Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Стручкова И.В. 1 Петрова М.Б. 1 Харитонова Е.А. 1 Павлова Н.В. 1 Костюк Н.В. 1 Исакова Н.В. 1 Курбатова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
В статье рассмотрена специфика организации профориентационной деятельности в ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России. Приведен опыт работы преподавателей кафедры биологии по подготовке абитуриентов и студентов к профессиональному выбору и освоению профессиональных навыков. Обсуждаются возможности и эффективность профессионального самоопределения личности на этапах довузовского образования и на младших курсах медицинского вуза при изучении дисциплин медико-биологического профиля с использованием аудиторных и внеаудиторных форм работы. Уделяется внимание вопросам профориентации иностранных студентов в рамках программы подготовительного отделения. Представлены используемые образовательные технологии и методы работы, позволяющие мотивировать абитуриентов и студентов к творческому и профессиональному саморазвитию. Отмечена роль кураторов в формировании профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся. Раскрывается потенциал дисциплин вариативного блока, позволяющих осуществлять профессиональное и психологическое сопровождение студентов, что способствует мотивируемому выбору врачебной специализации. Указывается на необходимость применения преподавателями высшей школы дифференцированного подхода в управлении профессиональным развитием будущих врачей. В заключение подчеркивается важность проектирования образовательной среды в высшей школе с использованием компонентов профинформирования, профдиагностики, профконсультации и профориентационной деятельности для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, а также интеграции медицинского образования и практического здравоохранения.
профориентационная работа
медицинский вуз
медико-биологические дисциплины
профессиональное самоопределение
самореализация
профессиональные компетенции
образовательные проекты
педагогические технологии
1. Варюхина Т.О. Профориентационная работа: опыт, практика, перспективы (на примере деятельности средних медицинских и фармацевтических образовательных организаций Саратовской области) // Профессиональная ориентация. 2017. №1. С. 44-49.
2. Панина С.В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6 №1 (18). С.147-151.
3. Пряжникова, Е. Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 6-е изд., стер. М.: Издателький центр «Academia», 2013. 496 c.
4. Сухарева Л.М. Профориентационная деятельность как объект педагогического исследования: ретроспективный анализ // Вопросы территориального развития. 2019. Вып. 1 (46). С.1-10. DOI: 10.15838/tdi.2019.1.46.5.
5. Большедворская Н.Е., Казанкова Е.М. Профориентационная работа при курации студентов медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. С. 14-16.
6. Кирюшенкова С.В., Егорова М.В., Федосов Е.А. Роль преподавателя медико–биологических дисциплин в формировании современного конкурентоспособного специалиста // Смоленский медицинский альманах. 2015. №2. С.194-198.
7. Петрова М.Б., Стручкова И.В., Харитонова Е.А., Павлова Н.В., Костюк Н.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании вариативной дисциплины «Биология человека» студентам медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5-4. С. 625-628.

Престижность профессии врача и востребованность высококвалифицированных медицинских кадров на рынке труда определяют стабильно высокий конкурс в медицинские вузы [1]. Современные вузы заинтересованы в привлечении профессионально ориентированных школьников, имеющих хорошую базовую подготовку. Однако результаты первого года обучения и случаи отчисления студентов свидетельствуют о том, что не все абитуриенты подходят к выбору будущей профессии осознанно и часто не готовы к сложностям обучения в медицинском вузе. Причины часто кроются в ограниченности представлений о выбранной специальности, в неспособности оценить свои возможности. Кроме того, решение стать врачом может быть обусловлено не столько собственной мотивацией, которая позволяет преодолевать сложности обучения, сколько авторитарным влиянием родителей, имиджем, внешней стороной профессии [2–4]. Цена ошибочно принятого решения – неспособность выполнять социальные, профессиональные функции, следовательно – напрасно потраченное время со стороны студента и средства с позиции вуза. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и эффективная помощь в осуществлении абитуриентом правильного выбора [5, 6].

