Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ И ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ РЕСУРС У ПОДРОСТКОВ С ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Пяткова Г.В. 1, 2 Оконешникова О.В. 3 Виссарионов С.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
2 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера» Минздрава России
3 ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1»
Подростки с ортопедическими заболеваниями находятся в жизненной ситуации, включающей события и переживания экстраординарного уровня. В преодолении эмоциональных трудностей важную роль играет копинг-поведение, включающее различные копинг-стратегии. В статье рассматриваются структура и эффективность копинг-поведения подростков с ювенильным хроническим артритом и подростков с последствиями физической (механической) травмы. Копинг-стратегии анализируются в контексте адаптационных процессов и в связи с возможностями становления личности в подростковый период. В исследовании на основании добровольного информированного согласия приняли участие подростки с ортопедическими заболеваниями и здоровые подростки 12–17 лет. Всего были обследованы 54 подростка с ортопедическими заболеваниями и 30 здоровых подростков. Применялись клинико-психологические и психодиагностические методы. Выявлены особенности совладающего поведения у подростков с ортопедическими заболеваниями (ювенильным хроническим артритом и последствиями физической (механической) травмы) и у здоровых подростков. У подростков с ортопедическими заболеваниями, в отличие от здоровых сверстников, преобладают пассивные избегающие стратегии преодоления стрессовой нагрузки. Выявлены эффективные стратегии совладания у больных подростков в ситуации сложного восстановительного лечения, определены копинг-стратегии, выполняющие роль личностно-развивающего ресурса.
подростки
ортопедическое заболевание
копинг-поведение
копинг- стратегии
эмоции
жизненная ситуация
1. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М.: ИПРАН- 2009. 304 с.
2. Пятакова Г.В., Виссарионов С.В. Исследование качества жизни подростков с тяжелыми деформациями позвоночника // Хирургия позвоночника. 2009. № 4. С. 38-43.
3. Виссарионов С.В., Кокушин Д.Н., Дроздецкий А.П., Белянчиков С.М. Варианты коррекции деформации позвоночника у детей с идиопатическим сколиозом грудной локализации // Вестник травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова. 2012. № 3. С. 9-13.
4. Александрова Е.В., Кадыров Р.В. К вопросу переживания отчуждения у детей, болеющих хроническими заболеваниями // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. Вып. 14. С. 26-30.
5. Григорович Л.Г., Харченко С.С., Ларина А.В., Кожевников В.В. Оценка качества жизни детей с ортопедической патологией на фоне дисплазии соединительной ткани // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. № 11. С. 68-73.
6. Капустина Т.В., Кадыров Р.В., Люкшина Д.С. Психологические характеристики переживания отчуждения у детей, больных туберкулезом // Экология человека. 2017. № 11. С. 47-50.
7. Сантимов А.В., Гречаный С.В. Психосоматические аспекты хронического болевого синдрома при ювенильном идиопатическом артрите // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017 (17). № 2 (приложение). С. 212.
8. Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Электронный журнал «клиническая и специальная психология». 2019. Т.8. № 1. С. 90-102.
9. Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3. С. 92-95.
10. Токарская Л.В., Полякова Т.А. Особенности жизнестойкости подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах / Под ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой и др. Самара: СГТУ, 2018. С. 242-248.
11. Туник Е.Е., Жихарева Ю.И. Тест интеллекта Слоссона. СПб., 1999. 76 с.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 63-74.

Согласно данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, к неблагоприятным событиям детства относят тяжелые хронические заболевания, в том числе патологию, связанную с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [1–3]. События, взаимосвязанные с ортопедическим заболеванием, влекущие за собой ломку жизненного стереотипа, необходимость сложного восстановительного лечения, болезненные лечебные процедуры, ограничения функциональных возможностей, могут восприниматься как факторы угрожающего характера и сопровождаться переживаниями интенсивного страха и беспомощности [2, 3]. Негативные последствия таких переживаний проявляются в виде дезадаптационных нарушений эмоциогенной природы, в том числе в виде депрессивных мыслей, чувства тревоги, апатии, снижения удовлетворенности различными сторонами жизни [4–6]. Отдаленные последствия переживания событий, связанных с хроническим заболеванием и необходимостью сложного восстановительного лечения, могут проявляться в симптомах посттравматического стресса, сужении связей с миром, ограничении возможностей саморегуляции и отклонениях в формировании личности [2, 3].

