Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РФ

Макушева Ж.Н. 1
1 ФГБОУ ВО "Тихоокеанский государственный медицинский университет" Минздрава России, кафедра иностранных языков
В статье описаны современные аспекты патриотического воспитания обучающихся в медицинском университете. Изучаютсяработы, опубликованные в научных журналах ВАК, сборниках научно-практических конференций и в иных периодических изданиях. Рассматриваются исследования патриотического воспитания обучающихся в восьми российских медицинских вузах. Анализируются пять направлений патриотического воспитания будущего врача: научностьпатриотического воспитания обучающихся; многообразие форм, методов и средств; военно-патриотическое-воспитание; развитие волонтерского движения среди обучающихся медицинского вуза; информационное обеспечение патриотического воспитания обучающихся. В статье приведен анализ взглядов исследователей на основе обзора литературы, посвященной актуальным проблемам формирования чувства и идеалов патриотизма обучающихся российских медицинских вузов. Обосновывается мысль о том, что в процессе воспитания у будущего специалиста формируются такие особенности человека и правила поведения, которыми обладают истинные граждане России. На основе изучения вышеуказанных работ установлено, что формирование в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, есть цель патриотического воспитания. Предлагается дальнейшее исследование данной проблемы в силу ее малоизученности.
патриотическое воспитание
современные аспекты
научно-исследовательское сопровождение
формы и методы работы
военно-патриотическое воспитание
волонтерское движение
информационное обеспечение
обучающийся медицинского университета
1. Борисенко Н.А., Харьков Е.И., Филимонова Л.А., Згура Ю.А. Пути духовного и патриотического воспитания студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней и терапии КрасГМУ // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярск: Издательство КрасГМУ, 2015. 595 с.
2. Белова Т.А., Брицкая А.Л., Непша И.В., Сивирина О.А., Швин М.В. Патриотическое воспитание современной молодежи в медицинском вузе: на примере Омского государственного медицинского университета // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-2. С. 309-313.
3. Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62465 (дата обращения: 08.08.2020).
4. Болотова М.И. Веб-квест как технология воспитания // Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском вузе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ: материалы Межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. Уфа: Издательство ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. С. 58-59.
5. Тарасова Л.В. Волонтерская деятельность как эффективное средство патриотического воспитания в Кировском государственном медицинском университете // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 87-94.
6. Копысова Л.А. Воспитательная среда вуза как фактор развития профессионально важных качеств и мотивации к профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 37-46.
7. Кузнецова Е.В. Важность патриотического воспитания студенческой молодежи // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 55-59.
8. Ситникова Е.И. О необходимости патриотического воспитания в медицинском вузе // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 73-76.
9. Шишкина Е.С., Пономарева Г.Л. Патриотическое воспитание студентов медицинского вуза как основа личности врача. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42565142_44316842.pdf (дата обращения:08.08.2020).
10. Степанов К.С. Патриотическое воспитание – национальная идея // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 77-83.
11. Филимонова О.Г. Патриотическое воспитание в вузе на основе поэзии вятских авторов // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 100-105.
12. Гуляева С.Ф., Тихонова Н.В. Роль ветеранской организации в воспитательной работе студенческой молодежи и формировании гражданско-патриотической позиции будущего врача // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 14-17.
13. Поярков Ю.А., Новопашина Ю.А. Особенности патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития общества в России // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 59-62.
14. Короткова О.Л., Медведицына О.С. Использование ресурсов СНО и часов куратора для патриотического воспитания студентов // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 46-49.
15. Сахарова Л.Г. Воспитание культуры межнационального общения у студентов медицинского вуза (по материалам социологического опроса студентов Кировского государственного медицинского университета Минздрава России в 2015–2017 годах) // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 68-72.
16. Старкова Е.В. Комплексный подход в формировании патриотизма в студенческой среде // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 84-87.
17. Гребенюк А.Н., Старков А.В., Гедерим В.В., Старовойт А.В., Савельев В.А., Сотников В.В. Военно-патриотическое воспитание студентов – важный элемент в работе кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф // Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 3-4 июня 2019 г.). СПб.: Издательство ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, 2019. С. 75-78.
18. Гринько Е.Н., Омельченко А.С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1. С. 84-88. DOI: 10.17238/PmJ1609-1175.2019.1.84-88.
19. Чистяков М.В., Исаенко Т.П., Горюшкин Е.И. Патриотическое воспитание студентов Курского государственного медицинского университета в контексте федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51). Т. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-kurskogo-gosudarstvenonogo-meditsinskogo-universiteta-v-kontekste-federalnoy-programmy/viewer (дата обращения: 08.08.2020).
20. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (дата обращения:08.08.2020).
21. Зыкова А.А. Волонтерская деятельность как фактор развития патриотизма в студенческой среде// Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание – приоритетное направление воспитательной работы в вузах: сборник статей IV Межвузовской научно-практической конференции (г. Киров, 4-8 декабря 2017 г.). Киров: Научное издательство ВятГУ, 2018. С. 23-27.
22. Блохин В.Н. Патриотическое воспитание учащихся в условиях вуза // Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей. М: Полиграф сервис, 2018. С. 146-149.
23. Грибкова О.В., Манахова В.В. Патриотическое воспитание как главный аспект формирования морально-нравственного здорового общества: цель и задачи патриотического воспитания студентов вуза // Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей. М: Полиграф сервис, 2018. С. 175-181.
24. Кретова Т.В. Практические аспекты патриотического воспитания в системе образования // Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей. М: Полиграф сервис, 2018. С. 217-219.
25. Кужель М.В. Роль образовательной организации в реализации патриотического воспитания // Патриотическое воспитание: от слов к делу: сборник статей. М: Полиграф сервис, 2018. С. 219-225.