Цели данной статьи – анализ опыта организации профориентационной деятельности, осуществляемой преподавателями кафедры биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России и оценка эффективности проведенной работы.

Материалы и методы исследования. Применялись различные сочетания педагогических технологий проведения аудиторной и внеаудиторной работы с обучающимися. В качестве инструмента оценки мотивации абитуриентов и студентов к обучению использовано письменное анкетирование. Уровень умений и знаний студентов в объеме, предусмотренном ФГОС, определялся с помощью различных форм оценочных средств (тестирования, решения ситуационных задач, собеседования), исследовательские навыки оценивали по данным рейтинга участников постерных секций и конференций. Оценку эффективности профориентационной работы проводили по результатам рейтинга обучающихся и данным анкетирования по завершении каждого мероприятия.

Результаты исследования и их обсуждение. Уделять внимание проблеме профессионального самоопределения необходимо с этапа подготовки школьников к поступлению в медицинский вуз. С этой целью в ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России ежегодно проводится ряд мероприятий, популяризующих профессиональные сведения, которые позволяют абитуриенту определиться в жизни, причем эта работа осуществляется в разных направлениях и форматах. Традиционными стали Дни открытых дверей, встречи с абитуриентами и их родителями, размещение информации на сайте университета, подготовительные курсы, пробный ЕГЭ по профильным дисциплинам; работа, в том числе и выездная, по договору со школами, лицеями, гимназиями Тверской и Московской областей. Особую роль в работе по этому направлению приобретают профильные базовые дисциплины, в частности биология, позволяющая погрузить школьников и студентов младших курсов в среду, где приобретаемые знания, практические умения и навыки, а также элементы научно-исследовательской деятельности тесно связаны с будущей медицинской профессией.

Профориентационная деятельность на кафедре биологии ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России реализуется в различных формах. В рамках Дня открытых дверей проводятся экскурсии, на которых школьников и абитуриентов знакомят с оснащением кафедры, возможностями для учебной и научной деятельности студентов. Раннему профессиональному самоопределению способствуют экскурсии в биологический музей. Знакомство с экспозицией музея позволяет установить связь теоретических знаний в области биологии и сферы их практического применения в медицине. Контакт не с виртуальными, а с реальными разнообразными экспонатами развивает наблюдательность, исследовательский интерес, имеет воспитательное значение, побуждает к формированию любознательности по отношению к будущей профессии.

Для повышения внимания экскурсантов преподаватель использует одновременно две группы методических приемов. Задача первой группы педагогических технологий заключается в том, чтобы заинтересовать слушателей и поддерживать восприятие ими предлагаемой информации на значительном временном промежутке. Для этого применяется динамическое сочетание форм изложения материала, с помощью которых доводится содержание тематической экскурсии. Вторая группа педагогических приемов позволяет не только выявить степень мотивации посещения музея у отдельных экскурсантов, но и вызвать заинтересованность в приобретении новых знаний в области медицинской биологии. Эта группа включает традиционные и интерактивные технологии. Традиционные методы позволяют выстроить основу экскурсии, причем чаще всего используются: характеристика; объяснение; прием освежающего отступления, если экскурсия очень продолжительная; климактерический прием, когда сведения сообщаются от менее к более значимым, и обратный ему антиклимактерический. Интерактивные методы наиболее эффективно реализуются на примере экспозиций «Медицинская генетика», «Медицинская паразитология», «Экология», «Филогенез систем органов». Наиболее результативными являются: метод «вопросы – ответы», когда слушателю нужно высказать свое мнение в отношении какой-либо проблемы; прием «задание», который побуждает вспомнить, задуматься, сопоставить; прием новизны материала – экскурсовод сообщает неизвестные факты и примеры; метод проблемной ситуации, который удачно сочетается с приемом дискуссионной ситуации.

