Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Азизов А.А. 1 Акиншина Н.Г. 1 Мусина Р.Г. 1
1 Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека
Одной из причин системного кризиса в обществе является кризис системы образования. В статье показаны роль и место качественного образования для достижения устойчивого развития. В работе предпринята попытка проанализировать степень интеграции концепции устойчивого развития в систему высшего образования в Узбекистане по таким категориям, как обстоятельства, состояние, действия. Рассмотрены причины и обстоятельства снижения уровня подготовки кадров. Авторы изложили свое видение реорганизации системы образования. Предложены действия, направленные на изменение устоявшихся взглядов и методов работы педагогического сообщества в Узбекистане, в целях интеграции идей устойчивого развития в образовательный процесс. В Республике накоплен определенный опыт по внедрению положений концепции образования в учебный процесс в целях устойчивого развития. При поддержке ЮНЕСКО и других международных организаций проведено свыше 60 тренингов-семинаров для преподавателей и подготовлены образовательные материалы. Развитие методологической компетентности преподавателей в сочетании с интеграцией в учебный процесс концепции устойчивого развития при использовании подходов и технологий, рекомендуемых ОУР, может являться эффективным механизмом, обеспечивающим позитивные изменения в образовательной системе при подготовке кадров.
устойчивое развитие
образование
образование в интересах устойчивого развития
компетенции педагогов
1. Моисеев Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. 1998. № 6. С. 2-8.
2. Грачев В.А., Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). М.: «Учитель», 2017. 207 с.
3. Немцев И.А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Современное образование. 2014. № 4. С. 23-50.
4. Глобальные цели - благополучие каждого // Образования для устойчивого развития: сборник материалов Декады (Могилев, 25.09-4.10.2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/akciasledceloveka/publikacii (дата обращения: 01.06.2020).
5. Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развития: сборник докладов // Вестник. 2015. № 26. Ханты-Мансийск: Издательство «Новая элита», 380 с.
6. Обзоры результативности экологической деятельности. Узбекистан. Второй обзор. ООН, Нью-Йорк, Женева, 2010. 245 с.
7. Марфенин Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? // Россия в окружающем мире: 2010. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика. Аналитический ежегодник. М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. С. 146-177.
8. Материалы Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г., Бонн, Германия) [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000185056_rus (дата обращения: 01.06.2020).
9. Шавкат Мирзиёев раскритиковал систему высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://anhor.uz/news/shavkat-mirziyoev-raskritikoval-sistemu-ego-obrazovaniya (дата обращения: 01.06.2020).
10. Отчет № 88606-UZ. Узбекистан. Модернизация системы высшего образования. Сектор по человеческому развитию. Отдел по работе со странами Центральной Азии. Региональное управление по Европе и Центральной Азии. Всемирный банк. Июнь 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/695391484721687603/Uzbekistan-Higher-Education-Report-2014-ru.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
11. «Еще многих ректоров уволим». Ш. Мирзиёев. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/01/university-rectors/ (дата обращения: 01.06.2020).
12. Шавкат Мирзиёев поручил отказаться от чтения лекций «с бумажки» и написания конспектов под диктовку в вузах. [Электронный ресурс]. URL: https://nuz.uz/politika/49110-shavkat-mirzieev-poruchil-otkazatsya-ot-chteniya-lekciy-s-bumazhki-i-napisaniya-konspektov-pod-diktovku-v-vuzah.html (дата обращения: 18.05.2020).
13. Совместное Постановление Госкомприроды РУз, МНО РУз и МВССО РУз за № 20/2/305 от 19.07.2011 г. о «Концепции образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан».
14. Азизов А.А., Акиншина Н.Г. Образование в интересах устойчивого развития: учебно-методическое пособие. UNESCO & National Commission of the Republic of Uzbekistan for UNESCO. Ташкент, 2009. 142 с.
15. Эргашев А., Руденко И., Давлетов С., Азизов А., Акиншина Н., Эшчанов Р., Каримов Б. и др. Основы устойчивого развития и природопользования. Учебник для высших учебных заведений всех направлений. Ташкент: Baktriapress, МВССО,

