Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Канбекова Р.В. 1 Салимова Л.Х. 2 Ижбулатова Э.А. 2 Салимова А.А. 3
1 ФГБОУ ВО «Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета»
2 ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан»
3 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Принятие новой модели аттестации компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) определило повышенные требования к эффективности переподготовки слушателей региональных систем дополнительного профессионального образования (ДПО) на современном этапе. В приказе Министерства образования и науки РФ указан вектор, направленный на достижение строго определенных, измеряемых образовательных результатов, в виде компетентностного приращения у педагога: получение новой компетенции или совершенствование имеющейся компетенции. В данной статье отмечается противоречие между существующим процессом повышения квалификации педагогов, выполняющим в основном компенсаторную и адаптивную функции, и необходимостью учета насущных потребностей самих педагогов для персонального профессионального развития. Авторы предлагают один из возможных путей разрешения этого противоречия: внедрение в процесс переподготовки коучинг-технологии, реализующей персонифицированную форму повышения квалификации педагогов. В статье в виде таблицы представлено описание этапов процесса проектирования индивидуальной стратегии персонифицированного профессионального развития педагога. Разработанный авторами индивидуальный план персонифицированного профессионального развития педагога, построенный на принципах коучинг-технологии, состоит из 10 этапов и учитывает необходимость сочетания прежних знаний и учебной деятельности слушателя. Персонифицированный план профессионального развития педагога прошел апробацию в процессе переподготовки учителей начальных классов в Институте развития образования Республики Башкортостан. Полученные в проведенном исследовании результаты позволяют сделать однозначные выводы о положительной динамике уровня профессионального развития педагога, выраженного в показателях, характеризующих его компетентностное приращение.
индивидуальная стратегия профессионального развития педагога
принципы коучинг-технологии
система дополнительного образования
1. Шубин С.В., Клейман И.С. Как оценить эффективность курсовой подготовки педагогов? На примере Пермского края // Народное образование. 2019. № 5. С.97-104.
2. Осмоловская И.М. Общее среднее образование в России: состояние и проблемы // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. Вып.2 (81). С.14-20.
3. Занин Д.С. Коучинг-технологии проектирования индивидуальной стратегии профессионального развития специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. Вып.2 (81). С.44-52.
4. Поташник М.М. Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми // Народное образование. 2010. № 9. С. 110-119.
5. Аткинсон М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга / М. Аткинсон, Рае Т. Чойс. – Краснодар: Изд-во Companion Group, 2009. 256 c.
6. Постановление от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения: 06.04.2020).
7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258/ (дата обращения: 06.04.2020).
8. Степанова И.Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 399 с.

Принятие национальной системы учительского роста и новой модели аттестации, предусматривающей оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), обусловило повышенные требования к эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования (ДПО).

В структуре ЕФОМ предусмотрена оценка четырех групп профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных, а потому именно эти компетенции являются ядром контента программ повышения квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования.

Основной целью обучения на курсах повышения квалификации педагогов на современном этапе является его компетентностное развитие. В Приказе Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» дана четкая установка на то, что реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [1, с. 98].

Повышение квалификации педагогов в рамках дополнительного профессионального образования – это специально организованный процесс, направленный на достижение строго определенных, измеряемых образовательных результатов (профессиональных компетенций), соотнесенных как с нормативными документами, регулирующими деятельность региональных систем дополнительного профессионального образования, так и с запросами самих слушателей и их работодателей.

Актуальна разработка Национальной системы профессионального роста учителей, организация повышения квалификации по запросам педагога на основе выявленных трудностей, проблем в его профессиональной деятельности [2, с. 18].

Массовое повышение квалификации педагогов, выполняющее в основном две функции: компенсаторную (связанную с ликвидацией пробелов в базовом образовании педагога) и адаптивную (связанную с переподготовкой учителя в связи с изменениями, происходящими в последнее время в системе образования и обществе), породило противоречие. С одной стороны, назрела необходимость учета насущных потребностей самих педагогов для профессионального развития, с другой - проявилась неподготовленность организации дополнительного профессионального образования оказывать персонифицированные образовательные услуги.

