Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Минникаева Н.В. 1 Тюкалова С.А. 1 Апарина М.В. 1 Колесникова Н.В. 1 Седнев А.В. 1
1 Кемеровский государственный университет
В настоящее время в нашей стране в условиях урбанизации, глобализации и технического прорыва актуальными становятся вопросы укрепления, сохранения физического здоровья студенческой молодежи. В то же время исследования последних лет показывают, что показатели здоровья неуклонно снижаются. При этом важная роль в коррекции такого положения дел принадлежит системе высшего образования и, в частности, оптимизации процесса физического воспитания, который был бы нацелен на удовлетворение актуальных потребностей студентов в двигательной активности. Методология исследования включает методы теоретического и эмпирического анализа, тестирования физической и функциональной подготовленности студентов, опрос. Результаты исследования заключаются в том, что оптимизация процесса физического воспитания студентов с учетом их интересов, пола, индивидуальных способностей ведет не только к увеличению их двигательной активности, но и улучшает их физическое здоровье. В ходе проведенной работы авторам удалось рассмотреть мотивационные моменты, которые способствуют повышению ценности физической культуры у студенческой молодежи, улучшая и их физическую подготовленность, в качестве элементов новизны автором приводится перечень необходимых условий для повышения эффективности процесса физического воспитания студентов в вузе.
физическое воспитание
студенты
факультет физкультуры
спортклуб
1. Семёнова В.Н., Галузо Н.А., Никифорова Н.Г. Здоровье студента-медика // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 1. С. 84-86.
2. Бердников П.П., Дьяченко Ю.А., Калинина В.В., Хмырова С.А. Особенности организации занятий по физвоспитанию студентов с учетом необходимости коррекции их дыхательной системы // АВУ. 2010. № 5 (71). С. 89-90.
3. Сизова Н.В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Концепт. 2019. № 4. С. 116-123.
4. Гребенщикова Ю.А. «Нормы ГТО» глазами студентов // Инновационная наука. 2016. № 5–3 (17). С. 24-26.
5. Минникаева Н.В., Сапего А.В., Игишева Л.Н. Хатха¬йога как средство пренатальной физической культуры в условиях здоровьесбережения // МиД. 2016. № 1. С. 4-9.

Одной из важнейших задач высшей школы РФ является подготовка специалиста, имеющего не только прочные знания, умения и навыки в выбранной сфере деятельности, но крепкого физически, с высоким уровнем здоровья и работоспособности. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья студентов, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, исследования показывают довольно высокую распространенность хронических заболеваний студентов – 41,5% девушек и 22,2% юношей. Отклонения в состоянии здоровья представлены четырьмя группами – патология верхних дыхательных путей (ринит, тонзиллит, гайморит), желудочно-кишечного тракта, органов зрения и аллергические проявления [1]. Одной из причин, способствующих снижению состояния здоровья студенческой молодежи, является низкий уровень двигательной активности. В то же время образ жизни современного студенчества характеризуется как малоподвижный [2, 3].

В этом случае актуальными становятся вопросы, связанные с оптимизацией организации процесса физического воспитания студенческой молодежи. В то же время на формирование здоровья студентов влияет введение в учебный процесс элективных курсов по физической культуре (по выбору), проведение внеаудиторной воспитательной работы здоровьесберегающего характера, активизация работы спортивного клуба.

Целью исследования являлось определение эффективности реализации процесса физического воспитания в Кемеровском государственном университете, посредством выявления уровня физической и функциональной подготовленности студентов 1 и 2 курсов.

Материалы и методы исследования

В исследовании применялись методы теоретического и эмпирического анализа, тестирования физической и функциональной подготовленности студентов, опрос. Исследование проводилось на базе Кемеровского государственного университета, в нем приняли участие 400 студентов 1 и 2 курсов, из них 200 юношей и столько же девушек, возраст 18–19 лет. Нами были использованы тесты: «Челночный бег 3х10м», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперед», «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», «Поднимание туловища из и. п. лежа на спине», «Бег 2 км дев., 3 км юн.», «Ортостатическая проба», «Индекс Руфье», «Индекс Кетле», «ЖЕЛ», «Проба Генчи», «Проба Штанге», «Проба Мартине-Кушелевского».

Результаты исследования и их обсуждение

В Кемеровском государственном университете реализация элективных курсов основана на осознанном выборе тех видов деятельности, которые учитывают как интересы занимающихся, так и состояние здоровья обучающихся, их индивидуальные возможности. Так же важно то, что элективные курсы по физической культуре позволяют выстраивать образовательную траекторию не только с позиции формирования ЗОЖ, но и с прицелом на будущую профессиональную деятельность. Это так называемая прикладная физическая культура, которая способствует успешности будущего специалиста, подготавливая физические кондиции к выполнению трудовых функций. В табл. 1 представлены элективные курсы, реализуемые в рамках физической культуры.