Современный системный кризис в обществе обсуждается почти каждым, поэтому риторический вопрос «что делать?» распространен повсеместно. Причины кризиса изучены подробно и представлены в обзорах и научных статьях [1-3], однако решения проблем не наблюдается, наоборот, происходит усиление негативных процессов и растет тревога за будущее. Научное сообщество предлагает обоснованные подходы смягчения ситуации на локальном и глобальном уровнях, при этом те, от кого зависит улучшение, пока пассивно реагируют на опасность [4-6]. Отметим, что большинство аналитиков считают, что одна из определяющих причин системного кризиса связана с кризисом системы образования [7]. И, если эта оценка близка к истине, то понятно, какие шаги в первую очередь следует предпринять на уровне государства.

Целями данного исследования являются оценка текущей ситуации, выявление ключевых проблем интеграции концепции устойчивого развития государства и общества в систему высшего образования Узбекистана и определение основных направлений их возможного решения.

Материалы и методы исследования. Методологическую базу исследования составили концептуальные представления устойчивого развития (УР) и образования в интересах устойчивого развития (ОУР), их определяющее влияние на социально-экономическое развитие страны, в частности на деятельность, связанную с подготовкой кадров. При проведении исследования анализировались результаты, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере ОУР, а также использовались личные наработки авторов статьи в этой сфере. В исследовании применялись следующие методы: теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы, международных и отечественных программных и нормативных документов по устойчивому развитию; эмпирические – описание полученных результатов, их систематизация, анализ и обобщение на основе категорий: обстоятельства – состояние – действия.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале 2000-х гг. ЮНЕСКО предложило концепцию Образования в интересах устойчивого развития (ОУР) как эффективное средство изменения мировоззрения общества и поворота человечества в сторону устойчивого развития и дало следующее определение: «Образование в интересах устойчивого развития – это образование, которое делает возможными социальные преобразования, необходимые для создания более справедливых обществ и достижения устойчивого развития» [8]. Подчеркнем, что это не новая дисциплина, а новый вектор развития образования, это – концепция формального и неформального образования, нацеленная на подготовку кадров и воспитание членов общества, чтобы изменить мир к лучшему и переориентировать его на устойчивое развитие. ОУР – образование для перемен. Качественное образование – важнейшая составляющая концепции и одна из 17 глобальных Целей Устойчивого Развития (ЦУР), оказывающая определяющее влияние на достижение всех остальных Целей. Естественно, возникает вопрос: как следует реорганизовать систему образования и изменить устоявшиеся взгляды и методы работы педагогического сообщества? Парадокс заключается в том, что многие участники системы образования осознают необходимость перемен в образовательном процессе, но сами неохотно поддерживают начинания своих наиболее активных коллег.

В 1995 г. Комиссия ООН по устойчивому развитию (УР) приняла документ «Программа работ по показателям устойчивого развития». Эти показатели выстроены по категориям: обстоятельства – состояние – действия. Попробуем применить этот подход к анализу ситуации с внедрением концепции УР в систему высшего образования Республики Узбекистан (РУз).

Образование играет ключевую роль в изменении мышления и действий личности и государства в целом. Задачи системы образования – подготовка кадров для экономики страны, воспитание граждан и формирование системы ценностей. Образование – самое эффективное средство, которым располагает общество для противостояния проблемам и вызовам современности и будущего (рис. 1). Именно образование позволяет людям понять характер и масштаб проблем на пути к УР. Концепция устойчивого развития – это модель развития цивилизации, исходящая из необходимости обеспечения баланса между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.

Таким образом, задачи ОУР следующие: повышение качества образования, приобретение знаний и навыков, способствующих УР общества; развитие критического и созидательного мышления, способности решать проблемы; развитие умения принимать решения и брать ответственность на себя; воспитание общечеловеческих нравственных ценностей; обучение устойчивому потреблению; воспитание активной гражданской позиции; обучение здоровому образу жизни.

