Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ SOFTSKILLS-КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нагимова Н.И. 1 Багаутдинов Р.Р. 1 Фахретдинова М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
В представленной статье предлагается рассмотреть вопрос о необходимости развития softskills-компетенций молодых педагогов профессиональных образовательных организаций как одного из условий обеспечения качественного профессионального образования. Цель работы – изучить роль и значение развития softskills-компетенций молодого педагога профессиональной образовательной организации с учетом требований профессионального стандарта в условиях быстрых изменений и нарастания сложности в решении задач профессиональной деятельности. Авторы фокусируют внимание на ТОП-10 softskills-компетенций, значимых для профессионального развития молодого педагога ПОО. Авторами представлены результаты опроса молодых педагогов ПОО и студентов вуза по их отношению к проблеме развития, роли и значения softskills-компетенций в профессиональной и вне профессиональной деятельности. Также в статье авторами предложены структура и содержание модуля повышения квалификации для педагогических работников и молодых педагогов среднего профессионального образования в формате online-курса, включающего несколько содержательных линий, отражающих специфику развития среднего профессионального образования для «нового» сложного мира: softskills – «мягких» навыков, необходимых для осознанного профессионального развития педагога; рассмотрены вопросы плани¬рования содержания и организации образовательной деятельности обучающихся в ПОО в условиях неопределенности на рынке труда; современные технологии, формы и методы обучения, направленные на развитие softskills-компетенций; инструменты и методы оценки softskills; проектный подход по формированию образовательных результатов обучающихся ПОО с использованием таких инструментов, как SWOT-анализ, дискуссия, дизайн-мышление, моделирование, картирование изменений.
softskills-компетенции
модель softskills-компетенций
профессиональное развитие молодого педагога
среднее профессиональное образование
1. Мир VUCA и подходы выживания в нем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://becmology.ru/blog/management/vuca.htm/ (дата обращения 23.04.2020).
2. Softskills и Hardskills – в чем разница? [Электронный ресурс]. URL: http://www.mentalskills.ru / (дата обращения: 23.04.2020).
3. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: материалы Международного методического семинара, 14-15 ноября 2019 г. Казань: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2019. 56 с.
4. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А., Сальникова И.Н. .Активные методы и формы развития softskills – общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций: методические рекомендации. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. 61 с.
5. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. Развитие soft skills как ресурс формирования предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28329 (дата обращения: 23.04.2020).
6. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 23.04.2020).

Важнейшим субъектом образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования был и остается преподаватель, мастер производственного обучения. В то же время реальность такова, что педагогическая деятельность в современных условиях преобразуется, что требует на протяжении всей жизни осознанного профессионального развития педагога, совершенствования его существующих и формирования новых компетенций. Мир, в котором современникам приходится жить, – мир чрезвычайной сложности.

По нашему мнению, современный педагог в своей профессиональной деятельности сегодня сталкивается со многими трудностями:

– человечество перешло от цивилизации слова и письма к миру бегущих по экранам гаджетов и электронных устройств картин и sms-сообщений;

– обучающиеся и педагоги находятся под «ударами» цифровой трансформации общества – мы все стали не только информационно зависимыми, но и информационно вовлеченными 24/7;

– поток огромной неструктурированной информации способствует упрощенному «клиповому» мышлению;

– процесс обучения кардинально меняется – от прежнего обдумывания и понимания печатного текста к доступности информации и ее всеобщности. Сегодня поисковые системы часто ориентируются не на смыслы и качество, а на предпочтения и количество просмотров. А если сложного контента все меньше, то и не надо его понимать и осмысливать. Человек теряет важный навык – ориентироваться в сложном;

– информационно-цифровое общество во многом разъединяет, атомизирует социальные связи людей. Ценность человека как личности исчезла. Пространство нашего общения разорвано. С виртуальными друзьями общаться проще, чем вживую. Мы избавляемся от необходимости понимания и принятия людей, отсутствует заинтересованность в конкретных людях, они легко заменимы. Реальная жизнь бедна на события и эмоции. Эксперты говорят о «цифровом аутизме», поразившем современное общество.

