Российская система высшего образования находится в стадии поиска наиболее эффективных моделей реализации образовательного процесса. Дискуссии в научной литературе продолжают привлекать внимание к наиболее сложным и трудным аспектам этого процесса.
В 2017 г. вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, которые продолжают процесс модернизации стандартов третьего поколения. Например, Е.В Караваева в статье «Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: сопряжение с напряжением» подчеркивает мысль о том, что в конце 2017 г. должен завершиться мучительный процесс «актуализации образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов». Автор обращает внимание на тот факт, что у академического и у профессионального сообществ остается множество вопросов относительно реализации этого процесса [1, с. 5].
Многие исследователи вновь возвращаются к истокам, вспоминая, что в 2003 г. в связи с присоединением России к Болонскому процессу Европейское пространство высшего образования подразумевало выполнение единых требований к классификации образовательных программ, академических степеней и квалификаций, к системе уровней и степеней образования, реализации компетентностного подхода и использованию системы зачетных единиц [2, 3].
Для изучения динамики развития образовательных стандартов была поставлена цель – провести сопоставительный анализ трех образовательных стандартов.
В результате достаточно динамичного процесса модернизации стандартов возникало много проблем и вопросов, требующих решения. Кардинальной особенностью стандартов третьего поколения становится «замена квалификационной модели образовательного процесса компетентностной. Стандарт не регламентирует содержание образования, а предъявляет требования к компетенциям выпускников – общекультурным, общепрофессиональным, профессиональным и профессионально-специализированным» [3, с. 75–76]. Именно компетенции как синергийный сплав знаний, умений и личных качеств человека выступают в качестве результатов освоения основной профессиональной образовательной программы [2, 3].
Стандарты первого и второго поколения (ГОС ВПО-1 и ГОС ВПО-2) «содержали требования к структуре и содержанию образования соответствующего уровня, а также перечень дисциплин с указанием временного ресурса, необходимого для их освоения. Таким образом, они ограничивали возможности “маневра” при проектировании и реализации образовательных программ, а также практически исключали академическую свободу студентов в выборе индивидуальной образовательной траектории» [4, с. 15]. Стандарты третьего поколения «…ФГОС являются “рамочными”. Они ориентируются не на ресурсы, а на результаты освоения образовательных программ (компетенции выпускников). При этом они не диктуют требования к минимуму содержания образовательных программ и не определяют перечень предметов, подлежащих изучению, за исключением некоторых базовых дисциплин» [4, с. 15–16].
В данной ситуации наличие или отсутствие требований к обязательному минимуму образовательных программ в стандартах может являться и плюсом, предоставляющим определенные свободы в манипулировании учебным материалом, и минусом, позволяющим чрезмерно развести процесс обучения по одним и тем же программам в разных вузах. Большинство базовых дисциплин в стандартах предыдущего поколения «…регламентировалось обязательным минимумом содержания, что, с одной стороны, позволяло урегулировать разнобой в объеме и составляющих компонентах изучаемого материала, с другой стороны, не закрывало возможностей для расширения содержания» [5].
Ориентированность на формирование компетенций предполагала провести интеграцию с профессиональным сообществом. Это крайне сложная задача, которая в данный момент еще не реализована. Поэтому работодателей продолжает беспокоить несоответствие выпускников профессиональным квалификационным требованиям. Для ликвидации разрыва между сферой труда и сферой образования была создана структура советов по профессиональным квалификациям [6]. Это явилось важной и своевременной мерой.
Материал и методы исследования
Для решения поставленной задачи – проследить основные тенденции развития образовательных стандартов высшего образования – рассмотрим динамику изменений образовательных стандартов третьего поколения по одной специальности: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г.
ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 88 от 24 января 2011 г. ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1427 от 16 ноября 2016 г. Спустя девять месяцев утверждается следующий стандарт. ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 733 от 1 августа 2017 г.
