Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Тугузбаева О.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы»
В статье рассматривается использование медиаресурсов на уроках русского языка, которые являются важнейшим фактором повышения качества обучения и развития интереса к предмету. Под медиаресурсами понимается совокупность всех технологических средств, приемов, которые служат для передачи информации с целью ее дальнейшего использования и распространения другим потребителям. Это могут быть информационное сообщение, видеопродукт, музыкальная композиция, радиопередача, рисунки, графики, анимация, видео, аудио и др. На наш взгляд, медиаресурсы необходимо применять на уроках русского языка при изучении орфографии, морфологии, синтаксиса, при подготовке к всероссийским проверочным работам и Государственной итоговой аттестации. Медиаресурсы можно использовать при проведении любых типов уроков и в любых классах. Наиболее эффективным, на наш взгляд, считается применение учителем образовательной платформы «Якласс», видеоматериалов от «Капитана Краба», игровых технологий, а также системы информационно-коммуникативных модулей для изучения отдельных разделов русского языка. Интеграция русского языка с медиа в формате медиатекста повышает мотивацию к изучению русского языка, развивает и обогащает знания учащихся, расширяет их культурный кругозор. Во всех учебно-методических комплексах предусмотрено использование медиаресурсов в процессе обучения русскому языку с применением различных форм, методов и приемов работы, способствующих эффективному обучению и формированию всесторонне развитой творческой личности.
медиаресурсы
видеоматериалы
Медиатекст
образовательная платформа
игровые технологии
анимация
интерактивные методы обучения.
1. Бакулина Г.А. Творческий подход в обучении русскому языку // Русский язык в средней школе. 2015. №11. С. 39-43.
2. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 2016. 628 с.
3. Петров В.П. Учителю о новейших средствах обучения. Фрунзе: Мектеп, 2015. 91 с.
4. Казаков В.Г. Лекционная Мультимедиа – Аудитория // Сб. науч. тр. Российской науч.– метод. конф. Ч. 2. Новосибирск, 2016. C. 2-17.
5. Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2015. №1. С. 27-29.
6. Бондаренко А.А. Учим русскому языку по-новому! // Русский язык в средней школе. 2016. №11. С. 44 -47.
7. Гокарева Т. Б. Работа с интерактивной доской, как одна из нестандартных форм развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. №7. С. 66-68.
8. Иванова Л.Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся // Дидакт. 2016. №2. С. 47-50.

Целями исследования являются обоснование проблемы и анализ опыта использования медиаресурсов в отечественной традиции преподавания русского языка в средней школе.

Цель определяет решение следующих задач:

1) проанализировать современную социокультурную и образовательную ситуацию, особенности использования медиаресурсов в практике преподавания русского языка;

2) изучить перспективные форматы использования медиаресурсов в современной практике преподавания русского языка как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности;

3) выделить наиболее перспективные медиаресурсы, которые можно применять на уроках русского языка.

Материалом исследования послужили инновационные технологии, используемые при преподавании русского языка в средней школе.

В исследовании были применены следующие научные методы и приемы: описательный метод и приемы наблюдения; метод обобщения и систематизации; теоретический анализ и синтез; изучение научной литературы по педагогике, истории методики преподавания русского языка, медиакультуре, медиаобразованию; сравнительный анализ использования медиаресурсов в преподавании русского языка в разные исторические периоды.

Научная новизна обусловлена использованием комплексных подходов для изучения способов применения медиаресурсов на уроках русского языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы теоретические и методические подходы использования медиаресурсов в преподавании русского языка, способствующие развитию самостоятельного, критического мышления, творческого воображения, активизации знаний, интеллектуальному росту учащихся.

Практическое значение исследования обусловлено тем, что его результаты могут быть применены при изучении русского языка с использованием медиаресурсов в школьной и вузовской аудитории.

