Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серых Л.В. 1 Кондаков В.Л. 2 Волошина Л.Н. 2
1 Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» (ОГАОУ ДПО «БелИРО»)
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Актуальность разработки алгоритма конструирования и реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности вызвана требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет на этапе завершения дошкольного образования наличие у ребенка умения следовать социальным нормам и правилам, способности к волевым усилиям, взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Современные исследования показывают, что 57% детей дошкольного возраста испытывают затруднения в организации двигательно-игровой деятельности (при обсуждении игровых правил и действий, понимании эмоций сверстников, разновозрастном взаимодействии в двигательно-игровой деятельности). В статье представлены цели, задачи, принципы, структура и содержание педагогической технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности. С целью представления данной технологии как динамической системы раскрыты четыре ее базовых компонента: концептуальный, процессуальный, управляющий и координирующий. Поскольку содержание базируется на комплексе игр, проблемных ситуаций, обеспечении форм разновозрастного взаимодействия и взаимоотношения; интеграции детских видов деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной), использование данной технологии в практике детского сада возможно без изменения содержания образовательной программы и жизненного уклада дошкольной организации. Апробация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности в дошкольных образовательных организациях позитивно отразилась на сплочении детского коллектива, при развитии навыков разновозрастного взаимодействия.
педагогическая технология
конструирование педагогической технологии
социализация дошкольников
физическое развитие дошкольников
результативность технологии
1. Волошина Л.Н., Горелов А.А., Румба О.Г. К проблеме социализации-индивидуализации растущего человека в двигательной деятельности // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 19-20 нояб. 2015 г.) / Отв. ред. Ю.А. Зубок. Воронеж; Белгород, 2015. С. 330-334.
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010. С 130-138.
3. Колидзей Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2006. 459 с.
4. Tafuri D., Perrotta F., D'Andria A. Development of cognitive, creative and relational skills in the child through the game. Acta Medica Mediterranea. 2019. V. 35(6). Р. 2993-2997.
5. Cools W., De Martelae K., Samae C., Andrie C. Fundamental movement skill performance of preschool children in relation to family context. Journal of Sports Sciences. 2011. V. 29(7). Р. 649-660.
6. Sopa S.I., Pomohaci M. Socialization through Sport, Effects of Team Sports on Students at Primary Level. 2015. DOI: 10.13140/RG.2.1.1120.0085.
7. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. Белгород: ЛитКараВан, 2013. 454 с.

В связи с ориентацией дошкольного образования на социально-личностное развитие ребенка становится актуальным поиск способов, обеспечивающих позитивную социализацию. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет наличие у ребенка умения следовать социальным нормам и правилам, способности к волевым усилиям, взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Следовательно, к концу дошкольного возраста должны быть сформированы такие сложные и системные образования, как произвольность и способность к самореализации. В современных психолого-педагогических исследованиях В.Н. Бутенко (2007), Е.А. Кудрявцевой (2014), М.С. Леонтьевой (2013), И.А. Липчанской (2003), Т.Л. Пасальской (2011), А.В. Третьяк (2006) отмечается наличие проблем у дошкольников, связанных с осмыслением и практическим применением норм и правил общественного поведения, освоением опыта межличностного взаимодействия. Как показали наши исследования, у 57% детей дошкольного возраста было отмечено преобладание недостаточного уровня развития межличностных отношений [1, с. 330]. Они испытывают затруднения в организации совместной деятельности, не могут согласовывать свои действия с другими дошкольниками в процессе игры, не включаются в диалог по обсуждению результатов игры.

В поиске эффективных, качественных изменений в формировании личности растущего человека мы все чаще обращаемся к технологическому подходу. При этом возникает проблема: как обеспечить адекватные для дошкольного возраста условия социализации, развития активности, самостоятельности, саморегуляции, не прибегая к пересмотру содержания образовательных программ, трансформации образовательного процесса.

Мы полагаем, что в процессе социализации растущего человека не в полной мере реализованы возможности двигательно-игровой деятельности детей [1, с. 330]. Следует отметить, что наиболее существенные приобретения ребенка в области социального опыта в период дошкольного детства связаны именно с двигательно-игровой деятельностью. В психолого-педагогической науке установлено, что социальное содержание окружающего мира, которое осваивается ребенком в виде норм, правил, требований, внутренне переосмысливается им и проявляется в самовыражении, самоотношении, переживании индивидуальной значимости.

Двигательно-игровая деятельность пронизывает организацию жизни детей в дошкольной организации и семье, является ведущим видом деятельности, создает предпосылки для позитивной социализации дошкольников, обеспечивает формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств. Осваивая двигательно-игровую деятельность, дошкольники знакомятся с другими детьми, входят в контакт с ними, учатся строить свое общение с учетом игровой ситуации, проявлять заботу по отношению к сверстникам и младшим дошкольникам и т.д. Все это становится стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной, социальной и других сфер личности.

