Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБЕ

Кудрявцева В.В. 1 Федорова С.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Россия активно сотрудничает в сфере международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, успешно привлекает иностранных граждан к обучению в российских учебных организациях. Очевидно, что в связи с прибытием иностранных студентов в другую страну остро встает вопрос их адаптации. В нашей работе представлены результаты исследования влияния средств физической культуры на приспособление иностранных обучающихся к образовательной деятельности и новым условиям жизни. Иностранцам, прибывающим на учебу в вузы России, приходится привыкать ко множеству самых различных факторов. Поэтому требуется системное исследование этих процессов, которые, по мнению многих ученых, находятся в стадии интенсивного обсуждения. В статье рассматриваются проблема адаптации иностранных студентов в вузе и роль средств физической культуры с учетом внутренних и внешних факторов. Для проведения исследования процесса адаптации иностранных студентов в вузе средствами физической культуры мы объединили все факторы в две группы: внутренние и внешние. Было установлено, что указанные факторы являются исходными предпосылками и условиями в процессе адаптации иностранных студентов к обучению в университете. Проведенное исследование позволило доказать, что для адаптации иностранных студентов к учебной деятельности эффективны методы фитнес-тренировок; эксперименты выявили целесообразность применения фитнес-нагрузки по программам атлетической гимнастики и степ-аэробики для повышения эффективности процесса адаптации иностранных студентов университета.
иностранные студенты
адаптация
физическая культура
фитнес
тренировки
эффективность
учебная деятельность
1. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 94-102.
2. Муртазина Р.И., Шагивалеева Г.Р. Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе // Студенческий форум. 2018. № 2 (23). [Электронный ресурс]. URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30403 (дата обращения: 25.11.2020).
3. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. С. 29-35.
4. Кудрявцева В.В., Соловьева И.Л. Повышение эффективности адаптационных процессов иностранных студентов средствами физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт и здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Издательство Марийского государственного университета, 2018. С. 59-61.
5. Кудрявцева В.В. Соловьева И.Л. Оценивание как мотивационный компонент повышения активности на уроках физической культуры // Физическая культура, спорт, здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Издательство Марийского государственного университета, 2017. С. 103-105.
6. Иванова Е.А., Васильева Н.П. Формирование адаптации студентов к условиям профессионального образования ценностно-значимыми средствами физической культуры // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2554 (дата обращения: 24.11.2020).
7. Кожевникова М Н. Национально ориентированная модель обучения иностранных граждан в российских вузах/ [Электронный ресурс]: монография. 2-е издание, стереотипное. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2016. 158 с.
8. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284-288.
9. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 03.12.2020).
10. Заяц Л.С., Масленникова Т.А. Использование фитнесс-технологий в старшем подростковом возрасте как средства мотивации к систематическим занятиям физической культурой // Старт в науке. 2016. № 1. С. 86-87.
11. Сафукова Н.Н., Силакова М.М., Николаева И.А. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе (на примере студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ им. И. Н. Ульянова) // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze-na-primere-studentov-fakulteta-fizicheskoy-kultury- i (дата обращения: 25.11.2020).
12. Порядок приема и обучения граждан зарубежных стран в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ за счет средств федерального бюджета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russia.edu.ru/enter/process (дата обращения: 25.11.2020).

Современное развитие общества приводит к интенсивности миграционных процессов, в которых участвует и Россия, являясь для иностранных студентов центром соединения культурных пространств, что обусловливает актуальность темы исследования [1]. Студенты из-за рубежа в российских вузах проходят период адаптации, обусловленный различием культуры страны происхождения и культуры страны пребывания.

За последние несколько лет количество прибывающих для обучения в российских вузах иностранцев увеличилось на 220 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом общее количество составило 425 тыс. иностранных студентов. Больше всего студентов приехало из Таджикистана, Казахстана, Туркмении, Узбекистана и Индии [2, 3].

