Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ-МЕДИКОВ

Слепцова С.С. 1 Гуляева Н.А. 1 Петрова Л.И. 1 Дьячковская П.С. 1 Семенова В.К. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Обеспечение высокого качества образования в соответствии с актуальными потребностями общества и государства – важнейшая задача российской образовательной политики. Статья посвящена одному из важных вопросов современного образования – развитию научной деятельности студентов в студенческих научных кружках на кафедре инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии медицинского института СВФУ. Использование в образовательном процессе современных технологий самостоятельной работы студентов в аудиторных и внеаудиторных условиях повышает качество приобретаемых компетенций в подготовке будущего врача. Работа со студенческой молодежью – будущими врачами в студенческих научных кружках представляется тем видом деятельности, который создает предпосылки наиболее эффективно развивать клиническое мышление и активизировать мотивацию к обучению, повышать качество образовательного процесса. При выполнении студентами научно-исследовательской работы наблюдается положительная динамика в их познавательной и творческой активности. За 10 лет высокий интерес кружковцев к исследованиям социально значимых инфекционных заболеваний позволил им опубликовать 97 научных статей, включая индексируемые в РИНЦ – 16, ВАК – 14, Scopus – 2, Web of Science – 5, также имеются зарегистрированные свидетельства баз данных. Студенты участвуют и награждаются дипломами за представление результатов научно-исследовательской работы на мероприятиях университетского, республиканского, всероссийского и международного уровней. Материалы, полученные в результате исследований, активно применяются в учебном процессе на кафедре.
студенческий научный кружок
научно-исследовательская работа
инфекционные болезни
фтизиатрия
дерматовенерология
1. Алексеенко С.Н., Дробот Н.Н. Педагогические и воспитательные аспекты образовательного процесса в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28547 (дата обращения: 25.03.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/70006124 (дата обращения: 25.03.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426 «О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы"» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70385450/ (дата обращения: 25.03.2020).
4. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55171684(дата обращения: 25.03.2020).
5. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 1. С. 18–31.
6. Горчакова А.Ю. К вопросу о значении научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе в подготовке будущих учителей // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27775 (дата обращения: 17.05.2020).
7. Корнеев А.Э., Тенетилова В.С. Профессиональное становление студента педагогического вуза как фактор адаптации к будущей педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2.; URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29702 (дата обращения: 17.05.2020).
8. Орлова З.Н. Развитие познавательной активности как необходимого средства повышения качества образования // Теория и практика инновационного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/6369 (дата обращения: 25.03.2020).
9. Овсепян А.Э. Научно-исследовательская работа студентов и её роль в профессиональном становлении выпускников на примере отдельно взятой научной темы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29222 (дата обращения: 25.03.2020).
10. Хабарова Т.С., Садова В.А. Технология развития критического мышления в формировании информационно-познавательной самостоятельности студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29474 (дата обращения: 17.05.2020).

В рамках освоения программы специалитета по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО 3++, специалитет) выпускники должны быть готовы к решению задач медицинской, научно-исследовательской, организационно-управленческой профессиональной деятельности. В программе учебная практика с получением первичных профессиональных умений и навыков по формированию общих и профессиональных компетенций, в том числе по научно-исследовательской работе, и производственная практика, включающая деятельность по профилю подготовки. Научно-исследовательская работа в вузе имеет приоритетное положение на всех стадиях учебного и воспитательного процесса, являясь одним из факторов, обеспечивающих профессионализм и востребованность наших выпускников. В студенческих научных кружках (СНК) студенты приобщаются к научной работе, а на клинических кафедрах – еще и к более тесному контакту с пациентами, овладевают навыками клинического и системного мышления. Наши кружковцы формируют резерв будущих ординаторов и аспирантов, многие преподаватели медвузов начали свой путь в науку со студенческого кружка.

Целью исследования является анализ роли студенческих научных кружков в профессиональном становлении выпускников медицинского вуза на базе кафедры «Инфекционные болезни, фтизиатрия и дерматовенерология» медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (СВФУ).

Материалы и методы исследования

Проведены наблюдение и анализ результатов деятельности СНК по формированию и развитию познавательной активности у студентов, участвующих в выполнении научно-исследовательских работ, творческих заданий и проектов.

