Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Колесников М.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Статья посвящена анализу исторического становления проблемы военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ. Основное содержание исследования заключается в рассмотрении исторических этапов, поделенных нами на три периода: первый – с начала XVIII в. до начала XX в.; второй – c начала XX в. по 1990-е гг.; третий – с 1990-х гг. и по настоящее время. В каждом из этапов особое внимание уделяется раскрытию эволюции комплексных изучений профессионализма военнослужащих, военного образования, учебных центров Вооруженных Сил РФ, понятий «идентичность» и «идентификация». Результаты изучения исторических аспектов формирования проблемы военно-профессиональной идентичности позволяют нам сделать вывод, что на настоящий момент, несмотря на наличие определенных знаний и опыта, касающихся подготовки военных специалистов в учебных центрах Вооруженных Сил РФ, научных исследований, направленных на научное обоснование путей и средств совершенствования такой подготовки, выполнено малое количество. Этот факт, в свою очередь, подтверждает актуальность изучения процесса подготовки курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ и выявления наиболее эффективных способов организации указанного процесса.
военное образование
идентичность
идентификация
историография
курсант учебного центра
профессионализм
учебный центр вооружённых сил рф
1. Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики: учебное пособие в 3 ч. Голицынский ВИПВ РФ, каф. психологии и педагогики. Голицыно: б.и., 1995. Ч. 1. 188 с.
2. Пестов В.А. Исторический опыт развития системы военного образования в России. М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. 55 с.
3. Евстифеев А.В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке. Армия и общество / АНО НИЦ – Наука XXI. М., 2010. № 3. С. 31-34.
4. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.universalinternetlibrary.ru / book / 47816 / ogl.shtml (дата обращения: 05.12.2020).
5. Лысак И.В. Идентичность: Сущность термина и история его формирования
// Вестник ТГУ. Философия, социология, политология. 2017. № 38. С. 130-136.
6. Сильчева Л.В., Балынин К.А. Гастрономическая идентичность региона. Сущность и практическое значение // Естественные и математические науки в современном мире: сб. статей по материалам ХХХII межд. н.-пр. конф. СибАК. Новосибирск, 2015. № 7 (31). С. 86-92.
7. Государственный архив Российской Федерации: Ф. Р-9403. Оп. 1. Ед. хр. 109.
С. 54.
8. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Я и Оно: Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 170-192.
9. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. 1053 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд-во «Флинта», 2006.
342 с.
11. Гриднев Д.А. Социальные факторы реформы высшего военного образования: опыт социологического исследования // Вопросы управления. 2011. № 16. [Электронный ресурс]. URL: http: // vestnik. uapa. ru / ru-ru / issue (дата обращения: 30.11.2020).
12. Галушка С.Н. Повышение эффективности организации воспитания курсантов военного учебно-научного центра сухопутных войск: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011.
262 с.
13. Тадтаева Л.Х. Повышение уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел в условиях регионального учебного центра: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2012. 22 с.
14. Васильев А.В. Военно-средовая адаптация курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 159 с.
15. Уварина Н.В., Безрукова Н.С. Использование современных образовательных технологий управления с целью оптимизации деятельности образовательной организации
// Международная научная конференция молодых ученых педагогических дисциплин: сб. статей по материалам I межд. н.-пр. конф. / Науч. общ. орг. «Профессиональная наука». Мадрид, 2016. С. 138-146.
16. Гожиков В.А., Казакова Л.П., Караяни А.Г., Кузьмина Е.И., Маклакова Т.Ю. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности в военном вузе: монография. М.: ВУ, 2018. 156 с.

Этапом научного труда, являющимся, на наш взгляд, наиболее важным и значимым в рамках любого научного исследования, является процесс, связанный с выполнением характеристики исторического состояния исследуемой проблемы. Данная стадия исследования позволяет единовременно разрешить ряд ключевых задач. К таким задачам относятся:

– обоснование постановки проблемы в предложенном виде посредством обозначения этапов историографии с анализом их содержательного наполнения;

– выявление эволюционного спектра проблемы исследования идентичности в жизни общества и определение наиболее важных и значимых исторических событий;

– уточнение имеющегося уровня исследования заданной научной проблемы – не только в теоретическом, но и в практическом направлении педагогики;

– выявление наличия научно-методического аппарата исследования, что, в свою очередь, позволяет не только содействовать разрешению существующей проблемы исследования, но и определить необходимость разработки нового метода, соответствующего заданным требованиям современности и целевым направлениям образования;

– возможность обоснованного выбора из множества научных идей – конкретных позиций, опираясь на которые, можно сформулировать определенные выводы и решения (не имеющие противоречий друг с другом), олицетворяющие уникальный способ решения проблемы автором научного исследования.