В Марийском государственном университете большая часть иностранных обучающихся прибыла из стран СНГ, что объясняется признанием в полном объеме российского образования в постсоветское время. Также в МарГУ обучаются иностранцы из стран Ближнего Востока, Индии, Африканского континента [4, 5].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Россия активно сотрудничает в сфере международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, успешно привлекает иностранных граждан к обучению в российских учебных организациях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”» (с изменениями на 11 сентября 2018 г.), количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, составило: в 2018 г. – 240 тыс. человек; в 2019 г. – 260 тыс. человек; в 2020 г. – 425 тыс. человек. Обучаясь на русском языке, иностранные студенты попадают под влияние так называемой мягкой силы, т.е. впитывают культурные особенности страны обучения [6]. Находясь в иной культурной образовательной среде, обучающиеся из других стран неизбежно проходят сложный период адаптации в российских вузах [7]. В процессе адаптации иностранных студентов в вузе необходимо учитывать влияние как внутренних, так и внешних факторов [8].

Появление феномена адаптации стало особенно актуальным в начале XXI в., когда ускорились миграционные процессы. Адаптация – это элемент мировых процессов, связанных с международной мобильностью студентов разных стран и регионов современного мира [9].

Иностранные студенты приспосабливаются к условиям профессионального образования в другой стране во всем многообразии видов деятельности, которые обеспечивают позитивное преобразование социальных и биологических качеств человека, становление его профессионального мастерства [10].

Цель исследования: выявление эффективности применения средств физической культуры в адаптации иностранных студентов к учебной деятельности.

Физическая культура в специфических формах позволяет проявить характер, волю, решительность, что создает условия для разнообразной общественной деятельности.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:

– теоретические (анализ специальной литературы по исследуемой проблеме);

– эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, опрос);

– статистические: методы количественной и качественной обработки данных.

Исследование проводилось на базе Марийского государственного университета. Всего в исследовании участвовали 79 студентов из Индии.

Результаты исследования и их обсуждение

Объектом нашего исследования является процесс адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Адаптация трактуется как процесс установления соответствия личности с иноязычной средой в новых климатических условиях. В процессе адаптации объединяются несколько ее видов: индивидуально-психологическая, социально-психологическая, этнопсихологическая, культурная, коммуникативная, физиологическая, которые тесно связаны между собой. На начальном этапе обучения в другой стране все виды адаптации создают препятствия как в образовательной, так и в коммуникативной деятельности. При преодолении трудностей культурного, коммуникативного и языкового барьеров, приспособлении организма к новым климатическим условиям происходят существенные затраты психических и физических сил.

Анализ научной литературы, показывает, что в физической активности кроются резервы повышения эффективности адаптации к тем или иным условиям. Физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил, повышает устойчивость к социальным и индивидуально-психологическим трудностям.

В научных работах исследователей [11, 12] по адаптации иностранных студентов представлены примеры использования занятий физической культурой, которые стимулируют позитивные изменения в системах и функциях организма. В процессе двигательной активности формируются необходимые способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и адаптацию иностранных учащихся ко внешним и внутренним факторам.

Занятия физической культурой с иностранными студентами необходимо проводить с учетом таких факторов, как:

– индивидуальные особенности состояния здоровья, физического развития;

– коммуникативные особенности, языковый барьер;

– социокультурные особенности, традиции физического воспитания.

С целью улучшения состояния здоровья и повышения интереса к занятиям физической культурой актуальным является использование средств фитнес-технологий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма иностранных студентов.

В нашей работе проводилось изучение динамики изменения физической подготовленности студентов-иностранцев во время занятий фитнесом. Тренировочные занятия во время исследования проходили в соответствии с учебно-тренировочным планом. В исследовании приняли участие студенты (юноши и девушки) из Индии, которые были разделены на две группы. Занятия проводились во внеучебное время, три раза в неделю и строились по принципу применения нескольких комплексов. На занятиях с юношами использовались упражнения атлетической гимнастики силовой направленности; для девушек применялась программа степ-аэробики. Структура носила традиционный характер, состояла из подготовительной, основной и заключительной частей.

