Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Нечаева О.А. 1
1 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Статья посвящена использованию компетентностного подхода для результативной инновационной подготовки будущих педагогов в условиях развития электронной информационно-образовательной среды вуза. Цифровизация вузов является одной из важных задач современной высей школы, цель которой – подготовка педагогов-инноваторов к цифровой экономике будущего в соответствии с актуальными государственными стандартами запросами цифрового общества. Определено, что результативная подготовка будущих педагогов основана на изменении форм взаимодействия с обучающимися в ЭИОС: от авторитарных форм к партнерству и сотрудничеству. В исследовании приняли участие 49 студентов направления подготовки «Педагогическое образование». Результатом исследования стала разработка модели формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС в соответствии со ФГОС ВО. В основу данной модели положены компетентностный, личностно-ориентированный и средовый подходы, адекватные методы обучения, интерактивные технологии. По результатам опытно-экспериментальной работы получены средние показатели использования ресурсов ЭИОС для развития компетенций будущих педагогов. Основные результаты исследования могут служить основой для дальнейших разработок в области повышения эффективности обучения будущих педагогов различных профилей с учетом требований академических российских и международных стандартов, для совершенствования профессиональных компетенций педагогов в условиях развития электронной информационно-образовательной среды.
компетенция
компетентностный подход
цифровизация
электронная информационно-образовательная среда
инновации
педагогическое образование
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.08.2020).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 50362 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 01.08.2020).
3. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 01.08.2020).
4. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в образовании // Эйдос. 2014. № 4. С. 18-28.
5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С.117-137.
6. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
7. Атанасян С.Л. Формирование информационно образовательной среды педагогического вуза: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2009. 498 с.
8. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник БГУ. 2016. №4. С. 114-120.
9. Амачиев А.Ю. Опыт применения технологий интерактивного обучения на уроках обществознания [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://mognovse.ru/fiy-opit-primeneniya-tehnologij-interaktivnogo-obucheniya-na-u.html (дата обращения: 25.07.2020).
10. Смолянинова О.Г., Безызвестных Е.А. Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели обучения: опыт Сибирского федерального университета // Преподаватель ХХI век. 2017. №1-1. С. 135-148.
11. Мандрик П.А., Казаченок В.В. Технологии интерактивности в учебном процессе // Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии: материалы междунар. науч. конгресса 2013. [Электронный ресурс]. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/52253/1/36-40.pdf (дата обращения: 25.07.2020).

Задачей современной высшей школы является подготовка обучающихся к цифровой экономике будущего в условиях стремительного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Современное педагогическое образование основано на компетентностной парадигме. Компетентностный подход обеспечивает понимание востребованности и «жизнеспособности» полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Нормативно-правовая база, обеспечивающая компетентностный подход в подготовке будущих педагогов, представлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [2], Профессиональным стандартом педагога [3]. Ответом на вызовы к системе образования в информационном веке является опора на компетентностный подход [4, 5, 6], оказывающий существенное влияние на изменения содержания, методов, средств, форм и технологий образования.

Развитие компетентностного подхода способствовало тому, что профессиональное сообщество выделило (в том числе в различных профессиональных и академических стандартах) базовые компетентности (ключевые, универсальные) как наиболее интегрированные, которые способствуют достижению успехов в жизни, повышению качества общественных институтов, соответствуют различным сферам жизни.

Вслед за С.Л. Атанасяном под ЭИОС понимаем основанную на использовании компьютерной техники и средств ИКТ программно-телекоммуникационную среду, которая реализуется едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением, качественное информационное обеспечение различных участников образовательного процесса: студентов, педагогов, родителей, администрации вузов и общества [7, с. 23]. В данном исследовании особую значимость приобретает то, что компоненты и их взаимодействие в ЭИОС позволяют более результативно использовать компетентностный подход с учетом академических и профессиональных стандартов.

К данным компонентам ЭИОС относятся содержательно-методический, организационный, технологический, кадровый [8, с. 114]. В выполненном исследовании наибольшее значение уделено формам и способам организации и реализации обучения будущих педагогов-инноваторов в условиях ЭИОС на основе компетентностного подхода.

