Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Решетникова Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается процесс развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами арт-педагогики. Восприятие произведений искусств (изобразительное, словесное. музыкальное) используется как средство обогащения художественно – изобразительного, эмоционально-чувственного опыта детей и диалогического взаимодействия с ними. Значительное место в работе отводится изучению и освоению художественно – выразительных средств; использованию нетрадиционных техник и технических приёмов рисования. Определены этапы развития изобразительной деятельности (замысел, вынашивание и воплощение замысла); обозначены арт - педагогические задачи на каждом этапе. Описан опыт использования эскизов в процессе формирования замысла и его вынашивания. Описана арт- педагогическая технология во взаимосвязи процесса восприятия и практической художественной деятельности дошкольников в рамках реализации программы дополнительного образования. Обозначены признаки художественного образа (выразительность и изобразительная грамотность). Описан процесс создания ребёнком художественного образа с опорой на произведения искусства. Поэтапное усвоение художественно-выразительных средств живописи и графики во взаимодействии с эмоционально-познавательной деятельностью дошкольников средствами арт-педагогики определено арт-педагогической технологией. Результаты исследования показали, что внедрение арт-педагогической технологии в процесс развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста способствует более эффективному её развитию.
дошкольники
арт-педагогическая технология
изобразительная деятельность
художественный образ
программа дополнительного образования
1. Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий // Теория и методика профессионального образования. Ученые записки ЗабГУ. 2016. Том 11. №2. С.71-75.
2. Маковец Л.А. Арт-педагогика в современном образовании // Педагогический журнал. - 2017. Т. 7. № 6. С. 36-45.
3. Уматова А.У. Воспитательный потенциал артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников // Известия ДГПУ. 2014. №2, С. 85-94.
4. Савлучинская Н.В., Павлова М.С. Теория и методика применения арт-педагогических технологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24509 (дата обращения: 06.05.2020).
5. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М., 1965. 110 с.
6. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1970. 158 с.
7. Медведев Л.Г., Чекалёва Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. 2012. №2 (106). С. 233-235.
8. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4(147). С. 177-181.
9. Ивахнова Л.А. Арт-педагогика в подготовке учителей изобразительного искусства // Вестник образования. Гуманитарные исследования. 2015. №4 (8). С. 63-65.
10. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. М.: Обруч, 2013. 192 с.
11. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 с.
12. Решетнкова Е.Н. 50 техник в рисовании: методическое пособие. Омск: Изд. И.П. Загурский С.Б., 2014. 44 с.

Современное состояние проблемы развития изобразительной деятельности в условиях увеличивающегося потока информации, влияния средств массовой информации на творчество детей требует от педагога постоянного самообразования, изучения новых подходов к организации деятельности и желания эффективного решения проблемы. Основные задачи изобразительной деятельности: формирование эстетических чувств и художественного вкуса решаются во взаимосвязи с задачами всестороннего развития личности ребёнка и находятся в поле повышенного интереса психологов, педагогов, учёных, подтверждая актуальность данной проблемы.

Задача помочь ребёнку перейти от обычного впечатления об окружающем на уровень «изобразительного» замысла, способствующая развитию его индивидуальности - повышает уровень требований к современному педагогу, который сегодня должен знать основы педагогического творчества, быть психологически готовым к импровизации, владеть основами риторики, драматургии и применять знания на практике.

Рассматривая арт–педагогику как новое направление в педагогике, позволяющее эффективно использовать педагогический потенциал произведений искусства в деятельности педагога, необходимо учитывать, что «понятие "арт-педагогика" не может быть аналогом "арт-терапии" ни в научном смысле, ни в практической деятельности» [1, с. 71].

Признаками арт-педагогики являются:

- включение произведений искусства в образовательный процесс при изучении разнообразных тем для решения педагогических задач;

- доминирование диалога педагога и ребёнка в обучении.

Одной из важных задач арт-педагогики является разработка технологий вариативного использования искусства и художественной деятельности [1; 2]. В современных исследованиях внедрение арт-педагогических технологий находится на этапе становления, особенно в дошкольном образовании. Чаще всего используется воспитательный потенциал искусства (Г.М. Ахмадулина, Е.В. Таранова, А.Ю. Сметанина) [3, с. 86].