Цель исследования: выявить эффективность внедрения персонифицированной формы повышения квалификации педагогов, учитывающей необходимость сочетания внутренних источников самого обучающегося и его учебной деятельности, в процесс курсовой переподготовки.

Материалы и методы исследоваания. Для реализации индивидуальной стратегии повышения квалификации педагога, слушателя Института развития образования формируется персонифицированный план его профессионального развития, основанный на принципах коучинг-технологий.

Вопросы коучинга раскрыты в трудах ряда зарубежных и отечественных ученых. В своих статьях Дмитрий Сергеевич Занин приводит подробный анализ этого понятия и рассматривает авторскую коучинг-технологию проектирования индивидуальной стратегии профессионального развития личности специалиста в современных условиях информационного общества. В его определении «под коучинг–технологией понимают процесс, построенный на принципах партнерства, стимулирующий мышление и творчество клиентов (обучающихся), вдохновляющий их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала [3, с. 47-48].

Марк Максимович Поташник считает, что «коучинг» - это вид профессиональной помощи, специфический способ обучения и развития, где главный метод коуча (управленца, тренера, учителя, воспитателя, преподавателя) – не в сообщении готовых знаний или инструкций, а в задавании вопросов подопечному с тем, чтобы он сам, будучи мотивированным (признавая решение проблемы своей личной целью), нашел ответ (решение или способ действия) из своих внутренних источников (интеллекта, эмоций, интуиции, логики, прежних знаний, своей креативности) [4, с. 118].

Курсовое повышение квалификации педагогов – это интегрированный процесс обучения, ориентированный на получение слушателями запланированного институтом объема знаний и компетентностей, и на удовлетворение персональных образовательных потребностей в виде повышения их профессионального развития. Поэтому основная работа на курсах повышения должна проводиться в режиме освоения образовательной программы, в том числе в режиме реализации индивидуального плана компетентностного развития слушателей.

В нашем исследовании используется сравнительно недавно появившаяся в образовании технология в виде рефлексивных сессий, бесед, названная термином «коучинг». Проектирование индивидуального плана курсовой подготовки осуществляется на принципах коучинг-технологии: преподаватель с позиции коуча организует общение и сопровождение слушателя. Составление индивидуального плана происходит на протяжении отведенного промежутка времени обучения, поскольку сущность его построения отражает процесс изменения (динамики) в развитии и приращении компетентности слушателя и носит пролонгированный характер. Слушатель, заполняя колонку «Содержание», привносит в план свою личную позицию, формулируя которую принимает на себя ответственность за её решение, находит ответ, опираясь на сочетание собственного опыта прежних знаний и трудовой деятельности.

Структура индивидуального плана отражена в нижеследующей таблице.

Структура индивидуального плана профессионального развития слушателя (ППР)

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Группа профессиональных компетенций учителя, требующая построения ППР

Слушателю необходимо описать:

· Актуальные требования к профессии. Перечень компетенций, которые нужно актуализировать и развить в первую очередь.

· Прогнозирование требований к профессии. Намерения и притязания самого слушателя и микросоциального окружения на качество получаемого повышения квалификации.

· Запросы руководства школы на результаты прохождения курсовой подготовки педагога.

· Как должен слушатель измениться в результате профессионального развития в процессе освоения программы (желаемое «компетентностное приращение» слушателя).

2

Возможности для реализации индивидуального плана профессионального развития на основе программы, имеющейся у организации ДПО

Слушателю, в сопровождении преподавателя (коуча) организации ДПО, необходимо описать:

· Инфраструктурные возможности.

· Материально-технические ресурсы.

· Профессиональные качества педагогов организации ДПО.

· Внутренние нормативные документы.

3

Цели и задачи реализации ППР

Слушателю необходимо описать:

· Насколько прирастет компетентность, в которой находится слушатель.