Цель исследования – проанализировать возможности ресурсов электронной информационно-образовательной среды для реализации компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов-инноваторов с учетом требований академических и профессиональных стандартов.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические (анализ научных и методических источников, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений, моделирование) и эмпирические методы исследования (сбор и накопление данных).

В настоящее время согласно роли обучающегося в процессе обучения выделяют следующие методы.

1. Пассивные методы. В данном случае обучающиеся выступают в качестве объекта обучения. Педагог преподносит материал, который ученикам необходимо усвоить и уметь воспроизвести. Основными методами являются лекция, чтение, опрос.

2. Активные методы. В отличие от пассивных методов, обучающиеся являются субъектом обучения: выполняют творческие задания, вступают в диалог с педагогом. Основными методами являются творческие задания, вопросы студента педагогу и педагога студенту.

3. Интерактивные методы. При использовании интерактивных методов и студенты, и педагог являются субъектами учебного процесса. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) [9, с. 3].

В предложенной модели мы не рассматриваем пассивные методы как основополагающие в формировании компетенций будущих педагогов. Далее остановимся на описании активных и интерактивных методов обучения будущих педагогов, результативно используемых в ЭИОС.

Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний, выполнению заданий в ЭИОС, направленных на формирование компетенций в соответствии с действующим ФГОС ВО. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т.п. При этом особое значение уделяется адекватным способам оценивания образовательных результатов, уровня развития компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС [10, с. 135].

В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение, интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимании и взаимопонимании [11, с. 250]. В процессе интерактивного обучения студенты взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство», способствует обеспечению необходимого уровня учебной мотивации и познавательной деятельности.

Необходимо определить, на основе каких методов и форм осуществляется активизация учебной мотивации и познавательной деятельности у будущих педагогов. Выбор того или иного метода и формы обучения педагогом высшей школы необходимо осуществлять исходя из целей и задач обучения тому или иному навыку и компетенций студентов. Так, для развития гносеологического и праксиологического компонентов познавательной деятельности студентов наиболее результативными будут интерактивная лекция, различные тестовые задания, практико-ориентированные онлайн-упражнения и др.

В свою очередь, для развития аксиологического компонента компетенций будущих педагогов наиболее результативными выступают комплексные методы, ориентированные на ценностные установки студентов. К таким методам мы относим проектные методы, различные исследовательские задания, кейс-метод, разные игровые методы. Одним из важных компонентов реализации указанных методов является осознанность студентами значимости профессиональной деятельности, сопровождающейся высоким уровнем эмоционального переживания.

В соответствии с выдвинутой целью и задачами опытно-экспериментальная работа включала в себя следующие этапы.

1-й этап – исследование особенностей реализации компетентностного подхода, подбор диагностических методик для экспериментального исследования, анализ методической литературы, проведение диагностики уровня развития компонентных составляющих деятельности студентов в соответствии с применяемыми методами и формами обучения с использованием ресурсов ЭИОС (подготовительный): 2 методики «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью Л.В. Мищенко», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), опросник А.А. Реана.

2-й этап – разработка авторского опросника для проведения исследования среди преподавателей, проведение опроса преподавателей для изучения практики применения преподавателями вуза наиболее результативных методов и форм обучения будущих педагогов с использованием компетентностного подхода в условиях ЭИОС.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе выполненного исследования определено, что существуют различные формулировки ЭИОС, раскрывающие ее сущность, содержание и значимость для реализации компетентностного подхода.

В рамках реализации исследования нами была разработана модель формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС. В основу данной модели положены компетентностный, личностно-ориентированный и средовый подходы, адекватные методы обучения, психолого-педагогические и коммуникативные технологии.

В соответствии с целями и задачами данной модели нами были выбраны наиболее значимые методы обучения, направленные на формирование компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС. Благодаря использованию ЭИОС стало возможным реализовать наиболее актуальные ее ресурсы (электронные обучающие курсы, электронное портфолио, вебинары, видеоконференции, MOOC и т.д.), индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, технологии индивидуально-ориентированного обучения по разделу/модулю/дисциплине, индивидуализацию процесса обучения, различные формы самостоятельного аудиторного и внеаудиторного обучения.

