Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Скобликова Т.В. 1 Скриплева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Статья посвящена одному из самых важных компонентов современной жизни молодого человека – использованию Интернета, который системно меняет и определяет современный ритм и образ жизни, меняет взаимоотношения, образ мышления, сущность общения, организацию досуга и в целом выступает в ракурсе изменения личности и общества. Интернет является объективной реальностью, с которой предстоит жить и реорганизовывать сущность бытия каждому молодому человеку. Данный феномен изменяет и форматирует всю жизнь человека. Наряду с положительной стороной данное явление имеет и негативный аспект. В статье рассматривается интернет-зависимость как основная проблема молодых людей. Цель представленного в работе исследования заключается в осмыслении данного феномена и обосновании сущности интернет-зависимости, а также в поиске путей профилактики возможного негативного воздействия Интернета на молодежь. Статья содержит результаты социального опроса, цель которого состояла в выявлении причин и степени привыкания молодежи к Интернету. Представлены разновидности интернет-зависимости, приводятся данные научных подходов к обоснованию интернет-зависимости. Выявлены наиболее характерные изменения, происходящие с молодым человеком в процессе пребывания в сети Интернет. В заключение представлены рекомендации по работе с интернет-зависимой молодежью.
Интернет
молодёжь
информационные технологии
зависимость
интернет-зависимость
социальные сети
1. Дувалина О.Н., Морданова А.В. Интернет-зависимость среди молодежи // Colloquium-journal. 2019. № 9-6 (33). С. 128-130.
2. Титова В.В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 4. DOI: 10.18384/2224-0209-2017-4-849.
3. Нестерова А.А., Левин Л.М. Зарубежные и отечественные исследования интернет-зависимости и включенности в социальные сети у молодежи // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 92-99. DOI: 10.25629/HC.2020.01.10.
4. Психические расстройства и расстройства поведения. [Электронный ресурс]. URL: https://medbooking. com/illness/internet-zavisimosty (дата обращения: 10.04.2020).
5. Goldberg I. Internet addictive disorder (IAd) diagnostic criteria [Электронный ресурс]. URL: http://web.urz.uniheidelberg.de/Netzdienste/anleitung/wwwtips/8/addict.html (дата обращения: 05.03.2020).
6. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Скриплев А.В. Охрана здоровья студенческой молодежи в образовательном процессе вуза // Современные проблемы высшего образования: материалы VII Международной научно-методической конференции (Курск, 28 апреля 2015 г.). Курск: Издательство: Юго-Западный государственный университет (Курск), 2015. С. 248-253.
7. Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 1. № 1 (33). С. 34-46. DOI: 10.11621/npj.2019.0104
8. Андреева Е. А., Паращенко А.В., Никитина П.В. Проблема интернет-зависимости в молодёжной среде // Инновационные процессы в науке и образовании: материалы Международной научно-практической конференции (Пенза, 05 января 2019 г.). Пенза: Издательство: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 199-201.
9. Багаева Е., Мылтасова О.В. Интернет в жизни современной молодежи: проблемы и перспективы // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XIX Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана (Екатеринбург, 17–18 марта 2016 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 994−1003.
10. Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости: автореф. дис. … канд. соц. наук. Владивосток, 2012. 23 с.
11. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 24 с.
12. Левин Л.М. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на примере социальной сети «ВКОНТАКТЕ») // Человеческий капитал, 2020, № 1(133) С. 85-91. DOI: 10.25629/HC.2020.01.09
13. Войскунский А.Е., Митина О.В., Гусейнова А.А., Рустамова Н.Э. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств // Медицинская психология в России. 2015. № 4(33). C. 11 [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 10.04.2020).

Современные мировые тенденции развития предопределяют направления жизнедеятельности не только всего общества, но и каждого конкретного человека. В современных условиях не обойтись без цифровых технологий. Одним из важных направлений является компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной, образовательной, производственной, культурной и многих других видов деятельности. Это подтверждается разработанными и утвержденными в соответствии с майским Указом Президента Российской Федерации 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» шестью федеральными проектами, определяющими информационную инфраструктуру, развитие цифровых технологий, регламентирующими нормативно-правовое пространство цифровой среды, обеспечивающими информационную безопасность, а также цифровое государственное управление [1].

