Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Маренчук Ю.А. 1 Прасолова О.В. 1 Прасолов Д.Е. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Статья посвящена компетентности будущих учителей в вопросах оказания первой помощи пострадавшим. Определена необходимость компетентности педагога в области оказания первой помощи. Путем анкетирования определена готовность студентов к оказанию первой помощи. Результаты тестирования показали начальный уровень подготовки студентов и итоговый, после изучения дисциплины «Охрана здоровья обучающихся». Данные, полученные экспериментальным путем, свидетельствуют, что во время учебных занятий и организованных учебным заведением внешкольных мероприятий педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников. Поэтому умение своевременно и качественно оказать первую помощь ребенку – необходимое условие квалификации каждого педагога. Выявлено, что очень важно отрабатывать навыки оказания первой помощи при терминальных состояниях, кровотечениях и асфиксии на тренажерах («Глаша», «Гоша», «Гаврюша»); закреплять знания и умения в процессе решения ситуационных задач. В результате изучения дисциплины «Охрана здоровья обучающихся» студенты усвоили общие мероприятия первой помощи, продемонстрировали достаточный уровень сформированности компетенции в обеспечении охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, использовании приемов первой помощи и методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
компетентность
охрана здоровья обучающихся
первая помощь
учитель
анкетирование
тестирование
обучающиеся
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http//www. dogm.mos.ru/legislation/lawacts/866145 (дата обращения: 30.04.2020).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» от 03.07.2016 года № 313-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http//www. publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201607040089 (дата обращения: 04.05.2020).
3. Оценка компетентности учителей города Москвы в вопросах оказания первой помощи обучающимся / И. В. Рябова, Т. А. Соболевская, Н. Н. Нежкина и др. ; под общей редакцией И. В. Рябова // Вестник Московского городского педагогического университета. 2017. URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/4797/1497943361-VestnikPedagogikaIPsixologia22017.Pdf (дата обращения: 23.04.2020).
4. Куксова М.А., Маренчук Ю.А., Прасолова О.В., Емельянова В.А. Оказание первой помощи пострадавшим: учебное пособие (лабораторный практикум). Ставрополь: СКФУ, 2018. 130 с.
5. Уголовный кодекс РФ, глава 16, ст. 125 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10108000/881b2525368043b3fadd71547d3a3f83/ (дата обращения: 26.05.2020).
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 г. N 697н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. N 325» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2009 № 15026) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92903/ (дата обращения: 23.05.2020).
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 г. № 24183) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129862/ (дата обращения: 24.05.2020).

Умение оказывать первую помощь может не только сохранить здоровье, но и спасти жизнь - обучающемуся, учителю, человеку, проходящему мимо, людям, попавшим в ситуацию, угрожающую жизни. Если рядом с пострадавшим окажется кто-то, способный действовать быстро, четко и правильно, именно такой человек поможет предотвратить несчастный случай.

Первая помощь может осуществляться в порядке само- и взаимопомощи. Владение навыками первой помощи персоналом детских общеобразовательных учреждений является обязательным, что отмечено в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». Под охраной здоровья обучающихся подразумеваются: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8); профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 9) [1].

На необходимость компетентности педагога в области оказания первой помощи указывают Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», где статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» была пересмотрена и дополнена п. 11: «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» [2].

В образовательном учреждении главным нормативным документом, на который опирается педагог, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС): это свод требований, обязательных при подготовке учителя [3]. Студент, будущий педагог, обучающийся по программе бакалавриата укрупненной группы специальностей и направлений 44.00.00 Образование и педагогические науки, должен обладать универсальной компетенцией (УК-8): способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций, и профессионально-профильной компетенцией (ППК-1): способен применять предметные знания в охране здоровья обучающихся при реализации образовательного процесса.

Из этого следует, что особо остро встает проблема обучения навыкам оказания первой помощи будущих учителей. Так, с февраля 2020 г. осуществлялось обучение навыкам оказания первой помощи пострадавшим в рамках дисциплины «Охрана здоровья обучающихся» на первом курсе. Ее объем составляет 72 часа для укрупненной группы специальностей и направлений Образование и педагогические науки: 18 часов лабораторных работ и 54 часа самостоятельной работы, а для направленности (профиля) Образование в области безопасности жизнедеятельности в связи со спецификой: 36 часов лабораторных работ и 36 часов самостоятельной работы при очной форме обучения. К сожалению, при заочной форме обучения 70 часов отводится на самостоятельную работу и только 2 часа – на аудиторное занятие.

Цель исследования: изучить исходный и итоговый уровень знаний по вопросам оказания первой помощи после проведения занятий по дисциплине «Охрана здоровья обучающихся» [4].

Материал и методы исследования. Экспериментальная работа проводилась посредством анкетирования, студенты оценивали свою готовность к оказанию первой помощи. С помощью тестирования мы смогли оценить начальный уровень подготовки студентов и итоговый – после изучения дисциплины. В эксперименте участвовали 110 студентов (возраст 17–19 лет).

