Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дьячкова Т.В. 1
1 ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»
Ведущим субъектом системы дополнительного образования детей является педагог. Каким бы качественным образом ни была спроектирована и материально-технически обеспечена система, она не может быть результативной и эффективной без деятельного педагога-воспитателя, субъекта творческого процесса, человека с активной гражданской и личностно-профессиональной позицией. В статье описывается актуальность изучения специфики профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в контексте решения проблемы развития его личностно-профессиональной позиции в условиях региона. Особое внимание уделено феномену «личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования» как ипостаси его профессиональной жизнедеятельности. В исследовании приняли участие 152 педагога дополнительного образования из 9 субъектов Российской Федерации, рассматривающие собственную личностно-профессиональную позицию как продукт личностного и профессионального самоопределения, рефлексии, поиска ценностно-смысловых установок и жизненного опыта. Исследование показало, что, несомненно, учет специфики профессиональной деятельности педагога дополнительного образования позволит в реальной образовательной практике региона целенаправленно и динамично осуществлять процесс личностного и профессионального развития педагога дополнительного образования в единстве внешних требований к данной категории педагогических работников и внутренних личностных потребностей педагога дополнительного образования.
педагог дополнительного образования
личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования
профессиональное развитие
профессионализм
регион
1. Приказ Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298 н «Об утверждении «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых». [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=320620 (дата обращения: 02.12.2020).
2. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308 (дата обращения: 07.12.2020).
3. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339668 (дата обращения: 03.12.2020).
4. Дьячкова Т.В. Педагог дополнительного образования: к вопросу позиционного самоопределения в профессиональной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 3. С. 21-26.
5. Алиева Л.В. Система дополнительного образования – пространство становления полисубъектной позиции нового типа педагога: cборник научно-методических материалов. М.: ФГБОУ ДОД ФЦТТУ, 2013. 28 с.
6. Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография. М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018, 292 с.
7. Куприянов Б.В. Педагог дополнительного образования: анатомия профессиональной деятельности. Информационно-методический портал дополнительное образование детей. [Электронный ресурс]. URL: http://dopedu.ru/stati/146-2012-05-17-20-14-26.html (дата обращения: 02.12.2020).

Обращение к вопросу специфики профессиональной деятельности педагога дополнительного образования предопределено изменениями в самой системе дополнительного образовании детей, внедрением профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [1], выстраиванием системы карьерного и профессионального роста педагога, реализацией основных направлений федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [2] и «Целевой моделью развития региональной системы дополнительного образования детей» [3].

Дополнительное образование детей является стратегически важной сферой, определяющей конкурентоспособность региона, и важным механизмом его развития. Благодаря интеграции образования с наукой и бизнесом формируется современное инновационное пространство, в котором определяется достаточно актуальная задача – развитие личностно-профессиональной позиции педагога как интегральной характеристики и критерия его профессионализма.

Диссонанс между профессиональной подготовкой, уровнем сформированности профессиональной идентичности педагогов дополнительного образования и требованиями к качеству современного дополнительного образования при неразработанности общетеоретических основ организации деятельности по сопровождению процесса развития личностно-профессиональной позиции педагога возобновили поиск ответа на вопрос: какова личностно-профессиональная позиция педагога, способного обеспечить собственную конкурентоспособность и непрерывное личностное и профессиональное совершенствование?

Цель исследования - в контексте современных тенденций изменения ландшафта и традиций региональных систем дополнительного образования изучить специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования и обосновать проблему развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования.

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

– анализ научно-практической литературы по проблеме, что позволило использовать в работе результаты других исследователей в различных отраслях научного знания;

– анкетирование, интервьюирование, беседы с педагогическими работниками системы дополнительного образования, позволившие нам выявить часто встречающиеся в профессионально-педагогической среде проблемы, мотивы, ценности и цели профессиональной деятельности педагогов;

– изучение и анализ методической продукции, разработанной педагогами дополнительного образования (программы; технологические карты; разработки; эссе; материалы конкурсов и обобщения опыта, представленного в ходе проведения процедуры оценки качества профессиональной деятельности педагогов);

- наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов (открытые занятия, видеозанятия, вебинары, коворкинги и др.), используемое для расширения эмпирической базы.