Результаты исследования и их обсуждение

Социально значимые инфекционные заболевания (вирусные гепатиты, туберкулезная инфекция и инфекции, передаваемые половым путём) относятся к актуальным проблемам современности и стали серьезной угрозой здоровью населения. В связи с поставленными глобальными задачами ВОЗ по борьбе с данной группой болезней, большое внимание в подготовке специалистов уделяется наряду с профессиональными навыками и умениями развитию аналитического мышления.

Перед государством поставлены цели долгосрочного развития, которые заключаются в обеспечении высокого уровня благосостояния населения. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1] предусматривает перевод экономики страны на инновационный путь развития, формирование сектора исследований и разработок в области медицины. Необходимо решение задач развития кадрового потенциала в сфере науки, технологий и инноваций в результате притока квалифицированных специалистов, творческой, активной молодежи в медицину, которые определят ее успешное развитие. Важнейший компонент – постоянное совершенствование, обучение, профессиональная мобильность, стремление к новому, умение работать и мыслить самостоятельно. В вузовском образовании особенно актуальной является организация целенаправленной работы по развитию мотиваций и компетенций в сфере исследований и разработок [2–4].

В процессе образовательной деятельности используются различные методы, приемы и формы аудиторной и внеаудиторной работы со студентами для формирования компетенций, реализации всех задач и целей, предусмотренных стандартами и учебными планами, в том числе и для формирования исследовательских компетенций [5–7]. Студенты высших учебных заведений имеют право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, представлять свои научные работы для публикаций, что дает основание преподавателям инициировать данный вид работы в процессе обучения и способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся [8–10].

На кафедре «Инфекционные болезни, фтизиатрия и дерматовенерология» медицинского института СВФУ с 2010 г. организовано студенческое научное общество «Социально значимые инфекции на Севере», которое включает в себя три кружка: «Инфекционист», «Фтизиатр» и «Дерматовенеролог». Целью студенческого научного общества «Социально значимые инфекции на Севере» является углубленное изучение студентами интересующих их разделов по инфекционным болезням, фтизиатрии и дерматовенерологии под патронажем преподавателей кафедры, получение навыков работы с научной литературой, работа с пациентами, с медицинской документацией, овладение навыками научного анализа.

Кафедрой ежегодно организуются студенческие конференции в рамках недели Университетской студенческой науки СВФУ. Многие студенты участвуют во всероссийских и международных конкурсах студенческих работ, получая признание на федеральном уровне. С 2017 г. ежегодно проводится олимпиада по социально значимым инфекциям. В результате работы в кружке наши обучающиеся расширяют теоретический кругозор и эрудицию, обучаются методам исследовательской работы, поиску и обработке материала, анализу полученной информации, представлению в виде научных докладов и статей, отрабатывают навыки публичных выступлений.

Воспитание и обучение студентов – две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса. На практике трудно разделить эти сферы, успешность воспитания в определенной степени зависит от необходимых условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, от персональной установки студента на самовоспитание и самообразование, готовность к будущей работе врача [4]. Работа в кружках формирует личную ответственность за выполняемую работу, интерес и уважение к больному человеку, учит бескорыстности, принципиальности, дисциплинированности. Воспитательными элементами работы кружка являются участие кружковцев в общественных мероприятиях города и университета, например в рамках проведения в республике «Национального дня здоровья», студенты помогли провести добровольное скрининговое экспресс-тестирование посетителей торговых центров на ВИЧ-инфекцию и гепатиты В и С, ежегодно принимают участие в ежегодных мероприятиях в рамках Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией «Стоп ВИЧ/СПИД». Студенты под руководством своих наставников в рамках месячника по борьбе с туберкулезом читают лекции по факультетам университета и проводят благотворительную акцию «Белая ромашка». Акция имеет две цели: просветительскую по профилактике туберкулеза и благотворительную (вырученные средства направляются в детский туберкулезный санаторий). Проведение профилактической работы в виде бесед среди школьников и студентов г. Якутска по профилактике кожных заболеваний и инфекций, передаваемых половым путем, в рамках проводимых ежегодных месячников Здоровья стало традиционным.

Каждый год кружки привлекают новых студентов, предоставляя студентам прекрасные возможности для саморазвития и обучения. На заседаниях кружков рассматриваются основы и методики ведения научного исследования, обсуждаются результаты научной работы членов кружков (научные статьи, рефераты и конкурсные работы и т.п.). Работа проводится по планам, которые утверждаются в начале учебного года на заседаниях кафедры. На каждом заседании кружковцы работают не только с научными разработками, но и непосредственно внедряются в клиническую работу – «у постели» пациентов, что обеспечивает тесное взаимодействие лечебной и научной деятельности. При выборе темы исследовательской работы коллектив кафедры руководствуется интересами студентов, учитывая при этом актуальность и практическую значимость выбранных тематик.

