Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кречетников К.Г. 1
1 ФГКВОУ ВО «Тихоокеанское высшее военно-морское училище им С.О. Макарова Минобороны России»
Рассматриваются основные недостатки дистанционного образования в технико-технологическом и организационном аспектах. Показано, что к дистанционному обучению невозможно перейти вдруг и сразу, нужна тщательная подготовка. Особое внимание уделено таким технико-технологическим проблемам, как отсутствие требуемого оборудования как на стороне обучающихся, так и на стороне педагогов, необходимость регламентированного обновления используемых программ, недостаточный уровень развития сетевых коммуникаций в России, особенно в сельских районах, отсутствие четко выработанных единых требований к образовательным материалам и используемым программам для компьютеров. Сделан акцент на том, что ряд имеющихся на рынке систем дистанционного образования не соответствует требованиям к уровню качества: они громоздки, сложны в использовании, недостаточно функциональны, некоторые программы нерусифицированы; хорошие программы либо требуют значительных технических ресурсов, либо слишком дороги для пользователей и образовательных учреждений. Рассмотрены и такие проблемы, как значительная вероятность технических и сетевых сбоев как на стороне педагога, так и на стороне обучающегося, неравномерность обеспечения техникой и программными средствами различных образовательных учреждений и пользователей. Далее проанализированы организационные проблемы дистанционного образования, такие как неподготовленность обучающихся к самопланированию и самоуправлению, недостаток индивидуализации, слабая проработка ряда программ и учебных курсов, повышенная нагрузка на преподавателей, дороговизна запуска дистанционного образования, неравномерность распределения учебной нагрузки, недостаточный уровень информационной культуры обучающихся и педагогов.
дистанционное образование
система дистанционного образования
индивидуализация
программное обеспечение
образовательная платформа
сетевые коммуникации
учебные материалы
1. Блинов С. Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов (9 апреля 2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://activityedu.ru/Blogs/analytics/obrazovanie-pod-udarom-koronavirusa-trudnosti-shkol-i-mneniya-pedagogov/ (дата обращения: 16.09.2020).
2. Проблемы дистанционного обучения в России. Проект Челябинской области [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/story/676 (дата обращения: 16.09.2020).
3. Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения // Навигатор образования. 07.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/education/43978808-koronavirus-obnazhil-vse-problemy-distantsionnogo-obucheniya/ (дата обращения: 16.09.2020).
4. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в школе. Минусы дистанта в школе и вузе. РГПУ им. А.И. Герцена: Центр дистанционной поддержки обучения [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/forum/discuss.php?d=19690 (дата обращения: 16.09.2020).
5. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 16.09.2020).
6. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №94. С. 236-240.
7. Быстрова Н.В., Цветкова К.Д., Мурыгин Н.С. Технология дистанционного образования // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 11(Vol. 46). С. 212-216.
8. Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. №2-2 (56). С. 78-80.
9. Аминул Л.Б., Чайка Л.В. Электронное дистанционное обучение с использованием сервисов web 2. 0 // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. №1. С. 98-104.
10. Бостанов Р.А., Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. № 3 (Vol. 14). С. 365-370.
11. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б. Моделирование технологий Интернет-обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. №1. С. 83-91.
12. Арбузов С.С. Использование стрим-технологий при дистанционном обучении IT-дисциплинам // Педагогическое образование в России. 2017. №6. С. 6-12.
13. Куликова Е.В., Сорока Е.Г. Дистанционное обучение как технологическое решение электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. №1 (21). С. 108-113.
14. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. №1. С. 227-243.
15. Кречетников К.Г. Особенности организации смешанного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4 . URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29019 (дата обращения: 25.10.2020).

Пандемия коронавируса актуализировала дистанционное образование (ДО) как для высшей, так и для средней школы. Многие учебные заведения, ранее не использовавшие данную форму образования, были вынуждены в экстренном порядке внедрять элементы ДО в практику. Однако в спешке редко рождается качественный продукт.

В более выгодной ситуации оказались те учебные заведения, которые имели наработки в сфере ДО, применяли в своей деятельности электронные образовательные ресурсы, компьютерное тестирование, видеоконференции, электронные библиотеки, программные решения для организации системы дистанционного образования (СДО), например Moodle или Blackboard.

