Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Далингер В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматриваются ценности образования в XXI в., охарактеризованы основные положения современной социокультурной среды, раскрывается сущность социокультурного подхода к созданию стратегии образования, анализируются новые формы и виды обучения, упор сделан на массовых открытых онлайн-курсах, охарактеризованы основные направления развития российского образования: гуманизация, гуманитаризация, информатизация. В работе отмечается, что одной из приоритетных тенденций развития высшего образования является подготовка студентов к самообразованию и самоорганизации на студентоцентрированной (СЦО) основе, что соответствует требованиям подхода Международного сообщества; подчеркивается, что в мировом образовательном пространстве активно обсуждается проблема смены образовательных парадигм в сторону студентоцентрированного характера образовательного процесса, особенно в эпоху цифровизации. Концепция СЦО является частью проекта «Время новой парадигмы в образовании: студентоцентрированное обучение». В статье подчеркивается, что на основе идеологии компетентностного, личностно и практико-ориентированного подходов осуществляется выбор форм, средств и методов обучения. Особая роль в решении данного вопроса отводится организации самостоятельной работы студентов, которая способствует становлению активной личности студента и его мотивации, развитию способности к самообразованию и самоорганизации. Прежде в литературе отмечалось, что в школьном образовании в младших классах объем самостоятельной работы небольшой, основная часть урока идет под управлением учителя, а в старших классах объем самостоятельной работы значительный, а под руководством учителя проводится малая часть урока. В настоящее время отмечается, что объем самостоятельной работы большой во всех классах. Если ранее шла речь о ведущем методе обучения – объяснительно-иллюстративном, то в настоящее время новые стандарты провозглашают ведущим методом деятельностный.
социокультурная среда
стратегия образования
социокультурный подход к созданию стратегии образования
массовые открытые онлайн-курсы
основные направления развития российского образования
гуманизация
гуманитаризация
информатизация
1. Образование для сложного общества. «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/view (дата обращения: 26.09.2020).
2. Student-Centred Learning. Toolkit for students, staff and higher education institutions [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.esib.org/ documents/publications/SCL_toolkit_ESU_ EI.pdf (дата обращения: 26.09.2020).
3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3. С. 2-8.
4. Дроздова Н.В., Лобанов А.П. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования. Минск: РИВШ, 2007. 100 с.
5. Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. Организация студент-центрированного обучения студентов информатике на основе учебных дорожных карт // Нижегородское образование. 2017. №1. С. 56–65.
6. Hannafin M.J., Hannafin K.M. Cognition and student centered, web-based learning: Issues and implications for research and theory. Learning and instruction in the digital age. Springer US. 2010. Р. 11-23.
7. Перспективы далекие и близкие: дистанцироваться от дистанта (как адаптироваться к постпандемической реальности? // Математика в школе. 2020. № 6. С. 7.
8. Кондаков А.М. Образование 3.0: Большая перемена [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2014/04/Obrazovaniie_3.0.pdf (дата обращения: 25.09.2020).
9. Гайдамак Е.С. Разработка массовых открытых онлайн-курсов в профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 218–221.
10. Гречушкина Н. В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательной системе вуза // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. М. П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 101–104.
11. Далингер В.А. Массовые открытые онлайн-курсы в профессиональной подготовке педагогов // Инновационные технологии в технике и образовании: материалы 1Х Международной научно-практической конференции / Отв. ред. М.И. Мелихова. Чита: ЗабГУ, 2017. С.134-138.

Современный этап развития общества в условиях четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0) и перехода к глобальной цифровизации всех сфер его экономической и социальной жизни характеризуется не только внедрением таких наукоемких технологий, как автоматизация и роботизация производственных процессов, искусственный интеллект, квантовые вычисления, но и междисциплинарной интеграцией различных наук, среди которых значимое место занимают информатика и математика. На мировом и федеральном уровнях в проекте «Кадры для цифровой экономики» подчеркивается важность подготовки, прежде всего, высококвалифицированных и конкурентоспособных профессиональных кадров.

На выпуске должен выйти специалист, направленный на создание инновационного продукта.

Университет сегодня рассматривается как цифровая образовательная экосистема [1, 2], в которой осуществляется переход к образованию, ориентированному на студента, так называемая студентоцентрированная направленность обучения (СЦО) – основополагающий принцип в современной образовательной парадигме [3, 4], который заложен в образовательных стандартах нового поколения.

Таким образом, одной из приоритетных тенденций развития высшего образования является подготовка студентов к самообразованию и самоорганизации на студентоцентрированной основе, что соответствует требованиям подхода Международного сообщества.

В мировом образовательном пространстве активно обсуждается проблема смены образовательных парадигм в сторону студентоцентрированного характера образовательного процесса, особенно в эпоху цифровизации. Наиболее полная интерпретация СЦО, его черты и принципы представлены в работе [5, 6], которая является частью проекта «Время новой парадигмы в образовании: студентоцентрированное обучение».