Методологической основой исследования являются: аксиологический (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров); системный (А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.П. Бедерханова, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина), событийный (Д.В. Григорьев), позиционный (А.И. Григорьева), личностный (А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, В.В. Сериков и др.), средовой (Ю.В. Громыко, Ю.С. Мануйлов, Г.И. Симонова, М.В. Соколова, В.А. Ясвин), андрагогический (О.С. Анисимов, С.Г. Вершловская, М.Т. Громов, А.В. Филатова, И.Г. Шендрик), ресурсный (Б.В. Куприянов, В.М. Лизинский, С.Д. Поляков) и акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) подходы, позволяющие объединить имеющиеся в различных отраслях науки данные о сущности и содержании личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Система дополнительного образования детей является стратегически важной сферой, определяющей конкурентоспособность региона, и важным механизмом его развития. Благодаря интеграции образования с наукой и бизнесом формируется современное инновационное пространство региона, в котором определяется достаточно актуальная задача – развитие кадрового потенциала. В теории и практике отечественного внешкольного образования педагог дополнительного образования как новый тип педагога-профессионала законодательно появляется в 1993 году (Приказ Министерства образования России от 25 января 1993 года № 21), вобрав в себя все лучшие традиции российской системы внешкольного воспитания, имеющей более чем 100-летнюю историю.

Современные установки на развитие дополнительного образования, изменения, происходящие в программно-методическом и нормативно-правовом обеспечении образовательной деятельности, ставят педагога дополнительного образования перед необходимостью, преодолевая профессиональные дефициты, самостоятельно разрабатывать и ежегодно совершенствовать содержание дополнительных общеобразовательных программ, развивая собственный профессионализм и его интегративную характеристику – личностно-профессиональную позицию как способность педагога дополнительного образования системно и комплексно применять знания, умения, практический опыт для функционального выполнения основных видов профессиональной деятельности в контексте реализации собственных базовых ценностей и позволяющей благодаря профессиональной мотивации успешно разрешать проблему дефицитов в личностно-профессиональных аспектах [4, с. 22].

Таким образом, в нашем исследовании мы рассматриваем процесс развития личностно-профессиональной позиции педагога, характеризующийся изменениями в мотивационно-ценностной, деятельностной и когнитивной сферах личности педагога дополнительного образования, обусловленными спецификой дополнительного образования детей.

Отметим, что многофункциональная и разноплановая деятельность современного педагога дополнительного образования, ее интеграционный характер указывают на целый ряд специфических ценностных характеристик педагога дополнительного образования. Остановимся на наиболее важных характеристиках в рамках рассматриваемой нами проблемы:

– педагог дополнительного образования – субъект пространства свободного выбора ребенком определенного вида деятельности с учетом его способностей и потребностей;

– направленность дополнительной общеразвивающей программы обуславливает востребованную социумом деятельность педагога дополнительного образования;

– личностно-профессиональные качества, ценностно-смысловые установки, базовое профессиональное образование педагога и опыт работы;

– ценности гуманистической и демократической организации профессионально-образовательной деятельности педагога дополнительного образования и его воспитательный потенциал;

– простроенные взаимосвязи педагога дополнительного с различными субъектами и широкий выход образовательной деятельности в окружающий социум.

Особая ценность деятельности педагога дополнительного образования, по мнению Л.В. Алиевой, заключается в направленности результатов на индивидуальное воспитание и развитие ребенка, осуществляемое в творческом выборе цели, содержания, методов, программ деятельности [5, с. 22].  