Во многом специфические условия мира «VUGA» определяют направленность педагогической деятельности молодого педагога [1]. Многое то, что мы называем инновациями, уже становится атрибутом повседневности. Нельзя представить современного педагога вне цифровых технологий, онлайн и дистанционного обучения, технологии проблемного обучения, технологий проектно-исследовательской деятельности, без интереса к новым технологиям, таким как технология смешанного обучения, технология перевернутого обучения и др.

Цель исследования – изучить роль и значение softskills-компетенций в профессиональном развитии молодого педагога профессиональной образовательной организации в условиях быстрых изменений и нарастания сложности в решении задач профессиональной деятельности.

От молодого педагога вне зависимости от особенностей преподаваемых учебных дисциплин (профессиональных модулей) сегодня для того, чтобы как можно более полно реализовать свой квалификационный потенциал, требуется гибко реагировать на возникающие изменения образовательной ситуации, принимать во внимание и учитывать особенности применяемых моделей обучения и за очень короткие сроки адаптироваться к возникшим условиям. В связи с этим особое место занимает развитие softskills-компетенций педагогов профессиональных образовательных организаций (ПОО).

Из литературных источников известно, что softskills, или «гибкие» навыки (англ. softskills) – необходимый для успешной профессиональной деятельности набор надпрофессиональных, неспециализированных навыков, являющихся сквозными, и не связанных с определенной предметной областью. Эти навыки способствуют эффективному выполнению профессиональных задач, повышают производительность труда.

Hardskills («твердые навыки») – это специализированные и технические умения и навыки, связанные с конкретной осуществляемой профессиональной деятельностью. К таким навыкам можно отнести: управление транспортным средством, знание иностранных языков, владение специализированными программными средствами, метод слепой печати и т.п. [2].

На Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum) в Давосе в 2015 г. были предложены ТОП-10 softskills-навыков, получивших подтверждение экспертов, предпринимателей, специалистов как навыки (компетенции) XXI в., необходимые каждому человеку для успешной профессиональной и личностной самореализации в новом сложном мире. В свою очередь аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дополняют основные softskills обучающихся необходимыми им для мобильности и успешности так называемыми 4К: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация [3].

Обозначим и дадим коротко характеристику ТОП-10 softskills – общих компетенций.

  1. Гибкость мышления, адаптивность: поиск новых форм и идей, нетривиальность мышления, умение переживать неудачи и ошибки, готовность к «пивотам» (поддержка и сопротивление) в бизнесе.
  2. Комплексное решение проблем – умение решать новые, не четко определенные проблемы в комплексе реальных условий.
  3. Критическое мышление – использование логики для определения сильных и слабых сторон, поиска альтернативных решений, выводов и подходов к проблемам. Критическое мышление помогает рассмотреть проблему или определенную ситуацию с разных ракурсов и принять верное решение.
  4. Креативность – способность выступать с необычными идеями или развивать креативные подходы.
  5. Умение управлять людьми – мотивация, развитие и управление командой посредством определения лучших исполнителей для конкретной задачи.
  6. Взаимодействие с людьми – адаптация действий в соответствии с действиями других.
  7. Эмоциональный интеллект – понимание реакции людей и причин, почему они так поступают.
  8. Умение рассуждать и принимать решения – принятие решений с учетом возможных выгод и потерь.
  9. Клиентоориентированность – активный поиск путей помощи людям.
  10. Навык ведения переговоров – способность объединения сторон для решения противоречий [4, с. 7–8].

Материал и методы исследования

Для более полного представления структуры softskills-компетенций педагога ПОО рассмотрим предложенную и описанную нами ранее структурную модель развития softskills-компетенций обучающихся [5].

Как известно, во ФГОС СПО отсутствует понятие «навык» как образовательный результат, но его можно понимать как первичный практический опыт и рассматривать softskills с точки зрения формирования первичного опыта в профессиональной деятельности и составляющих общих компетенций обучающихся. Исходя из этого важно понимать, каким должен быть уровень сформированности softskills-компетенций педагога, для того чтобы способствовать эффективному формированию softskills-компетенций обучающихся ПОО. Вышеуказанная модель состоит из трех зон развития softskills и по своей структуре напоминает трехслойный овал.