Многоаспектность использования арт-педагогики позволяет обозначить следующие направления её развития:

- профессиональная подготовка будущих учителей (Л.А. Ивахнова, Ж.С. Валеева, Н.Ю. Сергеева, С.А. Тяглова и др.);

- нравственное воспитание школьников (А.Г. Кузнецова, А.Ю. Сметанина, А.У. Уматова и др.), старших дошкольников (Е.В. Таранова) средствами арт-педагогики;

- социально-педагогическая поддержка одарённых детей (И.А. Бадюгина);

- формирование семейных ценностей у детей-сирот (Р.Б. Угленкова).

Видами деятельности в арт-педагогике являются: изодеятельность (лепка, рисование, аппликация); ручной художественный труд; музыкальная деятельность; художественно-речевая и театрализованная деятельность.

Рассматривая использование нетрадиционных техник рисования как средства арт-педагогики, необходимо помнить, что смысл арт-педагогики не в обучении навыкам рисования, а в формировании основ художественной культуры и социальной адаптации личности средствами искусства [4].

Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности использования арт-педагогической технологии для развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проходил в рамках реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник», реализуемой в ДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 341».

Материалы и методы исследования

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволил определить условия развития изобразительной деятельности дошкольников и ее значение в образовании и воспитании детей.

Программа дополнительного образования рассчитана на два года обучения. В первый год обучения (5-6 лет) решались задачи изучения основ цветоведения и композиции; восприятия искусства; изучения свойств и особенностей художественных материалов. Задачи второго года обучения (6-7 лет) усложнялись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте восприятие ребёнка приобретает целенаправленный характер, что позволяет ему планировать свою деятельность, предварительно продумывать её содержание и выбирать средства выполнения. Существенное развитие проходит воображение. Благодаря появлению творческого воображения приоритетными становятся задачи, решение которых направлено на восприятие произведений искусства, понимание средств выразительности и использование их в процессе изобразительной деятельности.

Изобразительные способности детей проявляются и развиваются в дошкольном возрасте в процессе специально организованной педагогом деятельности. Благодаря развитию аналитико-синтетического мышления у дошкольников появляются образы воображения, которые с возрастом становятся богаче. Показателем развития изобразительной деятельности является художественный образ. Созданные детьми образы в разных видах деятельности – это проявление их знаний, умений и чувств (Н.А. Ветлугина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Л.М. Компанцева).

Программа дополнительного образования составлена с учетом принципов арт-педагогической деятельности: интеграции художественного и педагогического потенциала; художественно-образного предъявления материала; гуманистической направленности. Используя образную форму искусства, педагог помогает ребёнку осознать свои мысли и чувства; понять связь между средствами выразительности и художественным образом.

Процесс создания изображения складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Н.П. Сакулина, Г.В. Лабунская) [5]. Первая часть деятельности является ориентировочной и содержит мероприятия, направленные на формирование зрительного представления об изображаемом объекте или явлении. У дошкольников сбор информации происходит в процессе наблюдения, восприятия, эмоционального переживания. Так как восприятие - начальный этап общения с искусством, он должен быть интересным, осмысленным и обогащать эмоционально-познавательный опыт детей средствами искусства. У ребёнка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, осязательные и другие образы, которые оказывают влияние на результат изобразительной деятельности. Исполнительская часть деятельности включает мероприятия, направленные на процесс создания изобразительного образа (подбор материалов, выбор техник).

Выразительность и изобразительная грамотность – основные дидактические характеристики художественного образа. Мы рассматриваем выразительность как «посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему» [5, с. 65]. Выразительность детского рисунка в дошкольном возрасте, средства которой «работают» на создание образа, может быть выделена как самостоятельное качество (В.С. Щербаков).

Ещё одна дидактическая характеристика детского рисунка – это изобразительная грамотность, которая отражает степень обученности ребёнка. Причинами трудностей в освоении изобразительной грамотности у дошкольников могут быть:

- проблемы в техническом освоении способов работы художественными материалами;

- пониженный интерес к процессу изобразительной деятельности.

Поэтому одной из важных задач изобразительной деятельности учеными называется задача освоения техники рисования (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина). В изобразительной деятельности под техникой понимается набор специальных способов, приёмов и навыков для создания выразительного образа. Формирование технических навыков и умений у дошкольников требует длительного времени и постоянного внимания [6, с. 70]. В другом значении техника означает результат работы художественными материалами в соответствии с их возможностями (например, техника акварельной живописи). Планируя освоение новой техники, необходимо учитывать то, что она имеет изобразительно–выразительные средства: пятно, линию, силуэт и т.д., и является базой для создания образа. Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста могут применять тоновую и цветовую растяжку цвета; использовать разные способы в рисовании карандашами и мелками; применять разнообразные приёмы работы кистью.

