовательных сервисов будет способствовать повышению положительного имиджа, развитию компетенций демократичности и либеральности военной образовательной организации.

Внутренняя составляющая организации включает методологическую разработанность, качественное предоставление услуг, имиджевые характеристики организации, маркетинг услуг, стандартизацию и сертификацию услуг организации, финансовую устойчивость, обеспечение управления и действенный механизм принятия решений, технико-технологическое оснащение и пр. Все вышеприведенное составляет потенциал эффективности организации, заключающийся в экономических, социальных, психологических знаниях, лежащих в основе проявления эффективных преимуществ и способных выдать положительный результат при минимальных потерях. Таким образом, конкурентоспособность организации сферы услуг – это потенциал эффективного функционирования системы внутренних и внешних составляющих при возможности получения максимально положительного результата от деятельности услуг по передаче знаний [12].

Наличие видеопортала, сервисов видеоконференций, библиотечного комплекса с электронным каталогом может способствовать интерактивной вовлеченности российского общества в образовательную среду военного вуза.

Пятое направление заключается в расширении возможностей онлайн-дискуссий для проведения форумов, университетских конференций. Следовательно, создание на базе вуза экспертной площадки подразумевает привлечение специалистов Министерства обороны как организации-работодателя, бывших выпускников университета, разработчиков программных продуктов.

Телекоммуникационные сети – сети нового поколения – очень привлекательны для учебного заведения МО РФ. Основной задачей их использования является организация телеконференций с различными военными организациями или образовательными учреждениями. Это дает возможность обмениваться информацией и идеями в группе, преодолев временные и пространственные барьеры.

Выводы

  1. Внедрение информационных технологий эффективно при изучении нового материала на лекциях и практических занятиях, при сдаче зачетов и экзаменов. Также соединение образования с информационными технологиями позволяет видоизменить учебную деятельность курсантов и слушателей, придать учебно-воспитательному процессу личностно ориентированный характер, раскрепостить творческие возможности.
  2. Информационные технологии позволяют изменить статус-кво образовательной организации Министерства обороны – разрушить старые барьеры и создать новые возможности для образования.

Библиографическая ссылка

Ушакова О.А., Шевченко О.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30474 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674