ДО оказалось единственно возможным в условиях пандемии, при закрытых школах, карантине, самоизоляции. С одной стороны, данная форма образования получила мощный импульс к развитию, когда объем наработок за короткое время возрастает в несколько раз, когда те, кто никогда прежде не сталкивался с ДО, были вынуждены быстро перестраиваться, осваивать новые технологии, оцифровывать свои наработки, внедрять новые методы обучения. С другой стороны, ДО получило широкую аудиторию для апробации, которая «высветила» не только достоинства, но и недостатки данной формы обучения. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) в марте 2020 г. провело опрос российских педагогов в школах и университетах. Более 2/3 школьных учителей (68%) отметили, что российское образование оказалось не готово к переходу на ДО, и лишь четверть (24%) считают, что педагоги и школы к ДО полностью готовы [1].

Все проблемы ДО могут быть разделены на группы. В данной статье будут рассмотрены технико-технологические и организационные проблемы ДО.

Цель исследования: выявить таких особенностей ДО, которые бы позволили учесть и широко использовать его достоинства и рекомендовать условия, при которых недостатки ДО либо не проявлялись, либо уменьшались до незначительных, не влияющих на качество образования.

Материал и методы исследования. Исследование построено на материалах, полученных в результате анализа опыта применения ДО в России, публикаций различных российских авторов, опросов, проведенных среди родителей, педагогов, студентов и школьников по результатам внедрения и использования ДО, данных статистических отчетов. Методы исследования – восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и конкретизация педагогических явлений, теоретический анализ педагогической литературы, результаты опросов и статистических отчетов, методы индукции и дедукции.

