Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ VR-ТРЕНАЖЕРА В ОТРАБОТКЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Воронин А.С. 1 Хашина О.А. 1 Чертухина О.Б. 1 Бальзамова Л.А. 1 Бардовский И.А. 1 Юнусов Р.Р. 1 Назарян А.К. 1 Канаев Е.И. 1 Мякотных М.Н. 1 Миронов А.А. 1
1 ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет Минздрава России
В настоящее время требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности, устанавливаются профессиональными стандартами, которые используют как работодатели при разработке должностных инструкций, так и образовательные организации. Для медицинских регистраторов профессиональные стандарты не разработаны, и объем требований к уровню знаний и умений устанавливается работодателем на основе квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Требования к сотрудникам в условиях модернизации здравоохранения и развития системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах бережливого производства, были значительно выше, основывались и фиксировались на методах и путях совершенствования взаимодействия пациента с медицинской организацией, сделав его максимально эффективным, конструктивным и пациентоориентированным. На практике же просто внесение изменений в должностные обязанности регистраторов с введением в них перечисления ряда необходимых умений (например, как реагировать в сложных для пациента ситуациях, как предупреждать и разрешать конфликты) осталось бы просто декларацией без изменения системы подготовки кадров. Эта подготовка должна быть максимально практико-ориентированной с созданием и реализацией инновационных образовательных программ, позволяющих обеспечить соответствие квалификации медицинских регистраторов поликлиники современным требованиям к их профессиональной деятельности в условиях изменения правоотношений и развития принципов пациентоориентированности.
vr-тренажер
коммуникации
медицинский регистратор
геймификация
1. Bardeen L. Mixed reality momentum continues in the modern workplace. [Электронный ресурс]. URL: https:// blogs.windows.com/devices/2017/11/01/ mixed-reality-momentum-continues-modernworkplace-microsoft-hololens-expands-29-newmarkets/#9AcxwjUFmsmLSrh97
(дата обращения: 15.07.2020).
2. Bonasio A. Making holograms in the classroom a reality. Edtech Trends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cio.com/article/3150963/ education/making-holograms-in-the-classrooma-reality.html (дата обращения: 16.07.2020).
3. CWRU takes the stage at Microsoft’s build conference to show how HoloLens can transform learning. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://case. edu/hololens/ (дата обращения: 17.07.2020).
4. Odom J. Secrets of ancient Egypt shows the potential of HoloLens. Tourism. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://hololens.reality.news/news/have-youseen-this-secrets-ancient-egypt-shows-potential -hololens-tourism-0175604/ (дата обращения: 17.07.2020).
5. Mukamal R. Are virtual reality headsets safe for eyes? 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aao.org/eyehealth/tips-prevention/are-virtual-realityheadsets-safe-eyes (дата обращения: 17.07.2020).
6. Freeman D., Reeve S., Robinson A., Ehlers A. Virtual reality in the assessment, understanding, and treatment of mental health disorders. Psychological Medicine. 2017. Vol. 47, Iss. 14. P. 2393–2400. DOI: 10.1017/ S00332917 1700040X.
7. Hicken A. 2018 eLearning Predictions Updated Hype Curve. Web Courseworks. [Электронный ресурс]. URL: https://webcourseworks. com/2018-elearning-predictions-updated-hypecurve/ (дата обращения: 17.07.2020).

Принципы формирования общества в современных реалиях, развитие новой технологической, основанной на всеобщей компьютеризации, парадигмы, глобализация и информатизация интегрируются во все отрасли современного социума, в том числе в процесс педагогической дидактики [1, 2]. Задача современного образования на сегодняшний день заключается уже не только в получении обучаемым базового объема знаний и набора умений и навыков, но и в том, чтобы «научить учиться самостоятельно» (отработать навык самостоятельно усваивать новые знания, ценности, осваивать новые виды навыков).

Виртуальная реальность относится к перечню ключевых информационных технологий современности [3]. Стратегия развития информационного общества предполагает не только подготовку IT-специалистов, но и обучение информационным технологиям и работе с ними всех заинтересованных в этом специалистов из самых разных отраслей. Сегодня для решения этой проблемы применяются методики, позволяющие более эффективно усваивать новые знания с высокой степенью вовлеченности в образовательный процесс. К ним относятся и технологии виртуальной реальности. Таким образом, вполне очевидным становится факт – VR-технологии являются и обучающим инструментом, и объектом для исследования [4, 5].

Цель исследования: определить структуру VR-тренажера и его роль в формировании коммуникативных навыков и профессиональных компетенций медицинских специалистов.