Актуальность исследования заключается с том, что в настоящее время в российском образовании происходят существенные перемены. Выпускник средней школы должен быть самодостаточной творческой личностью, владеющей новыми информационными технологиями. Это требует высокого качества обучения и воспитания молодого поколения. Для того чтобы подготовить таких выпускников, учителям необходимо применять современные технологии обучения.

Под медиаресурсами понимается совокупность всех технологических средств, приемов, которые служат для передачи информации с целью ее дальнейшего использования и распространения другим потребителям. Это могут быть информационное сообщение, видеопродукт, музыкальная композиция, радиопередача, рисунки, графики, анимация, видео, аудио и др.

Использование медиаресурсов в школе будет способствовать повышению эффективности обучения, поможет разнообразить формы и методы обучения, повысит интерес к предмету [1, с. 40].

В данное время школа должна поставить перед собой задачу развития личностных способностей учащихся, а это предполагает усиление роли личностно-ориентированного обучения. Несмотря на это, учебный процесс не должен прерываться, и урок остается важной составляющей обучения. Уровень качества знаний учащихся зависит от ряда факторов: типа урока, формы его проведения, практической направленности, поэтому мы считаем обязательным применение медиаресурсов в образовательном процессе на любых предметах, в частности на уроках русского языка.

Можно выделить ряд направлений, где необходимо использовать медиаресурсы: изучение орфографии; изучение морфологии; изучение синтаксиса; подготовка к ВПР; система тестового контроля; подготовка к ГИА.

Выделяются следующие формы работы с медиаресурсами на уроках русского языка.

  1. Использование готовых электронных продуктов. Данный способ позволяет повысить качество обучения, даст учителю возможность сэкономить собственное время и заинтересует ученика.
  2. Использование мультимедийных презентаций. На слайдах может быть представлена различная информация, включающая таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации. Мы предлагаем использовать презентации на следующих типах уроков.

Уроки-лекции. На таких уроках применение презентации позволит представить изучаемый материал сжато в виде ключевых моментов. Можно вставить в презентацию видео о языковом явлении, ввести анимацию, яркие краски. Например, при изучении темы «Фонетика» можно показать на слайдах отличие гласных от согласных с применением музыки и цвета. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слова учителя информацией на слайдах. Учащиеся в ходе лекции должны вести записи в своих рабочих тетрадях.

Урок анализа текста. На таком занятии презентация будет способствовать эффективной работе с текстом. На отдельных слайдах можно показать сначала весь текст, затем его микротемы с ключевыми словами, план текста.

Не стоит забывать, что при анализе текста главной будет работа с ним, а использование медиаресурсов сделает урок интереснее, позволит разнообразить занятие, разбить анализ текста на части для эффективного усвоения темы.

Обобщающие уроки также можно проводить с применением презентации. Цель таких уроков – повторить пройденный материал, углубить полученные знания, систематизировать все изученные правила. Для этого лучше использовать опорные схемы, таблицы, сигнальные слова. В ходе повторения отдельного правила на слайдах могут появляться выводы, упражнения на закрепление, исключения из правил.

Во всех типах уроков презентации может создавать как учитель, так и ученик. Такое задание можно предложить после изучения какого-нибудь раздела русского языка в старших классах.

Работа с презентацией будет способствовать формированию таких умений, как нахождение и систематизирование актуальной информации, умение работать в паре, способность определять главную информацию, умение сокращать текст и др. Данный вид работы позволяет индивидуально подойти к каждому учащемуся и дать ему возможность самореализоваться.

Наряду с презентациями на уроках используется и интерактивная доска, которая также является эффективным образовательным ресурсом, влияющим на качество обучения. Как мы знаем, больше всего запоминается увиденный и услышанный материал, а использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость учащихся до 55%.

Применение интерактивных досок на уроках русского языка разнообразит процесс обучения, сделает его наглядным и интересным. С помощью такой доски учитель способен демонстрировать таблицы, схемы, правила, упражнения, при этом на ней можно будет писать специальным маркером, также можно будет перемещать картинки, соединять слова, записывать аудио и видео [2, с. 20].