  1. Технико-технологические проблемы ДО:
  • значительная зависимость от технической составляющей ДО: не у всех педагогов и обучающихся есть персональные компьютеры и необходимое оборудование (микрофоны, наушники и веб-камеры); в некоторых семьях – несколько обучающихся, что вызывает трудности при наличии дома только одного компьютера (ноутбука);
  • ориентация СДО на технические, программные средства и виртуальную среду; недостаточная ориентация на обучающегося;
  • необходимость регулярного обновления программного обеспечения; часто разные версии программного обеспечения у педагогов и обучающихся;
  • неразвитость в России информационно-коммуникационной инфраструктуры; медленные сервера, не выдерживающие высокую нагрузку и «зависающие» при ней; низкая скорость обмена информацией; отсутствие Интернета в ряде сельских районов; для обучения необходим стабильный безлимитный Интернет со скоростью более 1 мегабита в секунду;
  • отсутствие в России единых стандартов и требований, предъявляемых к СДО и СДО, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС разных уровней подготовки; сегодня существуют около 20 рекомендованных программ для ДО; лидирующее положение занимают Московская электронная школа (МЭШ) и Российская электронная школа (РЭШ); даже у лидеров не хватает ресурсов и мощностей, чтобы выдержать нагрузку от большого числа пользователей, программы содержат ряд ошибок, выявляемых педагогами и обучающимися;
  • невысокий уровень качества типовых курсов и СДО, имеющихся на рынке; СДО либо неудобны в использовании и малофункциональны, либо нерусифицированы, либо очень дороги, либо требуют мощных серверов и значительных технических ресурсов; освоение большинства СДО требует серьезного обучения;
  • возможность технических сбоев: поломки компьютера, отключения электричества и Интернета, потери соединения с учебным сервером (что особенно значимо во время тестирования, так как означает неудачную попытку сдачи теста), зависания программ на компьютере обучающегося или на сервере, взлома базы данных злоумышленниками;
  • сложности для педагогов в размещении заданий на платформе и трудности для обучающихся в отправке заданий на проверку из-за технических и сетевых проблем как на стороне обучающегося или педагога, так и на стороне сервера СДО;
  • вынужденные дополнительные расходы для части обучающихся и педагогов на скоростной Интернет, обновление компьютера и его компонентов, программного обеспечения;
  • цифровое неравенство; неравномерное оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, системами телекоммуникаций, средствами предъявления учебного материала и дистанционного контроля знаний и умений.
  1. Организационные проблемы ДО:
  • недостаток у обучающихся навыков по самоорганизации, обеспечивающей устойчивый процесс ДО; низкие навыки саморазвития и самоконтроля, невысокий общий уровень самостоятельности;
  • отсутствие адаптивности учебного материала к уровню развития обучающихся, слабый учет особенностей личности, познавательного стиля;
  • отсутствие у обучающегося возможно узнать, за что снижен балл, или, наоборот, что педагогу более всего понравилось; не всегда понятны система оценивания и завышенные требования;
  • неполная разработка всех учебных материалов: нет охвата всех тем, предметов (учебных дисциплин); искать учебный материал часто предлагается самостоятельно;
  • слабая проработка некоторых учебных курсов и образовательных программ вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт создания специализированных учебных пособий для ДО; отсюда – невысокое качество такого образования;
  • повышенная нагрузка на педагогов, связанная с разработкой контента для ДО, проверкой работ, написанием письменных отзывов и разъяснением замечаний по работам, в ряде учебных заведений она сопровождается понижением зарплаты на 15–30% [2]; исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% из них рабочий день увеличился в среднем на 1–3 часа, у 36% – более чем на 3 часа; кроме того, многие педагоги столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием обучающихся и их родителей [1];
  • необходимость высокой квалификации разработчиков материалов для ДО, что, учитывая уровень зарплаты на соответствующих должностях, является почти невозможным; для создания добротно разработанных учебных курсов необходима команда из педагога, художника, хорошего программиста, специалиста по обработке изображений и видео;
  • сложность внесения оперативных изменений в ситуации, когда процесс ДО уже начался;
  • высокие первоначальные инвестиции в полноценный запуск ДО (затраты на разработку дистанционных курсов, покупку СДО, разработку специализированных порталов, обучение специалистов и педагогов, закупку компьютеров/планшетов, технического и сетевого оборудования); повышенная трудоемкость разработки курсов ДО;
  • неравномерность учебной нагрузки; иногда по нескольким заданиям или нескольким учебным дисциплинам устанавливается один и тот же срок сдачи; большой, иногда ненормированный объем работы; необходимо, чтобы вся нагрузка координировалась с помощью СДО, была продуманной и постепенной;
  • часто обилие рутинных заданий, которые необходимо выполнить самостоятельно, не разбавленных интересным образовательным контентом;
  • недостаточная компьютерная грамотность обучающихся и педагогов, отсутствие опыта ДО и взаимодействия, особенно на конкретных платформах СДО; отсутствие навыков работы со специализированными программами, вследствие чего может потребоваться специальное обучение; это замедляет образовательный процесс, пока не будут освоены необходимые программы; на фоне общего дефицита кадров (а это порядка 180 000 учителей в 2020 г.) тенденция старения педагогов (возраст 30% учителей в школе – 50–59 лет, а еще 10% – старше 60 лет); отсюда – нехватка кадров, владеющих компьютером; не обладают компьютерной грамотностью 84% учителей, подавляющее большинство из них – педагоги с большим стажем и опытом [3];
  • отсутствие у большинства педагогов навыков по эффективному проведению различных видов занятий онлайн; неподготовленность занятий с технической точки зрения (неучет особенностей отображения и восприятия информации в СДО); недостаточное использование преподавателями методов удерживания внимания обучающихся; «дистанционным обучением должны заниматься специалисты в области ДО» [4];
  • недостаточная разработанность стандартов в ДО, что делает почти невозможным применение единых регламентов деятельности, обмен учебными курсами, их широкое использование не только разработчиком, но и другими учебными заведениями, сравнение результатов обучения; несогласованность между педагогами по вопросу использования платформ СДО;
  • невозможность полностью контролировать знания, особенно умения и навыки обучающихся и сам процесс обучения; проблема аутентификации (подтверждения личности) пользователей при проверке знаний; проблема исключения списывания и посторонней помощи при выполнении заданий и прохождении контроля;
  • непроработанность документов, обеспечивающих защиту авторских прав разработчиков курсов для ДО;
  • большой процент отчисленных обучающихся (либо не завершивших учебные курсы); причины – низкий уровень мотивации обучающихся и слабый опыт работы с СДО;
  • обилие отвлекающих факторов; многие обучающиеся в СДО не настолько внимательные и инициативные, какими они могли бы быть в учебной аудитории – под наблюдением педагога и соблюдая устав образовательного учреждения; во время занятий некоторые могут параллельно «путешествовать» по Интернету, смотреть видео, слушать музыку, принимать пищу и напитки или даже играть в компьютерные игры; в результате внимание оказывается ослабленным почти полностью (до 90% обучающихся);
  • отсутствие бюджетных мест в СДО; при очной форме обучения талантливые и хорошо успевающие выпускники школ могут поступить на бюджетные места и получать бесплатное образование; в большинстве случаев при СДО такая возможность отсутствует, возможны только скидки в виде промокодов и акционных предложений;
  • наличие некачественных материалов в сети Интернет; наряду с действительно качественным контентом на просторах Сети существует и образовательный «мусор», разработанный недобросовестными авторами «на скорую руку»; рекомендуется доверять только проверенным образовательным платформам с историей, читать отзывы, выбирать программы известных, признанных вузов;
  • частое отсутствие диплома государственного образца в СДО; низкий вес дипломов и сертификатов о ДО во многих организациях, особенно на руководящих постах, в госучреждениях, в международных и зарубежных компаниях;
  • наличие стереотипов и скепсиса в обществе относительно реальных возможностей онлайн-обучения;
  • отсутствие единых платформ, включающих весь качественный контент по различным направлениям; существует огромное количество каналов на YouTube, проект Инфоурок с записями занятий от очень хороших преподавателей, просветительский проект Arzamas с интересными лекциями по литературе и другим предметам; однако весь этот контент не сконцентрирован в одном месте, не создан по единому стандарту, очень разноплановый и без правильного использования – бесполезен;
  • необходимость средств для обучения на качественных платных платформах для ДО, которые либо обучающиеся, либо педагоги должны заплатить из личного бюджета, так как централизованный механизм оплат цифровых ресурсов отсутствует;
  • невозможность перевести в онлайн все учебные дисциплины; если, например, по химии и по физике эксперименты можно снять на видео и выложить в Интернет, то обучение физкультуре и ряду других предметов трудно реализуемо в данном формате;
  • повышенная нагрузка на родителей, которые во многих случаях вынуждены заменять педагога: мотивировать, организовывать обучение, помогать регистрироваться в СДО, разбираться в материале, сопоставлять различные подходы и точки зрения с позиции своего житейского опыта и багажа своих знаний;
  • проблемы с организацией коммуникаций; в некоторых учебных заведениях плохо работает связь с администрацией и педагогами, и иногда обучающимся и родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте (чату);
  • разница во времени многих регионов; если обучающийся выбирает асинхронный способ, то ему приходится ждать ответа от преподавателя или одноклассников до следующего дня; при синхронном способе обучения – сидеть за компьютером ночью;
  • высокие требования к самому процессу организации ДО: четкая постановка цели и задач, регламентация учебного процесса и поэтапного прохождения контроля и т. д. [5];
  • трудность планирования программ для ДО; сложность решения данной задачи определяется численностью обучающихся, многообразием применяемых средств ДО, объемом необходимого учебного материала, характером ДО [6].