Цель исследования

Произвести анализ и изучение исторических аспектов становления рассматриваемой нами проблемы военно-профессиональной идентичности курсантов УЦ ВС РФ.

Материалы и методы исследования

Исторические аспекты – именно с них целесообразно и необходимо начинать всестороннее, подробное рассмотрение и научное осмысление исследуемого феномена. Изучение исторической эволюции позволит найти пути и возможности разрешения возникшей проблемы в современности посредством обнаружения деталей, породивших проблему, и осмысленного анализа уже имеющегося опыта. Анализ исторических аспектов рассматриваемой проблемы заключается в раскрытии зарождения проблемы, ее формирования и прогрессии.

Стоит отметить, что зарождение исследуемой нами проблемы имеет неразрывную взаимосвязь с историческим становлением комплексных изучений профессионализма, процесса идентификации, состояния идентичности и, конечно же, с развитием в различные исторические периоды образования в Вооруженных Силах, в том числе исходя из специфики нашего исследования, самих учебных центров Вооруженных Сил РФ (далее в тексте УЦ ВС РФ). По названным направлениям мы и будем систематизировать историческое становление проблемы военно-профессиональной идентичности, раскрывая наполнение периодов ее развития [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Началом истории становления образования в Вооруженных Силах РФ принято считать VIII в., время зарождения первого военного учебного заведения – «Московской школы математических и навигацких наук». Появление такого заведения стало возможным в 1702 г. благодаря указу Петра I [2]. Это историческое событие обозначает начало первого периода в историографии исследуемой проблемы.

С начала ХХ в. подготовка военнослужащих признается необходимым компонентом системы укрепления обороноспособности страны и получает импульс к масштабной реализации, выраженной в создании первых военных учебных центров. С 1970-х гг. термин «идентичность» получает широкое распространение и официально вводится в научный обиход. Этап истории, включающий эти реформы и изменения, мы отнесли ко второму периоду в проводимом нами исследовании историографии. Кардинальные изменения социально-политической системы в России и многочисленные реформы ВС РФ, начавшиеся с 1990-х гг. и не сбавляющие роста своей динамики по настоящее время, заключают в себе содержание третьего периода.

Исходя из вышенаписанного нами обозначены три основных периода в историографии исследуемой проблемы, в частности: первый период – с начала XVIII в. до начала XX в.; второй период – с начала XX в. до 1990-х гг.; третий период – с 1990-х гг. по настоящее время.

Первый период – с начала XVIII в. до начала XX в.

Как уже упоминалось, историческое становление военного образования в России взяло свое начало при организации «Московской школы математических и навигацких наук», она же и послужила отправной точкой в историческом становлении проблемы военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров. Активная поддержка государства в это время значительно способствовала созданию и развитию военно-учебных заведений в стране. Инициаторами этого развития были такие полководцы, как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.А. Потемкин и др. Стоит отметить, что дальнейшее плановое и системное развитие военно-учебных заведений в России стало возможным благодаря активной деятельности П.И. Шувалова, М.И. Кутузова и М.В. Ломоносова [3].

В этот период происходит появление на свет первых педагогических работ военных деятелей С.О. Макарова и М.И. Драгомирова. В этих трудах ими выдвигаются базовые идеи теории образования и воспитания военнослужащих.

Вопросы военного профессионализма, идентификации в военно-профессиональной деятельности, формирования идентичности в отечественной научной среде в первом периоде рассматриваются и освещаются поверхностно, их разрешение носит спонтанный характер, исключительно в практическом направлении; целенаправленного и систематизированного анализа теоретического аспекта не происходит, как не происходит и исследования понятийного аппарата.

В Российском государстве во второй половине XIX в. происходит ряд реформ, среди которых реформа военного ведомства, основные задачи и цели которой обращены не только на восстановление после Крымской войны, но и на развитие вооружения и военной техники, ликвидацию крепостного права.