Таким образом, сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху. Цифровые технологии внедряются в детской и молодежной среде. Быстрый рост количества пользователей Интернета в России и в мире порождает новые сферы социальных взаимодействий. Современные мобильные устройства позволяют использовать Интернет в любой момент. Мобильные телефоны, смарт-часы, ноутбуки, компьютеры, планшеты, айпады стали основными устройствами, которые ежедневно свободно применяют современные молодые люди, являющиеся представителями поколения Z [1-3]. Термин «поколение Z» рассматривается как синоним термина «цифровой человек». Представители поколения Z активно используют современные гаджеты. Возникает вопрос: как они воздействуют на развитие молодежи? Вместе с положительным значением компьютеризации имеются и негативные последствия данного процесса. Определенным образом изменяется весь ритм жизни молодого человека, появляется много новых возможностей, новых увлекательных онлайн-игр, новых форматов общения, обучения, увлечений, которые влияют на формирование и становление личности [4-6]. Именно данная ситуация обусловливает актуальность исследования проблемы интернет-зависимости.

Цель исследования: выявить положительное и негативное воздействие использования компьютеров и Интернета на подрастающее поколение; определить сущность процесса формирования интернет-зависимости у молодежи и обосновать возможности решения проблемы.

Материал и методы исследования. В качестве инструмента самодиагностики патологического пристрастия к Интернету использован тест Кимберли Янг, который выявляет интернет-зависимость. Базой исследования выступил Юго-Западный государственный университет, в выборку вошли студенты разных факультетов в количестве 210 человек: 100 юношей и 110 девушек (возраст 18–20 лет). В исследовании используются теоретический анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, диагностические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы выявить сущность процесса формирования интернет-зависимости у молодежи, нам необходимо охарактеризовать феномен «интернет-зависимость», провести исследование использования Интернета молодежью, определить и обосновать возможности профилактики интернет-зависимости.

Несомненным является тот факт, что Интернет вошел в жизнь каждого человека. Мы живем и взаимодействуем в мире, в котором вся деятельность и даже досуг связаны с Интернетом, первичная цель которого – создание наиболее комфортных условий для жизнедеятельности человека. Поэтому достаточно сложно обойтись без современных гаджетов. Интернет предоставляет возможность быстрого поиска необходимой информации, дает возможность обучаться, работать, общаться, заниматься творчеством [7-9]. Ученые отмечают, что ускорение ритма жизни, увеличение потока информации требуют от современного человека быстрой адаптации, умения самоактуализироваться. В этом колоссальное преимущество феномена Интернета, но есть и его проблемная часть, которая характеризуется учеными как психическое расстройство, обусловленное потерей самоконтроля и неспособностью самостоятельно прекратить нахождение в Интернете, непреодолимая тяга к нему. Данное состояние получило название «интернет-зависимость» [8-10]. В перечень основных видов зависимостей включены следующие: информационная зависимость, онлайн-игры, киберсексуальное влечение, многочисленные скачивания видео- и аудиоматериалов, неконтролируемое пребывание в онлайн-магазинах и др. Следует отметить, что специфика зависимости от Интернета связана с принципиально новой для психики молодого человека действительностью [10, 11].

Поколение Z интересуется наукой и технологиями. Многие его представители занимаются инженерно-техническими вопросами. Вместе с тем именно сейчас назрела необходимость оценить все недостатки и лишения в сфере социальных и экономических отношений, возникшие вследствие стремительного внедрения Интернета в жизнь подрастающего поколения.

Согласно исследованиям, проведенным В.В. Титовой, А.А. Нестеровой, Л.М. Левиным, В.А. Лоскутовой, выявлено, что использование Интернета начинается с небольшого промежутка времени, в дальнейшем интерес повышается, увеличивается время пребывания в Сети, что постепенно приводит к интернет-зависимости, схожей по проявлениям с наркотической [2, 3, 11]. Причем период появления этой зависимости ученые оценивают в полгода. Исследователи относят компьютерную зависимость у молодежи к психологическим проблемам современной семьи. Таких молодых людей в наше время немало. Мощный поток новой информации и распространение компьютерных игр оказывают огромное воздействие на воспитательное пространство современной молодежи, что в свою очередь влияет на формирование их личности. Структура досуга для них также значительно меняется, так как компьютер сочетает в себе возможности просмотра фильмов, приставки, музыкального центра, образовательных программ, книг и многое другое.