Совместная деятельность, основанная на общем интересе к определённому виду деятельности, ставит педагога дополнительного образования перед необходимостью принять обучающегося таким, каков он есть, попытаться понять каждого и найти наиболее подходящие методы и приемы сотрудничества, творческого взаимодействия. В этой связи, по мнению В.В. Серикова, «исходная ориентировочная основа построения педагогического процесса должна представлять собой единство личности, задач и результатов, чувственных и процессуальных свойств педагога, внешних проявлений и глубинного самосознания» [6, с. 18]. В нашем случае самосознания как основы развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования, раскрывающейся в мотивах, целях и ценностях профессиональной деятельности.

Отметим, что, по мнению Б.В. Куприянова, ключевым моментом в профессиональной позиции педагога дополнительного образования является его «готовность в реализации программы прилагать усилий несколько больше, чем принято». Автор при этом указывает на то, что «личностно-профессиональная позиция представляет собой отношение педагога к себе как субъекту педагогической деятельности, направленной на участников детско-подросткового объединения, отношение к собственным возможностям и перспективам в названном поле деятельности» [7].

Как показало наше исследование, выбор педагогом направленности реализуемой им программы определяется некоторыми факторами и обстоятельствами: у 21% педагогов данный выбор связан с наличием собственного интереса и желания заниматься определенным видом деятельности; 12% респондентов отмечают, что системообразующая деятельность выбранного направления связана с их собственными способностями и делом (хобби); 57% педагогов связывают выбор с интересами и популярными среди детей и подростков видами деятельности. В свою очередь, около 10% опрошенных педагогов важным фактором выбора направленности дополнительной общеразвивающей признают социально значимую деятельность детей и подростков как ведущую.

Выделяя и анализируя в ходе исследования специфические особенности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, мы рассматривали необходимость учета данной специфики в процессе развития личностно-профессиональной позиции данной категории педагогических работников. Представим некоторые из них:

–   определенный состав обучающихся, с которым работает в данное время педагог (здесь существует риск, связанный с тем, что, как правило, состав детей в детских объединениях изменяется в течение реализации дополнительной общеразвивающей программы);

– тесная взаимосвязь и выстроенная система социального партнерства педагога дополнительного образования с субъектами различных образовательных организаций, общественных, культурно-исторических и экономических объектов ближайшего социума является важной спецификой его профессиональной деятельности;

– цели, тактика, стратегия и специфика организации, на которой базируется детское объединение. Сегодня это организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей различных возрастных категорий – дошкольники, младшие школьники, подростки и старшеклассники, студенты профессиональных образовательных организаций; организации различных ведомств и педагоги, осуществляющие образовательную деятельность как частные предприниматели;

– импровизационный характер деятельности, связанный с достаточно весомыми внешними и внутренними факторами. Поток незапланированных акций, смотров, конкурсов, фестивалей, проектов, выставок различного уровня, которые (по мнению педагогов-практиков) нарушают выстроенную в рамках рабочей программы систему и вносят в профессиональную деятельность педагога значительные коррективы. Здесь речь, безусловно, идет о достаточно высокой мобильности педагога дополнительного образования, определяющей специфику его педагогической деятельности;

– приоритет личностного, ресурсного, аксиологического, полисубъектного и деятельностного подходов в реализации профессионально-педагогической деятельности, погружение ребенка в интересный материал и «укорененный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл» (В.П. Зинченко) данного вида деятельности, вызывающий у ребенка и педагога целый спектр совместно пережитых эмоций;

– круглогодичная деятельность в рамках организации и осуществления отдыха детей и подростков в каникулярное время;

– разнообразие спектра самостоятельно разрабатываемых и реализуемых программ по срокам, уровням, содержанию, степени участия обучающихся и их категории и др.;

– родитель не только заказчик образовательной услуги, но и полноправный участник образовательного процесса, первый помощник и единомышленник педагога дополнительного образования;

– более широкие возможности для дифференциации и индивидуализации целей и задач образовательного процесса, позволяющего педагогу реализовать принципы гуманизации образования и создать уникальное пространство непосредственного, неформального взаимодействия ребенка и взрослого;

– следуя природе познавательного развития личности ребенка, педагог дополнительного образования выстраивает профессионально-педагогическую деятельность в условиях отсутствия обязательного образовательного стандарта, что позволяет ему развивать собственный педагогический почерк, свободно выбирать технологии, методы и содержание реализуемых программ.