Материал и методы исследования. Разработана и апробирована образовательная программа для медицинских регистраторов «Управление конфликтами и совершенствование коммуникации в современной поликлинике». При подготовке программы ставилась задача формирования у медрегистраторов таких профессиональных компетенций, как: способность и готовность использовать знания законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих медицинскую деятельность, знания механизма реализации прав граждан, представление о степени юридической ответственности медицинских работников, этико-деонтологических принципах их деятельности, в конечном итоге – выработка умений оперативно реагировать на сложные ситуации, решая проблемы пациентов «здесь и сейчас».

Также нами был разработан VR-тренажер для отработки коммуникативных навыков медицинским персоналом как интегрированный элемент созданной образовательной программы. Тренажер помогает вырабатывать поведенческие установки в непредвиденных и конфликтных ситуациях с пациентами, имеющими различные типы темпераментов, и тем самым повысить уровень коммуникативных компетенций.

VR-тренажер для отработки коммуникативных навыков медицинским персоналом, не имеющий аналогов в России, был апробирован в СамГМУ (разработка запатентована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности как программа для ЭВМ «Программа для отработки коммуникативных навыков медицинским регистратором в формате виртуальной реальности» – номер свидетельства 2020617225 от 02.07.2020 г.).

Было проведено исследование, насколько эффективен данный тренажер в условиях стандартной учебной программы для слушателей Института профессионального образования СамГМУ. Для реализации поставленной цели были осуществлены апробация и оценка эффективности отработки коммуникативных навыков.

Оценкой эффективности применения VR-тренажера были успеваемость и итоговая отчетность слушателей Института профессионального образования СамГМУ, прошедших обучение по образовательной программе «Управление конфликтами и совершенствование коммуникации в современной поликлинике». Работа состояла из трех блоков:

1-й блок – подтверждающий;

2-й блок – создающий;

3-й блок – исследовательский.

На подтверждающем этапе были сформированы две экспериментальные группы обучающихся и одна контрольная группа, выбран метод педагогической оценки и статистической обработки результатов полученных знаний. Совокупная выборка составила 156 слушателей Института профессионального образования СамГМУ, прошедших обучение по программе «Управление конфликтами и совершенствование коммуникации в современной поликлинике». Во втором блоке работ происходила работа в группах. Первая группа обучающихся осваивала образовательную программу и отрабатывала коммуникативные навыки с помощью разработанного VR-тренажера, вторая – с помощью педагогических ролевых игр. Контрольная группа обучалась по стандартной методике (по методическим материалам, разработанным на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Института профессионального образования СамГМУ).

Критерии оценки были следующими: в каждой группе был идентичный учебный план: количество часов, проведенных с преподавателями, и время, данное на самостоятельное изучение темы, были равными, занятия проводились в одинаковых условиях, методы контроля знаний промежуточных и итоговых у студентов были одинаковыми, достижения и неудачи оценивались в стандартном режиме. Для оценки успешности обучения использовались тестовые задания на основе критериально-ориентированного подхода, разработанные сотрудниками кафедры. Полученные данные были обработаны и проанализированы в рамках 3-го блока работы.

Данные, полученные по результатам аттестации слушателей, были подвергнуты обработке и проанализированы.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ результатов освоения образовательной программы обучающимися на основе тестов продемонстрировал следующие результаты: в первой группе результаты освоения образовательной программы были самыми высокими (77% отлично пройденных тестов), во второй группе результаты освоения образовательной программы были существенно ниже, чем в первой группе (53% отлично пройденных тестов), в контрольной группе результаты освоения – 43% отлично пройденных тестов. Полученные результаты наглядно показывают, что применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков в образовательном процессе формирует более качественный тип запоминания материала, что вполне логично приводит к более высоким результатам при последующем контроле полученных знаний (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика результатов проверки полученных знаний по итогам освоения образовательной программы групп слушателей

Оценка успешности обучения слушателей

Группы

Всего

 

 

Первая

Вторая

Контрольная

 

 

Отлично

42 (77,7%)

27 (53%)

22 (43,1%)

91 (58,3%)

Хорошо

7 (12,9%)

10 (19,6%)

14 (27,4%)

31 (19,9%)

Удовлетворительно

5 (9,4%)

12 (23,5%)

10 (19,6%)

27 (17,7%)

Неудовлетворительно

0 (0%)

2 (3,9%)

5 (9,8%)

7 (4,4%)

Всего

54 (34,6%)

51 (32,7%)

51 (32,7%)

156 (100%)

 

Используя VR, человек задействует сразу несколько когнитивных функций, тем самым обеспечивает себя более глубокими знаниями и навыками за более короткий промежуток времени. Практико-ориентированная направленность подхода заключается:

  • в комплексной организационной этико-правовой и социально-психологической подаче теоретического материала;
  • в высокой интенсивности теоретического блока, его практико-ориентированной направленности и системной компоновке предлагаемых к разбору ситуаций и развивающих заданий;
  • в совершенствовании коммуникативных навыков и усвоении вербально-невербальных алгоритмов предупреждающего конфликт поведения в режиме «здесь и сейчас»;
  • в глубоком, совместном с преподавателями разборе профессиональных диалогов медицинского регистратора с пациентами, комплексном анализе правового и психологического аспектов их взаимодействия с пациентами;
  • в формировании выверенного, устойчивого, стандартизованного профессионального поведения медицинских регистраторов и администраторов входной зоны, направленного на системное повышение удовлетворенности пациентов уровнем оказания медицинской помощи.

