Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Адольф В.А. 1 Трояк А.Ю. 2 Чернушевич Е.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 ФГБОУ ВО«Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
В статье рассмотрена проблема формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России, осуществлен краткий обзор источников по исследуемой теме. На основе научных подходов (системного, деятельностного, компетентностного) раскрыта сущность понятия «практико-ориентированные умения» и определено его содержание. Исходя из анализа основных образовательных программ, реализуемых в вузах МЧС России, сформулированы необходимые практико-ориентированные умения курсантов. Представлены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и методики определения уровня сформированности практико-ориентированных умений. Приведены результаты сформированности практико-ориентированных умений до начала опытно-экспериментальной работы. Выявление и обоснование организационно-педагогических условий (ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач; обогащение знаний, умений и компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов посредством решения ситуационных задач на специализированном полигоне; приобщение курсантов к производственно-технологической деятельности при прохождении практик в подразделениях пожарной охраны) формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России осуществлялись на основании соответствующих педагогических стратегий, а также с учетом интересов вуза, работодателей и самих курсантов. Реализация выявленных и обоснованных организационно-педагогических условий обеспечитрезультативность формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России.
практико-ориентированные умения
организационно-педагогические условия
курсант
мчс россии
1. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2017. 280 с.
2. Ширинкин П.В., Трояк А.Ю., Лагунов А.Н. Компетентностный подход в оценке результатов проведения пожарно-тактических учений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2016. № 4 (40). С. 146-152.
3. Геращенко М.М. Формирование профессионально ориентированных знаний, умений и навыков у студентов экономической квалификации: сборник научных трудов по материалам международных научно-практических конференций и научных сессий СИФБД. Новосибирск: СИФБД, 2004. С. 304-307.
4. Саволайнен Г.С., Кузьмина Н.А.Педагогические условия формирования практико-ориентированных умений студента - будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 66-70.
5. Михайлов И.Л. Подготовка студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2017. 244 с.
6. Янова М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя. Красноярск: КГПУ, 2011. 250 с.
7. Осипова С. И., Янченко И. В. Педагогические условия формирования карьерной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013 №2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9028 (дата обращения: 25.03.2020).
8. Касаткина Н.С., Немудрая Е.Ю., Шкитина Н.С., Циулина М.В. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемым // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 43-48.
9. Кольга В.В., Тимохович А.С. Современные проблемы военно-инженерного образования студентов технического вуза в условиях дуального образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26746 (дата обращения: 25.03.2020).
10. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. Красноярск, 2014. 256 с.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным запросам государства и общества, является одной из приоритетных задач МЧС России. Анализ положений ФГОС ВО, а также соответствующих профессиональных стандартов показывает необходимость формирования практико-ориентированных умений у курсантов вузов МЧС России как составляющей профессиональной подготовки. Для формирования данных умений должны быть выявлены и обоснованы определенные условия.

Целью статьи являются выявление и обоснование организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России.

Материал и методы исследования: теоретические – анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ нормативных документов профессионального педагогического образования; эмпирические – тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент; статистические – обработка эмпирических данных, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов с помощью критерия χ2 Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторами научных работ формирование умений рассматривается как часть профессиональной подготовки специалиста [1]. Исходя из положений системного, деятельностного, компетентностного подходов под практико-ориентированными умениями курсантов вузов МЧС России понимается совокупность практически отработанных, последовательно воспроизведенных действий, основанных на практико-ориентированных знаниях и нацеленных на успешное решение задач профессиональной направленности [2]. Опираясь на работы авторов, на требования приказов МЧС России в части организации деятельности аэромобильных группировок и проведя анализ содержания требований, предъявляемых ФГОС ВОпо специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» к выпускнику, осуществляющему сервисно-эксплуатационную и производственно-технологическую профессиональную деятельность, можно выявить следующие практико-ориентированные умения курсантов вузов МЧС России.

1. Уметь эксплуатировать средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), приборы контроля и оборудование, используемое для обеспечения деятельности газодымозащитной службы (ГДЗС).

2. Уметь производить расчеты параметров развития и тушения пожара.

3. Уметь выполнять действия номеров расчета на основных пожарных автомобилях при проведении различных видов развертывания сил и средств.

4. Уметь при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ эксплуатировать немеханизированный, механизированный, гидравлический инструмент и оборудование.

Составляющими практико-ориентированных умений являются: мотивы и ценности; практико-ориентированные знания; практико-ориентированные действия [3].