В период проведения исследовательской работы нами проверялся уровень физической подготовленности обучающихся в начале учебного года и по окончании исследования. Для оценки физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах применялись двигательные тесты. Данные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты испытаний у студентов-юношей (n=57)

Упражнения

В начале проведения исследования

В конце проведения исследования

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

M±m

 

M±m

 

1. Подтягивания на перекладине (кол-во раз)

5,8±4,0

5,3±4,0

8,3±3,6

10,3±3,6

2. Отжимания на брусьях (кол-во раз)

8,0±2,6

8,2±2,6

11,2±4,3

19,2±4,3

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

28,2±6,5

27,9±6,5

37,2±7,6

49,2±7,6

4. Отжимания в упоре лежа (кол-во раз)

14,3±5,2

15,1±5,2

25,4±10,2

31,4±10,2

Примечание: M – среднее арифметическое; m – среднее отклонение от среднего арифметического.

Полученные результаты показывают, что общая физическая подготовленность (и соответственно адаптационные способности) студентов достоверно увеличилась в 1,7 раза.

При проведении занятий по степ-аэробике с девушками результаты тестирования также показывают изменения в лучшую сторону, которые отображены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты контрольных испытаний у студенток (n=22)

Упражнения

В начале проведения исследования

В конце проведения исследования

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

M±m

 

M±m

 

1. Подъемы туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

22,3±4,2

23,3±5,2

32,3±2,1

38,3±2,8

2. Челночный бег 4*10 (сек.)

16,0±2,4

15,8±2,1

14,6±1,4

14,6±1,4

3. Упражнение Гиперэкстензия (кол-во раз)

22,5±5,6

23,5±5,7

36,2±1,8

39,2±2,8

4. Приседания за 30 сек. (кол-во раз)

19,6±5,2

18,7±5,1

25,1±2,3

29,1±2,8

5. Отжимание в упоре лежа (кол-во раз)

5,3±2,2

6,3±2,6

10,8±3,8

12,8±4,8

Примечание: M – среднее арифметическое; m – среднее отклонение от среднего арифметического.

Результаты проведения контрольного тестирования у девушек экспериментальной группы показали значительные изменения – улучшение показателей почти в 1,2 раза.

Для выявления академической и физиологической адаптации иностранным студентам было предложено оценить удовлетворенность занятиями физической культурой, а также перечислить трудности, которые возникли в период их проведения.

Вопросы были следующего характера.

  1. Какие трудности возникают при вхождении в образовательную среду в российском вузе?
  2. Какие трудности возникают во время занятий физической культурой?

В ходе анкетирования выявлено, что у некоторых студентов (56%) в начале образовательной деятельности присутствовало чувство тревоги, причиной которой является социально-бытовой фактор (иная коммуникативная среда). Многие студенты-иностранцы отмечают сложность привыкания к климатическим условиям (низкой температуре воздуха, проливным дождям). Также для них было сложно перейти на другой вид питания – приходится самим готовить еду, близкую к национальной кухне.

Некоторые студенты-иностранцы (30%) отметили, что во время занятий было сложно преодолеть языковый барьер. Им очень трудно дается усвоение учебного материала на языке принимающей стороны, так как многие студенты не готовы были по приезде в Россию обучаться на русском языке. Проблемы возникали при общении с русскими студентами, которые неохотно шли на контакт.

Следующим фактором тревожности стал биологический: интенсивные физические нагрузки. Несколько студентов-иностранцев (30%) ответили, что не справляются с физическими нагрузками. Основной причиной является индифферентное отношение к занятиям физической культурой и спортом, которое сформировалось в стране проживания. Большинство иностранных студентов (50%) отметили проблемы, связанные с медицинской помощью. Многие студентов болели.