Всецело и в полной мере произвести реконструкцию системы военного образования – именно на это и была направлена военная реформа второй половины ХIХ в.
Д.А. Милютин предлагает введение уровневой структуры военного образования, что, по его мнению и мнению его сподвижников, повысит качество подготовки военнослужащих. Также, в соответствии с предложениями, которые выдвинул данный военный деятель, происходит увеличение числа академий, в которых обучают военнослужащих руководящего состава, создаются специальные военные училища и училища юнкеров, организуется обучение во вновь созданных гимназиях и прогимназиях с военной направленностью в подготовке. В большинстве своем военные деятели этого исторического периода, опираясь на опыт и требования современности (для того времени), предъявляемые к армии в целом и к военнослужащим в частности, понимали, что основной упор в подготовке воспитанников гимназий и прогимназий (военной направленности) необходимо делать на качество этой подготовки и ее эффективность, и уделять этому нужно особое внимание.

Утвердив в 1874 г. «Устав о воинской повинности», Император Всероссийский Александр II тем самым показывает, что русская армия того времени, несмотря на ряд имеющихся проблем, не осталась без пристального внимания верховного правления. А перед этим, с 1860-х гг., начинаются крупномасштабная смена вооружения и переоснащение [4].

Как нам стало известно, незадолго до начала рассматриваемого нами первого исторического периода в историографии изучаемой проблемы, а точнее – в ХVII в., раньше других ученых феномен «личного тождества» начинает изучать педагог и философ из Англии Дж. Локк. Он разделил так называемую предметную идентичность, показывающую отождествление одного предмета с другим предметом (как, например, металлический ключ и его копия – экземпляр, от одной и той же двери), и идентичность личности человека, заключающуюся в уникальном умении приписывать своей личности ее же прежние состояния. Это помогло деятелю науки увеличить масштабность применения существующих до этого понятий о «тождестве» и «идентичности». В одной из своих известных работ под названием «Опыт человеческого разумения» английский педагог и философ в главе «О тождестве и различии» проводит анализ и глубокое переосмысление действующей концепции тождества.

В начале XX в. немецкий философ и социолог Г. Зиммель высказал предположение, что, если речь идет об одном индивиде, то он приобретает свою «самость» в течение целенаправленного процесса «самоприписывания» своей личности к определенным общностям, определенным как «свои», и «самопротивопоставления» другим социальным группам, рассматриваемым как «чужие».

В это же время известные американские философы, психологи и социологи Д.Г. Мид и Ч.Х. Кули параллельно с Г. Зиммелем в своих работах показывают, что «самость» возникает в человеке и формируется далее исключительно в рамках воздействия на него социума. Понятие «Self» (в переводе значащее «самость») в этот период используется достаточно широко и обозначает то неуловимое, воссоздающее основу личности человека и обеспечивающее ее единство [5].

Подведем итог по первому периоду. Все вышеуказанное дает нам право говорить о том, что к началу XX в. научное сообщество уже достаточно целенаправленно начинает изучение понятия «идентичность» («тождество»). Приобретая значение «самоотождествления» (или «личностного тождества»), понятие «идентичность» изучается для определения бытия личности, ее самости, единства человеческого существа, а не как ранее – в рамках описания бытия предметов и неодушевленных вещей [6].

Происходящие военные реформы настоящего периода создают предпосылки не только для дальнейшего «реконструирования» военной отрасли страны, но и для кардинальных преобразований в сфере военно-профессионального образования. Итогом происходящего реформирования военного образования стали обозначение конкретных требований к обучению и подготовке военнослужащих, использование и применение вооружения и военной техники последнего поколения (относительно данного периода).

Второй период – с начала XХ в. до 1990-х гг.

Проведя анализ исторических данных относительно нашей проблемы, мы пришли к выводу, что с начальным этапом создания структуры Красной Армии в РСФСР вполне закономерно тесно связана и проблема обучения и подготовки военнослужащих в УЦ ВС РФ.

