Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Заскалькин Е.Б. 1 Стрельцов Р.В. 1 Иванов В.С. 1 Мельников Е.И. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
В статье представлена структурно-функциональная инновационная модель электронных образовательных ресурсов формирования ИТ-компетентности курсантов военных вузов. Под моделью процесса формирования ИТ-компетентности обучаемых понимается схема организации и проведения образовательных мероприятий в процессе обучения, направленного на формирование ИТ-компетенций курсантов. Модель содержит программно-целевой, операционно-технологический и оценочно-результативный блоки. Программно-целевой блок включает в себя детализацию целей обучения, задач и их содержание. Операционно-технологический блок отражает средства, методы и формы реализации содержания образовательного процесса курсантов с широким применением ЭОР (электронных образовательных ресурсов), ориентированного на формирование основных ИТ-компетенций в ходе обучения на старших курсах, а также создание соответствующих методических условий, при наличии которых реализация инновационной модели ЭОР обеспечит оптимальную эффективность процесса.Оценочно-результативный блок предназначен для осмысления и анализа промежуточных и конечных результатов деятельности участников образовательного процесса в области формирования ИТ-компетентности с целью оценки результатов и корректировки выполнения учебных операций для устранения выявленных недостатков. Результат педагогического процесса, направленного на формирование более высокого уровня ИТ-компетентности курсантов, отвечающего представленной модели, должен представляться как комплекс мероприятий, обеспечивающих у выпускников ВООВО наличие актуальных ИТ-компетенций, необходимых для успешной службы в войсках.
информационные технологии
компетентность
модель
курсант
обучение
воспитание
электронные образовательные ресурсы
1. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации // Применение новых технологий в образовании: материалы XV Междунар. конф.: Изд-во «Тровант». 2014. С.38-41.
2. Денисова С.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. № 1(2). URL: http://www.eidos.ru/journal/ (дата обращения: 01.09.2020).
3. Аскерко Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.… канд. пед. наук. Магнитогорск, 2017. 24 с.
4. Шамсутдинова Т.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование. 2013. № 6.
С.36-44
5. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. …канд. пед. наук. Брянск, 2017. 24 с.

В целях обеспечения эффективности реализации разрабатываемой инновационной модели электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР)организация её проектирования требует определенияструктуры и специфики процесса формирования ИТ-компетентности обучаемых, методических условий, влияющих на её повышение, а также выявления параметральных и сущностных характеристик (критерии, доминирующие маркеры-показатели) уровня сформированности ИТ-компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования (далее ВООВО) Росгвардии.

Процесс формирования информационной компетентности студентов вузов достаточно подробно рассмотрен многими исследователями, однако вопрос формирования информационной компетенции курсантов старших курсов ВООВО Росгвардии в области применения средств информатизации в профессиональной деятельности ранее исследовался лишь локально.

Цель исследования:основываясь на результатах анализа проводившихся ранее исследований, а также используя богатый практический опыт служебно-боевой деятельности, основное предположениеисследования состоит в том, что реализация инновационной модели ЭОР в сочетании со специальной методической системой может выступить средством повышения уровня ИТ-компетентности курсантов в сфере профессиональной деятельности при соблюдении определенных методических условий.

Качественное и всестороннее изучение объекта и предмета исследования требует построения соответствующих моделей (структурно-функциональных конструктов) процесса формирования ИТ-компетентности курсантов старших курсов, а также его инновационных составляющих: моделей ЭОР нового поколения и специальной методической системы повышения ИТ-компетентности обучаемых ВООВО.

Материалы и методы исследования.Исходя из вышеизложенного, модель формирования ИТ-компетентности курсантов ВООВО должна строиться с учетом необходимости развития у участников образовательного процесса актуальных ИТ-компетенций, связанных с использованием возможностей, предлагаемых информационно-телекоммуникационными технологиями в решении задач образовательного процесса и служебно-боевой деятельности, сочетающего в себе общие (надпредметные) умения и навыки работы с информацией, конкретные предметноориентированные умения, а также специфические умения учиться и работать в электронной информационной образовательной среде.