Рекомендуются следующие мероприятия, позволяющие вывести ДО на новый уровень, частично разрешить выявленные проблемы ДО:

  • конкретизация цели и задач каждого этапа обучения; планирование деятельности обучающегося на всех этапах ДО [7];
  • при установке расписания общения обучающихся с педагогом – максимальный учет возможностей обучающихся, их графиков работы [8];
  • обеспечение интерактивности средств ДО; обеспечение максимальной обратной связи с помощью различных средств и сервисов [9];
  • использование возможностей работы в группах и методов группового взаимодействия; командный подход в обучении и деятельности [10, 11];
  • акцент на формирование у обучающихся навыков самостоятельного обучения, технических навыков, навыков поиска и оценки информации, критического мышления [12];
  • задание четкой структуры курса, разбиение на небольшие модули [13];
  • использование сайтовых помощников для обеспечения интерактивной связи [14];
  • сочетание ДО с традиционным видом обучения, смешанное обучение [15].

Выводы. Анализ проблем ДО даст возможность в будущем провести ряд мероприятий, позволяющих нивелировать выявленные недостатки, устранить болевые точки, узкие места, превратить часть из них в преимущества и тем самым разрешить имеющиеся проблемы. Ведь новые условия обучения позволяют педагогам по-иному взглянуть на учебный процесс, усовершенствовать методики преподавания, обогатить методический арсенал, тем самым актуализировать накопленный педагогический потенциал.


Библиографическая ссылка

Кречетников К.Г. ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30196 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674