Кроме того, длительное неконтролируемое пребывание в Интернете изменяет деятельность мозга, его функции, снижает способность к обучению [2, 11]. Также утрачиваются коммуникативные навыки, что приводит к асоциальности. Погружение в виртуальный мир лишает опыта формирования коммуникативных навыков, что ограничивает процесс социализации личности [10, 12].

Легкость и анонимность, невозможность проверить достоверность представленной на странице информации провоцируют развитие данной зависимости. Неспособность самовыражения в обществе, сложность в формулировании своих мыслей, неумение отстаивать свою точку зрения, страх перед общением в реальности также становятся причинами злоупотребления Интернетом [2, 3, 13].

Исследователями установлено, что причинами, вызывающими зависимость от Интернета, являются следующие: во-первых, стремление к новизне (поиск новых идентификаций, ярких эмоций, впечатлений); во-вторых, желание уйти от проблемной действительности; в-третьих, стремление снять эмоциональное напряжение, тревожность; в-четвертых, желание найти друзей; в-пятых, получить эмоциональную поддержку; в-шестых, стремление поиграть в интернет-игры; в-седьмых, привлекательность осуществления покупок через Интернет [3, 5, 8].

Рассматривая такие признаки, как навязчивость желания быть в Интернете и трудность самостоятельно выйти из него, специалисты предопределяют существование у молодого человека интернет-зависимости. Также ученые отмечают в качестве характерных признаков интернет-зависимости стиль общения, построение мыслей, скрытность чувств [8, 10, 13].

Существуют разные взгляды ученых на интернет-зависимость как на проблему современности. С одной стороны, ее ассоциируют с наркоманией, обосновывая это с вредным воздействием на здоровье. С другой стороны, отмечают, что, если она не изменяет физиологическое состояние организма, значит, безвредна. С третьей стороны, рассматривается неоднозначность феномена «интернет-зависимость», так как имеются наряду с положительными и отрицательные стороны использования Интернета [2, 3, 7].

Отметим наиболее характерные изменения, происходящие с молодым человеком в процессе пребывания в сети Интернет. Во-первых, учеными выявлено, что чрезмерное пребывание в сети Интернет вызывает расстройства внимания. Во-вторых, повышается эгоцентризм молодого человека, появляется изоляция в реальной жизни от друзей и семьи. Регулярное выкладывание селфи, абсолютное центрирование на себе, непрерывное повествование в социальных сетях о своих мимолетных мыслях, местонахождении и др. В результате молодой человек убежден, что только друзья в Сети понимают его правильно. В-третьих, обезличенный обмен сообщениями лишает возможности полноценного понимания смысла любого сообщения, так как не позволяет воспринимать особенности эмоциональной межличностной коммуникации. В-четвертых, появившийся интернет-сленг снижает общий культурный уровень развития молодого человека, его словарный запас, грамотность и т.п. [3, 5, 7].

Рассматривая условия, когда начинает формироваться интернет-зависимость, специалисты выделяют в числе первого, а порой и единственного показателя этой специфической формы нехимической зависимости время пребывания в Сети. Как показала практика, многие люди систематически проводят большое количество времени в сети Интернет. При этом у них не формируется интернет-зависимость. Это производственная необходимость условий работы или учебы. Поэтому критерий количества времени не может являться единственным критерием наличия зависимости, отдельно от других облигатных показателей нехимических зависимостей. Сущность зависимости (аддикции) заключается в том, что у личности появляется новая сверхценность – потребность в виртуальном пространстве, позволяющем достичь комфортное состояние за счет реализации фантазий и избегания реальных жизненных проблем [2].

Насколько современная молодежь XXI в. зависима от Интернета? Мы провели анкетирование, позволяющее оценить использование студентами смартфона в их повседневной жизни, а также тестирование пристрастия к Интернету.