Изучены и проанализированы публикации по отдельным аспектам патриотического воспитания обучающихся именно медицинских вузов.

Исследование, проведенное в 2015 г.[1],показало, что «… рамками своей профессиональной деятельности врач не может быть ограничен; ему необходимы высокие моральные и нравственные качества, высокая культура, знания вопросов этики и деонтологии, широкий кругозор, что формирует личность врача» [1, с. 429].

В исследованиях, проведенных в 2016 г.[2, 3], особое внимание уделено развитию волонтерских инициатив и учебно-выездным мероприятиям [3], а также выявлено, что дисциплина «История Отечества» «…способствует формированию не только взаимоуважения и трудолюбия, но и гражданственности, патриотизма, а также формированию национального и профессиональногосамосознания, чувства гордости и причастности к прошлому и настоящему нашей великой страны» [2, с. 309].

Исследование, проведенноев 2017 г.[4], показало, что квест-технология призвана повышать знания по предмету и «… способствовать моральному становлению личности, ее нравственному развитию, то есть решать как обучающие, так и воспитательные задачи» [4, с. 59].

В исследованиях, проведенных в 2017–2018 гг., особое внимание уделено вопросам развития мотивации к профессиональной деятельности через организацию внеаудиторной работы с обучающимися, в частности волонтерство [5-7]; дается ответ на вопрос: уместен ли патриотизм в XXI в.? [8-10]; рассматривается культурно-патриотическое воспитание [11]; представлена роль ветеранской организации вуза в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи [12, 13]; реализуется патриотическое воспитание через научно-исследовательскую деятельность [14-16].

В исследованиях, проведенных в 2019 г. [17-19], подчеркивается, что военно-патриотическое воспитание студентов – важный элемент в работе кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф [17]; описываются многогранная деятельность преподавателей вуза, направленная на воспитание у обучающихся социальных, нравственных и патриотических качеств, опыт и формы педагогической работы по воспитанию патриотизма [19]; рассматривается роль наставников в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза и предлагается структура компонентов в деятельности будущего врача, посредством которых преподаватель-наставник может влиять на культуру личности студента-медика [18].

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”» [20]патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины[20].

Данных о наличии единого исследования, описывающего целостное изучение патриотического воспитания обучающихся в медицинских вузах, в доступной нам отечественной литературе не обнаружено. В связи с этим актуальным представляется изучить и проанализировать последовательность применения форм и методов работы по патриотическому воспитанию обучающихся медицинского университета, которое необходимо для выполнения внеурочнойдеятельности в университете на благо общества [21, 22, 23]; «… становления личности будущего врача, наряду спрофессиональными навыками …»[1, с. 428],чтобы вовлекать в коллективные мероприятия обучающихся [24, 25] и«… прививать глубокие нравственные иморальные качества, формировать человека с высокой внутренней культурой, сознанием вопросов этики и деонтологии, со стремлением к самовоспитанию ипрофессиональному росту»[1, с. 428].