Для успешного формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России необходимы определенные организационно-педагогические условия.

Термин «условие» определяется как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [1].

В настоящей статье выявлены организационно-педагогические условия, без которых процесс формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России не может реализоваться в полной мере.

Формулировка организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений курсантоввузов МЧС России осуществлена исходя из интересов:

- вуза, заинтересованность которого заключается в подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональной деятельности и способных решать оперативные задачи в период обучения;

- работодателей в виде руководителей частей пожарно-спасательных гарнизонов МЧС России, которым требуются специалисты, мотивированные на профессиональную деятельность, не требующие дополнительной адаптации к условиям прохождения службы, имеющиесформированные практико-ориентированные умения;

- курсантов вузов МЧС России, которые заинтересованы в качественном образовании, обладании знаниями и умениями для реализации себя в профессиональной деятельности [4].

Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России основываются на соответствующих педагогических стратегиях [5, 6] и формулируются следующим образом:

– ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач;

– обогащение знаний, умений и компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов посредством решения ситуационных задач на специализированном полигоне;

– приобщение курсантов к производственно-технологической деятельности при прохождении практик в подразделениях пожарной охраны.

Первое организационно-педагогическое условие – ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач, нацелено на формирование у курсантов ценностей и мотивов овладения практико-ориентированными умениями [7].

Ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач,осуществляется поэтапно.

Первый этап – начальноеобучение в вузе. На нем у курсантов формируетсяотчетливое представление о предстоящем периоде обучения и о должностях, занимаемых сотрудниками МЧС России. Качественное проведение указанной работы способствует быстрому процессу адаптации к новой реальности в вузе.

Второй этап – возрастание профессиональной направленности обучения.При успешно сформированном отношении к выбранной профессии на данном этапе у курсантов возрастает интерес к специальным дисциплинам, что выражается в их активном участии в мероприятиях научного, спортивного и общественного характера, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также в выполнении оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией (реагирование на ЧС).

Третий этап – этап производственных и преддипломных практик.Он обусловлен важностью создания ситуации успеха применения практико-ориентированных умений при прохождении производственной и преддипломной практики.

Второе организационно-педагогическое условие – обогащение знаний, умений и компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов посредством решения ситуационных задач на специализированном полигоне.

Педагогическая стратегия «обогащения» предполагает качественный отбор содержания, гибкое использование форм, методов, приемов и средств образовательной деятельности, в том числе с использованием интерактивных технологий обучения.

Основная задача интерактивного обучения заключается в том, чтобы курсантыне только овладели определенной системой знаний, необходимых для будущей практической деятельности, но и работали над развитием своих практико-ориентированных умений. При этом перед курсантами вузов МЧС России должны ставиться такие задачи, которые являлись бы характерными для вида профессиональной деятельности, трудовых функцийпрофессиональных стандартов и создавали бы благоприятные условия для формирования практико-ориентированных умений. По нашему убеждению, такими задачами являются ситуационные задачи.

Мы согласны с мнением авторов Н.С. Касаткиной, Е.Ю. Немудрой, Н.С. Шкитиной и М.В. Циулиной [8], что ситуационная задача как интегративный метод обучения имеет практико-ориентированную направленность, которая способствует вхождению обучаемых в аналогию профессиональной деятельности и более качественному усвоению изучаемой информации. При этом практически любая рассматриваемая нами ситуационная задача характеризуется единством теории и практики, учебного и воспитательного процесса, межпредметной интеграцией, а также направленностью на требования конкретных работодателей [9].

Моделирование реальной ситуации при проведении практических занятий способствует тому, что курсанты будут наглядно представлять, как им действовать в вариациях возможных обстановок на пожаре и чрезвычайной ситуации.

Для курсантов вузов МЧС России профессиональная направленность учебных занятий обусловливается применением ситуационных задач на специализированном полигоне. При этом методическое наполнение формирования практико-ориентированных умений должно предусматривать четко сформулированные ситуации с максимальным приближением к профессиональной деятельности.

Третье педагогическое условие – приобщение курсантов к производственно-технологической деятельности при прохождении практик в подразделениях пожарной охраны. Оно направлено на закрепление практико-ориентированных действий при формировании практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки [10]. Безусловно, приобщение носит деятельностный характер. Производственно-технологическая деятельность — это один из видов деятельности, предусмотренный ФГОС ВО по специальностям 20.05.01 «Пожарная безопасность», 20.03.01 «Техносферная безопасность», по которым обучаются курсанты вузов МЧС России. Приобщение курсантов к этому виду деятельности реализуется при единстве подходов вуза МЧС России и подразделений ГПС МЧС России, в которых они проходят производственную практику.