Далее представим результаты проведения диагностики развития компонентов учебной деятельности будущих педагогов в вузе по выбранным методикам. Результаты исследования удовлетворенности учебной деятельностью по методике «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень удовлетворенности студентов учебной деятельностью по методике «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности» (макс. 4 балла)

Из полученных данных следует, что более всего студенты удовлетворены выбранной профессией (2,8) и содержанием реализации образовательных программ (2,8). В целом средний уровень удовлетворенности респондентов учебной деятельностью равен 2,7 балла из 4 возможных. Это говорит о нахождении показателей в пределах нормы и подтверждает средний уровень развития гносеологического и праксиологического компонентов познавательной деятельности.

В целом можно отметить, что при подготовке студентов используются актуальные формы обучения с использованием ЭИОС, учтены индивидуальные и возрастные особенности студентов вуза. Кроме того, полученные результаты подтверждают результативность организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода в условиях ЭИОС.

Обратим внимание, что, несмотря на полученный результат в пределах нормы по уровню удовлетворенности респондентов учебной деятельностью, это может стать перспективным направлением для дальнейших исследований по активизации процесса использования результативных методов и форм деятельности будущих педагогов в условиях ЭИОС.

Результаты исследования по опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики студентов по опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана

В результате выполненного исследования мотивация успеха была выявлена у 67% будущих педагогов. Студенты отмечают, что, начиная работу, оптимистично надеются на успех. При возникновении сложностей и неудач, в ситуациях неопределенности они продолжают настойчиво двигаться к цели. Обучающиеся демонстрируют владение ценностно-смысловыми ориентациями, знаниями, умениями и способами познавательной деятельности, проявляют эмоционально-волевую регуляцию, что подтверждает средний уровень сформированности аксиологического компонента познавательной деятельности студентов вуза. Также респонденты данной группы планируют свое будущее, проектируют краткосрочные и долгосрочные цели.

На наш взгляд, главной задачей вуза является профессиональная подготовка студентов на фоне личностного развития с учетом формирования активизации учебной деятельности с использованием ресурсов ЭИОС. Полученный результат доминирования мотива на успешную деятельность будущих педагогов подтверждает то, что в студенческом возрасте наблюдается активность функции продуктивности познавательной деятельности.

Однако среди опрошенных будущих педагогов определены и те, которые боятся изменений. Соответственно, при использовании новых форм и методов активизации познавательной деятельности они проявляют недостаточно активную деятельность для получения высоких образовательных результатов в процессе обучения в вузе. Мотивацию боязни неудачи продемонстрировали 33% опрашиваемых. Данные студенты отмечают недостаток инициативности, стараются отказаться от ответственных заданий, новых методов и форм познавательной деятельности, связывают продуктивность своей деятельности и настойчивость в достижении цели с обязательным внешним контролем; чаще рискуют необдуманно. Это доказывает необходимость усилить деятельность по развитию учебной мотивации, а также более результативно использовать методы и формы активизации учебной деятельности в условиях ЭИОС.

Выводы. Определено, что в процессе подготовки будущих педагогов происходит изменение форм взаимодействия с обучающимися в ЭИОС: от авторитарных и менторских к партнерству и сотрудничеству. Компетентностный подход способствует более результативному применению интерактивных методов и средств обучения: дискуссий, семинаров, деловых игр, кейс-метода, «мозговых штурмов», презентаций, тренингов и иных – в условиях реализации ЭИОС. Обучение будущих педагогов реализуется с использованием ресурсов открытой электронной информационно-образовательной среды вуза (электронных обучающих курсов, электронного портфолио, вебинаров, видеоконференций, MOOC и т.д.). Разработана модель формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС в соответствии со ФГОС ВО. По результатам опытно-экспериментальной работы получены средние показатели использования ресурсов ЭИОС для развития компетенций будущих педагогов, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной темы, апробации разработанной модели с учетом полученных данных.


Библиографическая ссылка

Нечаева О.А. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30079 (дата обращения: 11.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074