Анкетирование проводилось по 18 вопросам и носило анонимный характер, полученные данные были введены в базу сервисов Google Формы для проведения онлайн-опросов и обработаны вручную. Полученные данные использовались нами только в обобщенном виде.

Результаты исследования и их обсуждение. Представим некоторые ответы студентов на предложенные вопросы.

На вопрос: «Окажете ли Вы первую помощь пострадавшему, если окажетесь случайным свидетелем происшествия?» - 68% студентов ответили: «Да», в эти ответы входили следующие: «Да, если это будет в моих силах, то обязательно окажу»; «Да, если справлюсь с надвигающейся паникой»; «Да, но могу растеряться». 14% студентов ответили: «Нет», среди ответов: «Нет, обладаю маленьким багажом знаний о правильном оказании первой помощи»; «Нет, побоюсь сделать только хуже». 19% студентов затрудняются ответить, потому что недостаточно компетентны. 73% студентов ответили: «Да» на вопрос: «Подойдете ли Вы первым к пострадавшему для оказания помощи?», что говорит о неравнодушии будущих педагогов к чужой проблеме.

Анализ ответов на вопрос: «Предусмотрена ли ответственность за неоказание первой помощи?» выявил у 62% студентов мнение, что лица, в должностные полномочия которых входит оказание первой помощи и не оказывающие ее на месте происшествия, несут ответственность, в том числе и уголовную. Стоит отметить, что в Уголовном кодексе РФ, глава 16, ст. 125 [5], говорится: «Заведомое оставление без помощи лица, <...> если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом <...> либо лишением свободы на срок до одного года». В п. 7 ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [6] установлено: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за <…> жизнь и здоровье обучающихся <…>». Из этого следует, что оба варианта ответов верны.

Только 35% опрошенных сталкивались с ситуацией, когда человеку требовалось оказать первую помощь. 70% попытались бы помочь пострадавшему, однако не уверены, что оказали бы квалифицированную помощь. 40% студентов, принимающих участие в эксперименте, считают, что скорее всего большинство людей, которые окружают нас, смогли бы правильно оказать первую помощь в случае необходимости, и 38% студентов думают, что скорее всего нет.

При оказании первой помощи на месте происшествия очень важно знать признаки биологической и клинической смерти. 5% студентов не владеют этими знаниями; затрудняются ответить на этот вопрос 37% обучающихся. Более половины студентов (58%) знают признаки клинической смерти, однако только половина из них назвали эти признаки правильно. Из этого следует, что, оказывая первую помощь, они могут не помочь, а только навредить пострадавшему, совершая мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации при признаках жизни.

На вопрос: «Что бы вы сделали, если оказались первым на месте происшествия?» - 91% обучающихся ответили: «Вызвал скорую помощь», из них же выполнял бы распоряжения того, кто бы взял на себя инициативу по оказанию помощи до приезда скорой помощи, – 51%,  самостоятельно оказывали бы необходимую помощь до приезда скорой помощи – 40%. 73% студентов, обнаружив на улице лежащего человека, вызовут скорую помощь и полицию, из них же в любом случае проверят, требуется ли ему помощь, – 68%, и только 3% пройдут мимо, думая, что человек находится в состоянии опьянения.

На вопрос: «Если на оживленной улице человек потеряет сознание, схватится за сердце, как Вы поступите?» - 78% студентов ответили, что вызовут скорую помощь, из них 65% сами попытаются сделать все возможное до приезда скорой помощи, чтобы спасти его.

Студентами были перечислены действия по оказанию первой помощи, которые при необходимости они бы смогли выполнить: проверить наличие пульса и дыхания (95%), обработать рану (86%), наложить шину (38%), провести сердечно-легочную реанимацию (30%). Прочерк у всех студентов в графе «Не смог бы оказать первую помощь» говорит о том, что каждый обучающийся готов оказать элементарную помощь и будет стремиться к совершению правильных действий.

84% студентов отметили, что проходили обучение по оказанию первой помощи в школе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»,  22% - изучали технику оказания первой помощи на курсах вождения, 27% - изучали самостоятельно, читали и/или смотрели передачи. Однако, как мы видим, этих знаний недостаточно; находясь в экстремальной ситуации, не каждый сможет оказать помощь и себе, и окружающим.

Далее студентам предлагалось ответить на 40 вопросов входного тестирования. Тест состоял из восьми тем: первая помощь при терминальных состояниях, кровотечениях, травмах, ранах, ожогах, отморожениях, электротравмах и отравлениях, в каждой теме по пять вопросов. В целом студенты справились с заданием, определенные знания в области оказания помощи у них имеются. Представим ответы студентов по тем вопросам, где допускалось наибольшее количество ошибок.

На вопрос: «Сердечно-легочная реанимация и способы ее проведения?» - 25% студентов выбрали неправильный ответ, на сегодняшний день режим реанимации рекомендован Европейским Советом по реанимации (ERC) (30:2). 50% студентов уверены, что остановка кровотечения при ранении вены производится наложением жгута выше места ранения. Данное утверждение является ошибочным, так как кровоостанавливающий жгут накладывается только при повреждении артерий.