На основе идеологии компетентностного, личностно и практико-ориентированного подходов осуществляется выбор форм, средств и методов обучения. Особая роль в решении данного вопроса отводится организации самостоятельной работы (СР) студентов, а также научно-исследовательской работе студентов (НИРС), которые способствуют становлению активной личности студента и его мотивации, развитию способности к самообразованию и самоорганизации.

Активное применение средств информационно-коммуникационных технологий в самостоятельной работе, в том числе и в научно-исследовательской работе студентов, значительно обогащает подходы к овладению ими современными способами получения необходимой информации, а также способствует развитию исследовательских навыков. В связи с этим самостоятельная работа особенно способствует становлению исследовательских навыков, раскрытию научно-творческого потенциала студентов и является важной частью системы образования. Для эффективной организации СР возможно использование таких цифровых технологий, как: 1) электронные УМКД; 2) системы дистанционного образования; 3) электронные библиотечные системы; 4) образовательные электронные издания в сети Интернет; 5) социальные сетевые сервисы; 6) цифровые online-сервисы, содержащие интерактивное программное обеспечение общего и прикладного назначения; 7) цифровые online-тренажеры по математике; 8) цифровые онлайн-платформы образовательного назначения.

Цель исследования: раскрыть основные позиции таких направлений развития образования, как гуманизация, гуманитаризация, информатизация.

В России, как и в ряде других стран, приоритетными являются следующие направления развития образования: гуманизация, гуманитаризация, информатизация.

Материалы и методы исследования. Методами исследования являются: теоретический анализ литературных источников, эмпирические методы.

Почти весь ХХ в. в российском школьном образовании считалось, что усвоение учащимися предметных знаний, умений и навыков является главной целью обучения. Но еще в 1930-х гг. учеными было обосновано, что знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а лишь средство для развития учащихся.

В 1960-х гг. с опорой на идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и иных был заложен фундамент концепции развивающего обучения. Ведущей идеей в этой концепции является не просто обучение, то есть передача знаний, умений и навыков, а образование, то есть становление, выращивание личности обучающегося.

Результаты исследования и их обсуждение. В центре учебного процесса – ребенок как индивидуум. Другими словами: «не ученик для учебного предмета, а учебный предмет для ученика».

Одним из новшеств является введение профильного образования. При этом должна быть обеспечена двухуровневая система изучения учебных предметов, то есть учащийся должен иметь возможность практически все учебные предметы изучать либо на базовом, либо на углубленном уровне.

Если раньше российские школы могли работать по ФГОС среднего общего образования, то с сентября 2020 г. стандарт становится обязательным для всех школ.

Еще одним новшеством в этом 2020–2021 учебном году является обязательный индивидуальный проект (инженерный, конструкторский, инновационный, социальный и др.), который учащиеся выполняют под руководством тьютора.

Новым испытанием для российских школ стал переход на онлайн-обучение в связи с объявленной пандемией. Мы фактически живем в эпоху непрерывной цифровой трансформации образования. В конце мая 2020 г. специалисты сервиса «Интерактивная рабочая тетрадь SkySmart» провели опрос среди учителей с целью выявить трудности, с которыми они столкнулись при работе дистанционно. В опросе приняли участие 1200 педагогов из всех регионов России, из них 74% – учителя-предметники. Большинство респондентов назвали в качестве главной проблемы проверку домашних заданий – на нее стало уходить намного больше времени (60%); невозможность контролировать процесс восприятия школьниками учебного материала (56%); невозможность справиться учащихся с возросшим объемом материала для самостоятельного изучения (45%); низкую мотивацию к учебе (42%); невозможность детей изолироваться от других членов семьи (33%).

Опрос фонда «Общественное мнение» родителей показал, что 66% опрошенных считают, что переход на дистант отрицательно сказался на уровне знаний детей; 55% опрошенных отметили, что у ребенка возникли сложности в учебе; 86% всех опрошенных родителей предпочли после пандемии вернуть очную форму обучения и только 8% хотят, чтобы в школе больше использовали элементы дистанционного обучения. За то, чтобы на смену традиционному обучению постепенно пришло дистанционное, высказалось лишь 3% респондентов.

Сергей Рукшин, известный педагог-математик, член Общественного совета при Минпросвещения, отметил: «Опыт дистанционного образования провалился. Оно проявляет себя в лучшем случае как эвакогоспиталь, в котором не лечат, а спасают, чтобы не помер сразу… Общество загодя готовят к новой волне пандемии и самоизоляции. Лично у меня опасения, что временные меры очень удобно пролонгировать. Много говорят о том, что “мир не будет прежним”, изменятся социальные привычки, ускорится развитие электронной сети услуг. Я вижу во всем этом одно: прекрасную возможность для манипуляции… Я опасаюсь, что человечество постепенно подведут к тому, что будет дешевое онлайн-образование низкого качества для всех и дорогое, личностное, очное для элиты» [7, с. 7].

Ценности образования не инвариантны, они меняются в соответствии с установками социокультурной среды общества.

