Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Быкова Н.И. 1
1 ФГБОУ «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Современная система образования в высшей школе находится в стадии актуализации многих идей, над которыми задумывались исследователи и разработчики образовательных стандартов на протяжении последних десятилетий. Процесс модернизации образовательных стандартов – это сложный путь перехода от одной стадии к другой, который подвергается постоянному осмыслению, структурированию, порой критике и отрицанию отдельных тенденций. Осмыслить весь процесс целиком сегодня достаточно сложно. Чтобы понять, что реально происходит в системе высшего образования, наиболее, на наш взгляд, эффективно рассмотреть тенденции, происходящие в сфере одной специальности или направления подготовки. В качестве материала для анализа тенденций развития образовательных стандартов высшего образования нами взяты образовательные стандарты по специальности «Режиссура кино и телевидения». В статье сопоставлены три образовательных стандарта: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г. Анализ осуществляется в аспекте сопоставления базовых структурных компонентов и основных разделов.
образовательный стандарт
программа специалитета
режиссура кино и телевидения
области профессиональной деятельности
объекты профессиональной деятельности
1. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональ¬ные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5-12.
2. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 74-84. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84.
3. Коршунов С.В. Системе стандартизации об¬разования в Российской Федерации - четверть века // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 23-37.
4. Чучалин А.И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 14-25.
5. Быкова Н.И. Модернизация образовательных стандартов в сфере культуры и искусства: современная динамика, проблемы и перспективы // Современное образование. 2016. № 3. С. 11-21. DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19407. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_19407.html (дата обращения: 05.12.2020).
6. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.А., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные про¬блемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.
7. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образова-ния. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 01.12.2020).

Российская система высшего образования находится в стадии поиска наиболее эффективных моделей реализации образовательного процесса. Дискуссии в научной литературе продолжают привлекать внимание к наиболее сложным и трудным аспектам этого процесса.

В 2017 г. вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, которые продолжают процесс модернизации стандартов третьего поколения. Например, Е.В Караваева в статье «Квалификации высшего образования и профессиональ­ные квалификации: сопряжение с напряжением» подчеркивает мысль о том, что в конце 2017 г. должен завершиться му­чительный процесс «актуализации образовательных стандартов на основе профес­сиональных стандартов». Автор обращает внимание на тот факт, что у академического и у профессио­нального сообществ остается множество во­просов относительно реализации этого про­цесса [1, с. 5].

Многие исследователи вновь возвращаются к истокам, вспоминая, что в 2003 г. в связи с присоединением России к Болонскому процессу Европейское пространство высшего обра­зования подразумевало выполнение единых требований к классификации образовательных программ, академических степеней и квалификаций, к системе уровней и степеней образования, реализации компетентностного подхода и использованию системы зачет­ных единиц [2, 3].

Для изучения динамики развития образовательных стандартов была поставлена цель – провести сопоставительный анализ трех образовательных стандартов.

В результате достаточно динамичного процесса модернизации стандартов возникало много проблем и вопросов, требующих решения. Кардинальной особенностью стандартов третьего поколения становится «замена квалификационной модели образовательного процесса компетентностной. Стандарт не регламентирует содержание образования, а предъявляет требования к компетенциям выпускников – общекуль­турным, общепрофессиональным, профес­сиональным и профессионально-специали­зированным» [3, с. 75–76]. Именно компетенции как синергийный сплав знаний, умений и личных качеств человека выступают в каче­стве результатов освоения основной про­фессиональной образовательной программы [2, 3].

Стандарты первого и второго поколения (ГОС ВПО-1 и ГОС ВПО-2) «содержали требования к структуре и со­держанию образования соответствующего уровня, а также перечень дисциплин с ука­занием временного ресурса, необходимого для их освоения. Таким образом, они огра­ничивали возможности “маневра” при про­ектировании и реализации образовательных программ, а также практически исклю­чали академическую свободу студентов в выборе индивидуальной образовательной траектории» [4, с. 15]. Стандарты третьего поколения «…ФГОС являются “рамочными”. Они ори­ентируются не на ресурсы, а на результаты освоения образовательных программ (ком­петенции выпускников). При этом они не диктуют требования к минимуму содержа­ния образовательных программ и не определяют перечень предметов, подлежащих изучению, за исключением некоторых базовых дисциплин» [4, с. 15–16].

