Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОРДИНАТОРОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Чижкова М.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье анализируются результаты пилотажного исследования, проведенного на ординаторах 1-го и 2-го года обучения с целью изучения их представлений о коммуникативной компетентности врача и условиях, необходимых для её полноценного формирования. На основе составленной автором исследования анкеты были получены данные, свидетельствующие о достаточно высокой оценке обучающимися коммуникативных навыков врача, обеспечивающих, наряду с клиническим мышлением и практическими манипуляциями, эффективность целостного лечебного процесса. Применение методов статистического анализа позволило выявить некоторые достоверные отличия, присущие ординаторам 2-го курса, и обусловленные более длительным опытом их практической медицинской деятельности в лечебных учреждениях. Данная группа опрошенных чаще выделяет умения устанавливать контакт, вести беседу и укладываться в положенное, нормативно заданное время, а также грамотно формулировать и задавать вопросы пациенту при сборе анамнеза и постановке предварительного диагноза, более сдержанно оценивает наличие в вузе всех необходимых для формирования коммуникативной компетентности умений, а также более остро ощущает потребность в специальной коммуникативной подготовке именно на этапе обучения в ординатуре. Недооценка ординаторами обоих лет обучения дисциплины «Психология» в системе профессиональной подготовки врача актуализирует перспективную задачу дальнейшей разработки заявленной проблемы – создание специального курса по психологии коммуникации врача и пациента, интегрирующего в себе клинические и психологические знания и способствующего целенаправленному, последовательному и эффективному формированию коммуникативной компетентности у будущих врачей в образовательном процессе медицинского университета.
врач
пациент
коммуникация
коммуникативная компетентность
коммуникативные навыки
ординатор
1. Лядова А.В., Лядова М.В. Этика и её роль в системе врач-пациент на современном этапе развития // Миссия конфессий. 2016. №12(16). С. 23-28.
2. Антонова Н.Л. Модели взаимодействия врачей и пациентов в системе медицинского обслуживания // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т.5. №2(15). С. 272-274.
3. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики / Пер. с англ. Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», Науменко А.А., 2015. 688 с.
4. Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 495 с.
5. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / Пер. с англ. М.: ГРАНАТ, 2018. 304 с.
6. Гимазова Л.Ф., Наумова Т.А. К вопросу формирования коммуникативной компетенции молодых врачей в процессе прохождения курсов повышения квалификации // Восточно-Европейский научный вестник. 2017. №2(10). С. 7-12.
7. Филатова Ю.С., Волченкова А.А. Факторы, влияющие на формирование коммуникативной компетентности врача терапевта на разных этапах профессиональной деятельности // Психология XXI столетия: сборник по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 13-15 мая 2016) / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль, ЯрГУ, ЯГПУ, МАПН, 2016. 313 с.

В конце ХХ – начале ХХI в. под влиянием глобализации и информационных технологий в медицине и здравоохранении произошли значительные трансформации, вызвавшие коренные изменения основ медицинской практики и системы организации оказания медицинской помощи. Однако, как следует из результатов опросов населения о степени удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи, среди актуальных проблем отечественной системы здравоохранения по-прежнему называются длительность ожидания приема (до 52%), отсутствие ожидаемых результатов после лечения (26%), грубость и невнимательное отношение со стороны врачей (22%) [1, с. 26]. Исследования показывают, что обращающиеся за медицинской помощью люди неодобрительно относятся к формализации отношений с врачом и стремятся к тому, чтобы последний исполнял в большей степени социальную роль друга, поскольку дружба «открывает двери» в многообразие медицинской помощи и увеличивает доступность к медицинским услугам различной направленности [2, с. 274]. Таким образом, на фоне остро стоящих экономической, технологической и кадровой проблем именно проблема человеческих взаимоотношений и общения в медицине остается такой же актуальной и требующей решения, как и вопрос об уровне качества медицинских услуг в целом. Именно коммуникативное взаимодействие врача и пациента выступает фундаментом успешности профилактики, диагностики и лечения, формирования здоровьесберегающего пространства и развития здоровья общества как такового [там же, с. 272].

В мировой научной литературе подходы и концепции к пониманию коммуникативной компетентности представлены достаточно обильно и многопланово (Г.М. Андреева, 2000; А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, 2015; М.К. Кабардов, 2013; В.Н. Куницына, 2002; А.А. Леонтьев, 1997; Б.Ф. Ломов, 1996; Л.А. Петровская, 1996; И.А. Спивак, 2001; M. Argyle, 1981; E. Bormann, 1989, 2001; F. Casmir, 1994; J. Habermas, 1987, 2000; E. Rothenbuhler, 2006; J.D. Slack, 2006 др.). Обобщение разнообразных точек зрения позволяет определить коммуникацию как связанный с отношениями процесс создания и интерпретации сообщений, которые вызывают определенную реакцию [3, с. 37], а коммуникативную компетентность - как готовность и умения личности использовать ресурсы для организации и осуществления эффективных коммуникативных действий [4, с. 280].

Коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, прежде всего пациентами (Л.Л. Алексеева, 2002; Н.С. Зверева, 2016; Ю.С. Филатова с соавт., 2013; Ю.С. Филатова, М.М. Кашапов, 2015; P. Kinnersley and A. Edwards, 2008; L.L. Low et al., 2011; K.V. Rhodes et al., 2004; J.D. Robinson and J. Heritage, 2006; J. Silverman, 2007, 2009; R. Tamblyn et al., 2007; и др.). Коммуникативная компетентность, т.е. профессионализм в общении с больными, по значимости для клинической практики ставится во всем мире на один уровень с такими компетенциями, как базовые научные знания, клиническое мышление и практические навыки [5, с. 9]. Именно полноценное владение данной компетентностью, эффективное применение входящих в неё навыков и умений может иметь для врача колоссальные положительные следствия: повышает точность, результативность, умение поддержать обратившегося за медицинской помощью, улучшает воздействие на здоровье пациентов, способствует росту удовлетворенности и врача, и пациента от лечебного процесса, формирует терапевтические взаимоотношения между его участниками. Более того, именно коммуникация «наводит мосты между доказательной медициной и работой с конкретными пациентами» [там же, с. 30].

Несмотря на то что высокий уровень коммуникативной компетентности необходим для успешного самоопределения и самореализации в медицинской деятельности, большинство выпускников медицинских вузов не владеют достаточными навыками коммуникативной компетентности, затрудняются решать проблемы с пациентами или коллегами, не всегда могут убедить пациента в справедливости той или иной точки зрения относительно диагностики или лечения того или иного заболевания [6, с. 7]. Во многом, как полагают исследователи, это обусловлено недостаточным вниманием к качеству формирования коммуникативных навыков на вузовском этапе образования, отсутствием в профессиональных и образовательных стандартах, учебных планах вузах специальных дисциплин, формирующих эти навыки [там же, с. 7]. Ситуация осложняется еще и тем, что формирование коммуникативных навыков врача в процессе самой профессиональной деятельности протекает гетерохронно, преломляясь сквозь призму стажа и стратегий поведения в конфликте [7]. И если на начальном трудовом этапе (до 10 лет) указанные навыки совершенствуются под влиянием агрессивного поведения в конфликте, то по мере погружения в профессию они могут не только ухудшаться под влиянием агрессии (от 11 до 15 лет), но и полностью утрачивать взаимосвязь с конфликтным поведением (от 16 до 24 лет), приобретая зависимость от эмпатии медицинского работника и его способностей сопереживать и сочувствовать пациентам (от 25 лет и более).

Цель исследования

Указанные положения послужили основой для проведения собственного исследования, направленного на изучение представлений выпускников ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ОрГМУ) о сущности, структуре коммуникативной компетентности врача, факторах и условиях её формирования в условиях обучения в вузе.

Материалы и методы исследования

Выборку исследования составили 211 человек, ординаторы 1-го (124 человека) и 2-го (87 человек) года обучения. В связи с тем, что проведенный опрос носил пилотный характер и преследовал в большей степени задачи определения проблемного поля заявленной темы, её составляющих и планирования дальнейших направлений работы, у респондентов не уточнялись возраст, пол и специальность ординатуры. На наш взгляд, подобного рода анонимность могла способствовать более откровенным ответам, позволяющим в полном объеме прояснить сложившуюся в вузе ситуацию.

Для проведения опроса нами была составлена анкета «Мнение выпускников ОрГМУ о коммуникативной компетентности и коммуникативных навыках врача». Анкета включала в себя два блока вопросов: первый – «Коммуникативная компетентность и коммуникативные навыки» (6 вопросов); второй – «Станция сбора жалоб и анамнеза в процедуре аккредитации» (6 вопросов). В данной статье представлены результаты, полученные от юношей и девушек по первому блоку вопросов.

Для обработки ответов использовались количественные подсчеты, в том числе статистический критерий угловое преобразование φ-Фишера, а также качественная интерпретация полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показала обработка полученных данных, большая часть опрошенных (85,3%) признают важность коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача. При этом на 2-м курсе обучения в ординатуре положительных ответов несколько больше (86,2%), чем на 1-м курсе (84,7%). Респондентов, считающих, что данная компетентность не является одной из приоритетных в работе медика, оказалось не более 10% (8,1% на 1-м курсе и 9,2% на 2-м курсе соответственно). Следовательно, можно говорить о понимании юношами и девушками важности владения умениями и навыками коммуникативной компетентности, её месте и роли в деятельности медицинского работника.