Объектом исследованияявляется патриотическое воспитание обучающихся в медицинском университете.

Предмет исследованиясоставляют современные аспекты патриотического воспитанияобучающихся в медицинском университете.

Цель исследования:изучить, проанализировать и описать современные аспекты патриотического воспитанияобучающихся в медицинском университетена материале исследований, проводимых в медицинских вузах РФ.

Гипотеза исследования: предполагается, что полученная информация, направленная на определение современных аспектов патриотического воспитанияобучающихся в медицинском университете, необходима для решения задач профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования

Было изучено 19 научных статей, опубликованных в отечественных источниках, общим объемом 99страниц. 12 источников представляли исследования, проводимые в Кировском государственном медицинском университете, а каждый из остальных7 источников описывал исследование в отдельно заявленном вузе.

Первоначально научные статьи были разделены на 3 группы: 1-я группа – работы, опубликованные в научных журналах ВАК; 2-я группа – работы, опубликованныев сборниках научно-практических конференцийи 3-я группа – работы, опубликованные в иных периодических изданиях.

После тщательногоизучениянаучных статей были внесены изменения в вышеуказанное деление на группы. Научные работы были разделены на 5 групп; за основу были взяты основные задачи процесса патриотического воспитания обучающихся в медицинском вузе, включающие 5 блоков [19]. 1-я группа – 2 работы[2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК,и 3 работы [14, 15, 16], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, которые описывают научное сопровождение патриотического воспитания обучающихся в вузе. 2-я группа – 2 работы[18, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, и 3 работы[1, 6, 8], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, описывающие формы и методы работы по патриотическому воспитанию обучающихся в вузе. 3-я группа – 2 работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, 3 работы[8, 12, 17], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, и 1 работа[3], опубликованная в ином периодическом издании, описывающие военно-патриотическое воспитание обучающихся в вузе. 4-я группа – 1 работа [19], опубликованная в научном журнале ВАК, 3 работы[5, 6, 7], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, и 2 работы[3, 9], опубликованные в иных периодических изданиях, описывающие специфику волонтерского движения в системе патриотического воспитания в вузе. 5-я группа –2 работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, 3 работы [1, 4, 13], опубликованные в сборниках научно-практических конференций, и 2 работы [3, 9], опубликованные в иных периодических изданиях, описывающие информационное обеспечение патриотического воспитания в вузе. Поскольку данное деление на группы подразумевает широту описываемой проблемы, то возможно дублирование одной и той же работы в нескольких группах.

В каждой группе исследуемые работы тщательно анализировались и описывались.

Результаты исследования и их обсуждение

По данным 5источников 1-й группы рассматривается научно-исследовательскаядеятельность в Курском государственном медицинском университете [19]и Омском государственном медицинском университете [2]. Основное внимание в работе [19] автор акцентирует на деятельностиСовета молодых ученых[19], где основные направления –координация деятельности молодых ученых [14, 15, 16] и повышение интереса к научной деятельности в молодежной среде [19] – отражены в работе Регионального форума студенческих научных обществ, молодых ученых и специалистов «Молодежь. Наука. Инновации» [19], на котором обучающиеся создают видео патриотического содержания, выступают с докладами, публикуют статьи в сборнике «Патриотизм – основа стабильного развития» [19]. В статье [2] «…студенты, вовлекаясь в неформальный разговор на исторические темы…» [2, с. 311] обсуждают «…наиболее спорные и загадочные страницы отечественной истории, … пропускают через себя трагические события в жизни своей Родины» [2, с. 311].В 5научных статьяхобосновывается идея о том, что студенческие научные общества являются эффективными для успешного решения задач патриотического воспитания, таких как знание и уважение истории основателей научных школ [2], изучение и разработка исследовательских проектов, формирование профессиональных умений и навыков [19], а это и есть «первые шаги на пути к воспитанию чувства патриотизма, долга перед семьей и Отечеством» [2, с. 311].