Л.И. Лубышева (2010) и Э.А. Колидзей (2006) отмечают следующие социальные функции двигательной деятельности: преобразовательную, социализирующую, познавательную, нормативную, коммуникативную, защитную, индивидуализирующую [2, 3], что еще раз подтверждает актуальность исследования на социально-педагогическом и научно-теоретическом уровнях, необходимость поиска педагогических возможностей позитивной социализации дошкольников с применением новых технологий.

Цели нашего исследования – разработка алгоритма конструирования и реализации педагогической технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности, анализ и оценка ее преимуществ.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось с учетом современных научных подходов, тенденций социально-личностного развития ребенка в системе дошкольного образования. При изучении процесса социализации личности, поиске необходимых условий создания технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности мы ориентировались на труды выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, и др.; работы Б.Г. Ананьева, Д.И. Фельдштейна, С.И. Гессена, У. Джеймса, Т. Парсонса и А.В. Петровского об условиях, факторах, средствах, влияющих на успешность процессов социализации и адаптации в дошкольном возрасте. При разработке проблемы мы обращались к исследованиям о своеобразии игровых взаимоотношений (Э. Берн, Ж. Пиаже).

Игра является одним из первых и основных занятий, с помощью которых ребенок развивает базовые знания. Через игру ребенок учится двигаться, игра стимулирует его когнитивные и творческие способности. D. Tafuri, F. Perrotta, A., D'Andria (2019) провели анализ структуры игровой деятельности, связанной с двигательной активностью, отметили, что она позволяет реализовать дидактически-воспитательные принципы и правильное психофизическое развитие ребенка [4].

Учитывая высокую восприимчивость детей к воздействиям социальной среды, W. Cools, K. De Martelaer, C. Samaey, C. Andries (2011) выявили низкий уровень двигательной активности среди детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, доказали также связь между физической активностью и развитием жизненно необходимых двигательных навыков [5].

Развитие и социальную интеграцию ребенка в современное общество изучали S.I. Sopa, M. Pomohaci (2015). Они доказали важность командных игр и социализации через спорт для детей [6].

Структура и содержание технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности формировались путем длительных теоретико-экспериментальных исследований на базе дошкольных учреждений Белгородчины. При ее разработке мы ориентировались на описание, анализ и экспертизу современных образовательных и педагогических технологий. Это позволило представить технологию как динамическую систему. Для получения сфокусированного результата социализации дошкольников в двигательной деятельности были обеспечены взаимосвязь, взаимодействие, взаимосодействие базовых компонентов технологии, а именно: концептуального компонента, содержащего цель, задачи и принципы социализации дошкольников; процессуального компонента, раскрывающего системные механизмы интеграции двигательной и игровой деятельности в процессе социализации; управляющего компонента, обеспечивающего управление процессом социализации в двигательно-игровой деятельности; координирующего компонента, определяющего соответствие цели ее конечному результату и дифференцирующего направленность средств и методов на следующем витке ее функционирования [7].

Инновационность исследования заключается в разработке и обосновании технологии социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности. Ее содержание базируется на комплексе игр, проблемных ситуаций; обеспечении форм разновозрастного взаимодействия и взаимоотношения; интеграции детских видов деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной).

Таким образом, ниже представлено описание технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности как динамической системы.

1. Название технологии. Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

2. Целевые ориентации технологии определяются направленным педагогическим воздействием на процессы социальной интеграции и адаптации дошкольников к изменяющимся условиям существования, развития у них способности к саморегуляции.

Основными целями технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности являются формирование социальных ценностей, создание условий, обеспечивающих успешную адаптацию и самореализацию ребенка в двигательно-игровой деятельности, повышение самостоятельности и активности детей.

Успешность достижения цели определяется пошаговым решением следующих основных задач:

  • сплочение коллектива дошкольников и развитие коммуникативных способностей через двигательно-игровую деятельность;
  • обогащение представления детей о социокультурных ценностях и традициях в двигательно-игровой деятельности и при разновозрастном взаимодействии;
  • расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы разновозрастной совместной деятельности со взрослыми, младшими и старшими детьми, друг с другом;
  • развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению социально-коммуникативных задач.

3. Концептуальная основа технологии. Концептуальную основу технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности составляют идея социально-личностного развития, аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный подходы.

Основными педагогическими принципами данной технологии являются:

  • принцип сознательности и активности, который нацеливает на формирование у дошкольников устойчивого интереса к занятиям;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип оздоровительной направленности – решает задачи укрепления здоровья;
  • принцип активности – предполагает развитие у детей самостоятельности, инициативы и творчества в соответствии с возрастными возможностями;
  • принцип систематичности – обеспечивает регулярность, планомерность, непрерывность процессов социализации;
  • принцип постепенности – направлен на включение вариативных изменений в стереотипы двигательно-игровой деятельности и предполагает преемственность трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, исполнительского, творческого;
  • принцип доступности и индивидуализации – предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей в технологии социализации;
  • принцип непрерывности – выражает закономерности построения процесса социализации на разных возрастных ступенях.