Azizov et al.2 pic.1.tif

Рис. 1. ОУР – образование для перемен

Освоение педагогами принципов ОУР повысит эффективность процесса обучения, будет способствовать появлению новых научных идей и разработок, необходимых для УР государства, и интеграции науки с образованием, усилению взаимосвязи с бизнесом, что отмечено ЮНЕСКО/ЕЭК ООН в документе «Образование в интересах устойчивого развития в действии. Положительный опыт № 2», август, 2007. Актуальность ОУР закреплена в Концепции развития системы высшего образования до 2030 г., утвержденной Указом Президента РУз № УП-5847 от 08.10.2019 г., Постановлении КМ РУз № 841 от 20.10.2018 г. «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года», Постановлении Президента РУз № ПП-4358 от 17.06.2019 г. «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки востребованных, квалифицированных кадров и развитию научного потенциала в Национальном университете Узбекистана имени М. Улугбека в 2019–2023 годах» и «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах» от 07.02.2017 г.

Проанализируем внедрение концепции УР в систему высшего образования Узбекистана по категориям: обстоятельства, состояние и действия. Обстоятельства – это деятельность людей, процессы и явления, влияющие на систему образования, препятствующие или содействующие подготовке кадров. Под обстоятельствами понимается анализ преград, возникших и стоящих на пути интеграции принципов УР в политику и программу действий правительства. Это и оценка того, что мешает построению эффективно действующей цепи: дошкольное – общее среднее и внешкольное – среднее специальное, профессиональное – высшее – послевузовское образование – повышение квалификации и переподготовка кадров (ПКПК). Подобные анализы проводились неоднократно, в том числе и при участии международных организаций. Однако причины возникновения обстоятельств не всегда раскрываются в полной мере, хотя в обзорах статистические данные приведены достаточно полно.

То, что система образования в Узбекистане находится не в лучшем состоянии, не вызывает сомнения и подтверждается официальными документами [9]. Согласно отчету Всемирного банка: «Система высшего образования Узбекистана отстает в выполнении своей роли двигателя инновационных подходов в высшем образовании и генератора новых идей, что необходимо для стимулирования роста современной, основанной на знаниях экономики. Система высшего образования характеризуется низким уровнем ее доступности, устаревшими механизмами управления и обеспечения качества, а также структурой финансирования, не отвечающей нуждам современной экономики» и «Существующие в Узбекистане нормы обеспечения качества высшего образования не соответствуют передовой международной практике» [10]. Следует признать, что пока не созданы необходимые условия для развития науки, интеграции исследований в производство, а также для изысканий талантливыми студентами. Очевидны неудовлетворительная работа по внедрению инновационных методик в образовательный процесс и отсутствие связи учебных программ с производством. Особо стоит проблема повышения квалификации преподавателей. Имеются вопросы и к процедуре аттестации, аккредитации высших образовательных учреждений (ВОУ) и нострификации документов. Сегодня система образования не учитывает изменения на рынке труда, не содействует овладению молодежи профессиями, формированию предпринимательских навыков. На встрече с учеными, представителями производственной сферы и руководителями научно-исследовательских учреждений 31.01.2020 г. Президент РУз Ш.М. Мирзиёев отметил, что нужно «изменить среду, студенты не должны воспринимать коррупцию, педагоги должны стесняться того, что не могут преподавать молодым конкурентоспособным студентам» [11].

На совещании по вопросам качественного завершения текущего учебного года, организации выпускных и вступительных экзаменов 30.04.2020 г. Президент страны назвал методы чтения лекций «с бумажки» и написания конспектов под диктовку не оправдавшими себя и указал на …важность отказа от них: «Упор следует делать на развитие методики образования и повышение профессионального уровня педагогов» [12].