«Ядерная зона» представляет собой набор softskills, которые даны человеку от природы. В данном контексте врожденные softskills обусловлены генетической предрасположенностью, природой человека, особенностями психики, характером, темпераментом и типом мышления. Врожденные softskills с самого начала жизни человека присутствуют при его личностном, социальном и профессиональном становлении, обеспечивая успешный результат его деятельности или мешая ему при достижении поставленных целей. Знание этих особенностей играет важную роль для педагога при организации образовательной деятельности.

Softskills, отнесенные к «пластичной зоне», определяют качество работы педагога: навыки эффективного мышления, готовность работать в команде, наставничество – менторинг, коучинг, планирование своей деятельности, проявление креативности и т.д. Педагогические работники создают образовательную среду, направленную на развитие softskills-компетенций обучающихся.

В связи с динамическими изменениями в системе профессионального образования и неопределенностью в завтрашнем дне гибкость педагога будет определяться softskills-компетенциями, отнесенными к «перспективной зоне». К ним можно отнести такие компетенции, как тактическое и стратегическое мышление, проектное мышление, выработка и принятие решений профессиональных задач в условиях постоянных изменений, клиенториентированность, способность к постоянному саморазвитию, самоуправлению, мобильность, владение основами тайм-менеджмента, рефлексии и т.д.

Данная модель позволяет объединить вышеперечисленные softskills в три группы:

– softskills в сфере мышления;

– softskills в сфере отношений;

– softskills в поведенческой сфере.

Появление данной классификации указывает на вектор профессионального развития молодых педагогов. При учете темпов развития современного общества возникает потребность в личностях стрессо- и жизнеустойчивых, обладающих критическим мышлением, способных выстраивать эффективную коммуникацию и т.д. [5].

Для соответствия вышеуказанным требованиям, предъявляемым педагогу, необходима системная, длительная и непрерывная подготовка педагогических работников, направленная на формирование компетенций, удовлетворяющих как личностные потребности, так и квалификационные требования.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» содержит в большей степени компетенции, соотнесенные к группе навыков hardskills. В качестве примеров hardskills, задаваемых профессиональным стандартом, можно привести следующие трудовые действия [6]:

– проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы;

– организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы;

– консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции;

– руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена).

Вышеперечисленные навыки содержатся в списке требований, изложенных в должностных инструкциях, они устойчивы, измеряемы, хорошо обозримы и их можно разложить на ряд простых и конечных элементов, так называемых субкомпетенций. Но, как нетрудно заметить, прослеживается необходимость формирования трех групп softskills для эффективной реализации данных трудовых действий.

В качестве демонстрации на примере общей трудовой функции ОТФ А/01.6 «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП» проследим связь softskills с трудовыми действиями (табл. 1).

Таблица 1

Связь softskills-компетенций с профессиональным стандартом педагога ПО

Softskills-компетенции

Профессиональный стандарт педагога ПО

Softskills в сфере отношений: умение мотивировать, развивать, управлять, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при взаимодействии с обучающимися

Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

Softskills в поведенческой сфере: умение планировать и ставить цели, управление собственным развитием; навыки тайм-менеджмента

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы

Softskills в поведенческой сфере: темперамент, типы мышления, индивидуальные стили обучения.

Softskills в сфере отношений: психический склад личности, модальности восприятия мира (ведущая сенсорная система человека), адаптивность

Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции))

Softskills в сфере мышления: гибкость мышления, адаптивность; комплексное решение проблем; критическое мышление; креативность

Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельностью обучающихся по программам СПО и (или) ДПП, в том числе подготовкой выпускной квалификационной работы (если она предусмотрена)

 

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ содержания профессионального стандарта позволяет утверждать, что формирование и развитие «мягких» навыков не являются столь важными моментами, как формирование профессиональных компетенций. Проблема состоит в том, что образовательным организациям требуются молодые педагогические работники с достаточно высоким уровнем softskills, а высшая школа (вузы) делает упор лишь на формирование hardskills. Навыки hardskills формализованы, технически ограничены выполняемой профессиональной деятельностью, что в конечном счете может привести к психологической напряженности и снижению активности молодых педагогов.