Реализация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности предполагает применение:

– методов стимулирования, побуждения ребенка к определенному поведению через удовлетворение его потребностей и интересов в движении, игре и коммуникации;

– методов развития поведенческой сферы (организации деятельности и формирования опыта поведения: выполнение упражнений в игровой форме, использование драматизации, поручений, соревнований);

– методов педагогической поддержки (показ образцов, примеров, создание ситуации успеха);

– методов формирования эмоционально-волевой сферы (требование выполнения правил, эмоциональное воздействие, коллективное мнение, доверие).

4. Содержание образовательного процесса. Основу содержания нашей технологии составляют игровые программы «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!» и технологии их реализации. Для решения задач социализации в содержание игровых занятий и действий детей на прогулках включены: коммуникативные минуты, проблемные ситуации, алгоритм игрового взаимодействия (в парах, тройках, мини-командах), разновозрастное взаимодействие на прогулках.

5. Процессуальная характеристика. Технология реализуется в образовательной деятельности, режимных моментах, на прогулках, разновозрастном взаимодействии через алгоритм организации детского взаимодействия, посредством подготовки педагогических кадров к работе в инновационном режиме, использования педагогической диагностики.

6. Учебно-методическое обеспечение представлено авторскими программами «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!» и технологиями их реализации.

7. Оборудование представлено в авторских программах «Выходи играть во двор», «Играйте на здоровье!».

Технология прошла апробацию на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56 “Солнышко”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78 “Гномик”» (г. Белгород), МДОУ «Детский сад № 4 “Калинка” комбинированного вида», МДОУ «ЦРР д/с № 8 “Золотая рыбка”», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» (г. Валуйки Белгородской области);   МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35 “Родничок”», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 “Веселинка”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 “Светлячок”», МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 “Колокольчик”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 “Журавушка”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 “Ромашка”», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 “Ягодка”» (г. Губкин Белгородской области).

Инновационная технология, по мнению 96,6% педагогов, участвовавших в ее апробации (всего 112 человек), способствовала позитивной социализации, формированию социальных ценностей, социальной интеграции и адаптации дошкольников. Педагогические наблюдения, предметом которых стала двигательно-игровая деятельность, показали, что за период апробации с сентября 2019 г. по январь 2020 г. достоверно (p<0,05 по критерию Манна–Уитни) возросла способность детей контролировать свои непосредственные побуждения, управлять своим поведением в коллективе, действовать по правилам. Апробация технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности позитивно отразилась на сплочении детского коллектива, развитии навыков разновозрастного взаимодействия. Наблюдалось значительное снижение (32%) недостаточного уровня развития способностей к общению и взаимодействию.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, полученные в процессе исследования, являются принципиально новым подходом в решении проблемы физического развития и воспитания детей дошкольного возраста и позволят эффективно по сравнению с традиционными подходами воздействовать на уровень социализации, физического и психического развития дошкольников.

Преимуществами разработанной нами технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности являются:

– разработка целостной системы социализации ребенка в двигательно-игровой деятельности без изменения содержания образовательных программ и жизненного уклада дошкольной организации;

– определение алгоритма конструирования технологии и ее реализация на основе трех взаимосвязанных уровней: ориентировочного, включающего наличие первоначальных представлений о содержании подвижных и спортивных игр, правилах и нормах взаимодействия, эмоционально-ценностное отношение к двигательно-игровой деятельности; исполнительского, в основе которого лежит владение способами игровых действий; творческого, направленного на проявление способности к общению и взаимодействию в двигательно-игровой деятельности; применение выработанных навыков в самостоятельной двигательной деятельности; умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в своем поведении;

– ее направленность на повышение интереса, активности, самостоятельности ребенка в освоении социального опыта с помощью педагогических средств, а именно: включение в занятия по физической культуре проблемно-поисковых ситуаций, игровых ритуалов, коммуникативных и рефлексивных минут;

– использование разновозрастного взаимообучения и взаимодействия в двигательно-игровой деятельности на прогулке, в специальных игровых упражнениях, направленных на развитие коллективного взаимодействия, обогащение социального опыта детей;

– организация игрового пространства взаимодействия: педагог – родители – дети, обеспечивающая рост самостоятельности и независимости действий ребенка от действий взрослого.

Заключение

Таким образом, реализация технологии социализации дошкольников способствовала:

– расширению возможности разновозрастного взаимодействия в двигательно-игровой деятельности;

– решению задач социально-коммуникативного развития дошкольников, овладения способами игровых действий;

– возникновению общего смыслового поля для сотрудничества, развитию способности подчиняться правилам игры, обсуждать процесс и результаты игры.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности».


Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Кондаков В.Л., Волошина Л.Н. АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30117 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074