При черепно-мозговой травме 40% студентов считают, что необходимо наложить на голову марлевую повязку, хотя нужно как можно быстрее положить холод на область головы для предотвращения отека мозга. Важно, что на вопрос: «Что надо делать при нахождении ножа или другого ранящего предмета в ране?» - 47% студентов ответили: «Применить пальцевое прижатие, наложить жгут выше места ранения, вытащить ранящий предмет, наложить повязку». Однако такие действия только усугубят положение пострадавшего, а у оказывающего помощь может не оказаться ресурсов для остановки кpoвoтeчeния, которое, вероятно, возникнет в результате извлечения инородного предмета из раны, и, как следствие, для вocпoлнения кpoвoпoтepи.

Еще один ответ на вопрос: «Что необходимо сделать при ожоговой ране?» нас насторожил, так как 30% считают, что нужно очистить рану и промыть ее холодной водой, однако такими действиями можно занести инфекцию в рану. Всегда нужно придерживаться правила: что соприкасается с раной - должно быть стерильным!

Стоит обратить особое внимание на вопрос: «Имеет ли право оказывающий первую помощь предлагать пострадавшему лекарственные препараты?» 36% респондентов считают, что разрешено в случае крайней необходимости. Комментируя данную позицию респондентов, необходимо указать на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.09.2009 г. № 697н «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 325» [6], в пункте 2.5 которого определен состав аптечки первой помощи: средства для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут и бинты разного размера, салфетки марлевые стерильные, лейкопластыри разного размера), средства для сердечно-легочной реанимации, ножницы, перчатки, где нет ни одного лекарственного препарата. Из этого следует, что оказывающий первую помощь не имеет права предлагать лекарственные препараты, а если это касается учащихся в учебном процессе, то данное действие возможно только с разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Итоговое тестирование представляло собой 30 вопросов закрытой формы с одним правильным ответом. Можно сказать, что студенты показали высокий уровень знаний после изучения дисциплины. Остановимся на некоторых вопросах, которые обучающиеся не до конца усвоили. На вопрос: «Что следует сделать при отсутствии сознания у пострадавшего с признаками самостоятельного дыхания?» - 80% ответили правильно (придать пострадавшему устойчивое боковое положение), а 16% предлагали подложить пострадавшему под голову валик из одежды и вызвать скорую медицинскую помощь. Однако в таком положении пострадавший может захлебнуться рвотными массами или язык может перекрыть гортань, и человек умрет, не дождавшись приезда скорой помощи.

Далее был предложен вопрос: «Какие нужно совершить действия для проверки дыхания у пострадавшего?» В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий  по оказанию первой помощи» [7] на  него правильно ответили 89% студентов: «Наклониться надо ртом и носом пострадавшего и попытаться услышать дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движение грудной клетки у пострадавшего», однако 9% все еще считают, что нужно поднести ко рту и носу пострадавшего зеркальце или металлический предмет, чтобы по его запотеванию определить наличие дыхание. Это устаревшие данные, действия считаются неэффективными и требующими затрат драгоценного времени, так необходимого для спасения пострадавшего.

Из всех опрошенных студентов 13% не усвоили, на какое время накладывается кровоостанавливающий жгут и где выполняется пальцевое прижатие бедренной артерии, а 6% уверены, что для остановки венозного кровотечения используют наложение кровоостанавливающего жгута. Но по сравнению с входным контролем студенты улучшили свои знания на 15%.

Хочется отметить, что не все (28% обучающихся) уяснили признаки комы, хотя это очень важно определить для осуществления дальнейших действий при оказании первой помощи. 35% студентов неправильно считают, что прекардиальный удар наносится при отсутствии у пострадавшего признаков жизни и эффекта от проводимой сердечно-легочной реанимации, что противоречит Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» [7], где отмечены мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни: давление руками на грудину пострадавшего; искусственное дыхание «рот ко рту»; искусственное дыхание «рот к носу»; искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.

Все 100% опрошенных продемонстрировали знание алгоритмов действий при следующих ситуациях: при попадании яда в организм человека через рот; при наличии у пострадавшего носового кровотечения; при получении пострадавшим теплового удара; а также если они стали свидетелями происшествия с наличием пострадавшего; обучающиеся знают, как устанавливать наблюдение за пострадавшим, которому первая помощь была оказана своевременно; как осуществляется передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи или спасателям.

Заключение. Резюмируя все выше изложенное, следует отметить, что во время учебных занятий и организованных учебным заведением внешкольных мероприятий педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников. Поэтому своевременно и качественно оказать первую помощь ребенку – необходимое условие квалификации каждого педагога. Очень важно отрабатывать навыки оказания первой помощи при терминальных состояниях, кровотечениях и асфиксии на тренажерах («Глаша», «Гоша», «Гаврюша»); закреплять знания и умения в процессе решения ситуационных задач.

В результате изучения дисциплины «Охрана здоровья обучающихся» студенты усвоили общие мероприятия первой помощи, продемонстрировали достаточный уровень сформированности компетенций в обеспечении охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; в использовании приемов первой помощи и методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.


Библиографическая ссылка

Маренчук Ю.А., Прасолова О.В., Прасолов Д.Е. КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29896 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674