Особенно ярко эффективность различных методических приемов проявляется в аспектах экскурсии, касающихся здоровья человека и современной медицины. При этом следует акцентировать внимание слушателей на социальной роли врача, участвующего в экологическом воспитании населения и пропаганде здорового образа жизни. Усилению интереса к профессии способствуют сведения об истории врачевания и роли отдельных личностей, приоритете отечественных ученых, их вкладе в развитие биологии и медицины.

Важная роль в профориентационном самоопределении школьников принадлежит школе «Юный медик», организованной нашим вузом. Программа данной школы предусматривает лекции, семинары, практикумы, которые проводят преподаватели университета и практикующие врачи. На занятиях по биологии широко используются элементы учебно-исследовательской работы. Школьники учатся работать с готовыми микропрепаратами, овладевают навыками схематичного изображения изучаемого объекта и его описания. Особый интерес вызывают изготовление и работа с временными микропрепаратами, влажными препаратами, так как лабораторно-экспериментальные занятия в школах практически не проводятся. Заинтересованные учебно-исследовательской работой, обучающиеся охотно и безупречно соблюдают технику безопасности при действиях с биологическими объектами, химическими реактивами и красителями. Проектная деятельность направлена на формирование общекультурных и учебно-познавательных профессиональных компетенций. Задачами школы «Юный медик» являются популяризация биологических знаний и планомерная предметная медицинская профориентация старшеклассников, формирование устойчивой мотивации к освоению профессии медицинского работника.

Кафедра биологии наряду с другими структурными подразделениями ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России принимает участие в реализации образовательного проекта довузовского образования «Тверской медицинский Предуниверсарий». Программа проекта имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на учащихся 10–11-х специализированных классов средних общеобразовательных учреждений г. Твери. Углубленное изучение отдельных модулей и тем биологии на профильном уровне предусматривает использование как теоретических, так и практико-ориентированных методов работы. При освоении предусмотренных программой модулей у обучающихся формируются общепрофессиональные компетенции, такие как умение использовать учебную, научную литературу, компьютерные программы. Особое внимание уделяется классическим и современным методам биологических и медицинских исследований, а также правилам составления плана и реализации этапов научно-исследовательской работы, трактовки ее результатов и оформления их в виде доклада, статьи, тезиса, презентации. Так школьники под руководством преподавателей университета приобретают опыт поисковой проектной деятельности, определяются с приоритетными научными интересами, развивают когнитивные, коммуникативные, эстетические, познавательные, творческие способности личности, необходимые на последующем этапе приобретения знаний и умений – при обучении в медицинском вузе в качестве студента. Цель проекта – сформировать активную, самореализующуюся личность с осознанием собственной индивидуальности, строящую жизненные планы и мотивированную на осознанное получение профессии в области медицины.

Предпрофессиональная деятельность осуществляется кафедрой биологии также и в отношении абитуриентов из числа иностранных граждан, проходящих обучение на подготовительном отделении нашего вуза. При освоении биологии как базовой науки, необходимой для вступительных испытаний и при последующем обучении на младших курсах, решаются задачи подготовки данного контингента с учетом этнокультурных особенностей к обучению в российском медицинском вузе. На занятиях по дисциплине «Биология» проводятся коррекция и пополнение полученных на родном языке базовых предметных знаний в соответствии со спецификой будущей профессии; воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, бережного отношения к окружающей среде, собственному здоровью и здоровью окружающих. В процессе обучения используются различные образовательные технологии, слушателям отделения предоставляется широкий выбор учебно-методической литературы, дидактических материалов, подготовленных сотрудниками кафедры, в том числе и в электронной форме. Специфические особенности преподавания на международном подготовительном отделении заключаются в разном уровне базовых знаний по биологии, в присутствии языкового барьера слушателей, в ограниченности словарного запаса. Значительно облегчают усвоение материала и коммуникацию различные формы наглядного материала: таблицы, макро- и микропрепараты, муляжи, динамические модели, экспозиция биологического музея, печатные и электронные наглядные пособия. Все это позволяет слушателям в течение курса обучения расширять свой кругозор, развивать мышление, формировать научный стиль речи, развивать организационно-деловые качества, такие как пунктуальность, добросовестность, прилежание, необходимые будущим студентам.