Элективные курсы студенты могут выбирать со второго курса. В 2013 г. одним из первых в стране Кемеровский государственный университет присоединился к работе Ассоциации студенческих спортивных клубов, созданной по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Таблица 1

Виды элективных курсов, реализуемых в Кемеровском государственном университете

Спортивные игры

Оздоровительная гимнастика

Силовой спорт

Волейбол

Степ-аэробика

Пауэрлифтинг

Баскетбол

Фитбол-аэробика

Кроссфит

Бадминтон

Йога

Тяжелая атлетика

Задача спортивного клуба КемГУ – объединение активных студентов, желающих заниматься спортом в университете (рис. 1). Самыми популярными являются спартакиада первокурсников и студентов КемГУ.

Ярким примером приобщения к формированию здоровья средствами физического воспитания стала традиционно проводимая в нашем вузе акция «Зарядка с чемпионом».

Рис. 1. Основные виды спорта, культивируемые в спортклубе КемГУ

В ходе реализации этого проекта студенты познакомились и позанимались с такими знаменитыми спортсменами, как Григорий Дрозд, Карен Арутюнян (чемпионы мира по боксу), Александр Деревягин (призер чемпионатов Европы 2009 и 2011 гг., пятикратный победитель чемпионатов России) и др.

Традиционным является в нашем вузе проведение Форума ГТО. На нем студенты (около 1500 чел.) приняли участие в таких мероприятиях, как научно-практическая конференция «ВФСК ГТО в Кемеровской области», «Викторина ГТО», первенство «Личный рекорд ГТО», «Твои 5 шагов до знака» и др., также вызвала интерес площадка Форума, на которой ВФСК ГТО сдавали тандемы из студентов (здорового и с ограниченными возможностями здоровья).

Исследование показало, что сдача нормативов ВФСК ГТО вызывает интерес у студентов, результаты нашего исследования в этом плане согласуются с данными Ю.А. Гребенщиковой [4]. В исследовании приняли участие 400 студентов 1 и 2 курсов, из них 200 юношей и столько же девушек. Все они принимают активное участие в спортивной жизни вуза, занимаются в секциях спортивного клуба и посещают занятия по физической культуре (1 курс) и элективные курсы по физической культуре (2 курс). Результаты исследования, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты выполнения нормативов ГТО

Челночный бег 3х10 м, с

Прыжок в длину с места, см

Наклон вперед, см

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз

Поднимание туловища из и. п. лежа на спине, раз

Бег 2 км дев.,

3 км юн.

Юноши

 

6,9±1,2

209, 5±12,1

11±3,2

50,8±6,2

47,5±4,1

13,8±3,9

Девушки

 

7,6±1,1

200,4±13,4

14,6±4,1

23,4±4,6

32,6±2,1

16,1±5,2

Результаты исследования показали, что большинство студентов справляются с нормативами. На золотой знак выполнили все нормативы 7 юношей и 5 девушек, что составляет 3% от общего числа исследуемого контингента. Количество студентов, которые показали результаты всех нормативов не ниже бронзового знака, составило около 25 %. Однако нами было выявлено также, что около 10% студентов не справились ни с одним из предложенных нормативов.

Результаты тестирования физической подготовленности по тестам ГТО вызывают необходимость дальнейшего изучения вопроса о здоровье студентов 1 и 2 курса. С этой целью мы провели исследование функций и систем организма, имеющих отношение к общему соматическому здоровью (табл. 3).

Нами было выявлено, что студенты имеют достаточные резервы для оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы. А именно, индекс Руфье показал хорошую работоспособность сердца и тренированность организма в целом, при норме от 3–5 усл. ед., результаты исследуемых 2,7 ± 0,9 – девушки, 2,4 ± 0,9 – юноши.

Результаты Индекса Кетле позволяют судить о том, что студенты имеют хорошее соотношение рост/вес. При норме 20–25 г/см были показаны результаты 18,1±2,3 – девушки, 21,0 ± 2,5 – юноши.

Таблица 3

Результаты функционального тестирования студентов 1 и 2 курсов (Х±m)

Тесты

Девушки (n=200)

Юноши (n=200)

Ортостатическая проба, уд/мин

6,1±3,1

7±2,7

Индекс Руфье (усл. ед.)

2,7 ± 0,9

2,4 ± 0,9

Индекс Кетле (г/см)

18,1 ± 2,3

21,0 ± 2,5

ЖЕЛ (л)

3,2±1,2

4,1±1,2

Проба Генчи (с)

23±5,6

29±3,2

Проба Штанге (с)

37±3,2

45±1,9

Проба Мартине-Кушелевского, (восстановление ЧСС, мин)

3±2,7

2,7±2,1

Результаты пробы Мартине-Кушелевского показали, что у студентов благоприятная скорость адаптации организма к нагрузке и скорость протекания восстановительных процессов.

Об адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузке помогает судить ортостатическая проба, и результаты показали, что у студентов хорошее функционирование симпатического отдела вегетативной нервной системы. Так, при норме повышения ЧСС не более чем на 11 уд/мин девушки показали результат 6,1±3,1 уд/мин, а юноши – 7±2,7 уд/мин.