Многие нормативные документы, действующие в различные исторические периоды, определяли целенаправленный процесс разносторонней боевой подготовки военнослужащих, и это происходило поступательно, из одного периода истории в другой, охватывая все время существования отечественной армии. К таким документам можно отнести Декрет Всероссийского ЦИК от 29 мая 1918 г. «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую армию»; Декрет Всероссийского ЦИК и СНК от 28 сентября 1922 г. «Об обязательной воинской повинности для всех граждан Р.С.Ф.С.Р. мужского пола»; закон, утвержденный ЦИК Союза СССР, СНК Союза СССР от 13 августа 1930 г. № 42/253б «Об обязательной военной службе» и др.

Однако подготовка военнослужащих была всеобщей и характеризовалась массовым охватом. Организовывалась такая подготовка, как правило, в период допризыва, а руководителями настоящей подготовки в большинстве своем являлись учителя школ, преподаватели профессиональных учебных учреждений, работники предприятий, колхозов и иные, имеющие уровень начальной военной подготовки. И важно обратить внимание на то, что специализированных военных УЦ (подобных УЦ нашего времени), выполняющих реализацию программу боевой подготовки по конкретной военно-учетной специальности, не существовало.

В течение всех исторических этапов требования политической обстановки были однозначны для отечественной армии – это повышение уровня подготовки военнослужащих всех категорий (по призыву, сержантский состав, офицерский состав), внедрение усовершенствованного вооружения и современной военной техники.

Под активным руководством советского государственного и военного деятеля
М.В. Фрунзе в 1920 г. создается «Военно-научное общество», основной задачей которого было значительное повышение качества всесторонней подготовки (общеобразовательной и военной) военнослужащих. Толчком к этому послужило осознание всеми руководителями необходимости качественной подготовки военнослужащих переменного состава (военнослужащих по призыву), а соответственно, необходимости целенаправленных действий для создания наиболее благоприятных учебно-материальных условий, и как итог –  обеспечение армии обученными и квалифицированными военнослужащими. Не лишним будет упомянуть о том, что с 1918 г. военная служба перестает быть добровольной, создается регулярная РККА на основе всеобщей воинской обязанности, что способствовало кардинальным изменениям в подготовке военнослужащих.

В своем докладе 22 мая 1925 г. под названием «Наше военное строительство и задачи военно-научного общества» М.В. Фрунзе по прошествии 5 лет после организации «Военно-научного общества» (ВНО) на 1-м Всесоюзном совете ВНО СССР сказал: «Нужно покрепче внедрить в сознание всего населения нашего Союза представление о том, что современные войны ведутся не только одной армией, и ее силами, а так же, и всей страной в целом, и война потребует напряжения и мобилизации всех народных сил и средств, война будет смертельной, войной не на жизнь, а на смерть, и поэтому к ней нужна всесторонняя и тщательная подготовка еще в мирное время» [7].

Для выполнения заказа по подготовке обученных военных специалистов различных видов и родов войск в нашей стране были созданы учебные заведения, имеющие узконаправленные профили обучения, например: Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ) – созданное 8 марта 1923 г.; Общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ) – просуществовало с 1924 по 1925 гг., предшественник ДОСААФа; Добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ) – существовало с 1948 по 1951 гг., входило в состав ДОСААФ СССР, и др.

В разные этапы истории благодаря вышеуказанным сообществам удавалось организовывать и реализовывать специальные подготовительные курсы по разным военным специальностям, необходимым на тот момент. Будущие призывники в обязательном порядке обучались на данных курсах без отрыва от обучения в школе или от производства.

Необходимо отметить, что уже во время Великой Отечественной войны создавались учебные воинские части (батальоны), основная задача которых заключалась в обучении за короткое время военнослужащих, в ближайшее время отправляемых на фронт, порядку ведения боевых действий, умению пользования определенным вооружением и техникой и др. Такие учебные подразделения и являлись прообразами учебных центров, существующих в настоящее время.

Но со временем, в частности в послевоенное время, благодаря опыту, полученному при ведении боевых действий, произошла серьезная реорганизация учебных подразделений, и к началу 1960-х гг. достаточно масштабное распространение получили учебные части, одной из задач которых выступала подготовка младших специалистов исходя из потребности различных видов и родов войск, т.е. подготовка по конкретной военно-учетной специальности проходила при действующей воинской части, параллельно с выполнением специальных задач повседневной деятельности. А учебные центры, основными задачами которых являлись подготовка к военной службе и помощь в овладении определенной военно-учетной специальностью, были подвергнуты серьезному реформированию с кардинальным изменением целей, задач и содержания подготовки, а также наделением их статусом самостоятельного учебного военного заведения. Время подготовки в таких учебных подразделениях зависело от специальности, на которую обучали военнослужащего, и варьировалось от трех до шести месяцев.