Профориентационная деятельность важна не только на этапе выбора профессии, но и в процессе обучения в вузе. Поэтому в рамках дисциплин, преподаваемых на кафедре биологии и предусмотренных базовой и вариативной частями рабочей программы для студентов, обучающихся по всем специальностям, преподаватели большое внимание уделяют профессиональному развитию личности. Так, при чтении лекций приводятся исторические факты об этапах накопления и развития научных знаний в области биологии и медицины, призванные вызывать у обучающихся интерес к деятельности врача-исследователя. Информация о требованиях, предъявляемых обществом к медицинским работникам в условиях современного мира, формирует у студентов представление об особенностях будущей профессии. Знакомство со спецификой обучения в медицинском вузе происходит на практических занятиях по соответствующей дисциплине и специальности. В процессе работы со студентами преподаватель имеет возможность оценить как деловые, так и личностные качества обучающихся и их соответствие профессиональному выбору. Балльно-накопительная система оценки знаний студентов, используемая на кафедре, стимулирует студентов к мотивированному обучению. Различные формы учебной и научно-исследовательской деятельности (написание и выступление с рефератом, подготовка докладов, конкурс тематических постеров, участие в учебных и научных конференциях) требуют самостоятельного поиска, анализа информации, владения компьютерными технологиями и являются проверкой на работоспособность. В итоге реализуется задача начальных, стартовых стадий формирования как профессиональных и общекультурных компетенций будущего врача, так и самооценки степени пригодности к будущей профессии.

Еще одно направление профориентационной деятельности – организация участия студентов в волонтерском движении. Под руководством кураторов кафедры биологии обучающиеся подготавливают материалы для санитарно-просветительской работы и реализуют ее на базе средних учебных заведений, трудовых коллективов предприятий и организаций, а также медицинских учреждений города. Студенты помогают населению приобрести определенные медицинские и гигиенические знания, привить навыки здоровьесбережения. Используемые формы работы со школьниками, их родителями, педагогами, служащими, рабочими и другими категориями населения разнообразны – это лекции, занятия, беседы, круглые столы, игровые мероприятия, выпуск санитарных газет, бюллетеней, листовок. Тематика сообщений помогает студентам не только углубить свои медицинские и гигиенические знания, но и осознать круг наиболее актуальных медико-социальных проблем современности: профилактики ВИЧ, негативных явлений в молодежной среде, сохранения здоровья опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, органов зрения, вопросов здорового питания, образа жизни, определить специфику и профилактику профессиональных заболеваний. Общение с аудиторией в ходе беседы и интерактивного взаимодействия помогает будущему врачу освоить самые первые этапы работы с пациентами. Проводимая санитарно-просветительская работа позволяет студентам ощутить причастность к решению важных медицинских задач и формирует нравственные основы их будущей деятельности, а также дает возможность на практике проверить свое соответствие выбранной специальности.

Неотъемлемой частью образовательной системы является воспитательная работа. Важно формировать у будущих врачей понимание того, что будущая профессия подразумевает не только глубокие и всесторонние профессиональные знания и навыки, но и высокий общий уровень культуры. Поэтому в рамках кураторской работы, особенно со студентами младших курсов, большое внимание уделяется воспитанию и развитию эстетического отношения к действительности, искусству, духовному обогащению личности студента-медика, развитию нравственных ценностей личности, правилам поведения при межличностном общении. С этой целью студентов побуждают участвовать в общеуниверситетских культурно-массовых, научных, спортивных, патриотических, волонтерских мероприятиях, а также посещать вневузовские мероприятия – тематические экскурсии, концерты, театральные спектакли.