В 5 научных статьях 2-й группы затрагивается тема – роль куратора в воспитательно-патриотической работе обучающихся – на примере исследований, проводимых в Курском государственном медицинском университете[19], Кировском государственном медицинском университете [6, 8], Тихоокеанском государственном медицинском университете [18], Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [1]. В данной теме прослеживается, что куратор – наставник, друг, помощник обучающегося [18, 19], а важной формой работы куратора по патриотическому воспитанию является тематический кураторский час[8] («на кураторском часе “Уроки мужества” выступают с докладами поисковики Кировского государственного медицинского университета» [8, с. 75]). Необходимо отметить, что большую помощь в работе куратора оказывают Совет кураторов[6], позволяющий куратору оперативно решать возникающие у обучающихся проблемы («…встречи с писателями-земляками, постановка социальных спектаклей, проведение тематических фестивалей “Студенческая весна”, фестивалей национальных культур, фольклорных праздников, …соревнования по различным видам спорта» [6, с. 44]) и Институт кураторства [19] (посещение музеев, проведение круглых столов, уроков мужества, творческихвечеров, различных музыкальных и поэтических фестивалей патриотической направленности; участие в государственных праздниках [19]), а это необходимо для улучшения всей воспитательной работы [19].В одной из работ, опубликованной в научном журнале ВАК,автор предлагает трехуровневую модель наставничества [18]. Здесь дается сравнение: тьютор – куратор – наставник [18]. По мнению автора, цель тьюторской деятельности заключается в «повышении адаптации студентов младших курсов к студенческой среде вуза» [18, с. 87]; одной из важных задач куратора является «развитие у студентов навыков самостоятельной работы и при необходимости их своевременная коррекция» [18, с. 87], а также «помощь в формировании общекультурных компетенций» [18, с. 87]; в свою очередь наставник должен помочь обучающемуся «погрузиться в профессию в соответствии с выбранной специализацией, в формировании личных и профессиональных компетенций, раскрыть личностный потенциал» [18, с. 88], примеромтому могут послужить индивидуальные и групповые беседы с обучающимися[1], где «легче выявляются особенности каждого, положительные стороны его характера, а в некоторых случаях отрицательные, что позволяет целенаправленно проводить с ними дальнейшую работу» [1, с. 429].

В 6 научных публикациях 3-й группы выделяются и описываются характерные особенности военно-патриотического воспитания обучающихся на примере исследований, проводимых вПервом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени И.П. Павлова[17], Курском государственном медицинском университете[19], Омском государственном медицинском университете [2], Ростовском государственном медицинском университете[3] и Кировском государственном медицинском университете [8, 12]. В указанных исследованиях значительное внимание уделяется работе военно-патриотических клубов и поисковых отрядов «Русичи», «Долг Родины», «Память» [19], так как, по мнению автора, мероприятие активизирует интерес к изучению истории России и формирует чувство уважения к прошлому нашей страны [19].В научной работе [2] обобщается практический опыт ежегодного фестиваля военно-патриотической песни, проводимого в Омском государственном медицинском университете; такое мероприятие решает «…важные задачи по поддержанию патриотических настроений, гордости за свою историю, за своих дедов и прадедов среди студентов» [2, с. 311].«Плодородной почвой» для формирования патриотизма обучающихся в Ростовском государственном медицинском университете, как считает автор, является их творческая деятельность [3], поскольку творчество выступает связующей частью между главными направлениями будущей профессиональной деятельности обучающихся и удобным случаем проявить свои профессиональные данные в процессе организации и проведения разнообразных социокультурных мероприятий [3]. В качестве примера автор описываетработу военно-патриотического клуба, который проводит занятия по военной подготовке, экскурсии по местам воинской славы, встречи с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, а такжес ветеранами боевых действий РФ[3]. В работах [8,12] детально описывается «амплуа»той или иной ветеранской организации в воспитательной работе смолодежью и формировании гражданско-патриотической позиции будущего специалиста [8, 12], а именно сотрудничество ветеранской организации Кировского государственного медицинского университета с общественными объединениями и кафедрами вуза [12]; чествование ветеранов труда, Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников [8, 12]; изучение удовлетворенности ветеранов доступностью медицинской помощи в Кировской области [12]; создание информационного пространства для интеграции ветеранов и обучающихся (программы «Секреты активного долголетия», «Здоровый образ жизни в студенческой среде») [12]; ветеранская организация как соучастник спортивных мероприятий в университете [12]. Как считают авторы, воспитательно-патриотическая деятельность развивает: «активную гражданско-патриотическую позицию студента, расширяет круг его общения, формирует лидерские качества и часто является первичным стимулом для дальнейшей реализации в профессиональной и общественной деятельности» [12, с. 15];«… учит любить свою страну не только в дни побед, но и в моменты потерь и поражений» [8, с. 74]. В работе кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф [17] в плане военно-патриотического воспитания обучающихся выделяют такие векторы задач, как: «уважение к ветеранам» [17, с. 76]; «борьба с попытками искажения исторических событий и попытками переписать историю» [17, с. 76]; «способность противостоять современным вызовам и угрозам»[17, с. 76]. Для выполнения вышеуказанных задач планируются и проводятся различные мероприятия военно-патриотической направленности, позволяющие «подготовить студентов к выполнению гражданского долга по защите нашей Родины» [17, с. 77] – на практических занятиях вводятся темы по основам военной службы, военной организации государства, национальной безопасности; преподаются основы военной службы обучающимся медицинского колледжа, входящего в состав университета [17].