Все перечисленные аспекты подготовки объединены вопросами личностного и профессионального самоопределения специалистов. Выделены два уровня профессионального самоопределения: практический и гносеологический. К первой группе относятся события или действия, которые влияют на внешние факторы вокруг личности (соцстатус, профессиональный статус, изменение семейного положения). Ко второй группе относятся перемены внутренних факторов, перестройка, корректировка и на их базе – формирование более эффективного профессионального поведения специалистов, вызванного жизненными событиями или непосредственно требованиями работы. Формирование именно такого уровня личностного и профессионального самоопределения и обеспечивает достижение целей, ради которых данный образовательный комплекс подготовки кадров и создавался.

Взяв за основу принцип геймификации, положенный в основу применения VR-технологий в обучающем процессе, мы проанализировали его как возможную аналогию в метафоре театра, используя при этом теории Э. Берна и Дж. Морено [6]. Для представления этого процесса нами прописана позиционная схема понятийного аппарата механизма геймификации. Она включает 4 элемента и две фигуры:

1-я позиция – Сценариста (СЦ);

2-я позиция – Критика (КР);

3-я позиция – Режиссера (Р);

4-я позиция – Актера (А);

две фигуры Зрителя (ЗР).

Механизм реализации созданного образовательного комплекса – это результат целостного, взаимосвязанного, слаженного взаимодействия всех этих элементов, т.е. использование виртуальной реальности в процессе обучения – это способность человека действовать во всех этих позициях, способность, согласовывая мысли, варианты поведения и активные действия, переходить из одной позиции в другую, реализуя при этом очень выверенное, точное, эффективно профессиональное поведение и эффективную же коммуникацию [7].

В процессе реализации разработанной нами программы с целью формирования и отработки позиций данного принципа, слаженного перехода из позиции в позицию, обеспечивающего конструктивность профессионального поведения и эффективность коммуникации, были подобраны психотехнические средства, отработаны диалоги наиболее часто повторяющихся ситуаций. Практикоориентированность программы была реализована за счет применения VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков медицинским персоналом как элемента контроля полученных знаний по результатам освоения программы.

В таблице 2 представлены основные функции позиций механизма самоопределения исходя из принципов геймификации при использовании VR-технологий в обучающем процессе.

Таблица 2

Основные функции позиций механизма самоопределения

Возможные позиции:

Задача функции позиции

Достигаемые результаты при освоении позиции

Позиция Сценариста (СЦ)

Главный вопрос: что делать?

Предполагает создание более эффективного для специалиста профессионального сценария действия в различных ситуациях работы с пациентом. В данной позиции формируется понимание более конструктивного самоопределения в плане идеи и доведения его до конкретности проекта и реализации его в профессиональном поведении

Задача функции – проектирование будущих сценариев профессионального поведения в различных ситуациях взаимодействия с пациентами. Сосредоточенность на необходимых совершенствованиях.

Осуществляется при высокой активности когнитивных процессов.

Формирование предполагает напряженную аналитическую мыслительную работу с опорой на несвободу выбора, обусловленного рамками пациентоориентированной модели здравоохранения, анализом и отработкой механизма целеполагания

Освоение законодательно установленных обязанностей медрегистраторов по организации оказания медицинской помощи в современной модели здравоохранения. Знание вопросов конфликтологии, типов конфликтных личностей и эффективного взаимодействия с ними. Освоение вопросов организации бережливого производства.

 

Позиция Режиссера (Р)

Ответ на вопрос: как лучше и правильнее сделать?

Главная задача: при получении новой образовательной информации осуществить синтез нового и старого и сформулировать основу будущего алгоритма поведения и эффективного общения с разными пациентами.

Анализ всех вариантов, выбор и усвоение оптимального диалога, алгоритма взаимодействия.

Когда сценарий самоизменения во внутреннем психическом пространстве выбран, он начинает разворачиваться сам, подчиняясь необходимости решать профессиональную задачу, и при этом начинает менять структуру профессионального опыта специалиста, наполняя его большей конструктивностью

Задача функции – организация действий и оптимальности взаимопереходов из позиции в позицию.