Профориентационное сопровождение продолжается и в последующие годы обучения, так как актуализируется вопрос о выборе специализации, о соответствии приобретаемых навыков и знаний требованиям рынка труда. В решении этих задач следует отметить роль дисциплин вариативного блока. На кафедре биологии студенты второго курса, обучающиеся по специальности «Педиатрия», на занятиях по дисциплине «Медицинская биология» расширяют и совершенствуют формирование общих профессиональных компетенций, заявленных рабочей программой по дисциплине «Биология». Преемственность в изучении двух дисциплин на одной кафедре предоставляет широкие возможности для пролонгированного использования различных методов и форм работы, обеспечивающих профессиональную ориентацию и профессиональный рост обучающихся [7].

Содержательная часть дисциплины «Медицинская биология» знакомит студентов с последними достижениями и многообразием направлений в области медицинской биологии, с новейшими технологиями биомедицинских научных исследований. На расширение знаний в этой области нацелены темы предлагаемой учебно-исследовательской работы: «Современные способы борьбы с инфекционными заболеваниями», «Достижения года в области генетики», «Современные достижения в области изучения и применения стволовых клеток» и др. Благодаря этому у студентов формируется представление о спектре врачебных специальностей, востребованных практическим здравоохранением сегодня и наиболее перспективных в будущем. В результате создаются условия для ориентирования студента на выбор будущей медицинской специальности и развития к ней интереса.

Выявить и реализовать профессиональные склонности студентов помогают интерактивные образовательные технологии – метод малых групп, проектная деятельность, игровые технологии в формате «Своя игра», «Морской бой», лекция-конференция. Студенты вовлекаются во взаимодействие в коллективе, участвуют в заданных преподавателем моделях профессиональных взаимоотношений «врач – пациент», «врач – родственник больного», «врач – врач», «врач – медсестра» и др. В результате актуализируется перечень качеств, необходимых будущему врачу: навыки коммуникации, умение быстро самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, использовать личные творческие способности, ориентированность на непрерывное самообразование.

Роль преподавателя заключается в способности использовать дифференцированный подход в управлении профессиональным развитием студентов. Решение образовательных задач необходимо осуществлять одновременно с психологическим сопровождением студента как личности. Преподаватель в процессе общения выявляет степень мотивации каждого обучающегося, при необходимости должен помочь разобраться в сомнениях по поводу выбранной профессии, уметь стимулировать студента к самоанализу и формированию программы саморазвития, то есть помочь занять активную позицию по отношению к своей профессиональной судьбе.

Заключение. Подготовка квалифицированных медицинских кадров в современных условиях требует проектирования образовательной среды в соответствии с принципом непрерывности (преемственности) между общим и профессиональным образованием. На кафедре биологии данный подход реализуется последовательно и базируется на использовании специфики программ довузовского и начальных этапов высшего профессионального образования, включающих обязательные и вариативные дисциплины. Профориентационная деятельность осуществляется целенаправленно, системно и включает компоненты профинформирования, профдиагностики, профконсультации и профориентационной деятельности. Подобная организация работы, согласно нашему опыту и объективным данным результатов итогового контроля и анкетирования обучающихся, обеспечивает профессиональное самоопределение личности, развитие способностей и творческого потенциала будущих врачей. Это является необходимым условием успешного овладения современными технологиями, готовности специалистов к психологической и профессиональной адаптации, к самообразованию в быстро меняющемся мире. Таким образом, профориентационная работа повышает эффективность подготовки квалифицированных медицинских кадров и усиливает интеграцию медицинского образования и практического здравоохранения.

 


Библиографическая ссылка

Стручкова И.В., Петрова М.Б., Харитонова Е.А., Павлова Н.В., Костюк Н.В., Исакова Н.В., Курбатова Л.А. ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29713 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674