Сегодня обсуждаются проблемы, связанные с социокультурными подходами к созданию стратегии образования. В настоящее время государство, общество формируют спрос на новые формы и виды обучения. Содержание образования должно быть социально сконструировано и обновляться в зависимости от контента.

Если раньше в педагогике отмечалась передача знаний от учителя к ученику, то сейчас говорят о том, что знания конструируются учениками в процессе совместно значимой деятельности.

Создание учебной доминанты предполагает отбор и использование интересных вопросов, проблем, заданий, позволяющих настроить ученика на урок, включить умственную и эмоциональную сферы. Одна из задач гуманизации образования – компенсация дефицита эмоциональности в образовании. Известно, что без человеческих эмоций невозможно познание. Психологи убедительно показали, что при восприятии новой информации сначала происходит ее оценка: «нравится – не нравится». Именно это и лежит в основе формирования таких личностных универсальных учебных действий, как смыслообразование, самооценка, самопознание.

Если раньше в педагогике отмечалась передача знаний от учителя к ученику, то сейчас говорят о том, что знания конструируются учениками в процессе совместно значимой деятельности. Если урок прежде строился согласно формуле «Усвоение = Понимание + Запоминание», то по требованиям новых образовательных стандартов он должен строиться по формуле «Овладение + Усвоение + Применение знаний на практике». На прежних уроках доминировал монолог учителя, а сегодня должен доминировать диалог с учениками. Прежде отношения учителя и учащихся были «субъект-объектные» (конечно, учитель – субъект, а ученики – объекты), а в настоящее время отношения учителя и учащихся «субъект-субъектные».

Большую роль в учебном процессе играет мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая предполагает опору на субъектный опыт учащихся. Согласно высказыванию В. Скотта: «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». Субъектный опыт отдельного ученика приобретается в ходе познания окружающего мира, в ходе общения и в различных видах деятельности. Составляющими компонентами субъектного опыта ученика являются содержательный, процессуальный, эмоционально-ценностный, коммуникационный.

Современный урок может иметь не только тему, но и название, которое обращено к ученикам и носит личностно значимый характер. Название урока как раз и должно быть связано с субъектным опытом учащихся. Например, урок математики в 5-м классе на тему «Решение текстовых задач» может иметь название «От моделей машинок к моделям в математике». Урок математики на тему «Призма» может иметь название «Отпиленное тело» (в переводе с греческого языка слово «призма» переводится как «отпиленное тело»). Урок по изучению темы «Вертикальные прямые» можно начать с показа ученикам картин, на которых изображены Пизанская башня (Италия) и Александрийский столп (Санкт-Петербург), и предложить им подумать над ответом на вопрос: «Какое из изображенных сооружений в действительности вызывает наибольшее беспокойство у архитекторов?»

Федеральные государственный образовательные стандарты, принятые в 2012 г., провозгласили новый подход к оцениванию результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования – содержательно-критериальный, что позволит повысить объективность оценочной деятельности учителя. Это требует установления особенностей оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов (хотя следует заметить, что оценка личностных результатов – это прерогатива государственных органов управления образованием). Контрольно-оценочная деятельность педагога должна выполнять информационную, диагностическую, обучающую, мотивационную, воспитательную, прогностическую функции. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным.

Критериальное оценивание предполагает две формы оценивания: формирующее критериальное оценивание и итоговое критериальное оценивание (формирующее критериальное оценивание – это безотметочное оценивание).

Если раньше мобильные устройства конфисковывались у дверей класса, то сейчас наблюдается активное использование этих устройств для персонализации образовательного процесса и повышения мотивации к обучению.

Прежде упор делался на индивидуализацию и дифференциацию обучения, а сейчас все громче заявляют о персонализации в обучении.

Как отмечает А.М. Кондаков: «В основе современного образования не оборудование, не программное обеспечение, а образ мышления» [8].

Кардинальные изменения в сфере образования связаны со стремительным развитием сети Интернет. Эти изменения касаются всех уровней образования, в том числе и высшего.

В отечественной системе высшего образования активно развиваются массовые открытые онлайн-курсы (МООС) (англ. Massive Open Online Coursse) – одна из современных форм дистанционного образования [9-11].

Применение МООК в образовательном процессе предполагает четыре компонента: три из них одинаковы для обеих сторон (компьютерная грамотность, информационная готовность, психологическая готовность), а для преподавателей есть еще одна составляющая: дидактическая готовность.

Заключение

Проблематика, связанная с внедрением онлайн-курсов в образовательный процесс педагогических вузов, широка и многообразна, но уже очевидно, что их использование будет обеспечивать высокий уровень подготовки педагогов. В учебный план подготовки педагога следует включить курс, который бы учил студента разрабатывать онлайн-курсы и эффективно использовать их в учебном процессе.

Важно в процессе реформирования системы образования не потерять то положительное, что было найдено на предыдущих этапах. Конечно, от многих аспектов реформирования системы образования в современных условиях следует отказаться, ибо сменилась идеология самого общества.


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30184 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674