Ответы испытуемых на вопрос: «Что, по вашему мнению, включает в себя коммуникация врача и пациента?» распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Структура коммуникации врача и пациента в представлениях ординаторов

Составляющие коммуникативной компетентности

Количество ответов (в %)

Статистические различия

Всего

1-й курс

2-й курс

φэмп

р-ур

Установление контакта

79,1

77,4

81,6

0,743

-

Доверие к врачу со стороны пациента

76,3

75,8

77,0

0,200

-

Эффективный сбор анамнеза

85,8

87,1

83,9

0,650

-

Умение врача задавать вопросы пациенту о его заболевании

78,2

74,2

83,9

1,716

0,05

Умение вести беседу и укладываться в положенное время

56,4

53,2

60,9

1,115

-

 

Как показывает таблица 1, все обучающиеся высоко оценивают каждый из коммуникативных навыков врача в структуре целостного процесса коммуникации. При этом на 2-м курсе несколько чаще выбираются умения врача устанавливать с пациентом контакт, вести беседу и укладываться в положенное время. Скорее всего, эти данные обусловлены большим включением второкурсников в поликлиническую работу на базе лечебных учреждений, в результате чего они на собственном опыте, во-первых, прочувствовали роль доверия со стороны пациента к врачу и, во-вторых, осознали трудности эффективного взаимодействия с больным в условиях временных ограничений (10-15 минут на одного пациента) и необходимости наряду с опросом заполнять медицинскую документацию и выполнять еще ряд формальных, но нужных процедур. Как следствие, опрошенные 2-го курса, в сравнении с ординаторами-первокурсниками, достоверно чаще подчеркивают актуальность грамотной формулировки врачом вопросов при сборе анамнеза и постановке предварительного диагноза (φ=1,716 при р≤0,05).

Некоторые различия проявились и при анализе ответов ординаторов 1-го и 2-го года на вопрос о наличии в ОрГМУ условий, необходимых для полноценного формирования коммуникативной компетентности будущего врача (табл. 2).

Таблица 2

Представление ординаторов о наличии в ОрГМУ условий, необходимых для формирования коммуникативной компетентности будущего врача

Ответ

Количество ответов (в %)

Статистические различия

Всего

1-й курс

2-й курс

φэмп

р-ур

Да

33,6

33,1

34,5

0,214

-

Скорее да, чем нет

33,6

36,3

29,9

0,972

-

Трудно сказать

19,0

15,3

24,1

1,587

0,1

Скорее нет, чем да

12,2

14,5

9,2

1,179

-

Нет*

1,4

0,8

2,3

 

 

* Примеч.: к ответу «Нет», в соответствии с ограничениями по количеству наблюдений в выборках, критерий угловое преобразование φ-Фишера не применяется.

Исходя из представленных в таблице данных, можно говорить о том, что в ОрГМУ имеются все условия для подготовки коммуникативно компетентного врача, что подтверждается совокупностью ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» более чем у 2/3 опрошенных (67,2; 69,4; 64,4% соответственно). К сожалению, на 2-м курсе обучения в ординатуре на уровне статистической тенденции (φ=1,587 при р≤0,1) возрастает число тех, кто затрудняется ответить на поставленный вопрос и однозначно (положительно или отрицательно) оценить наличие в вузе таких условий. На наш взгляд, это связано с тем, что второкурсники, работая несколько дольше, чем первокурсники, уже успели столкнуться в своем повседневном общении с пациентами с большим количеством разнообразных, порою сложных и конфликтных ситуаций, к решению которых в плане коммуникативных навыков они оказались не готовы. В силу этого в их ответах прослеживается больше сдержанности и сомнений по поводу наличия всех необходимых для данной подготовки врача условий.

По мнению самих ординаторов всех лет обучения, наиболее оптимальными и эффективными формами организации учебного процесса в вузе по формированию коммуникативной компетентности будущего врача являются практика на базе лечебных учреждений (57,3% по всей выборке; 55,6% - 1-й курс; 59,8% - 2-й курс), а также занятия по специально составленной программе (курсу) с привлечением как преподавателей клинических кафедр, так и специалистов (психологов) в области коммуникации (39,3; 40,3; 37,9% соответственно).

Коммуникативная подготовка специалистов, как полагают опрошенные, должна быть последовательной и продолжаться в течение нескольких лет, например с 3-го курса и до окончания вуза (табл. 3).