Результаты исследования и их обсуждение
Процессы модернизации стандартов направлены на углубление развития профессиональных навыков. При сопоставлении трех стандартов последнего десятилетия, в первую очередь, обращает на себя внимание отказ от очно-заочной и заочной формы обучения во ФГОС ВО 2017 г. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 2017 г. начинается с регламентации общих положений. Пункт 1.3. общих положений однозначно констатирует факт, что обучение может осуществляться в очной форме [7]. Во ФГОС ВПО 2011 г. и ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения предполагалась возможность обучения в очной, очно-заочной и заочной формах.
Переход исключительно на процесс обучения только в очной форме вызывает много вопросов. С одной стороны, данная специальность предполагает необходимость вырабатывать профессиональные компетенции, которые формируются исключительно в процессе постоянного соединения теоретических знаний и практических занятий. С другой стороны, регионы нуждаются в специалистах данной сферы, которые имеют опыт практической работы на телестудиях и видеостудиях и не имеют специального образования, поэтому потребность в получении образования в заочной форме всегда присутствует. Причем в соответствии с п. 1.5. при реализации программы специалитета допускается применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В то же время реализация программы с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий не допускается [7].
Можно отметить и плюсы, и минусы такого подхода. Разумеется, более высокое качество предоставления образовательных услуг в очной форме никем не оспаривается, в то же время потребность в заочной форме обучения в регионах сохраняется. Переход на процесс обучения только по очной форме объясняется спецификой вырабатываемых компетенций и необходимостью углубления профессиональных навыков. Профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников в сфере кино и телевидения. Данный вид деятельности предполагает наличие сформированных у выпускников компетенций, которые трудно приобретать в заочной форме.
Размышляя о динамике модернизации образовательных стандартов, необходимо проанализировать характеристики профессиональной деятельности. Пункт 4.1 ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения определяет области профессиональной деятельности специалистов. В стандарте выделены следующие три области:
– создание в процессе художественно-творческой производственной работы на кино-, теле-, видеостудиях и других кинематографических и телевизионных организациях, радио, интернет-издательствах, в средствах массовой информации аудиовизуального произведения;
– руководящая работа в киноорганизациях и на телевидении;
– педагогическая деятельность в образовательных учреждениях соответствующего профиля [7].
Аналогичная часть стандарта ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. в п. 4.1. определяет области профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета.
Сопоставляя области профессиональной деятельности двух стандартов, можно отметить следующее. В стандарте 2011 г. выделяются три области профессиональной деятельности. Две из них практически повторяются. Отличия в формулировках представляют собой скорее стилистические и лексические уточнения. Однако привлекает внимание факт отсутствия такой области профессиональной деятельности, как педагогическая деятельность.
Исключение из области профессиональной деятельности педагогической деятельности предполагает определенные изменения как разделов стандарта, так и отдельных компонентов программы обучения.
Также следует отметить некоторые разночтения между областями и объектами профессиональной деятельности.
ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., включающий в объекты профессиональной деятельности педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, в п. 4.2, характеризуя объекты профессиональной деятельности специалистов, включает в объекты учащихся образовательных учреждений профессионального образования в области культуры и искусства. Во ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения, несмотря на то, что из области профессиональной деятельности исключена педагогическая деятельность, в объектах профессиональной деятельности сохраняются обучающиеся как объект. Этот пункт звучит в следующей редакции: «лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [7].
Логика развития стандарта предполагала в связи с исключением из области профессиональной деятельности выпускников педагогической деятельности изменение видов профессиональной деятельности и специализаций. Однако этого не происходит в ФГОС ВО 2016 г.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 2011 и 2016 гг. обозначены четыре вида профессиональной деятельности и 6 специализаций.
ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения определяет такие виды профессиональной деятельности, как:
– художественно-творческая;
– производственно-технологическая;
– организационно-управленческая;
– педагогическая [7].