Далее обратимся к рассмотрению исторического становления, происходящего в рамках настоящего периода, таких понятий, как «идентичность» и «идентификация».

Предсказуемым и вполне логичным для данного периода является тот факт, что современные исследователи сущности понятия «идентичность» этого временного периода в истории стали активными продолжателями идей, выдвинутых учеными ранее в отношении изучения понятий «тождество» и «самость», само же понятие «идентичность» учеными не применялось.

В 1960-х гг. понятие «идентичность» начинает применяться в социологии, толчком к этому становятся публикации работ социолога из Америки И. Гофмана и социолога и теолога из Австрии П.Л. Бергера. В 1963 г. автор книги «Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива» П.Л. Бергер раскрывает термин «идентичность» в контексте ролевой игры, и в этом же году автор изданной в Нью-Йорке работы «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью» И. Гофман вместо термина «самость» применяет понятие «идентичность».

В этом же историческом периоде параллельно с социологами психологи и психиатры включают в свой обиход термин «идентичность». Появляются упоминания о таком понятии, как «идентификация». Первым о нем писать стал З. Фрейд, психиатр из Австрии, основатель теории психоанализа. В одной из своих работ под названием «Массовая психология и анализ человеческого “Я”» он рассматривает понятие «перцептивная идентификация». З. Фрейд рассматривает понятие «идентификация», с одной стороны, как бессознательную связь детей с их родителями, с другой – как значимый механизм взаимосвязи и взаимодействия личности с группой социума [8].

Возвращаясь к термину «идентичность», стоит отметить, что в 1913 г. философ, психолог и психиатр из Германии К. Ясперс защищает докторскую диссертацию на тему «Общая психопатология». В ней он рассматривает понятие «идентичность» как один из четырех формальных признаков концепции «Я». Философ в описании определения термина «идентичность» раскрывает его как «осознание индивидом своего постоянства с течением времени, осознание того, что он остается тем, кем был всегда, и все происходящие в его жизни события происходят именно с ним и ни с кем другим» [9].

Конечно, нельзя не отметить тот момент, когда понятие «идентичность» получает, пожалуй, особую, принятую научным обществом популярность, и происходит это после того, как психолог из Америки Э. Эриксон опубликовал одну из своих работ в 1968 г. – книгу «Идентичность: юность и кризис» [10]. В настоящей работе он представляет «идентичность» как внутреннюю непрерывность и в то же время тождественность личности, формирование которых происходит в процессе развития этой личности, выполняющих и функции адаптации.

Согласно теории Э.Х. Эриксона, в психологии термин «идентичность» определяется как способность личности оставаться неизменной, несмотря на воздействие на нее постоянных изменений (претерпевая эти изменения). Многие научные деятели, психологи и психиатры в своих трудах, изучая понятие «идентичность», ссылаются на труды Э. Эриксона. Именно благодаря его учению об «идентичности», получившему всеобщее признание в науке, данное понятие значительно увеличило свою распространенность.

Таким образом, второй период характеризуется созданием регулярной Красной Армии и радикальными реформами в военно-научном обществе, направленными в основном на улучшение качества профессиональной подготовки военнослужащих. Создаются специализированные организации для обеспечения всесторонней и полноценной подготовки военнослужащих исходя из потребностей различных видов и родов войск. Начинают свое становление прообразы современных УЦ ВС РФ. Параллельно с этим данный период знаменателен и тем, что термин «идентичность» по-настоящему становится популярным благодаря работе американского психолога Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис», опубликованной в 1968 г. Учение Э. Эриксона о данном термине получило всеобщее признание и послужило активному распространению понятия «идентичность». Происходит активизация исследований в области изучения термина «идентичность».

Третий период – с 1990-х гг. по настоящее время

Радикальные изменения, произошедшие в социуме страны и в политической обстановке, которые повлек за собой распад СССР, заложили фундамент развития Вооруженных Сил РФ, предопределив порядок их будущего реформирования. В «новом государстве» необходимо было создание «новой армии», и это, в свою очередь, послужило побуждением к началу проведения военных реформ. Эти реформы, ведущие к «новой» системе ВС РФ, дали старт радикальным изменениям системы военно-профессионального образования [11].