Под моделью процесса формирования ИТ-компетентности обучаемых мы понимаем схему организации и проведения образовательных мероприятий в процессе обучения, направленного на формирование ИТ-компетенций курсантов.

Применительно к нашему исследованию формирование ИТ-компетентности рассматривается как совокупность взаимосвязанных структурных единиц. В работах отечественных авторов: В.В. Бондаря, О.Н. Грибана, А.Н. Завьялова, Э.Ф. Морковиной, А.А. Темербековой, С.В. Тришиной, А.Л. Семеновой и др.,процесс формирования информационной компетентности подразделяется на структурные элементы, которые в целом соответствуют структурно-функциональным блокам модели процесса формирования информационной компетентности, предлагаемым в исследованииВ.Л. Акуленко [1].

Результаты исследования и их обсуждение.Для решения задач нашего исследования в контексте повышения уровня ИТ-компетентности курсантов ВООВО наиболее предпочтительной является структурно-функциональная модель, которая включает: системное применение инновационных образовательных средств; разделение процесса формирования ИТ-компетенций;структурные единицы, представленные блоками и выполняющие разные функции в достижении поставленной цели.

Моделирование процесса формирования ИТ-компетентности курсантов ВООВО, осуществляемое с ориентацией на компетентностный и системно-структурный подходы к обучению, реализуемые в соответствии с общепедагогическими принципами. Совокупность этих подходов выступает, с одной стороны, как общая методологическая основа, с другой - как основа для создания модели процесса формирования ИТ-компетентности курсантов ВООВО Росгвардии.

С учетом значительной степени вариативности взаимосвязей элементовсистемы, блоки модели определены как программно-целевой, операционно-технологический иоценочно-результативный.

1.Программно-целевой блок включает в себя детализацию целей обучения,задач и их содержание.

Целевым элементом блока выступает формирование у обучаемых комплекса актуальных ИТ-компетенций, необходимых для эффективного решения служебно-боевых задач на должностях офицеров управления войск.

Процесс достижения заявленной цели повышения ИТ-компетентности курсантов (включая актуализацию информационных знаний, умений, навыков) направлен на успешное решение следующих исследовательских задач:

– формировать способности и готовность к работе с данными и знаниями, размещенными на средствах информатизации управления в информационной сфере войск (как с особым типом предметно-действенных знаний), а также способности генерирования новой информации и принятия оптимальных решений в информационной деятельности;

– совершенствовать навыки поиска, отбора, хранения и обработки информации с использованием различных источников на основе информационно-коммуникационных технологий;

– развивать умения систематизации и интерпретации полученной информации, ее анализа, оценки и построения выводов;

– совершенствовать личностные качества учащихся, способствующие самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

– способствовать проявлению устойчивого интереса к работе с информационными ресурсами, проявлению потребности в самосовершенствовании и формировании служебно-значимой мотивации.

Программно-целевой блок инновационной модели ЭОР характеризуется комплексом возможностей, предоставляемых пользователям по оперированию (сбору, обработке, хранению и передаче) информацией в ходе образовательного процесса с использованием возможностей ЭИОС ВООВО.Он позволяет курсантам получать информацию о структуре образовательной программы (включая специальный курс) и её содержании, учебной деятельности и ожидаемые результаты [2].

Содержание программно-целевого блока реализует следующие функции процесса формирования ИТ-компетенции обучаемых:

– функция целеполагания состоит в определении цели, достижение которой обеспечивает процесс создания и развития ЭОР в соответствии с перспективной инновационной моделью;

– прогностическая функция заключается в прогнозировании и планировании результатов построения инновационной модели ЭОР как средства формирования ИТ-компетенции у курсантов старших курсов;

– содержательная функция заключается в детализации тематического наполнения изучаемого курсантами материала в соответствии с программами обучения и специальным курсом.