· Перечислить всех субъектов, обеспечивающих реализацию ППР.

· Оценить интересы и возможности всех участников программы.

4

Основные этапы, методы, реализации коучинг-технологии

Слушателю и преподавателю-коучу в процессе, построенном на принципе партнерства, описать:

· Этапы реализации с обоснованием их последовательности и использование на последующих шагах компетентностного опыта, полученного ранее.

· Виды деятельности, в которую будут вовлекаться слушатели, и какие приемы будут при этом использоваться.

· Перечень основных образовательных форматов и их последовательность: оптимальное сочетание интерактивного и контактного процесса обучения (цифровизация переподготовки не заменяет реальный процесс обучения виртуальным).

· Формы организации для слушателей беседы и рефлексии полученного опыта компетенций, структурирования знаний и превращения их в индивидуальные инструменты.

5

Содержательное обеспечение реализации: программно-методическое, информационное, знаково-символическое

Преподавателям организации ДПО необходимо указать:

· Методические пособия, комплекты

· учебников, подбор книг и статей для изучения.

· Открытые информационные ресурсы,

к которым слушателям необходимо обращаться при прохождении курсовой переподготовки.

· Символы, знаки и общепринятые

· С сокращения, которые будут всегда «на виду» у слслушателя, как подсказка нужной мысли при вввыполнении заданий.

6

Нормативно-правовое, инфраструктурное, организационно-управленческое, материальное обеспечение реализации ППР

Преподавателям-коучам организовать общение, в котором необходимо указать:

· Принятые локальные нормативно-

· правовые акты (положение о вариативности расписания, нормированность и упорядоченность занятий, строгая легитимность проводимых мероприятий).

· Принятые управленческие решения

для успешной реализации ППР (выделение аудиторий для занятий, ПК и другой оргтехники, выделение школ для посещения уроков и т.д., которые будут задействованы при реализации программы).

7

Учебно-тематический и календарно-тематический план

Слушателю в сопровождении преподавателя–коуча необходимо структурировать и обобщить всё изложенное в предыдущих разделах:

· Перечислить все предполагаемые

· мероприятия программы в хронологической последовательности и в виде таблиц, описать, как они соотносятся между собой по времени.

8

Модель и механизмы управления реализацией ППР

Необходимо показать партнерское взаимодействие педагогической команды преподавателей ДПО, осуществляющей образовательную и информационную деятельность по отношению к слушателям курсов переподготовки, учитывая выполнение следующих позиций:

· Какие инстанции осуществляют управление и вправе требовать от преподавателей, реализующих программу, выполнение своих указаний.

· На основе каких нормативных актов, соглашений, различных форм мотивации

· управляющие субъекты могут требовать выполнение своих указаний и быть уверенными в их выполнении.

· Согласование между управленцами действий разных субъектов, обеспечение ими ресурсов программы.

9

Мониторинг результатов реализации ППР

Построение этого раздела выполняется с учетом содержания разделов 1 и 3 данной программы.

Необходимо описать:

· Конкретные измеримые результаты, ожидаемые от переподготовки.

· Критерии оценивания достижений компетентностных результатов слушателя и их качества.

10

Дальнейшее использование и развитие результатов ППР

Необходимо описать:

· Условия, при которых сам слушатель сможет в дальнейшем использовать результаты, достигнутые благодаря программе.

· Как коллектив организации ДПО и весь круг субъектов, реализовавших программу, использует ее результаты, чтобы создать для слушателей возможность новых достижений.

 

Содержание ППР определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями слушателя (уровнем готовности к освоению программы) в достижении необходимого уровня компетентности.

Согласно коучинг-технологии, преподаватель образовательного учреждения ДПО организует общение с обучающимися на принципах, «согласующихся с принципами личностно ориентированного обучения» [5, с. 9].