Многие эксперты и специалисты сегодня приходят к выводу, что softskills («мягкие навыки») играют более существенную роль в построении профессиональной карьеры, нежели только специальные умения и навыки. По их мнению, от 75% до 85% профессионального успеха зависит от softskills и только 15–25% – от hardskills [4, с. 9].

С целью выявления отношения и понимания важности роли softskills-компетенций в профессиональной деятельности педагогов СПО нами был разработан опросный лист и проведено пилотное исследование среди молодых педагогов ПОО и студентов педагогического вуза.

Площадкой для проведения исследования послужили открытая школа педагогического мастерства для молодых и начинающих педагогов «Профессионал+» (15 педагогов г. Ульяновска и Ульяновской области), команда студентов Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова образовательного интенсива Университета 20-35 «Будь в цифре 25–25» (10 человек), участники интерактивного опроса секции «Навыки будущего для каждого: принципы человекоцентричного подхода к профессиональному развитию» (30 человек), проведенной в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Новое поколение профессионалов в образовании: полидисциплинарный контекст деятельности молодого педагога» (30–31 октября 2019 г.).

Проводимый нами опрос был направлен на выявление отношения субъектов образовательной деятельности к softskills-компетенциям, одной из его задач являлось выявление ценности и значимости для профессионального развития респондентов.

Анализируя результаты опроса, мы выяснили, что большинство респондентов имеют представление о термине «softskills» и считают их важными для профессиональной деятельности.

84% участников опроса знакомы с такими понятиями, как «эмоциональный интеллект» и «тайм-менеджмент». В то же время только 40% педагогов и 100% студентов (что объяснимо на данный момент отсутствием профессиональной практики) подтвердили свою готовность к продуманному риску, нагрузкам и стрессам. В свою очередь факт выбора педагогических работников мы объясняем тем, что большинство молодых педагогов с момента начала своей профессиональной деятельности получили нарастающий уровень многозадачности и жесткого deadline, что привело к снижению стрессоустойчивости и неготовности к переменам в условиях нестабильности и кардинальных изменений, которые сегодня охватили среднее профессиональное образование. Почти половина респондентов отмечают также сложности в формировании softskills у педагогов в связи с отсутствием доступных специализированных курсов и тренингов, небольшим количеством литературы на русском языке, проблемой мониторинга и оценки их развития.

Также в опросном листе было предложено ответить на вопрос о профессиональной устойчивости. Мы выяснили, что 96% опрошенных знакомы с этим понятием и считают профессиональную устойчивость одной из важной составляющих в своей профессиональной деятельности. Также 96% респондентов полагают, что у них развиты такие качества личности, как саморазвитие и самосовершенствование, которые мы считаем составляющими профессиональной устойчивости. Подавляющая часть респондентов считают, что профессия педагога связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями, при этом все опрошенные определяют профессиональную устойчивость одним из ключевых условий успешной педагогической деятельности. Все участники опроса считают профессиональную устойчивость важной softskills-компетенцией педагогов.

Выявленные нами в ходе опроса молодых педагогов ПОО Ульяновской области факторы подтверждают необходимость целенаправленной работы по развитию softskills-компетенций.

Затруднения, которые могут испытать молодые педагоги, стаж работы которых менее 5 лет, способно сказаться на психоэмоциональном состоянии педагогического работника (вызвать чувство неудовлетворенности, неуверенности, возникновение психосоматических заболеваний) и повлиять на качество преподавания, т.е. привести к ухудшению ключевых показателей эффективности (KPI) деятельности педагога.

Возникшая проблема требует своевременного ответа на изменения педагогической действительности, мобилизуя профессиональный потенциал современных педагогов на поиски эффективных способов ее разрешения.

Одним из вариантов решения данной проблемы может стать онлайн-курс в формате тренинга, направленный на развитие softskills-компетенций педагогов ПОО. Также, учитывая безграничные возможности сети Интернет в качестве безопасного пространства, возможно использование как социальных сетей, так и мессенджеров, которые позволят через комплекс специальных упражнений развивать softskills-компетенции молодых педагогов. Учитывая загруженность педагога и нехватку времени на личный рост, обучающийся может выбирать удобное для себя время по освоению определенного «мягкого навыка». Курс в формате тренинга как один из методов активного обучения позволяет сочетать теорию с практикой, когда педагоги получают теоретические знания, которые сразу же могут применить и обсудить в своей педагогической деятельности, тем самым увеличить собственную заинтересованность в обучении.