В последние годы ряд авторов изучают отдельные индивидуально-психологические характеристики у детей и подростков с ювенильным идиопатическим артритом, мышечной дистрофией Дюшенна, ортопедической патологией на фоне дисплазии соединительной ткани, детским церебральным параличом, врожденными деформациями позвоночника, последствиями тяжелых травм опорно-двигательной системы и туберкулезного процесса [6, 7]. В меньшей степени изучены позитивные аспекты переживания трудных жизненных ситуаций у детей и подростков с ортопедическими заболеваниями. В ряде работ исследуются такие психологические феномены, как жизнестойкость и копинг-поведение [8, 9]. Оцениваются взаимосвязи между копинг-стратегиями и жизнестойкостью у подростков, страдающих двигательными нарушениями разной степени тяжести, отмечается возможность сохранять жизнестойкость у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счет адаптивных копинг-стратегий, позволяющих поддерживать эмоциональное благополучие [8]. Одновременно с этим существует дефицит сведений о ресурсах, позволяющих подросткам с ортопедическими заболеваниями успешно преодолевать трудные жизненные ситуации. Под психологическими адаптационными ресурсами мы понимали эмпирически измеряемые индивидуально-психологические характеристики, выраженность которых влияет на меру психической адаптированности. Механизмами реализации этих ресурсов в трудной жизненной ситуации могут выступать копинг-стратегии. Применение копинг-стратегий позволяет человеку сознательно и целенаправленно осуществлять копинг-поведение, направленное на преодоление жизненных трудностей [10].

Таким образом, изучение психологических ресурсов подростков с ортопедическими заболеваниями предполагает выявление стратегий совладания, определяющих успешное копинг-поведение в ситуации длительного заболевания и возможность личностного развития в условиях болезни.

Цель исследования заключалась в выявлении копинг-стратегий, выступающих в роли адаптационных и личностно-развивающих ресурсов у подростков с ювенильным хроническим артритом (ЮХА) и последствиями механической травмы (ПМТ).

Материалы и методы исследования

В исследовании на основании добровольного информированного согласия приняли участие подростки, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, требующими сложного длительного лечения: подростки с ЮХА и подростки с ПМТ.

Согласно современным представлениям, ЮХА – системное заболевание с развитием аутоиммунного процесса в результате иммунной дизрегуляции. В нашем исследовании приняли участие дети с длительностью заболевания от 6 лет до 1 года (моноартрит и полиартрит с рецидивирующим течением). Лечение ЮХА требует пребывания пациента в стационаре, сопровождается болезненными лечебными процедурами (пункциями), уколами; при выраженной деформации суставов проводится хирургическое лечение.

Также в нашем исследовании приняли участие подростки с ПМТ, полученной в результате несчастного случая и по неосторожности (контрактуры суставов рук и ног, ложные суставы, посттравматическая деформация конечностей). Срок давности механического повреждения составлял от полугода до 10 лет. Все подростки, страдающие ортопедическими заболеваниями, нуждались в лечении в условиях специализированного стационара. В основную группу были включены подростки, которые по результатам предварительного клинико-психологического обследования имели сохранные возможности интеллектуального развития. Обследованы 30 подростков с суставной формой ЮХА и 24 человека с отдаленными последствиями механической травмы верхних и нижних конечностей, полученной в результате несчастного случая или по неосторожности, а также 30 условно здоровых подростков в возрасте 12–17 лет. Отбор в группы исследования по возрасту проводился на основании критериев, принятых на международном конгрессе по возрастной периодизации [10].