Результаты исследования и их обсуждение. Пилотное исследование внедрения индивидуального плана профессионального развития слушателя (ППР), основанное на коучинг-технологии, было проведено в Институте развития образования Башкортостана (ИРОРБ) во втором полугодии 2019 года в рамках программы профессиональной переподготовки учителей начальных классов. Программа направлена на совершенствование профессиональной компетенции слушателей в реализации программ начального общего образования с учетом актуальных требований к профессии.

Для оценки результатов своего компетентностного приращения слушатели курсов проходят компьютерное тестирование в начале обучения (входной контроль) и в конце обучения (выходной контроль). Банк тестов состоит из четырех групп заданий, соответствующих четырем группам профессиональных компетенций, предусмотренных ЕФОМ. Содержание тестов адекватно формируемым компетенциям, указанным в нормативных документах об образовании [6; 7]. Компьютер случайным образом выбирает для каждого слушателя индивидуально 30 тестов, после ответа на которые выдает цифровой результат. Сравнивая входной результат с результатом, полученным после окончания программы, слушателем определяется самооценка о качестве дополнительного профессионального образования на курсах переподготовки. Результаты входного и выходного контроля слушателей курсов (самооценка) повышения квалификации ИРО РБ (в условных единицах) представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты самооценки слушателей курсов повышения квалификации

(в условных единицах)

Обучение в системе дополнительного профессионального образования связано с профессионально-личностным развитием и саморазвитием специалиста, который после прохождения переподготовки перестает быть только персонификацией нормативной деятельности. «Он становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности» [8, с. 36].

Для получения объективной оценки эффективности обучения на пройденных курсах повышения квалификации слушателями мы дополнительно запросили информацию от работодателей о положительных изменениях в практической деятельности педагога.

Поскольку обладание компетентностью проявляется только в реализуемом педагогом образовательном процессе, то именно положительные изменения в его деятельности в послекурсовой период, представленные далее на рисунках 2-4, по сути, и есть один из отсроченных показателей его эффективности.

На рисунке 2 отражена положительная динамика профессиональной компетентности педагога, основанная на увеличивавшихся (по численности) результатах учебы и воспитания младших школьников (количество участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, смотрах, выставках).

Рис. 2. Динамика профессиональной компетентности педагога

(по количеству мероприятий)

На рисунке 3 отражена положительная динамика профессиональной компетентности педагога в послекурсовой период, основанная на увеличении результатов (в количественном отношении) использования новых технологий, приемов, систем оценивания, средств обучения и воспитания.

Рис. 3. Динамика профессиональной компетентности педагога по применению новых технологий (в количественном отношении)

На рисунке 4 отражена положительная динамика профессиональной компетентности педагога (в количественном отношении), основанная на проявлении активности методической деятельности педагога в дидактических разработках, в статьях, выступлениях, в презентации своей деятельности, прохождении аттестации, участии в конкурсах.

Рис. 4. Динамика проявления методической активности педагога

(в количественном отношении)

Выводы. Внедрение в систему переподготовки педагогов персонифицированного плана профессионального развития слушателя, этапы и содержание которого основаны на принципах коучинг-технологии, что является новой эффективной моделью повышения квалификации слушателей.

Использование коучинг-технологии повышения квалификации приводит к развитию имеющихся и становлению новых компетенций учителей начальных классов.

Эффективность и качество повышения квалификации педагогов оценивалось на основе реальных изменений. Результаты самооценки слушателей релевантны с оценкой, подтвержденной работодателями, отправившими педагога на курсы повышения квалификации в Институт развития образования.

Независимое подтверждение обоснованности сделанных выводов об эффективности реализации персонифицированной формы повышения квалификации педагогов можно получить, анализируя информацию, представленную в тексте статьи в виде рисунков (1–4).

В целом представляется возможным говорить о том, что внедрение коучинг-технологии проектирования стратегии профессионального развития учителя начальных классов в практику дополнительного образования удовлетворяет требованиям к качеству подготовки, предъявляемым новой моделью его аттестации.


Библиографическая ссылка

Канбекова Р.В., Салимова Л.Х., Ижбулатова Э.А., Салимова А.А. КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29777 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674