В данной ситуации наличие или отсутствие требований к обязательному минимуму образовательных программ в стандартах может являться и плюсом, предоставляющим определенные свободы в манипулировании учебным материалом, и минусом, позволяющим чрезмерно развести процесс обучения по одним и тем же программам в разных вузах. Большинство базовых дисциплин в стандартах предыдущего поколения «…регламентировалось обязательным минимумом содержания, что, с одной стороны, позволяло урегулировать разнобой в объеме и составляющих компонентах изучаемого материала, с другой стороны, не закрывало возможностей для расширения содержания» [5].

Ориентированность на формирование компетенций предполагала провести интеграцию с профессиональным сообществом. Это крайне сложная задача, которая в данный момент еще не реализована. Поэтому работодателей продолжает беспокоить несоответ­ствие выпускников профессиональным квалификацион­ным требованиям. Для ликвидации разрыва между сферой труда и сферой образования была создана структура советов по про­фессиональным квалификациям [6]. Это явилось важной и своевременной мерой.

Материал и методы исследования

Для решения поставленной задачи – проследить основные тенденции развития образовательных стандартов высшего образования – рассмотрим динамику изменений образовательных стандартов третьего поколения по одной специальности: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г.

ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 88 от 24 января 2011 г. ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1427 от 16 ноября 2016 г. Спустя девять месяцев утверждается следующий стандарт. ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 733 от 1 августа 2017 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Процессы модернизации стандартов направлены на углубление развития профессиональных навыков. При сопоставлении трех стандартов последнего десятилетия, в первую очередь, обращает на себя внимание отказ от очно-заочной и заочной формы обучения во ФГОС ВО 2017 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 2017 г. начинается с регламентации общих положений. Пункт 1.3. общих положений однозначно констатирует факт, что обучение может осуществляться в очной форме [7]. Во ФГОС ВПО 2011 г. и ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения предполагалась возможность обучения в очной, очно-заочной и заочной формах.

Переход исключительно на процесс обучения только в очной форме вызывает много вопросов. С одной стороны, данная специальность предполагает необходимость вырабатывать профессиональные компетенции, которые формируются исключительно в процессе постоянного соединения теоретических знаний и практических занятий. С другой стороны, регионы нуждаются в специалистах данной сферы, которые имеют опыт практической работы на телестудиях и видеостудиях и не имеют специального образования, поэтому потребность в получении образования в заочной форме всегда присутствует. Причем в соответствии с п. 1.5. при реализации программы специалитета допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В то же время реализация программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий не допускается [7].

Можно отметить и плюсы, и минусы такого подхода. Разумеется, более высокое качество предоставления образовательных услуг в очной форме никем не оспаривается, в то же время потребность в заочной форме обучения в регионах сохраняется. Переход на процесс обучения только по очной форме объясняется спецификой вырабатываемых компетенций и необходимостью углубления профессиональных навыков. Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников в сфере кино и телевидения. Данный вид деятельности предполагает наличие сформированных у выпускников компетенций, которые трудно приобретать в заочной форме.

Размышляя о динамике модернизации образовательных стандартов, необходимо проанализировать характеристики профессиональной деятельности. Пункт 4.1 ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения определяет области профессиональной деятельности специалистов. В стандарте выделены следующие три области:

– создание в процессе художественно-творческой производственной работы на кино-, теле-, видеостудиях и других кинематографических и телевизионных организациях, радио, интернет-издательствах, в средствах массовой информации аудиовизуального произведения;

– руководящая работа в киноорганизациях и на телевидении;

– педагогическая деятельность в образовательных учреждениях соответствующего профиля [7].

Аналогичная часть стандарта ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. в п. 4.1. определяет области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета.

Сопоставляя области профессиональной деятельности двух стандартов, можно отметить следующее. В стандарте 2011 г. выделяются три области профессиональной деятельности. Две из них практически повторяются. Отличия в формулировках представляют собой скорее стилистические и лексические уточнения. Однако привлекает внимание факт отсутствия такой области профессиональной деятельности, как педагогическая деятельность.

Исключение из области профессиональной деятельности педагогической деятельности предполагает определенные изменения как разделов стандарта, так и отдельных компонентов программы обучения.

Также следует отметить некоторые разночтения между областями и объектами профессиональной деятельности.

ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., включающий в объекты профессиональной деятельности педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, в п. 4.2, характеризуя объекты профессиональной деятельности специалистов, включает в объекты учащихся образовательных учреждений профессионального образования в области культуры и искусства. Во ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения, несмотря на то, что из области профессиональной деятельности исключена педагогическая деятельность, в объектах профессиональной деятельности сохраняются обучающиеся как объект. Этот пункт звучит в следующей редакции: «лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [7].