Использование социальных сетей и мессенджеров для размещения материалов занятий имеет свои преимущества: охват больших аудиторий, расширение географии участников по обмену опытом, отсутствие расходов на раздаточный и методический материал.

Организаторами и преподавателями онлайн-курса в этом случае выступают наставники, опытные педагоги, выполняющие роль координаторов, тьюторов по образовательной деятельности и личному росту молодых педагогов.

Специфика обучения на курсе-тренинге достаточно проста: зарегистрироваться в личном кабинете или мессенджере и подать заявку на обучение организаторам курса.

Программу курса-тренинга мы рекомендуем выстроить из трех блоков в соответствии с группами softskills-компетенций (softskills: в сфере мышления, в сфере отношений, в поведенческой сфере), наполнив упражнениями, которые выполняются самостоятельно, представляются отчеты; в группе посредством комментариев возможно обсуждение проделанной работы.

Содержательной линией курса-тренинга педагогических работников может быть рассмотрение с использованием различных инструментов, таких как SWOT-анализ, дискуссия, проектный подход, дизайн-мышление, моделирование, картирование изменений, важных, на наш взгляд, вопросов, посвященных:

– приоритетным проектам в сфере среднего профессионального образования как ориентирам обновления содержания образования для «нового» сложного мира;

– softskills – «мягким» навыкам, необходимым для роста и развития педагога;

– вопросам плани­рования содержания и организации образовательной деятельности обучающихся в ПОО в условиях неопределенности на рынке труда;

– современным технологиям, формам и методам обучения, направленным на развитие softskills-компетенций;

– инструментам и методам оценки softskills-компетенций;

– проектному подходу по формированию образовательных результатов обучающихся ПОО.

При проектировании учебных занятий курса особое внимание уделяется активным и интерактивным формам взаимодействия со слушателями, которые бы способствовали решению следующих задач:

– организации таких условий обучения, при которых основной упор делается на формирование нового практического опыта;

– созданию соответствующей обучающей среды, направленной на интеграцию теоретических знаний в практические умения и навыки.

Перед организаторами курса возникает следующая задача – поиск новых методов обучения, способствующих мотивации преподавателей ПОО к активной позиции и побуждению их к самостоятельной работе по пересмотру традиционных моделей обучения, по овладению новыми методами, формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающими формирование и развитие softskills.

По нашему мнению, все это будет способствовать:

– выработке практики алгоритмов действий в конкретной ситуации как в профессиональной, так и в повседневной жизни;

– повышению эмоционального отклика, росту навыка понимания и управления собственными эмоциями и эмоциями других людей, что позволит участникам курса эффективно работать в процессе группового решения задач;

– повышению уровня коммуникативных и организаторских умений, что в свою очередь найдет отражение в социально значимой деятельности посредством инициирования общественно полезных дел: акций, проектов и т.д.;

– формированию мотивации достижения на успех, что позволит вовлечь молодых людей в активную деятельность (социально значимую, научную и т.д.) как на рабочем месте, так и за его пределами;

– возможности общения с единомышленниками и наставниками, что приведет к появлению совместных проектов, созданию условий для общения после его завершения.

Выводы. Результаты исследования роли и значения softskills-компетенций молодых педагогов ПОО в профессиональном развитии показали, что вопросы понимания, признания и осмысления важности и ценности для профессиональной деятельности компетенций XXI в. весьма актуальны и востребованы, а освоенный базовый набор компетенций (когнитивные, социальные, лидерские, цифровые навыки будущего) может рассматриваться как один из основополагающих принципов новой экосистемы образования.

Представленная публикация выполнена при поддержке гранта РФФИ и Правительства Ульяновской области № 18-413-730019 по теме: «Развитие softskills обучающихся профессиональных образовательных организаций как условие формирования социального и технологического предпринимательства в рамках приоритетного Проекта “Развитие инновационного кластера Ульяновской области”».


Библиографическая ссылка

Нагимова Н.И., Багаутдинов Р.Р., Фахретдинова М.А. РАЗВИТИЕ SOFTSKILLS-КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29759 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674