Характеристика специфики профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного образования в контексте нашего исследования имеет принципиальное значение не только для выявления ключевых проблем развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования (интегральной характеристики и критерия профессионализма), но и в современных социокультурных условиях, характеризующихся усилением конкуренции среди образовательных организаций, позволяет оценить потенциальные возможности региональной системы дополнительного образования в решении данных проблем.

В ходе исследования педагоги принимали участие в опросе на предмет «Кто же он, какой он – современный педагог дополнительного образования?». Репрезентативная выборка респондентов позволила нам учесть возраст, образование, направленность программ, стаж и квалификационную категорию педагогов. В целом в опросе приняли участие педагоги из 9 субъектов Российской Федерации (Тульская, Нижегородская, Самарская, Омская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Республика Саха, Пермский и Камчатский края). Ответы педагогов выглядят следующим образом: 80% респондентов указывают на то, что педагог дополнительного образования - это «воспитатель, друг, творческая и инициативная личность», чуть более 5% участников опроса отметили, что он – волшебник, «зажигающий сердца», пример для подражания, человек, не боящийся быть самим собой, 15% педагогов сделали акцент на мастерство и профессионализм педагога, его активную гражданскую позицию и ценностный мир.

Естественно, что в каждом отдельном случае ценности, цели и задачи педагога дифференцировались в зависимости от социального заказа, направленности и сроков реализации дополнительной общеобразовательной программы, контингента обучающихся, опыта работы и квалификационной категории педагога, а также потребности социально-экономического и технологического развития региона.

Результаты нашего исследования подтверждают, что реализация комплекса условий в ряде регионов способствовала развитию личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования. В частности, в Тульской области за последние 2 года более чем на 20% возросла степень доверия к педагогам дополнительного образования со стороны не только родителей и администрации образовательной организации, но и региональных сообществ. Осуществляя образовательную деятельность в эпоху медиа, информация о деятельности педагога дополнительного образования становится очень доступной. 87% педагогов констатируют, что этому способствовала открытость и доступность информационного образовательного пространства: создание ими персональных сайтов, групп в социальных сетях, подготовка развернутых пресс- и пост-релизов интересных событий, публикаций в различных СМИ, организация участия педагогов в серии коворкингов, мастер-классов, вебинаров, в рамках которых происходит позиционирование педагогов. В этом смысле 96% педагогов подчеркивают значение целенаправленной и системной рекламы образовательной организации в целом и отдельных педагогов, что, в свою очередь, безусловно, определило положительное общественное мнение и способствовало созданию бренда педагога дополнительного образования.

Заключение. Изучение специфики профессионально-педагогической деятельности педагога в рамках нашего исследования имеет принципиальное значение не только для выявления ключевых проблем развития личностно-профессиональной позиции педагога, но и в современных социокультурных условиях, характеризующихся усилением конкуренции среди образовательных организаций, позволяет оценить потенциальные возможности каждого региона в решении данных проблем. Результаты исследования применены в организации научно-методического сопровождения личностно-профессионального развития педагогического сообщества региона и способствовали выстраиванию деятельности педагогов в соответствии с профессиональными и личностными требованиями, обозначенными в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [1].

Таким образом, сосредоточение внимания на изучении специфики профессионально-педагогической деятельности данной категории педагогических работников, и в связи с этим непосредственный анализ проблемы личностно-профессионального развития современного педагога, позволили разработать и предложить для реализации ряд теоретически обоснованных и востребованных на сегодня дополнительных профессиональных программ («Мастер-класс педагога дополнительного образования»; «Методическое сопровождение профессионального роста педагога дополнительного образования», «Приоритеты развития качества дополнительного образования детей», «Педагог дополнительного образования») и определить содержание комплексных программ («Векторы развития», «Путь к успеху») внутрикорпоративного (внутриучрежденческого) повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.


Библиографическая ссылка

Дьячкова Т.В. К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30416 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674