Применение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности не требует высокоразвитых технических умений. Их использование не только вносит разнообразие в изобразительную деятельность, но и, в отдельных случаях, позволяет облегчить процесс создания образа. Например, пятно, получившееся в процессе выполнения техники «монотипия», уже напоминает силуэт птицы, и остаётся лишь добавить детали. Сочетание случайных линий «фроттажа» напоминает силуэт рыбки, отпечаток ладони похож на осьминога и т.д. Обучение разнообразным техникам в рисовании детей способствует развитию психических процессов (память, мышление, воображение, речь и т.д.), развитию творческой активности и самостоятельности. Например, развитию воображения детей способствует «кляксография», «фроттаж», «монотипия» и другие техники, в которых дошкольник дорисовывает изображение.

Выбор материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями.

Применение техник в изобразительной деятельности способствует развитию познавательной активности детей. Овладение различными материалами и способами работы с ними, понимание средств выразительности способствует эффективному их использованию при отражении дошкольниками своих впечатлений.

Изобразительная деятельность, имея творческий характер, направлена не только на отражение полученных ребёнком впечатлений, но и на выражение своего личного отношения к изображаемому. Иногда педагоги помогают детям в рисовании, рисуя за них часть изображения. Даже если ребёнку нравится наблюдать за процессом рисования, лучше использовать черновики. Например, показать дошкольнику 2-3 варианта рисования предмета или композиционного решения задания, корректируя процесс изображения с планом рисования ребёнка. «Любое исправление детского рисунка в сторону "грамотности" неизбежно приводит к потере самого ценного – образности первоначальных ощущений, яркости впечатлений, непосредственности понятий» [7, с. 235].

Проблему пониженного интереса к изобразительной деятельности можно решить с помощью разнообразия приёмов и техник в рисовании. Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения. Дошкольников знакомят с выразительными возможностями материалов и техникой их использования постепенно, по мере того как дети овладевают разными материалами. Педагог подводит их к осознанному самостоятельному выбору материалов для рисования, в том числе в самостоятельной деятельности. «Чем младше ребёнок, тем ценнее в его рисунках наличие многообразия различных образов, что указывает на развитие его интеллектуальных данных» [8, с. 180].

Выразительность в детских рисунках достигается с помощью:

- изображения деталей, дополнительных предметов;

- использования выразительных средств: линия, цвет, передача динамики, использование композиционных средств (ритм, симметрия).

Интегрированная подача материала при ознакомлении дошкольников с произведениями искусства (изобразительное, музыкальное, словесное) даёт возможность обогащения создаваемого образа (Б.П. Юсов).

В рамках реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник» наши занятия строились с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и художественно-образного предъявления содержания материала. Учитывалось и то, что восприятие искусства у дошкольников проходит в единстве переживания и познания.

Для оценки развития изобразительной деятельности были выбраны критерии оценки процесса, продукта изобразительной деятельности и творческой составляющей. Комплекс заданий был направлен на решение задач, связанных с проявлением интереса не только к процессу собственной деятельности, но и к «секретам» художников (применению ими художественно-выразительных средств, в том числе и при использовании нетрадиционных техник). Для усиления выразительности дети часто используют речь с целью дополнения и пояснения содержания, поэтому при оценке творческой составляющей учитывалось умение ребенка рассказать о своём изображении.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе развития изобразительной деятельности нами были выделены следующие этапы: замысел, вынашивание замысла, воплощение замысла.

Так как период вынашивания замысла у дошкольника очень короткий, на данном этапе применялись черновики и эскизы. Этот приём позволил повысить уровень самостоятельности детей. У них появилась уверенность в успехе и желание рисовать.

В экспериментальной работе с детьми 5–7 лет нам удалось использовать произведения искусств не только для развития восприятия и обогащения художественно-изобразительного опыта детей, но и для освоения средств выразительности и использования этих средств детьми в собственной творческой деятельности. Например, рассматривая репродукции произведений художников, работающих в акварельной технике «по-сырому», дошкольники понимали, что расплывчатость акварели, смешение цветов – это красиво. Рисование сухой пастелью делает фон нежным. «Дети должны видеть то, как "работает" новая для них техника в образе, созданном художником» [9, с. 65].