Упадок уровня образования во многом связан со следующими обстоятельствами:

– оттоком опытных и высококвалифицированных учителей и педагогов из системы образования, который произошел в последние годы;

– отказом от прежней системы подготовки кадров, доказавшей свою надежность и способность готовить высококвалифицированных специалистов. Подтверждением качества былого образования в РУз служит то, что большая армия специалистов, окончивших наши университеты и институты, достойно работает за рубежом по специальности и пользуется авторитетом;

– разрушением десятилетиями отработанной системы поэтапной подготовки наиболее талантливых выпускников ВОУ к научной и, что особенно важно, к педагогической деятельности;

– привлечением к преподаванию магистров без специальной педагогической подготовки, усвоения этики поведения педагога, что привело к резкому падению культуры преподавания;

– ухудшением материально-технического обеспечения учебного процесса, особенно его практической составляющей (к примеру, устаревшие учебное и научно-исследовательское оборудование и приборы, недостаток реактивов, лабораторной посуды и т.д.);

– низким спросом на компетентность и профессионализм специалистов в обществе, что способствовало молчаливому согласию части общества платить за зачет и экзамен вместо стимулирования к приобретению знаний и опыта;

– проникновением в систему образования коррупции, подорвавшей интерес студентов к обучению. Результат – диплом можно купить, и не обязательно обладать профессиональными знаниями и навыками. Это убивает у молодежи желание учиться;

– чередой реформ и «инноваций». Системе образования противопоказаны революции, которые, как правило, приводят к обратному эффекту. Любые перестройки и реформы должны быть взвешенными, протекать постепенно – эволюционно. Прагматичный консерватизм в сочетании с эволюционным развитием дает наибольший эффект. И это вовсе не означает, что система образования закрыта для новаторства. Но новый подход или образовательная технология должны быть хорошо апробированы и тщательно проанализированы. Необходимо не только передавать опыт и знания, важно научить молодежь анализировать информацию, прогнозировать ситуации и правильно использовать информацию! «Задача Коллективного Разума человека – заглядывать за горизонт и строить свою стратегию развития с учетом интересов будущих поколений» (Н. Моисеев) [1].

Качественное образование – основополагающая ценность современного поступательного развития общества. В определяющей степени это зависит от системы образования и роли образования в жизнедеятельности каждого гражданина.

Следующая рассматриваемая категория состояние отражает, что сделано в стране по внедрению принципов УР в систему управления, как интегрируются подходы и методы ОУР в образовательный процесс и в каком состоянии находятся система повышения квалификации педагогов, развитие материально-технической базы ОУР, разработка новых образовательных технологий и учебно-методической литературы для всех уровней обучения.

19.07.2011 г. Госкомприроды РУз, МВССО РУз и МНО РУз приняли совместное постановление № 20/2/0305 о «Концепции образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан». Разработан Национальный План РУз по ОУР для интеграции его в учебные планы и программы [13]. Указанные документы – это официальная основа для повсеместного внедрения подходов и принципов УР и ОУР в систему образования.

Документы имеются, но работа по внедрению положений и подходов УР в учебный процесс пока еще только начата. Анализ состояния повышения квалификации и переподготовки преподавателей (ПКПК) показал, что вопросы УР и ОУР практически не изучаются и не рассматриваются на курсах ПКПК. Однако с этого и следовало бы начинать, поскольку педагог – главное действующее звено при переходе к устойчивому развитию государства. Отметим, что семинары-тренинги по УР и ОУР, в том числе для преподавателей и учителей школ, в РУз проводятся достаточно регулярно начиная с 2006 г. Указанные мероприятия реализуются во многом благодаря поддержке ЮНЕСКО, других международных организаций и энтузиазму небольшой группы педагогов университетов. Радует то, что подавляющая часть преподавателей, участвующих в тренингах по ОУР, проявляет повышенный интерес к современным педагогическим технологиям и концептуальным положениям ОУР.