В качестве исследовательской задачи 6научных работ 4-й группы авторами была определена попытка оценить волонтерскую деятельность как эффективное средство патриотического воспитания в Курском государственном медицинском университете [19], Ростовском государственном медицинском университете [3],Кировском государственном медицинском университете. В своих работахавторы описывают следующие направления добровольческой деятельности: социальное волонтерство (помощь одиноким ветеранам, пожилым людям, детям – «Поможем детям», «Подари детям радость», «Равный равному» [5], «Ветеран живет рядом» [5, 6, 7]); спортивное волонтерство («Готов к труду и обороне», Лыжня России 2019» [19], «Кубок Победы», «Кубок наций» [6]); культурное волонтерство («Патриот – интерес или призвание» [19], «Песни Великой Победы» [6]);экологическое волонтерство (акции, субботники, просветительская работа[5]);донорство («Дорога AB0» [5, 6]); событийное волонтерство (форумы, фестивали, городские проекты [5],«День города» [19], «Студенческая весна» [6]); корпоративное волонтерство (парады, фестивали, шествия [5], «Бессмертный полк» [9, 19]); медиаволонтерство (волонтерские центры, благотворительные фонды – добровольческий центр «Благодарю» [5, 6]); медицинское волонтерство (помощь медицинскому персоналу в лечебных учреждениях, санитарно-профилактическое просвещение – «Сфера молодежи», «Мир без границ» [5], «Волонтеры Гиппократа» [5, 6], «Здоровая улыбка», «Стоматологи – детям», «Теплый дом», «Школа здорового сердца», «Двуликая энергия», «Жить», «Рука помощи» [6], «Молодежь против наркотиков», «Мы выбираем жизнь», «Молодые медики Дона» [3]).

В 7 научных статьях 5-й группы дан анализ научных исследований, проводимых в Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [1], Курском государственном медицинском университете [19], Омском государственном медицинском университете [2], Ростовском государственном медицинском университете [3], Кировском государственном медицинском университете [9, 13] и Оренбургском государственном медицинском университете [4].В статьях излагаются взгляды на то, что необходимыми условиями в информационном сопровождении мероприятий патриотического содержания выступают тематические выставки в библиотеке вуза [1, 19]; выпуски студенческой газеты «Вернике и Брока» [19], «Медик» [1]; использование интернет-сайта университета [19]; студенческое телевидение «Мед-ТВ» [19]; посещение музея (краеведческого музея [3, 9, 13],Музея истории русского быта [2], зоологического музея[9]) и проведение просветительских лекций-экскурсий «Пешком по Вятке» [9]. Здесь обосновывается мысль о том, что посещение музеев, тематических выставок воспитывает в обучающихся «веротерпимость, лояльность к представителям различных национальностей своей Родины, а значит, и любовь к ней» [2, с. 311].Данная группа исследуемых статей дополняется также рассмотрением веб-квеста как технологии патриотического воспитания обучающихся на примере веб-квеста «Оренбуржье в событиях и лицах» [4]. Цель и задачи данной технологии, по описанию автора, направлены на «создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив» [4, с. 59].