Студенческий научный кружок «Инфекционист» был организован в 1981 г., на протяжении 30 лет бессменным руководителем была профессор, доктор медицинских наук Алексеева Марфа Николаевна. В 2005 г. она была удостоена награды нашего университета «Лучший научный руководитель». В кружке занимались известные в республике врачи, такие как главный врач ЯРОД А.Н. Назаров, врач-аллерголог Н.И. Ким, главный специалист ТУ Роспотребнадзора Н.Д. Чахова, сотрудник Каролинского университета (Швеция) И.М. Мельцер, кандидаты медицинских наук, доценты МИ СВФУ М.Н. Петрова, Г.М. Баишева, главный внештатный дерматовенеролог МЗ РС (Я) Н.А. Саввина и др.

С 2009 г. руководителем является доцент, к.м.н. Дьячковская Парасковья Семеновна. Ежегодно в кружке занимаются по 15–20 студентов с лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, работа ведется по общему и индивидуальному плану. Члены СНК под руководством сотрудников кафедры работают по таким темам, как изучение эпидемиологических и клинических особенностей вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции, гельминтозов, кишечных инфекций, нейроинфекций. Многие из студентов позже поступают в ординатуру по специальности «Инфекционные болезни», пополняя кадровый состав врачей-инфекционистов республики. Так, многие наши кружковцы выбрали трудовой путь врача-инфекциониста, это Н.Б. Дорофеева, А.Е. Ефимов, М.М. Архипова, Н.А. Давыдова и др. Основы научной деятельности были заложены в СНК у сегодняшнего профессорско-преподавательского состава кафедры: профессора, заведующего кафедрой С.С. Слепцовой и доцента П.С. Дьячковской.

Вместе с кружковцами выполняется в настоящее время работа в рамках гранта РФФИ_ а «Персонализированный прогноз клинического течения и исхода вирусного гепатита С в первичный рак печени в популяции якутов-мужчин в зависимости от полиморфизма генов, расположенных на Х хромосоме и вовлеченных в TLR7-опосредованный путь передачи сигнала», студенты не только участвуют в исследовании, но и являются соавторами публикаций. На кафедре выполняются в течение многих лет международные клинические исследования по лечению хронических вирусных гепатитов В, С и D, преподаватели курса щедро делятся со студентами своим опытом проведения клинических исследований, приобщая к стандартам международного уровня лечения. Курс инфекционных болезней проводит на постоянной основе школы для пациентов с хроническими вирусными гепатитами и члены кружка помогают в информационной работе среди населения по вопросам профилактики и лечения вирусных гепатитов.

Результаты научной работы студенты докладывают на заседаниях СНК, на научных конференциях различного уровня. Одним из последних успехов кружка является успешное участие в международном конкурсе научно-инновационных проектов «Эстафета вузовской науки», где дипломом победителя регионального этапа в 2018 г. были награждены кружковцы И.Ф. Билюкина и А.И. Дьяконова, а в 2019 г. дипломантом 3 степени при очном участии в г. Москве стала О.М. Заморщикова Также дипломами Международного конкурса в Нижнем Новгороде в 2019 г. стали Н.А. Ильина (диплом I степени) и О.М. Заморщикова (диплом II cтепени).

Студенческий научный кружок «Фтизиатр» основан на базе студенческого медицинского отряда «Искра», организованного к.м.н., доцентом, зав. курсом туберкулеза МЛФ ЯГУ Татьяной Ивановной Колмогоровой в 1983 г. Студенческий кружок помогал в благоустройстве территории детской туберкулёзной больницы, в летний период члены кружка работали медицинскими сестрами в детской туберкулезной больнице, принимали участие в создании музея становления детской фтизиатрической службы в РС (Я). Из членов кружка многие стали учеными-фтизиатрами и ведущими руководителями противотуберкулезной службы республики. Среди них зам. директора по медицинской части ГБУ РС (Я) НПЦ «Фтизиатрия», к.м.н. Н.С. Валь, заведующая организационно-методическим отделом ГБУ РС (Я) НПЦ «Фтизиатрия», к.м.н. С.П. Зорина, заведующая курсом фтизиатрии, к.м.н. Н.А. Гуляева и др.