Использование нетрадиционных техник и технических приёмов в произведениях художников оказало положительное влияние на их освоение. Дети смешивали традиционную технику с нетрадиционной. Например, при рисовании гуашью зимнего пейзажа – применяли приём тампонирования. Практика показала, что дети 5-6 лет могут освоить нетрадиционные техники: «монотипия пейзажная», «по-сырому», «потрескавшийся воск», а дети 6-7 лет – более сложные: «граттаж», «грифонаж», смешанные техники. По мере ознакомления с разными техниками деятельность детей приобретала характер экспериментирования, особенно интересного в старшем дошкольном возрасте. Осваивая технические приёмы, дошкольники могли самостоятельно применять их на практике. Например, использовать рисование «по-сырому» и рисование акварельными карандашами с последующим дорисовыванием «по-сухому». В такой деятельности происходит не только развитие технических умений, но и формирование способностей, т.к. «мощная потребность в новых впечатлениях придаёт деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъёмом» [10, с. 41]. Положительным моментом в деятельности изостудии можно назвать использование техник более сложных, чем на обычных 25-30-минутных занятиях, позволяющих обогатить создаваемый образ интересными деталями.

В рисовании дошкольник экспериментирует и играет одновременно. Введение игровых приёмов на разных этапах изобразительной деятельности способствовало развитию наглядно-образного мышления дошкольника. Например, приём оживления художественных инструментов и материалов: красочка «пошла в гости» к «подружке» (работа на палитре); кисточка наклонилась и «топает» (приём «примакивание»); кисточка «умылась и расчесалась» (вытираем ворс о край баночки) и т.д. Эти игровые приёмы в процессе изобразительной деятельности превращались в изобразительно–игровые.

Особый интерес у детей вызывали изображения, связанные с их личным опытом: портреты детей художников, природа в произведениях живописи, фрукты и овощи в натюрморте, иллюстрации к знакомым произведениям. Проявлялся интерес к авторской манере изображения, к многообразию сочетаний художественных материалов (тушь и акварель; гуашь, акварель и уголь; акварель, сангина и цветные карандаши и др.).

Определяя педагогическую технологию как «организационно-методический инструментарий педагогического процесса», Б.Т. Лихачев рассматривал её как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» [11, с. 6].

Арт-педагогическая технология развития изобразительной деятельности представлена нами как система методов и средств арт-педагогики, обеспечивающая художественно-эстетический опыт дошкольников в единстве переживания и познания. Разнообразие изобразительных материалов делает эту деятельность более привлекательной и интересной, тем более что по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения [12, с. 5]. Таким образом, в нашем варианте арт-педагогическая технология – это система последовательных действий педагога, направленная на обогащение эмоционально- познавательного опыта дошкольников средствами искусства.

Технология создания образной выразительности представлена нами как последовательные этапы:

  1. Этап формирования замысла зависит от организации восприятия искусства и интеграции его видов: изобразительного, музыкального и словесного искусства. Педагог ставит задачи: обогащение познавательного и эстетического опыта; ознакомление со средствами выразительности.
  2. На этапе вынашивания замысла происходит выполнение эскизной проработки задания, диалоговое общение. Ставятся задачи: формирование представлений о вариантах использования художественно-выразительных средств и признаках художественного образа; о степени проработанности замысла ребёнком (в диалоге).
  3. Этап воплощения замысла включает образную речь, словесное описание, знакомство с новыми техниками рисования и техническими приёмами в практической деятельности. Отрабатываются технические приемы. Происходит расширение границ представлений детей о технических возможностях художественных материалов. Ставятся задачи: формирование представлений детей о способах использования художественных материалов, о многообразии изобразительных техник, технических приёмов, их сочетаний; использование образной речи для обогащения представлений и создания образа на этой основе.

Выводы

  1. Актуализирована проблема развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет средствами арт-педагогики, включающая систему заданий и упражнений, направленных на поэтапное усвоение художественно–выразительных средств искусства (живопись, графика) во взаимодействии с эмоционально-познавательной деятельностью детей под руководством педагога.
  2. Разработана арт-педагогическая технология, построенная на единстве восприятия произведений изобразительного искусства, понимании его языка и использовании средств выразительности в изобразительной деятельности.
  3. Обоснованы критерии и показатели развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент, анализ продуктов детской изобразительной деятельности, обобщение данных опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику развития изобразительной деятельности детей 5-7 лет.


Библиографическая ссылка

Решетникова Е.Н. АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29813 (дата обращения: 12.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074