Логика развития стандарта предполагала в связи с исключением из области профессиональной деятельности выпускников педагогической деятельности изменение видов профессиональной деятельности и специализаций. Однако этого не происходит в ФГОС ВО 2016 г.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 2011 и 2016 гг. обозначены четыре вида профессиональной деятельности и 6 специализаций.

ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения определяет такие виды профессиональной деятельности, как:

– художественно-творческая;

– производственно-технологическая;

– организационно-управленческая;

– педагогическая [7].

ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения сохраняет четыре вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета, включая педагогический вид деятельности, несмотря на то, что из области профессиональной деятельности педагогическая деятельность исключена. «Производственно-технологическая» деятельность получает название «творческо-производственная», что, на наш взгляд, наиболее точно отражает конкретную профессиональную деятельность выпускника.

Во ФГОС ВПО 2011 г. выделяются шесть специализаций.

  1. «Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог».
  2. «Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог».
  3. «Режиссер анимации и компьютерной графики, педагог».
  4. «Режиссер телевизионных программ, педагог».
  5. «Режиссер мультимедиа, педагог».
  6. «Режиссер интернет-программ, педагог».

Во ФГОС ВО 2016 г. сохраняются все шесть специализаций. Скорректирована формулировка 4 специализаций. Название специализаций представлено в следующей редакции: режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог. Специализация уточнена, так как добавлены телевизионные фильмы, что вполне закономерно в связи с активной тенденцией телевизионных каналов снимать фильмы по собственным проектам.

Серьезная корректировка области профессиональной деятельности, объектов профессиональной деятельности и специализаций происходит во ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения в 2017 г.

В стандарте сохраняется понятие «области профессиональной деятельности», но уходит термин «объекты профессиональной деятельности» и вводится понятие «сферы профессиональной деятельности».

Пункт 1.11. «Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее – выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность» представлен в следующей редакции:

«01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

04 Культура, искусство (в сфере экранных искусств);

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере создания аудиовизуальных произведений в средствах массовой информации, в том числе на телевидении, в интернет-издательствах).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника» [7].

Тенденция, которая наметилась в 2016 г., когда из области профессиональной деятельности выпускников была исключена педагогическая деятельность, окончательно оформилась в данной редакции Федерального государственного образовательного стандарта. Как мы видим из вышеприведенного материала, в объектах и сферах профессиональной деятельности представлен такой объект, как «Образование и наука», но в скобках присутствует ограничение: «в сфере научных исследований». Таким образом, речь идет об изучении образовательного процесса, а не о педагогической деятельности.

Разумеется, в соответствии с логикой модернизации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения в 2017 г. количество задач профессиональной деятельности уменьшается до двух типов:

– художественно-творческая;

– творческо-производственная [7].

Как видим, уходят два вида профессиональной деятельности: организационно-управленческая и педагогическая. Серьезная корректировка области профессиональной деятельности, сферы и задач профессиональной деятельности не могла не отразиться на многих компонентах стандарта (в частности, изменились формулировки специализаций). Изменения коснулись одного, но принципиально важного аспекта. В формулировке специализаций отсутствует слово «педагог». Пункт 1.13 изложен в следующей редакции:

«При разработке программы специалитета Организация выбирает специализацию программы специалитета из следующего перечня:

Режиссер игрового кино- и телефильма;

Режиссер неигрового кино- и телефильма;

Режиссер анимации и компьютерной графики;

Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм;

Режиссер мультимедиа;

Режиссер интернет-программ» [7].

На наш взгляд, такое изменение специализаций предполагает более целенаправленную ориентацию программы специалитета на решение профессиональных задач, но в то же время для регионов это не очень удачное решение, на наш взгляд, так как в системе среднего, высшего и дополнительного образования нет достаточного количества педагогов специальных дисциплин.

Выводы

Анализируя процессы модернизации образовательных стандартов на примере стандартов третьего поколения по одной специальности: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г., можно проследить динамику перехода на систему образования, ориентированную на профессиональные стандарты и требования профессионального сообщества. Данный процесс, предполагающий актуализацию многих образовательных задач, находится в стадии формирования, и те динамические процессы, которые нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последней редакции, еще требуют серьезного осмысления.


Библиографическая ссылка

Быкова Н.И. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30363 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674