Все подростки распределялись по полу следующим образом: среди пациентов ортопедической клиники, страдающих ЮХА, были обследованы 16 мальчиков и 14 девочек. Группа пациентов с ПМТ – 14 мальчиков и 10 девочек. Контрольная группа соответствующего возраста состояла из 16 мальчиков и 14 девочек. Критериями включения в основную группу были коэффициент интеллектуальности не ниже 90 единиц, отсутствие тяжелых сопутствующих диагнозов, в том числе церебрально-органической недостаточности.

Для обследования пациентов ортопедической клиники применяли клинико-психологические и психодиагностические методы. Оценивали общий уровень интеллектуального развития с помощью методики Слоссона (Е.Е. Туник, Ю.И. Жихарева) [11]. В качестве облигатных признаков дезадаптации в трудной жизненной ситуации, связанной с ортопедическим заболеванием, рассматривались уровневые показатели посттравматического стресса (ПТС) [1]. Изучение копинг-стратегий проводили с помощью методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский) [12], в качестве ресурсных характеристик личности подростков в условиях ортопедического заболевания рассматривались обобщенные показатели ведущего психологического новообразования подросткового возраста – самоотношения, которые измерялись с помощью теста самоотношения (Р.С. Пантелеев, В.В. Столин).

Математико-статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием статистического пакета программ «STATISTIKA – 8.0». Достоверность различий между группами сравнения определялась с помощью точного критерия Фишера. Для анализа связи между выделенными показателями использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучены структура и особенности копинг-поведения у подростков с ЮХА и ПМТ. В соответствии с нормативными показателями в каждой изучаемой группе были выделены лица со средневысоким и низким уровнем частоты применения копинг-стратегий. В таблице 1 представлены группы подростков, характеризующиеся средневысокими значениями копинг-стратегий.

Таблица 1

Группы подростков со средневысокими значениями копинг-стратегий

Копинг-стратегии

ЮХА

ПМТ

Здоровые

Решение проблем

9 (30,0%)

6 (25,0%)

13 (43,3%)

Поиск социальной поддержки

20 (66,7%)

11 (45,8%)

15(50,0 %)

Избегание

28 (93,3%)

19 (79,2%)

16 (53,3%)

 

Изучение структуры копинг-поведения показало, что в группе здоровых подростков в репертуаре совладающего поведения в равной степени представлены активные, ориентированные на решение проблемы и поиск социальной поддержки, и пассивные – избегающие стратегии совладания с трудностями, что является одним из проявлений копинг-компетентности и показателем эффективного преодоления трудностей в жизненных ситуациях. У подростков с ЮХА по частоте использования достоверно преобладают стратегии избегания по сравнению с копинг-стратегиями «поиск социальной поддержки» и «решение проблем» (φ*=2,738 при р≤0,01 и φ*=5,651 при р≤0,001 соответственно). Подростки с ПМТ достоверно чаще используют копинг-стратегию «избегание» по сравнению с копинг-стратегией «решение проблем» (φ*=3,973; р≤0,001) и по сравнению с копингом «поиск социальной поддержки» (φ*=2,449; р≤0,001). В группе подростков с ПМТ оба варианта активных копинг-стратегий используются одинаково часто. В группе подростков с ЮХА копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» встречается достоверно чаще по сравнению с копинг-стратегией «решение проблем» (φ*=2,912; р≤0,001). Были выявлены различия по частоте применения активных и пассивных копинг-стратегий у больных и здоровых подростков. Так, стратегия избегания достоверно чаще встречается у подростков с ортопедическими заболеваниями по сравнению с их здоровыми сверстниками: у подростков с ЮХА φ*=3,729 (р≤0,001) и у подростков c ПМТ φ*=2,038 (р≤0,05). У подростков с ЮХА и ПМТ копинг-стратегия «решение проблем» встречается реже, чем у их здоровых сверстников, однако эти различия существуют в виде тенденции и не достигают уровня значимости. При этом здоровые и больные подростки одинаково часто обращаются за помощью к окружающим для преодоления высокой стрессовой нагрузки.