2.Операционно-технологический блок отражает средства, методы и формы реализации содержания образовательного процесса курсантов с широким применением ЭОР, ориентированного на формирование основных ИТ-компетенцийв ходе обучения на старших курсах, а также создание соответствующих методических условий, при наличии которых реализация инновационной модели ЭОР обеспечит оптимальную эффективность процесса.

Операционно-технологический блокмодели формирования ИТ-компетентностисостоит из традиционного и инновационного компонентов, последний из которых является средством повышения уровня ИТ-компетентности обучаемых.

Традиционный компонент операционно-технологического блока авторской модели отражает традиционные средства и методы педагогической деятельности по формированию ИТ-компетентности курсантов.

Средствами в этом случае являются традиционные ЭОР (традиционный информационный контент ЭОР – базы данных и знаний, и электронная библиотечная система), базовая информационно-технологическая инфраструктура ЭИОС, а методами - использование возможностей традиционных ЭОР, а также упражнения, анализ информации, рассмотрение проблематики, осмысление результатов деятельности, самостоятельная работа, планирование, методы проектирования, проблемного обучения и другие [3].

Применительно к модели формирования ИТ-компетентности выпускников ВООВО операциями повышения ИТ-компетентности курсантов в процессе обучения выступают: определение целей и задач обучения; подбор необходимых данных и знаний в соответствии с целями и задачами обучения (на основании актуальных ИТ-компетенций); формирование образовательного контента ЭОР на основании требований руководящих документов; подбор методов и средств реализации образовательной программы; решение научно-исследовательских задач обучения; анализ и оценка эффективности процессов обучения и уровня профессиональной ИТ-компетентности курсантов[4; 5].

Инновационный компонент операционно-технологического блока модели представлен средствами ЭОР нового поколения и методами педагогической деятельности по формированию ИТ-компетентности курсантов с учётом возможностей, предоставляемых использованием инновационных ЭОР в сочетании с применением специальной методической системы (включая спецкурс).

Средствами в этом случае будут являться ЭОР нового поколения (интегрированный в электронную информационную образовательную среду инновационный контент ЭОР, оценочные системы, иные источники информации), а также информационно-технологическая инфраструктура ЭИОС. Методический аспект данного компонента основывается на применении инновационных решений: широкое использование специального программного обеспечения, интегрированного в составе адаптивного ЭОР нового поколения в сочетании со специальной методической системой.

Применительно к инновационному компоненту модели формирования ИТ-компетентности выпускников ВООВО направлениями повышения ИТ-компетентности курсантов являются:

– актуализация перечня ИТ-компетенций, необходимых выпускникам ВООВО для успешного выполнения служебных обязанностей;

– уточнение целей и задач обучения;

– подбор необходимых данных и знаний в соответствии с поставленной целью и задачами (на основании актуальных ИТ-компетенций);

– формирование инновационного образовательного контента ЭОР на основании содержанияспецкурса;

– представление информации в виде адаптированного для быстрого и качественного усвоения обучаемыми теоретического и практического материала спецкурса, включая ситуационное моделирование деятельности офицера Росгвардии;

– перераспределение нагрузки субъектов образовательного процесса в рамках учебных программ;

– подбор методов и средств реализации спецкурса;

– решение научно-исследовательских задач обучения;

– анализ и оценка эффективности процесса обучения и уровня сформированности профессиональной ИТ-компетентности курсантов.

Существеннымэлементом успешного формирования ИТ-компетенций обучаемых выступаеткомплекс необходимых методических условий, наличие которого призвано обеспечить повышение уровня ИТ-компетентности выпускников ВООВО. К их числу относятся:согласование системы формирования ЭОР с компетенциями, предъявляемыми условиями служебно-боевой деятельности офицера, обеспечениеоперативного усвоения курсантами содержания спецкурса; совершенствование методики проведения занятий, самостоятельной подготовки и учебно-методического обеспечения с использованием ЭОР военного института, высокий уровень ИТ-компетентности профессорско-преподавательского состава; создание специального подразделения формирования инновационного контента ЭОР, а также внедрение в процесс обучения специальной методической системы повышения ИТ-компетентности курсантов.