При поддержке ЮНЕСКО в 2008 г. было подготовлено первое в Узбекистане учебно-методическое пособие по ОУР в двух частях на узбекском и русском языках. В 2009 г. это пособие было переработано и заново издано [14]. К сожалению, некоторая часть педагогического сообщества решила, что ОУР – это самостоятельная дисциплина, и поэтому выступила против внедрения принципов и подходов ОУР в образовательный процесс из-за того, что это может привести к уменьшению часов по другим предметам. Возможно, позиция отдельных педагогов и чиновников от образования послужила причиной того, почему профильные министерства не проявили должного интереса к ОУР.

В 2016 г. при поддержке ПРООН издан учебник «Основы устойчивого развития и природопользования» на двух языках, которому МВССО РУз выдало свидетельство № 335 и рекомендовало его в качестве учебника для ВОУ [15]. Однако предмет «Устойчивое развитие» как самостоятельная дисциплина пока не вошел в учебные планы и программы университетов, несмотря на проделанную определенную работу.

Достаточен ли накопленный опыт и созданы ли необходимые условия для планомерного внедрения принципов УР и ОУР в учебный процесс на всех уровнях? Полагаем, что нет.

Интеграция подходов и принципов устойчивого развития и ОУР в Узбекистане испытывает сложности, что связано с пассивностью министерств и руководств ВОУ. Сегодня большая часть преподавательского состава готова к этой работе, о чем свидетельствуют результаты выходного тестирования многочисленных тренингов.

Действия – это необходимые меры и шаги, которые следует предпринять, чтобы движение к УР стало планомерным и неотвратимым и чтобы система образования нацелилась на подготовку квалифицированных специалистов, способных анализировать и решать проблемы устойчивого развития государства. Программа внедрения ОУР в систему образования разработана, Концепция ОУР принята, базовая учебно-методическая литература в той или иной степени подготовлена, значительная часть педагогического сообщества готова к внедрению ОУР в свою практику. Осталось Министерству высшего и среднего специального образования РУз и Министерству народного образования РУз более активно содействовать:

– внедрению положений и подходов УР и ОУР в учебный процесс;

– разработке учебно-методической литературы по УР, ОУР и современным педагогическим технологиям;

– изучению и внедрению зарубежной учебно-методической литературы и опыта в систему образования РУз (требуется не слепое копирование, а тщательный анализ на соответствие национальным интересам и традициям в образовании, а главное – исследование, к чему это может привести);

– переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и включению в систему ПКПК курсов по УР и ОУР и современным педагогическим технологиям;

– предоставлению ВОУ права самостоятельно составлять учебные планы и программы, утверждать их, вносить изменения и коррективы при необходимости (учебные планы и программы лучше составлять на 4–5 лет);

– введению прозрачной системы приема преподавателей на кафедры ВОУ (через конкурсы) и оценки их деятельности (не теми, кто не проводит занятия, а опытными педагогами и, конечно, студентами);

– привлечению работодателей к разработке стандартов и программ;

– созданию условий для эффективного получения студентами практических навыков в ходе учебного процесса;

– оптимизации педагогической нагрузки (педагог при высокой загруженности не может качественно готовиться к занятиям и повышать свой профессиональный уровень);

– повышению мобильности преподавателей и студентов.

Заключение. В заключение необходимо отметить, что современная система образования должна готовить высококвалифицированные кадры для всех сфер экономики государства, которые обеспечат в долгосрочной перспективе устойчивое развитие страны и благополучие народа. В условиях падения уровня образования для решения такой задачи необходим системный подход, что требует кардинального пересмотра не только содержания образования, но и подходов, технологий, методов и техник обучения. Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров через развитие методологической компетентности преподавателей, в сочетании с интеграцией концепции УР в учебный процесс, использованием подходов и технологий, рекомендуемых ОУР, может являться эффективным механизмом, обеспечивающим позитивные изменения в системе образования при подготовке кадров. Только при хорошо развитой, качественной системе образования можно добиться устойчивого развития государства и общества.


Библиографическая ссылка

Азизов А.А., Акиншина Н.Г., Мусина Р.Г. О ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29913 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674