Понимает самоопределение в плане эффективности и целесообразности действия, создает ситуативные потребности в изменении, поняв и приняв новые задачи, режиссирует новые поведенческие модели взаимодействия с пациентами в различных профессиональных ситуациях, инициирует и разворачивает внутрипсихический процесс готовности к апробации и адаптации эффективной коммуникации в реальных и конкретных профессиональных диалогах

Получение навыков системного подхода к организации действий при изучении современной системы маршрутизации пациентов. Умение

актуализации креативного компонента, явлений мысленного инсайта, обсуждение и поиск нестандартных действий в критических ситуациях, анализ условий переноса найденного решения в жизнь; отбор и усвоение самого оптимального варианта взаимодействия и самой эффективной коммуникации в конкретной ситуации

Позиция Актёра (А)

Действует по плану внутреннего Режиссера и воплощает образ в действие

 

Задача функции – отработка нового поведения при условии изменения эмоционального состояния (от «плохо» к «хорошо») и активный процесс удовлетворения потребности в самоанализе своего поведения для дальнейшего закрепления вновь сформированного и более оптимального.

При самоанализе – сосредоточенность и фиксация на ошибках, трудностях и препятствиях. Осуществление реальной попытки построения программы самоизменения, личностного и профессионального роста

Овладение средствами эффективной коммуникации, выработка навыков эмоционального самовыражения.

Развитие способности ведения аналитических диалогов, формирование навыков и алгоритмов эффективно-конструктивного вербально-невербального общения с пациентами

Позиция Критика (КР). Самоопределяется в плане анализа альтернатив в общении и поведении

Задача функции – действие в «идеальном» пространстве, где идет мыслительная работа с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием.

Всегда соотносит варианты имеющегося собственного поведения и нового, предложенного, более эффективного поведения и коммуникации.

Может критически осознать свои и чужие ошибки, создавая внутрипсихические условия для самоизменения в конкретном направлении

Умение поиска критериев оценки, обнаружения ошибок, достижения более ясного собственного понимания ситуаций и ее последствий

 

Две фигуры Зрителя (ЗР). Благодаря фигурам ЗР становится активной способность занимать позиции СЦ, КР, Р, А и действовать взаимосвязанно и переходить из позиции в позицию, осуществляя внутрипсихическую работу профессионального самоопределения

 

 

Задача функции – побуждение специалиста задуматься над необходимостью расширения собственного сознания.

Только благодаря позиции ЗР у специалиста возникают образ и потребность реального изменения себя, осознаются реальные направления изменений поведения, актуализируется потребность сделать коммуникативные процессы более эффективными

Формируются профессиональное развитие и мотивация в самоизменении; зафиксированные ошибки, трудности, препятствия приводят к расширению сознания в направлении построения схемы и программы личностного роста и профессионального развития

 

 

По итогам реализации данной программы подготовки кадров для современной поликлиники с абсолютной уверенностью можно сказать, что наличие хорошо подготовленного и грамотно обученного персонала медицинской регистратуры поликлиники способствует предотвращению и разрешению до 60% различных компонентов конфликтов и профилактике последующих обращений и жалоб пациентов.

Заключение. Полученные результаты могут служить методологической и теоретической основой для дальнейшего исследования проблематики применения виртуальных технологий в процессе обучения коммуникативным навыкам, в частности сотрудников современной поликлиники.

Выводы, которые мы сделали о возможности применения виртуальных технологий в процессе профессиональной подготовки:

– применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков в образовательном процессе позволяет формировать новую методику преподнесения материала;

– применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков в образовательном процессе позволяет формировать новый, более качественный тип запоминания материала;

– стимулирующий эффект (с точки зрения улучшенного качества восприятия образовательного контента) образовательной программы с использованием технологий виртуальной реальности формируется за счет: восприятия визуализируемых объектов в 3D-формате, интерактивности действий обучаемого (возможности активной работы с предметами локаций формата 3D), эффекта полного присутствия (эффекта погружения в среду), визуализации пространства, в рамках которого идет обучение, максимально приближенного по стилистике к реальной современной поликлинике;

– применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков позволяет улучшить результаты освоения образовательной программы по сравнению со стандартной методикой обучения более чем на 30%.


Библиографическая ссылка

Воронин А.С., Хашина О.А., Чертухина О.Б., Бальзамова Л.А., Бардовский И.А., Юнусов Р.Р., Назарян А.К., Канаев Е.И., Мякотных М.Н., Миронов А.А. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ VR-ТРЕНАЖЕРА В ОТРАБОТКЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИКЛИНИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30061 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674