Задачей современной высшей школы является подготовка обучающихся к цифровой экономике будущего в условиях стремительного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развития электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Современное педагогическое образование основано на компетентностной парадигме. Компетентностный подход обеспечивает понимание востребованности и «жизнеспособности» полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Нормативно-правовая база, обеспечивающая компетентностный подход в подготовке будущих педагогов, представлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1], Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [2], Профессиональным стандартом педагога [3]. Ответом на вызовы к системе образования в информационном веке является опора на компетентностный подход [4, 5, 6], оказывающий существенное влияние на изменения содержания, методов, средств, форм и технологий образования.
Развитие компетентностного подхода способствовало тому, что профессиональное сообщество выделило (в том числе в различных профессиональных и академических стандартах) базовые компетентности (ключевые, универсальные) как наиболее интегрированные, которые способствуют достижению успехов в жизни, повышению качества общественных институтов, соответствуют различным сферам жизни.
Вслед за С.Л. Атанасяном под ЭИОС понимаем основанную на использовании компьютерной техники и средств ИКТ программно-телекоммуникационную среду, которая реализуется едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением, качественное информационное обеспечение различных участников образовательного процесса: студентов, педагогов, родителей, администрации вузов и общества [7, с. 23]. В данном исследовании особую значимость приобретает то, что компоненты и их взаимодействие в ЭИОС позволяют более результативно использовать компетентностный подход с учетом академических и профессиональных стандартов.
К данным компонентам ЭИОС относятся содержательно-методический, организационный, технологический, кадровый [8, с. 114]. В выполненном исследовании наибольшее значение уделено формам и способам организации и реализации обучения будущих педагогов-инноваторов в условиях ЭИОС на основе компетентностного подхода.
Цель исследования – проанализировать возможности ресурсов электронной информационно-образовательной среды для реализации компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов-инноваторов с учетом требований академических и профессиональных стандартов.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические (анализ научных и методических источников, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений, моделирование) и эмпирические методы исследования (сбор и накопление данных).
В настоящее время согласно роли обучающегося в процессе обучения выделяют следующие методы.
1. Пассивные методы. В данном случае обучающиеся выступают в качестве объекта обучения. Педагог преподносит материал, который ученикам необходимо усвоить и уметь воспроизвести. Основными методами являются лекция, чтение, опрос.
2. Активные методы. В отличие от пассивных методов, обучающиеся являются субъектом обучения: выполняют творческие задания, вступают в диалог с педагогом. Основными методами являются творческие задания, вопросы студента педагогу и педагога студенту.
3. Интерактивные методы. При использовании интерактивных методов и студенты, и педагог являются субъектами учебного процесса. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) [9, с. 3].
В предложенной модели мы не рассматриваем пассивные методы как основополагающие в формировании компетенций будущих педагогов. Далее остановимся на описании активных и интерактивных методов обучения будущих педагогов, результативно используемых в ЭИОС.
Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний, выполнению заданий в ЭИОС, направленных на формирование компетенций в соответствии с действующим ФГОС ВО. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т.п. При этом особое значение уделяется адекватным способам оценивания образовательных результатов, уровня развития компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС [10, с. 135].
В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение, интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимании и взаимопонимании [11, с. 250]. В процессе интерактивного обучения студенты взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство», способствует обеспечению необходимого уровня учебной мотивации и познавательной деятельности.
Необходимо определить, на основе каких методов и форм осуществляется активизация учебной мотивации и познавательной деятельности у будущих педагогов. Выбор того или иного метода и формы обучения педагогом высшей школы необходимо осуществлять исходя из целей и задач обучения тому или иному навыку и компетенций студентов. Так, для развития гносеологического и праксиологического компонентов познавательной деятельности студентов наиболее результативными будут интерактивная лекция, различные тестовые задания, практико-ориентированные онлайн-упражнения и др.
В свою очередь, для развития аксиологического компонента компетенций будущих педагогов наиболее результативными выступают комплексные методы, ориентированные на ценностные установки студентов. К таким методам мы относим проектные методы, различные исследовательские задания, кейс-метод, разные игровые методы. Одним из важных компонентов реализации указанных методов является осознанность студентами значимости профессиональной деятельности, сопровождающейся высоким уровнем эмоционального переживания.
В соответствии с выдвинутой целью и задачами опытно-экспериментальная работа включала в себя следующие этапы.
1-й этап – исследование особенностей реализации компетентностного подхода, подбор диагностических методик для экспериментального исследования, анализ методической литературы, проведение диагностики уровня развития компонентных составляющих деятельности студентов в соответствии с применяемыми методами и формами обучения с использованием ресурсов ЭИОС (подготовительный): 2 методики «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью Л.В. Мищенко», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН), опросник А.А. Реана.
2-й этап – разработка авторского опросника для проведения исследования среди преподавателей, проведение опроса преподавателей для изучения практики применения преподавателями вуза наиболее результативных методов и форм обучения будущих педагогов с использованием компетентностного подхода в условиях ЭИОС.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе выполненного исследования определено, что существуют различные формулировки ЭИОС, раскрывающие ее сущность, содержание и значимость для реализации компетентностного подхода.