О функционировании дыхательной системы можно судить по пробам Генчи и Штанге, которые характеризуют устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность к гипоксии. В нашем исследовании студенты по обеим пробам выявили средние результаты, свидетельствующие о нормальной работе дыхательной системы. Жизненная емкость легких у студентов исследуемых групп, находится в допустимых пределах (3,2±1,2 – девушки, 4,1±1,2 – юноши) нормального функционирования аппарата внешнего дыхания (при норме от 2,5 л у девушек, и 3,5 л у юношей).

Нами было также проведено исследование состояния здоровья на основе анализа медицинских карт обучающихся, всего изучено 120 карт студентов 1 и 2 курсов. Так в сентябре 2019 г. было выявлено, что к группе часто болеющих по факту заболеваний верхних дыхательных путей относится 31% студентов, из них 21% – девушки, 10% – юноши, результаты представлены в табл. 4. За учебный год в ходе реализации физического воспитания в вузе ситуация изменилась. Так, число заболевших снизилось у девушек на 7%, а у юношей на 4%. И среднее число пропусков занятий по физическому воспитанию (ФВ) по причине заболеваемости за учебный 2018–19 гг. в исследуемой группе в год снизилось с 15,2 дней до 10,3 у девушек, тогда как у юношей было 14,4 дней, а стало 8,1 дней. Полагаем, что это результат проведенной работы.

Таблица 4

Результаты исследования заболеваемости верхних дыхательных путей (в том числе ОРВИ) студентов 1 и 2 курсов КемГУ (120 человек: 70 девушек, 50 юношей)

Уч. год

Часто болеющие ОРВИ

(более двух раз) (%)

Число пропусков занятий ФВ (дни)

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

2018–19

21

10

15,2

14,4

2019–20

15

6

10,3

8,1

На эффективность снижения заболеваемости, по нашему мнению, влияют занятия лыжной подготовкой, которую обязаны пройти в течение семестра обучающиеся 1 и 2 курсов. В Сибирском федеральном округе весьма продолжительная зима, занятия на свежем и морозном воздухе начинаются в ноябре и заканчиваются только в марте. Это позволяет проводить закаливание в процессе занятий лыжами и повышает иммунитет в конечном счете. При этом занятия по лыжной подготовке воспринимаются студентами позитивно, так, опрос преподавателей выявил, что пропусков занятий физического воспитания в этот период практически не бывает.

Таким, образом, мы видим, что организация физического воспитания в Кемеровском государственном университете учитывает особенности региона, материально-технической базы, а самое главное, потребности студентов. Так, для девушек организованы занятия различными видами аэробики и йогой, которая, кстати, эффективна для здоровья [5], а для юношей силовые виды занятий – пауэрлифтинг, кроссфит и тяжелая атлетика, вызывают интерес и игровые виды спорта: волейбол, баскетбол и бадминтон. Секционная работа спортивного клуба удовлетворяет запросы тех, кому недостаточно двигательной активности в рамках учебной деятельности. В настоящее время активно ведется работа по 13 видам спорта и имеются высокие результаты. Например, студенты Кемеровского госуниверситета в составе сборной команды Кемеровской области завоевали награды на IV Международном туристско-спортивном фестивале «GreatAltai. Большой Алтай», успешно выступила в первенстве Европы по пауэрлифтингу (жиму) студентка, член сборной команды России и Кузбасса мастер спорта России международного класса Татьяна Смолехо. Студентка Екатерина Дынник завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира по боксу и т.д.

Кроме того, мы провели опрос студентов, участвующих в исследовании, с целью определить мотивацию быть физически здоровым и выявили следующие результаты (рис. 2).

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Зачем вам быть физически здоровым?»

Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, мы пришли к заключению, что посредством анализа уровня физической и функциональной подготовленности студентов 1 и 2 курсов, результатов опросов студентов, с целью определить мотивацию физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, показателей успешности соревновательной деятельности студентов, нам удалось выявить достаточную эффективность реализации процесса физического воспитания в Кемеровском государственном университете. Мы видим, что организация физического воспитания в Кемеровском государственном университете учитывает особенности региона, материально-технической базы, а самое главное, потребности студентов.

Физическое здоровье актуально для студенческой молодежи, оно складывается из прочного фундамента физической подготовленности, функциональной готовности органов и систем к жизнедеятельности в меняющихся условиях жизни. А достигнуть этого возможно, как нам представляется, только путем рационального физического воспитания на основе выполнения следующих условий:

1. Разнообразия форм и средств физической культуры (элективные курсы), которые бы учитывали не только специфику региона и материально-техническую базу, но и потребности студентов в зависимости от их пола, индивидуальных особенностей организма и интересов.

2. Функционирования студенческого спортивного клуба, который ориентирован на студентов, имеющих желание и физические возможности совершенствовать свою спортивную форму, развивать лидерские качества, выступая за вуз на ответственных соревнованиях и т.д.

3. Популяризации физической культуры и спорта через проведение акций «Зарядка с Чемпионом», «Форум ГТО», форум «Кузбасс спортивный» и т.д.


Библиографическая ссылка

Минникаева Н.В., Тюкалова С.А., Апарина М.В., Колесникова Н.В., Седнев А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29801 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074