Научными направлениями кружка «Фтизиатр» являются: изучение особенностей течения туберкулезной инфекции у детей и подростков, дифференциальная диагностика первичного туберкулеза, изучение особенностей течения легочного туберкулёза у взрослых, химиотерапия туберкулёза, хирургическое лечение больных туберкулёзом и вопросы профилактики.

В 2016 г. в рамках ежегодного конгресса «Экология и здоровье человека на Севере» с международным участием СНК «Фтизиатр» организована квест-игра «Петля времени». В рамках молодежного медицинского форума в 2014 г. была проведена студенческая олимпиада по фтизиатрии. Студенты С.Н. Антонов и Р.П. Иванова привлекались к работе гранта ФЦП «Иммунные и микроэкологические нарушения у больных с социально значимыми инфекциями и методы коррекции дикорастущими эндемиками, произрастающими в условиях Севера». В 2020 г. проведены «Гаврильевские чтения», посвященные д.м.н., профессору С.С. Гаврильеву, где приняли участие с результатами своих исследований ординаторы и молодые врачи-фтизиатры, победители и призеры были награждены дипломами. За 10 лет работы СНК «Фтизиатр», 21 выпускник медицинского института продолжил обучение в интернатуре по специальности «Фтизиатрия» и стал врачом-фтизиатром, в ординатуре обучилось 14 человек. Сегодня 35 фтизиатров-кружковцев плодотворно работают во всех районах республики.

Научным направлением СНК «Дерматовенеролог» является изучение распространенности кожных и венерических заболеваний, их клинических особенностей у детей и взрослых с разбором сложных диагностических случаев.

После открытия медицинского факультета ЯГУ в период с 1959 по 1972 г. под руководством к.м.н., доцента, главного внештатного специалиста МЗ ЯАССР по кожно-венерическим заболеваниям Л.А. Львова проводилась активная работа со студентами. Велись дополнительные занятия по вопросам профилактики заразных кожных, венерических болезней, по туберкулезу кожи, которыми в те годы часто страдало население республики, а также активно внедрялись новые методы лечения. С 1973 г. продолжателем его дела стала доцент кафедры Лия Федоровна Алексеева, которая успешно стала развивать выбранное направление.

В настоящее СНК «Дерматовенеролог» руководит доцент Л.И. Петрова. Кружковцы активно принимают участие в организации проводимых кафедрой мероприятий, это круглые столы, лекции среди студентов СВФУ. Студент Э.В. Егоров успешно принял участие в I Студенческой олимпиаде по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл – 2018» и был удостоен Диплома победителя в номинации «Communication Skills».

Члены кружка ежегодно выступают на студенческих конференциях медицинского института, СВФУ и в Лаврентьевских чтениях с докладами, занимают призовые места и приглашаются на научные конференции в центральные города (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). СНК «Инфекционист» и «Фтизиатр» стали победителями в номинациях «Лучшая медицинская площадка» и «Лучшая подача идеи» за оформление своей выставочной площадки на интерактивно-экспозиционной площадке «Ярмарка здоровья и красоты в СВФУ» в рамках программы Biomed Generation 2.0.

За 10 лет высокий интерес кружковцев к исследованиям социально-значимых инфекционных заболеваний, позволил им опубликовать 97 научных статей, включая индексируемые в РИНЦ – 16, ВАК – 14, Scopus – 2, Web of Science – 5, также имеются зарегистрированные свидетельства баз данных. Студенты участвуют и награждаются дипломами за представление результатов научно-исследовательской работы на мероприятиях университетского, республиканского, всероссийского и международного уровней. Материалы, полученные в результате исследований, активно применяются в учебном процессе на кафедре.

Заключение

Студенты-кружковцы к завершению учебы в медицинском институте приобретают навыки анализа и обобщения полученного материала, что позволяет им более осознанно овладевать профессиональными компетенциями (ПК-5, ПК-3). Оценена и выделена роль участия обучающихся в научно-исследовательской работе при дальнейшей специализации выпускников-медиков, повышении их конкурентоспособности на рынке труда и осознания актуальности своей профессии. Итоги представленной работы позволяют нам говорить о положительном влиянии кружковой работы на дальнейшее профессиональное становление будущих врачей.


Библиографическая ссылка

Слепцова С.С., Гуляева Н.А., Петрова Л.И., Дьячковская П.С., Семенова В.К. РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29816 (дата обращения: 12.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074