В направлении нашего исследования формами организации образовательного процесса ВООВО Росгвардии являются лекции, групповые и практические занятия, а также самостоятельная работа курсантов (в том числе и под руководством преподавателя).

Таким образом, операционно-технологический блокмодели реализует проектировочную, обучающую,моделирующую, развивающую и воспитательную функции.

Проектировочная функция связана с определением структуры и планированием применения ЭОР и специальной методической системы в процессе обучения.

Обучающая функция связана с получением курсантами-выпускниками профессиональных знаний в объёмах образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС, а также специального курса (актуализирующего профессиональные компетенции, необходимые офицерам для успешного выполнения должностных и специальных обязанностей).

Моделирующая функция подразумевает выполнение профессорско-преподавательским составом действий, необходимых для создания образовательного контента в соответствии с инновационной моделью ЭОР с применением специальных программно-аппаратных комплексов ЭИОС.

Развивающая функция предполагает активное вовлечение участников образовательного процесса в работу со всеми элементами ЭИОС военного института, что в конечном итоге обеспечит значительное повышение их ИТ-компетентности [4, c. 12].

Воспитательная функция состоит в организации основанного на формах, методах и средствах взаимодействия профессорско-преподавательского и командного состава института с курсантами, целью которого является мотивация обучаемых к максимально эффективному усвоению учебного материала, что в конечном итоге должно обеспечить значительное повышение ИТ-компетентности офицеров-выпускников.

3.Оценочно-результативный блокпредназначен для осмысления и анализа промежуточных и конечных результатов деятельности участников образовательного процесса в области формирования ИТ-компетентности с целью оценки результатов и корректировки выполнения учебных операций для устранения выявленных недостатков.

Оценочно-результативный блок базируется на параметральных и уровневых показателях сформированности компонентов ИТ-компетентности (на основании учета наличия актуальных ИТ-компетенций) курсантов старших курсов ВООВО Росгвардии. Онпозволяет определить эффективность применения инновационных ЭОР и специальной методической системы в процессе обучения, их влияние на повышение уровня ИТ-компетентности курсантов старших курсов, что предполагает выделение соответствующих критериев и показателей.

Наиболее полно представить оценочный аспект данного блока позволяет определениекритерия оценки эффективностии показателеймодели процесса формирования ИТ-компетенций курсантов ВООВО Росгвардии с использованием инновационных ЭОР как средства повышения уровня ИТ-компетентности обучаемых.

В качестве методов диагностики уровня сформированности ИТ-компетентности курсантов используются тестирование, анкетирование, а также метод экспертной оценки. Мероприятия по диагностике уровня сформированности ИТ-компетенции циклично проводятся в ходе всего процесса обучения курсантов и после их выпуска в войска.

Выводы.Исходя из вышеизложенного, планируемый результат педагогического процесса, направленного на формирование более высокого уровня ИТ-компетентности курсантов,отвечающего представленной модели, должен представляться как комплекс мероприятий, обеспечивающих у выпускников ВООВО наличие актуальных ИТ-компетенций (информационных знаний, умений и навыков, соответствующего опыта в процессе решения проблемно-ситуационных задач, а также ценностных ориентаций, мотивов к учебной и информационно-коммуникативной деятельности), необходимых для успешной службы в войсках.

Таким образом, в целях оптимизации процесса формирования ИТ-компетентности курсантов ВООВО (построенного в соответствии с авторской структурно-функциональной моделью) успешная его реализация требует более детального алгоритмизированного описания, предусмотренных в ней инновационных средств: инновационных ЭОР и специальной методической системы повышения ИТ-компетентности курсантов, что будет являться направлением для дальнейших исследований.


Библиографическая ссылка

Заскалькин Е.Б., Стрельцов Р.В., Иванов В.С., Мельников Е.И. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30147 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674