ФГОС ВО 2016 г. по специальности Режиссура кино и телевидения сохраняет четыре вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета, включая педагогический вид деятельности, несмотря на то, что из области профессиональной деятельности педагогическая деятельность исключена. «Производственно-технологическая» деятельность получает название «творческо-производственная», что, на наш взгляд, наиболее точно отражает конкретную профессиональную деятельность выпускника.
Во ФГОС ВПО 2011 г. выделяются шесть специализаций.
- «Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог».
- «Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог».
- «Режиссер анимации и компьютерной графики, педагог».
- «Режиссер телевизионных программ, педагог».
- «Режиссер мультимедиа, педагог».
- «Режиссер интернет-программ, педагог».
Во ФГОС ВО 2016 г. сохраняются все шесть специализаций. Скорректирована формулировка 4 специализаций. Название специализаций представлено в следующей редакции: режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм, педагог. Специализация уточнена, так как добавлены телевизионные фильмы, что вполне закономерно в связи с активной тенденцией телевизионных каналов снимать фильмы по собственным проектам.
Серьезная корректировка области профессиональной деятельности, объектов профессиональной деятельности и специализаций происходит во ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения в 2017 г.
В стандарте сохраняется понятие «области профессиональной деятельности», но уходит термин «объекты профессиональной деятельности» и вводится понятие «сферы профессиональной деятельности».
Пункт 1.11. «Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее – выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность» представлен в следующей редакции:
«01 Образование и наука (в сфере научных исследований);
04 Культура, искусство (в сфере экранных искусств);
11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере создания аудиовизуальных произведений в средствах массовой информации, в том числе на телевидении, в интернет-издательствах).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника» [7].
Тенденция, которая наметилась в 2016 г., когда из области профессиональной деятельности выпускников была исключена педагогическая деятельность, окончательно оформилась в данной редакции Федерального государственного образовательного стандарта. Как мы видим из вышеприведенного материала, в объектах и сферах профессиональной деятельности представлен такой объект, как «Образование и наука», но в скобках присутствует ограничение: «в сфере научных исследований». Таким образом, речь идет об изучении образовательного процесса, а не о педагогической деятельности.
Разумеется, в соответствии с логикой модернизации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения в 2017 г. количество задач профессиональной деятельности уменьшается до двух типов:
– художественно-творческая;
– творческо-производственная [7].
Как видим, уходят два вида профессиональной деятельности: организационно-управленческая и педагогическая. Серьезная корректировка области профессиональной деятельности, сферы и задач профессиональной деятельности не могла не отразиться на многих компонентах стандарта (в частности, изменились формулировки специализаций). Изменения коснулись одного, но принципиально важного аспекта. В формулировке специализаций отсутствует слово «педагог». Пункт 1.13 изложен в следующей редакции:
«При разработке программы специалитета Организация выбирает специализацию программы специалитета из следующего перечня:
Режиссер игрового кино- и телефильма;
Режиссер неигрового кино- и телефильма;
Режиссер анимации и компьютерной графики;
Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм;
Режиссер мультимедиа;
Режиссер интернет-программ» [7].
На наш взгляд, такое изменение специализаций предполагает более целенаправленную ориентацию программы специалитета на решение профессиональных задач, но в то же время для регионов это не очень удачное решение, на наш взгляд, так как в системе среднего, высшего и дополнительного образования нет достаточного количества педагогов специальных дисциплин.
Выводы
Анализируя процессы модернизации образовательных стандартов на примере стандартов третьего поколения по одной специальности: ФГОС ВПО 070601 по специальности Режиссура кино и телевидения 2011 г., ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2016 г. и ФГОС ВО 55.05.01 по специальности Режиссура кино и телевидения 2017 г., можно проследить динамику перехода на систему образования, ориентированную на профессиональные стандарты и требования профессионального сообщества. Данный процесс, предполагающий актуализацию многих образовательных задач, находится в стадии формирования, и те динамические процессы, которые нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последней редакции, еще требуют серьезного осмысления.
Библиографическая ссылка
Быкова Н.И. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30363 (дата обращения: 29.03.2024).