В ходе исследования выявлены взаимозависимости между частотой встречаемости различных копинг-стратегий и выраженностью обобщенных характеристик самоотношения в группах подростков с ЮХА и с ПМТ (табл. 2).

Таблица 2

Значения коэффициентов корреляции между показателями самоотношения и параметрами копинг-стратегий у подростков с ортопедическими заболеваниями

 

ЮХА

ПМТ

 

Копинг-стратегии

 

Решение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Решение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание

Глобальное самоотношение

0,537

 

–0,408

 

 

 

Самоуважение

0,436

 

 

 

 

 

Аутосимпатия

 

 

–0,537

 

 

 

Ожидаемое отношение от других

0,461

 

 

 

 

 

Самоинтерес

 

 

 

0,444

 

-0,526

 

Были выявлены обратные взаимозависимости между значением общего индекса ПТС и частотой применения копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» у подростков с ЮХА (r=–0,468; p<0,05). В группе подростков с ПMТ выявлена прямая взаимосвязь между частотой применения стратегии «поиск социальной поддержки» и выраженностью общего индекса ПТС (r=–0,459; p<0,05).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что структура копинг-поведения подростков с различными формами ортопедических нарушений характеризуется дисгармоничностью, что проявляется в преобладании копинг-стратегии «избегание», встречаемость которой достоверно превышает частоту встречаемости активных копинг-стратегий у подростков с ЮХА и ПМТ. При этом дисгармоничность копинг-поведения в большей степени выражена у подростков с ЮХА.

На основании полученных результатов можно предположить, что у подростков с ЮХА и ПМТ в условиях длительного и сложного восстановительного лечения чаще актуализируется пассивный способ преодоления трудностей, представляющий собой энергосберегающий вариант совладающего поведения в ситуации лечения. В то же время данная копинг-стратегия, по мнению некоторых исследователей, может представлять собой фактор риска по формированию дезадаптивного, псевдосовладающего поведения [12].

Репертуар копинг-стратегий у подростков рассматривался отдельно в выборках девочек и мальчиков, страдающих различными формами ортопедических заболеваний. Предполагалось, что поведение девочек и мальчиков в сходных жизненных ситуациях, связанных с ортопедическим заболеванием, имеет специфические отличия, поскольку принятые в обществе гендерные стереотипы накладывают свой отпечаток на стиль совладания с трудностями. Оказалось, что девочки и мальчики с различными ортопедическими заболеваниями одинаково часто используют активные, ориентированные на решение проблем и избегающие копинг-стратегии. Вероятно, такой способ преодоления трудностей в большей степени обусловлен нюансами жизненной ситуации, связанной со спецификой ортопедического заболевания, и особенностями восстановительного лечения.

Таким образом, репертуар копинг-поведения подростков с ортопедическими заболеваниями и здоровых подростков включает активные и пассивные копинг-стратегии. В группе здоровых подростков в структуре копинг-поведения в равной степени представлены активные стратегии, ориентированные на решение проблемы и поиск социальной поддержки, и пассивные – избегающие стратегии совладания с трудностями, что является одним из проявлений копинг-компетентности и показателем эффективного преодоления трудностей в жизненных ситуациях. У подростков с ортопедическими заболеваниями преобладают избегающие сознательные способы преодоления трудностей.