Как показали результаты, дополнительные фитнес-тренировки студентов в исследуемых группах существенно повышают их адаптационный потенциал, этому также способствовала организация межличностного взаимодействия между обучающимся и тренером. Формирование устойчивой адаптации зависит от скорости мобилизации физиологических резервов и механизмов приспособления. В связи с этим при постепенном нарастании физической нагрузки организм легче приспосабливается к ней. Активные занятия физической культурой мобилизуют физиологические возможности организма студентов для ускорения адаптационных процессов к тренировочным нагрузкам, что способствует увеличению физиологических резервов устойчивости к различным стресс-факторам. Также можно отметить, что при проявлении повышенной способности приспособления к одному виду фактора, например физической нагрузке, одновременно вырабатывается устойчивая сопротивляемость организма к другим неблагоприятным факторам.

По окончании исследования в группе иностранных студентов, занимающихся фитнесом, был проведен повторный анализ процесса адаптации по трем факторам, таким как:

– социально-бытовой фактор. Иностранные студенты, которые особенно сложно преодолевали трудности привыкания к иной коммуникативной среде (а их было больше половины исследуемой группы), отмечают, что привыкание к условиям жизни в другой стране происходит постепенно. Но несколько обучающихся (10%) так и не могут привыкнуть к изменившимся условиям жизнедеятельности;

– языковый барьер. Большинство иностранных студентов, для которых незнание русского языка являлось очень сложной проблемой, ответили, что при общении в группе занимающихся фитнесом сложилась доброжелательная обстановка. При неформальном общении с русскими студентами многие стали друзьями, что способствовало и улучшению знания другого языка. Только несколько обучающихся (5%) записались на дополнительные курсы русского языка, чтобы как-то преодолеть трудности при общении как со студентами, так и с преподавателями;

– биологический фактор. На занятиях физической культурой студенты, которые столкнулись со сложностью выполнения физических упражнений, отмечают положительные сдвиги. При тестировании двигательных способностей у многих выявлено улучшение результатов. Несколько обучающихся отметили, что стали заниматься и другими видами спорта (бадминтоном, волейболом). Только некоторым иностранным студентам (10%) физическая нагрузка дается очень тяжело, это связано с состоянием их здоровья.

Использование различных форм фитнес-технологий в работе с иностранными студентами в университете способствует их привлечению к систематическим занятиям, активному досугу, формирует общую культуру. При активной двигательной деятельности происходит оптимизация процессов адаптации к образовательной деятельности в иной культурной среде. Необходимо активнее привлекать иностранных обучающихся к участию в мероприятиях различного уровня. При проведении спортивных мероприятий с учетом религиозных и культурных особенностей, национальных игр с иностранными студентами происходит более успешная и быстрая их адаптация к обучению, что способствует качественной подготовке обучающихся в вузе.

Таким образом, занятия физической культурой являются средством не только формирования способности иностранного студента к коммуникативному общению, но и успешного развития новых личностных качеств, осмысления значимости будущей профессии.

Заключение. Обзор научно-методической литературы показал, что физическая активность служит средством восстановления не только физических, но и психологических сил иностранных студентов, а также представляет собой хороший способ адаптации к стрессу, который вызван сменой социальной, культурной, языковой среды и необходимостью преодолевать учебные нагрузки в новой стране.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что занятия фитнесом оказали существенное положительное влияние на развитие физических способностей иностранных студентов. Прирост результатов в тестах, оценивающих физическую подготовленность, составил в среднем 1,7 раза. Также результаты выявления уровня тревожности показывают, что большинство обучающихся преодолели трудности привыкания к иной среде. Сократилось количество студентов, имеющих чувство тревоги, связанное с изменившимися условиями жизнедеятельности.


Библиографическая ссылка

Кудрявцева В.В., Федорова С.Н. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30357 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674