К новым средствам обучения на уроках русского языка можно отнести использование планшетов для каждого учащегося. При работе с планшетом можно выделить следующие виды деятельности учащихся: самостоятельный поиск новой информации по заданной теме; обучение с помощью дистанционного обучения; самостоятельная проверка знаний и подготовка к ГИА.

Также можно использовать и различного рода игровые программы. Их применение способствует повышению работоспособности учащихся, увеличивает мотивацию к обучению. Интерес к выполнению любого упражнения можно вызвать при помощи внесения игровых моментов. Во время игры учащийся выполняет задания, получает положительные эмоции, видит результат освоения темы. При неправильном выполнении задания школьник может вернуться на предыдущий уровень и начать проходить заново. Это будет способствовать созданию ситуации успеха на уроке, что позволит учащимся самовыразиться, проявить свои личностные качества, применить приобретенные на предыдущих уроках знания, умения и навыки. Дидактические игры являются своего рода тренажером, с помощью которого школьники узнают новый материал и отрабатывают полученные знания на практике [3, с. 90].

Помимо названных медиаресурсов, мы предлагаем использовать образовательный онлайн-ресурс «ЯКласс», который позволяет проводить электронные тестирования и изменять задания, делая их уникальными для каждого ученика.

По каждой теме «ЯКласс» содержит теоретический блок, тренировочные, домашние и проверочные работы. Есть множество открытых заданий, на которых ученик может потренироваться, отработать умения, проверить усвоение материала. Из любых заданий учитель способен составить свою проверочную работу по теме или использовать готовую. Проверочные или домашние работы преподаватель может формировать различного объема и сложности по своему усмотрению. На комплектование работы из готовых заданий уходит немного времени. Также имеется конструктор заданий, с помощью которого можно создавать собственные задания [4, с. 5].

Большинство учащихся постоянно работают с данным ресурсом по всем предметам, используя «ЯКласс» как репетитора или тренажер для отработки учебных навыков. Следует также отметить, что многие задания на «ЯКласс» составлены в формате ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РПР, что позволяет ученикам лучше подготовиться к этим формам контроля.

Таким образом, «ЯКласс» дает возможность ученикам с интересом изучать предметы, родителям контролировать своих детей, а учителю экономить время и силы.

Положительные стороны «ЯКласс»:

1) улучшение качества обучения;

2) повышение интереса для учеников;

3) возможность использования как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

4) формирование у учащихся ситуации успеха;

5) возможность реализации системно-деятельностного подхода в обучении;

6) способствование самовыражению каждого школьника;

7) создание мотивации учащихся к обучению;

8) создание возможности индивидуальной работы с каждым учащимся.

«ЯКласс» помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде.

Помимо образовательной платформы «ЯКласс», рассмотренной выше, мы предлагаем использовать на уроках при объяснении нового материала серию видеоматериалов, представленных в виде мультипликационных фильмов. Как известно, такого рода средства обучения привлекают внимание учащихся, помогают лучшему пониманию материала. Видеоуроки будут способствовать формированию положительных эмоций, развивать эстетический вкус к прекрасному. Они представляют собой объяснение нового материала с помощью презентаций, мультипликационного фильма, сопровождающегося голосовым сообщением.

Использование видео на уроках русского языка будет развивать внимание, память, образное мышление и кругозор.

Применение видеоматериалов способствует решению следующих задач: создание положительной обстановки на уроке; повышение мотивации обучения; обеспечение условий для самостоятельной работы [5, с. 27].

Использование подобных видеоуроков на уроках русского языка имеет много положительных сторон: теоретический материал четко скомпонован, продумана последовательность объяснения темы. Такие видео можно применять на уроках разных типов, особенно при объяснении нового материала. Видеоуроки способствуют получению высокого качества обучения, помогают сделать уроки интересными и наглядными.