Мы считаем, что именно организация наставнической деятельности в период прохождения практики поможет курсанту быстрее адаптироваться к реалиям несения службы в пожарно-спасательных частях и эффективно формировать практико-ориентированные умения.

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) осуществлялась в период с 2015 по 2018 гг. во ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России на факультете инженеров пожарной безопасности. Эксперимент подразумевал участие 100 курсантовв период обучения со второго по третий курс.Оценка сформированности компонентов практико-ориентированных умений проводилась по мотивационному, когнитивному, деятельностному и обобщенному критериям. Методики диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Методики диагностики компонентов практико-ориентированных умений

Критерии

Диагностические методы, инструменты измерения показателей

Мотивационный

  • Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной.
  • Методика для оценки настойчивости Е.П. Ильина и Е.К. Фешенко.
  • Тест оценки потребности в достижении цели по методике Ю.М. Орлова

Когнитивный

  • Тест на определение объема усвоенных практико-ориентированных знаний.
  • Нестандартные задачи для определения осмысленности практико-ориентированных знаний.
  • Тест на определение скорости выполнения заданий, требующих практико-ориентированных знаний

Деятельностный

  • Полнота выполнения действий: нормативы пожарно-строевой подготовки, адаптированные под исследование: проверка № 1 дыхательного аппарата, самоспасание с 4-го этажа учебной башни.
  • Скорость выполнения действий: нормативы пожарно-строевой подготовки, адаптированные под исследование: связка двойной спасательной петли в СИЗОД, преодоление 100-метровой полосы с препятствиями.
  • Слаженность работы в составе отделения на пожарной автоцистерне: норматив пожарно-строевой подготовки, адаптированный под исследование: боевое развертывание с подачей 2 створов РСК-50 от двух магистральных линий с СИЗОД

Обобщенный

  • Оценка уровня проявления сформированности практико-ориентированных умений в комплексе самими курсантами, преподавателями, представителями работодателя по результатам проведения пожарно-тактических учений

 

ОЭР подразумевала проведение входного и итогового контроля, результаты которых представлены на рисунке. Сравнительный анализ результатов сформированности практико-ориентированных умений курсантов в экспериментальной и контрольной группах показал, что доля курсантов с низким уровнем сформированности в экспериментальной группе снизиласьна 46%. В контрольной группе доля курсантов с низким уровнем сформированности умений также снизилась на 42%, что на 4% меньше, чем в экспериментальной группе. Динамики изменения доли курсантов со средним уровнем сформированности практико-ориентированных умений в экспериментальной группе не наблюдалось. При этом в контрольной группе количество курсантов со средним уровнем сформированности практико-ориентированных умений выросло на 22%. Более выражена динамика сформированности практико-ориентированных умений у курсантов экспериментальной группы с высоким уровнем. Так, на начало ОЭР курсантов с высоким уровнем сформированности практико-ориентированных умений было 2%, а на ее окончание доля таких курсантов составила 48%. В контрольной группе увеличение количества курсантов с высоким уровнем сформированности составило 20%, что на 26% меньше по сравнению с экспериментальной группой.

Уровни проявления сформированности практико-ориентированных умений курсантов контрольной и экспериментальной групп при входном и итоговом контроле по обобщенному критерию

Для статистической обработки результатов использовался критерий χ2 (табл. 2). Его применение позволяет утверждать, что в экспериментальной и контрольных группах на момент начала ОЭР отсутствовали статистически достоверные различия, а на момент окончания ОЭР имелись статистически значимые различия.

Таблица 2

Направление и достоверность различий сдвига в экспериментальной и контрольной группах по сформированности практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (с помощью критерия χ2 Пирсона)

Контроль

Число степеней свободы

Значение

χ2

Пороговое значение χ2 при p = 0,05

Уровень достоверности 95%

Входной

2

1,495

5,991

Значимых различий нет

Итоговый

2

9,950

5,991

Есть значимые различия

 

Заключение

Приведенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что применение предложенных нами организационно-педагогических условий обеспечит результативность формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России.


Библиографическая ссылка

Адольф В.А., Трояк А.Ю., Чернушевич Е.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29648 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674