С 2002 г. Правительство РФ приступило к реформированию военного образования Министерства обороны. Реализация данной программы реформ стала следствием, к примеру, новых условий, обозначенных в контрактах, заключаемых курсантами, поступающими в вуз МО РФ; изменения порядка набора молодого пополнения в УЦ ВС РФ (он стал более требовательным и строгим); кардинальному изменению (реорганизации) подверглись многие высшие военные учебные заведения по всей стране и др.

Изменение политических интересов страны, уточнение принципиально других, новых, предъявляемых требований к ВС РФ послужили причиной рассмотрения и утверждения новой документальной базы (нормативно-правовой), относящейся не только к ВС РФ в общем, но и к военному образованию. Данная документальная база сочетает в себе не только социальный заказ и определенные требования к военнослужащему, но и ряд требований к качеству подготовки военнослужащего при обучении в военно-профессиональных заведениях МО РФ [10].

Позже были отмечены фундаментальные принципы реформирования военного образования:

– увеличение количества вузов по всем направлениям;

– формирование учебно-научных центров Вооруженных Сил РФ, выполняющих требования программ образования различных уровней, профилей и специальностей;

– слияние военного образования и военной науки в единое направление;

– использование на максимально возможном уровне имеющейся инфраструктуры и оснащенности военно-учебных заведений материально-технической базой, их перспективное развитие и улучшение;

– соблюдение требований договоров по выполнению учебных программ подготовки военнослужащих иностранных армий, в будущем военных специалистов с принадлежностью к армии своей страны.

Крупномасштабное реформирование ВС РФ, начавшееся в 2008 г., затронуло практически все ее составляющие, в том числе и УЦ ВС РФ. В настоящее время они, как правило, являются самостоятельными субъектами либо организуются в воинских частях и военных институтах, где производится специализированная подготовка военных специалистов к службе в определенных родах войск. В целом все это привело к существенному переустройству, происходящему и в настоящее время в системе военно-профессионального образования.

Данный период знаменателен и тем, что начиная с 1990-х гг. при освещении вопросов этнических, расовых и национальных различий в научных работах все чаще применяется понятие «идентичность». Деятели науки активно исследуют различные виды «идентичности», в частности «культурную идентичность» и «национальную идентичность», предполагающие наличие «самотождественности» у определенных наций или народностей, дающей им возможность найти «свое место в мире». Понятие «идентичность» начинает применяться и в сфере деятельности политологов при проведении исследований, что способствует еще большей масштабности и многообразию сочетаний термина.

Таким образом, третий этап включил в себя начало активной реорганизации системы военно-профессионального образования, происходящей по настоящее время и затронувшей, в частности, УЦ ВС РФ. Термин «идентичность», в свою очередь, значительно расширил границы сфер своего применения.

Выводы

Подведя общий итог нашего научного исследования, мы с уверенностью можем сказать, что, несмотря на определенный опыт в подготовке военных специалистов в УЦ ВС РФ, к настоящему времени выполнено малое количество научных исследований, изучающих научное обоснование путей и средств совершенствования такой подготовки, и нами найдены лишь три работы по данной тематике – С.Н. Галушки [12], Л.Х. Тадтаевой [13] и А.В. Васильева [14]. Это доказывает целесообразность и необходимость проведения научного исследования и обоснования данного процесса подготовки, уточнения максимально действенных методов, эффективных средств и условий его организации [15]. При этом нам нужно учесть все специфические требования современности, связанные с содержанием подготовки военнослужащего по специальности в учебных центрах ВС РФ; с категорией обучающихся курсантов (военнослужащие по призыву, военнослужащие по контракту); с процессом формирования военно-профессиональной идентичности курсантов, осуществляемым наряду с проводимым в Вооруженных Силах РФ реформированием. Реформирование, в свою очередь, обусловлено не только динамическими изменениями в мировой геополитике, но и возросшей необходимостью повышения уровня подготовки военных специалистов [16]. И речь идет о подготовке военнослужащего не только как высококвалифицированного специалиста, но и как достойного защитника Отечества, готового в любой момент выполнить все возможное для защиты государственных границ и сохранения суверенитета страны.


Библиографическая ссылка

Колесников М.В. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30437 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674