Из нашего опыта применения видеоуроков следует сделать вывод, что эта форма работы является одним из эффективных способов обучения, способствует повышению учебно-познавательной мотивации обучающихся [6, с. 45].

В своей работе мы предлагаем использовать серию мультипликационных фильмов с интересным персонажем Капитаном Крабом, который в доступной форме объясняет новые темы по русскому языку. Объяснение темы сопровождается песнями, танцами, яркими персонажами. Эта серия мультфильмов рассчитана на учащихся начального и среднего звена [7, с. 66].

Выделим положительные моменты видеоуроков:

1) позволяют учителю добиться высоких результатов в обучении;

2) делают урок более современным;

3) могут использоваться при подготовке к ГИА;

4) переключают учащихся с одного вида работы на другой;

5) позволяют познакомить с историей родного края;

6) способствуют развитию навыков устной и письменной речи;

7) служат формированию речевого этикета у учащихся;

8) способствуют запоминанию акцентологических норм русского языка.

Бесспорно, это не означает, что видеоуроки нужно использовать все занятие или применять на каждом уроке. Необходимо придерживаться определенных рекомендаций для успешного усвоения материала. Видеофрагменты должны быть продолжительностью не более 7 минут. Во время просмотра видеоролика учащиеся могут делать записи в рабочих тетрадях. После просмотра учитель должен обсудить со школьниками увиденный материал. Это могут быть видеоролики, содержащие объяснение лингвистического явления, фрагменты из документальных фильмов, научно-познавательных программ. После обсуждения следует предложить учащимся выполнить ряд заданий для проверки усвоенного материала. Например, при изучении темы «Падежи имен существительных» можно включить видеоурок Капитана Краба, где в песенной форме объясняются падежи, а герои-животные повторяют к ним вопросы. Во время просмотра видеоролика школьники записывают в тетради все падежи существительных с вопросами, а затем выполняют упражнения из учебника.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационные технологии необходимо использовать в учебном процессе с целью повышения качества знаний по предметам, расширения кругозора учащихся, повышения их языкового образования, формирования коммуникативных навыков и умений [8, с. 47].

Изучение русского языка на настоящий момент без применения медиаресурсов немыслимо. Мы предлагаем использовать на разных типах уроков медиаресурсы, имеющие аудиовизуальную и интерактивную основу. Нами было проведено анкетирование среди учащихся 5–7-х классов ЧОУ «Гармония». Им предлагалось выделить из предложенного списка различные средства обучения, применяемые на современных уроках. 91% школьников отметили использование интерактивной доски, презентаций и видеофрагментов. 7% учащихся указали на проведение нетрадиционных уроков в форме игр и викторин. 2% детей отдали предпочтение учебнику.

Заключение

Опыт применения различных информационно-коммуникативных технологий при обучении русскому языку позволяет сделать вывод о том, что самым эффективным в учебном процессе является целый комплекс программно-методического материала, включающий в себя теоретический материал, системы упражнений на закрепление изученного материала, а также контрольно-измерительные материалы, в результате выполнения которых ученик сам увидит на экране оценку, определяющую уровень его понимания темы. Подобные комплексы облегчат работу учителя и позволят систематизировать учебный материал, освоить все разделы русского языка, отработать орфографические умения и навыки, а также эффективно подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации.

Использование информационно-коммуникативных технологий делает процесс обучения непрерывным, позволяет систематически контролировать уровень знаний каждого учащегося, не нарушать учебный процесс и даже совершенствовать его. Информационно-коммуникативные технологии позволяют учителю выявить уровень обученности всех учащихся, определить темы, вызывающие затруднение, оценить результаты работы школьников и преподавателя, скорректировать дальнейшее обучение.

Таким образом, в статье мы изучили и систематизировали существующие информационно-коммуникативные технологии, применяемые в процессе обучения, и обосновали необходимость использования медиаресурсов в современном образовательном пространстве.


Библиографическая ссылка

Тугузбаева О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29633 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674