В настоящее время обучающиеся медицинских вузов принимают активное участие в таких формах воспитательно-патриотической деятельности, как волонтерское движение, поисковые отряды, спортивные мероприятия, конкурсы, вечера памяти, заседания философских, психологических, исторических клубов, научные конференции, посещение библиотек и музеев. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос отом, какая формавоспитательно-патриотической деятельности является первостепенной.

Особый интерес в изучении исследований 1-й группы (включающейработы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК,и работы [14, 15, 16] – в сборниках научно-практических конференций) представляет работа [19], описывающая пять задач процесса патриотического воспитания: 1) развитие научного сопровождения системы патриотического воспитания; 2)совершенствование и развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию; 3)развитие военно-патриотического воспитания; 4)создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания; 5)информационное обеспечение патриотического воспитания – создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации[19].В нашей статье вкачестве ключевого доказательства (комплекс видов воспитательно-патриотической деятельности, описанных в исследованиях, есть реализация 5 задач процесса патриотического воспитания)используется деление на 5 групп исследуемых научных работ.

Предложенные разными авторами описания исследований 2-й группы (включающей работы [18, 19], опубликованные в научных журналах ВАК,работы [1, 6, 8] – в сборниках научно-практических конференций) предполагают анализ форм и методов работы по патриотическому воспитанию, а именно анализ нескольких характеристик в процессе патриотического воспитания: тьюторство [18]– кураторство [6, 8, 19]– наставничество[1, 18]. Вышеуказанные характеристики рассматриваются как трехуровневая модель системы наставничества [18], где основу данной модели составляет «…переход от естественно-научной к гуманистической парадигме» [18, с. 87], главным в которой является «…обеспечение высокой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, приобретение прочности и глубины профессиональных знаний, развитие коммуникативных умений и навыков, что …развивает командный дух, взаимоуважение и свободу самовыражения» [18, с. 88].

Выявленные в ходе исследования научных статей 3-й группы (работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, работы [8, 12, 17] – в сборниках научно-практических конференций и работа [3] – в ином периодическом издании) особенности военно-патриотического воспитания показывают, что ветеранская организация играет системообразующую роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся и обеспечивает возможность «… интеграции старших поколений и студентов в период перехода к открытому обществу и адекватному информационному взаимодействию при профессиональном становлении будущего врача …» [12, с. 14].

Результаты исследования научных статей 4-й группы (работа [19], опубликованная в научном журнале ВАК, работы [5, 6, 7] – в сборниках научно-практических конференций и работы [3,9] – в иных периодических изданиях) показывают, что рассматриваемые различные направления волонтерской деятельностиспособствуют: формированию мировоззрения обучающихся и получению опыта работы по избранной специальности [3]; увеличению «…возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных, социальных и общекультурных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности» [5, с. 93].

По мнению исследователей (работы [2, 19], опубликованные в научных журналах ВАК, работы [1, 4, 13] – в сборниках научно-практических конференций и работы [3, 9] – в иных периодических изданиях (5-я группа)), именно информационное обеспечение патриотического воспитания обучающихся призвано«… не только улучшить восприятие учебного материала, стимулировать умственное развитие» [4, с. 59] и представляет возможность для самореализации, социализации, демонстрации значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств [19].

Выводы. На основеизученных работ, опубликованныхв 2015–2019 гг. в источниках разных уровней (ВАК, РИНЦ, elibrary), и рассмотренных исследований патриотического воспитания обучающихся в восьми российских медицинских вузах проанализированы пять направлений патриотического воспитания будущего врача. Разработанная нами классификация исследуемых направлений патриотического воспитания обучающихся медицинских вузов может как интегрировать, так и дифференцировать данную сферу деятельности субъектов и тем самым способствовать решению поставленных целей и задач в практическом плане. Однако данная проблема изучена не полностью и требует дальнейших исследований.


Библиографическая ссылка

Макушева Ж.Н. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30138 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074