При исследовании использования студентами смартфона в их повседневной жизни выявлено, что 78% респондентов пользуются смартфоном в любом месте и в любое время. При этом место нахождения студента в этот момент времени не имеет значения. Они могут быть в общественном транспорте, у светофора, в кафе, в очереди в супермаркете или в любом другом месте.

83% студентов отметили, что пользуются мобильным телефоном на учебных занятиях, во время дружеских и деловых встреч (95%), находясь в театре или на концерте (56%), на спортивных мероприятиях (71%). 87% – редко удаляются от смартфона, а также кладут его у кровати, когда ложатся спать. 81% респондентов испытывают постоянное желание что-либо смотреть или слушать, используя смартфон.

В результате проведенного анкетирования выявлено, что абсолютно все респонденты более трех часов ежедневно пребывают в Интернете, что негативно сказывается на состоянии здоровья и на самореализации личности молодого человека. Испытывают боли в спине, глазах, плечевых суставах, шее 28% респондентов (более одного раза в неделю). Участились головные боли у 53% опрошенных. У всех произошли изменения режима дня и нарушился сон. Отмечаются трудное засыпание, бессонница.

Тревожным является тот факт, что более 85% опрошенных систематически пренебрегают сном ради того, чтобы подольше посидеть в Сети; 76% пренебрегают домашними делами. Более 50% предпочитают пребывание в Сети живому общению с партнером. При этом легкие знакомства с пользователями Интернета выбирают 62% студентов.

Около 70% опрошенных считают, что у них произошло снижение успеваемости из-за того, что они долго находятся в Сети.

Удельный вес распределения уровней интернет-зависимости у студентов, определенный с использованием методики «Тест наличия интернет-зависимости» К. Янг, представлен на рисунке.

Удельный вес распределения уровней интернет-зависимости у студентов, определенный с использованием методики «Тест наличия интернет-зависимости» К. Янг

Как следует из полученных данных, первый уровень имеют 19% студентов, второй – 54%, третий уровень – наличие интернет-зависимости – имеют 27% респондентов.

При беседе со студентами выявлены наиболее привлекательные для них стороны сети Интернет: в первую очередь – сетевые ресурсы предоставляют весьма доступную и удобную возможность поиска необходимой информации. Также наиболее значима для студентов возможность интернет-общения. Этот формат позволяет вести диалог, не выходя из комнаты. Имеется возможность анонимного общения, при этом ни перед кем не несется ответственность, в виртуальной среде они намного смелее и активнее. Данный формат общения позволяет скрывать свои недостатки, так как никто не сможет увидеть их. Как и предполагалось, все это повышает риск развития интернет-зависимости.

Заключение. Таким образом, опираясь на результаты проведенных исследований, мы представили обобщенную характеристику критериев интернет-зависимости, негативных последствий включенности в интернет-пространство и социальные сети студентов, методик для выявления данной зависимости. Выявленные возможности негативного влияния Интернета на молодого человека позволили определить способы предупредительных мер и решения уже возникшей зависимости от Интернета. В первую очередь с целью снижения влечения к Интернету необходимо изменить взаимоотношения в семье и с друзьями; активизировать их включенность в интересную, полезную и значимую для них реальную деятельность. Именно это является важным шагом для профилактики развития интернет-зависимости и вовлечения молодежи в реальную жизнь.

В заключение отметим, что эффективной профилактикой интернет-зависимости молодых людей выступает следующая совокупность выявленных условий:

– молодежи будет предоставлена объективная информация о проблеме компьютерной зависимости;

– поток информации, ее источники будут структурироваться с учетом индивидуальных образовательно-развивающих траекторий;

– коррекция компьютерной зависимости молодежи будет осуществляться через развитие самопознания, самовоспитания, повышение уровня их личностной ответственности;

– студенты будут поставлены в позицию активного участника реальной привлекательной для них деятельности.

На основании полученных данных планируется подготовить методические рекомендации, способствующие уменьшению риска развития интернет-зависимости студентов или снижению темпов ее формирования.


Библиографическая ссылка

Скобликова Т.В., Скриплева Е.В. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29763 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674