Характеристики совладающего поведения подростков с различными формами ортопедических заболеваний были сопоставлены с показателями ПТС. Выраженные симптомы ПТС представляют собой облигатные признаки психологической дезадаптации, могут быть сопряжены с клиническими проявлениями и требуют медицинской и психологической интервенции [1]. Для выявления эффективных копинг-стратегий преодоления эмоциональных трудностей на основании корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между частотой применения сознательных стратегий совладания и выраженностью посттравматической симптоматики. На основании полученных результатов корреляционных связей можно предположить, что у подростков с ЮХА включение стратегии «поиск социальной поддержки» в адаптационный процесс снижает риск развития посттравматической симптоматики. У подростков с ПМТ полученные результаты могут отражать трудности перестройки совладающего поведения личности в условиях ломки жизненного стереотипа в связи с полученным физическим повреждением.

В ситуации, связанной с заболеванием и необходимостью сложного восстановительного лечения, активное включение копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» в адаптационный процесс сопряжено со снижением проявлений ПТС у подростков с ЮХА и с повышением симптомов ПТС у подростков с ПМТ. У подростков с ПМТ включение в адаптационный процесс копинга «поиск социальной поддержки» способствует развитию симптомов ПТС, что отражает трудности перестройки системы совладающего поведения личности в условиях ломки жизненного стереотипа в связи с полученным физическим повреждением. Одним из психологических новообразований подросткового возраста является центральное звено саморегуляции личности – отношение к себе. Мы рассмотрели обобщенные характеристики самоотношения: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатию, ожидаемое отношение других, самоинтерес. Было сделано предположение, что сознательные механизмы психологической адаптации – копинг-стратегии – взаимосвязаны с параметрами самоотношения, обеспечивающими регуляцию поведения и деятельности. Результаты корреляционного анализа показали, что в группе подростков с ЮХА и подростков с ПМТ показатели копинг-стратегии «решение проблем» оказались положительно связаны с параметрами самоотношения. Выявленные взаимозависимости свидетельствуют о том, что подростки с ЮХА, уверенные в своих силах, способностях, доверяющие себе и окружающим, положительно себя оценивающие, уверенные в своей «интересности» для других, ожидающие положительного отношения со стороны окружающих, в трудных жизненных ситуациях чаще применяют сознательные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблем, и реже используют избегающие стратегии преодоления трудностей. Можно предположить, что в подростковый период сознательные механизмы психической адаптации, ориентированные на самостоятельное разрешение жизненных трудностей, могут способствовать формированию положительного самооотношения – психологического новообразования, активно формирующегося в подростковый период.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что активный, ориентированный на решение проблем стиль преодоления трудностей в подростковом возрасте помогает формированию устойчивого положительного отношения к себе. Пассивные избегающие стили могут способствовать формированию негативного самоотношения, ограничивать возможности саморегуляции поведения и деятельности в подростковом возрасте и являются маркерами отклонений в личном развитии.

Заключение

  1. Репертуар копинг-поведения подростков с ЮХА и ПМТ и здоровых подростков включает активные и пассивные копинг-стратегии. У подростков с ортопедическими заболеваниями преобладают сознательные способы преодоления трудностей по типу избегания.
  2. У подростков с ЮХА и ПМТ активное включение сознательных стратегий совладания способствует повышению уровня психической адаптации в трудной жизненной ситуации, связанной с тяжелым ортопедическим заболеванием.
  3. Активный, ориентированный на решение проблем стиль преодоления трудностей в подростковом возрасте способствует формированию устойчивого положительного отношения к себе. Устойчивые позитивные характеристики самоотношения в подростковом возрасте могут выступать в качестве копинг-ресурса.
  4. Копинг-стратегии по типу избегания, являясь эффективным механизмом адаптации в условиях болезни и сложного восстановительного лечения, могут ограничивать возможности саморегуляции личности, представлять собой фактор риска по формированию негативного самоотношения.

Выполнено при поддержке РФФИ грант № 17-29-02321.


Библиографическая ссылка

Пяткова Г.В., Оконешникова О.В., Виссарионов С.В. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КАК АДАПТАЦИОННЫЙ И ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ РЕСУРС У ПОДРОСТКОВ С ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30225 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674