В рамках реализации исследования нами была разработана модель формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС. В основу данной модели положены компетентностный, личностно-ориентированный и средовый подходы, адекватные методы обучения, психолого-педагогические и коммуникативные технологии.
В соответствии с целями и задачами данной модели нами были выбраны наиболее значимые методы обучения, направленные на формирование компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС. Благодаря использованию ЭИОС стало возможным реализовать наиболее актуальные ее ресурсы (электронные обучающие курсы, электронное портфолио, вебинары, видеоконференции, MOOC и т.д.), индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, технологии индивидуально-ориентированного обучения по разделу/модулю/дисциплине, индивидуализацию процесса обучения, различные формы самостоятельного аудиторного и внеаудиторного обучения.
Далее представим результаты проведения диагностики развития компонентов учебной деятельности будущих педагогов в вузе по выбранным методикам. Результаты исследования удовлетворенности учебной деятельностью по методике «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень удовлетворенности студентов учебной деятельностью по методике «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности» (макс. 4 балла)
Из полученных данных следует, что более всего студенты удовлетворены выбранной профессией (2,8) и содержанием реализации образовательных программ (2,8). В целом средний уровень удовлетворенности респондентов учебной деятельностью равен 2,7 балла из 4 возможных. Это говорит о нахождении показателей в пределах нормы и подтверждает средний уровень развития гносеологического и праксиологического компонентов познавательной деятельности.
В целом можно отметить, что при подготовке студентов используются актуальные формы обучения с использованием ЭИОС, учтены индивидуальные и возрастные особенности студентов вуза. Кроме того, полученные результаты подтверждают результативность организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода в условиях ЭИОС.
Обратим внимание, что, несмотря на полученный результат в пределах нормы по уровню удовлетворенности респондентов учебной деятельностью, это может стать перспективным направлением для дальнейших исследований по активизации процесса использования результативных методов и форм деятельности будущих педагогов в условиях ЭИОС.
Результаты исследования по опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики студентов по опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана
В результате выполненного исследования мотивация успеха была выявлена у 67% будущих педагогов. Студенты отмечают, что, начиная работу, оптимистично надеются на успех. При возникновении сложностей и неудач, в ситуациях неопределенности они продолжают настойчиво двигаться к цели. Обучающиеся демонстрируют владение ценностно-смысловыми ориентациями, знаниями, умениями и способами познавательной деятельности, проявляют эмоционально-волевую регуляцию, что подтверждает средний уровень сформированности аксиологического компонента познавательной деятельности студентов вуза. Также респонденты данной группы планируют свое будущее, проектируют краткосрочные и долгосрочные цели.
На наш взгляд, главной задачей вуза является профессиональная подготовка студентов на фоне личностного развития с учетом формирования активизации учебной деятельности с использованием ресурсов ЭИОС. Полученный результат доминирования мотива на успешную деятельность будущих педагогов подтверждает то, что в студенческом возрасте наблюдается активность функции продуктивности познавательной деятельности.
Однако среди опрошенных будущих педагогов определены и те, которые боятся изменений. Соответственно, при использовании новых форм и методов активизации познавательной деятельности они проявляют недостаточно активную деятельность для получения высоких образовательных результатов в процессе обучения в вузе. Мотивацию боязни неудачи продемонстрировали 33% опрашиваемых. Данные студенты отмечают недостаток инициативности, стараются отказаться от ответственных заданий, новых методов и форм познавательной деятельности, связывают продуктивность своей деятельности и настойчивость в достижении цели с обязательным внешним контролем; чаще рискуют необдуманно. Это доказывает необходимость усилить деятельность по развитию учебной мотивации, а также более результативно использовать методы и формы активизации учебной деятельности в условиях ЭИОС.
Выводы. Определено, что в процессе подготовки будущих педагогов происходит изменение форм взаимодействия с обучающимися в ЭИОС: от авторитарных и менторских к партнерству и сотрудничеству. Компетентностный подход способствует более результативному применению интерактивных методов и средств обучения: дискуссий, семинаров, деловых игр, кейс-метода, «мозговых штурмов», презентаций, тренингов и иных – в условиях реализации ЭИОС. Обучение будущих педагогов реализуется с использованием ресурсов открытой электронной информационно-образовательной среды вуза (электронных обучающих курсов, электронного портфолио, вебинаров, видеоконференций, MOOC и т.д.). Разработана модель формирования компетенций будущих педагогов с использованием ресурсов ЭИОС в соответствии со ФГОС ВО. По результатам опытно-экспериментальной работы получены средние показатели использования ресурсов ЭИОС для развития компетенций будущих педагогов, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной темы, апробации разработанной модели с учетом полученных данных.
Библиографическая ссылка
Нечаева О.А. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30079 (дата обращения: 29.03.2024).