Таблица 3

Представление ординаторов о количестве времени, необходимом для формирования коммуникативной компетентности будущего врача

Временные интервалы подготовки

Количество ответов (в %)

Статистические различия

Всего

1-й курс

2-й курс

φэмп

р-ур

Достаточно дисциплины психологии на 1-2 курсе

7,1

5,6

9,2

0,986

-

Достаточно одного семестра, неважно, на каком курсе*

2,4

2,4

2,3

 

 

В течение одного учебного года на старших курсах (с 4-го и далее)

10,9

10,5

11,5

0,228

-

Такая подготовка должна быть последовательной, в течение нескольких лет, например с 3 курса и далее, до окончания вуза

56,9

60,5

51,7

1,265

-

Во время обучения в ординатуре, когда выпускники начинают работать и становятся «настоящими врачами»

14,7

11,3

19,5

1,637

0,1

Нескольких консультаций перед аккредитацией будет достаточно*

3,8

4,8

2,3

 

 

Такая подготовка ведется и сейчас, на всех клинических дисциплинах и на практике. Зачем еще что-то специально делать?

7,6

6,5

9,2

0,715

-

* Примеч.: к данным ответам, в соответствии с ограничениями по количеству наблюдений в выборках, критерий угловое преобразование φ-Фишера не применяется.

На 2-м курсе, как следует из таблицы 3, на уровне статистической тенденции выявлено большее количество респондентов, выбирающих для формирования коммуникативной компетентности временной интервал обучения в ординатуре. Очевидно, что причина подобного выбора заложена в самом вопросе: «…когда выпускники начинают работать и становятся "настоящими врачами"». Можно предположить, что именно в этот период, на фоне всех лет обучения и прохождения практической подготовки, потребность в коммуникативных навыках и их специальной подготовке становится наиболее острой и актуальной.

Интересная информация для дальнейшей разработки проблемы формирования коммуникативной компетентности у будущих врачей была получена нами при анализе ответов на вопрос: «Если бы вам предложили изменить содержание дисциплины "Психология" на 1-2 курсе обучения, что бы вы изменили?». Около 50% испытуемых отдали предпочтение следующим вариантам: 1) включили бы в неё занятия на общение, умение преодолевать конфликты, эмоциональную устойчивость и т.п. (49,3% по всей выборке; 48,4% - 1-й курс; 50,6% - 2-й курс); 2) сразу стали бы изучать особенности общения врача и пациента, особенно со сложными пациентами (28,0; 29,0; 26,4% соответственно). Неутешительным для нас стал тот факт, что практически каждый пятый ординатор слабо помнит, что было на указанной дисциплине, поэтому затрудняется ответить, какие изменения он бы внес в её содержание (19,9; 21,0; 18,4% соответственно).

Выводы

Таким образом, проведенное пилотажное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Значимость и роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача признается подавляющим большинством ординаторов ОрГМУ. Несомненно, это следует рассматривать как позитивный момент, отражающий понимание обучающимися того, что, несмотря на внедрение в медицину информационных технологий и разнообразных компьютерных программ, имитирующих (симулирующих) врачебный опрос, полноценно заменить «живого» врача-человека, владеющего знаниями и приемами эффективного психологического общения, они не могут. Следовательно, будущих специалистов необходимо целенаправленно готовить к этой составляющей врачебного труда, систематически и последовательно формировать всю совокупность коммуникативных умений и навыков для эффективного осуществления лечебного процесса в различных условиях лечебно-профилактических учреждений.
  2. Оренбургский государственный медицинский университет имеет в своем арсенале организационные и дидактические условия, достаточные для полноценного формирования коммуникативной компетентности будущего врача. К числу таковых, в первую очередь, относятся практические занятия и практика на базе лечебных учреждений.
  3. К сожалению, недостаточно весомое место в процессе формирования коммуникативной компетентности у обучающихся ОрГМУ занимает курс психологии, преподаваемый на ранних этапах (1-2 года обучения) и не всегда содержательно отвечающий запросам студентов в плане взаимодействия врача и пациента, разрешения конфликтных ситуаций, установления психологического контакта и т.п.
  4. Следовательно, в ОрГМУ актуальной и крайне важной проблемой становится разработка специального курса по психологии коммуникации врача и пациента, интегрирующего в себе не только опыт преподавателей клинических кафедр, но и психологические знания, помогающие будущим специалистам эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности посредством учета в процессе общения индивидуально-психологических особенностей собственной личности и личности больного, закономерностей проявления внутренней картины болезни пациента, а также психологических механизмов повышения качества лечебного процесса на всех этапах его осуществления и в условиях различных лечебно-профилактических учреждений.

 


Библиографическая ссылка

Чижкова М.Б. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОРДИНАТОРОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29727 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674