Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Крутиков М.А. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
2 ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»
Цифровая трансформация образования в России становится одним из ведущих направлений обновления системы образования, что, с одной стороны, создает условия для развития личностного потенциала обучающихся, непрерывности, гибкости и открытости образования, а с другой – актуализирует необходимость обеспечения физического и психического здоровья участников образовательного процесса. С учетом новых вызовов к образованию проанализированы идеи философов, педагогов и психологов в области профессиональной подготовки учителей к педагогической деятельности. Сопоставление идей отечественных ученых позволило представить сущность и содержание подходов, условия к организации подготовки будущих учителей информатики к здоровьесберегающей деятельности. Реализация антропологического, системного и целостного подходов в профессиональной подготовке учителей даст возможность актуализировать идею здоровьесбережения и наполнить содержание подготовки вопросами здоровьесберегающей деятельности, а также сформировать у будущих педагогов личностную значимость знания о сохранении здоровья. Результативность подготовки будущих учителей информатики обеспечивается реализацией идеи непрерывного образования с учетом таких факторов, как, во-первых, мобильность в изучении данной проблемы, необходимость непрерывного движения и готовность к реализации задач здоровьесберегающей деятельности, во-вторых, сознательная активность и самостоятельность студента.
здоровьесберегающая деятельность
подготовка учителя информатики к здоровьесберегающей деятельности
1. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 20.01.2020).
2. Амонашвили Ш.А. Профессия учителя не терпит шаблона // Начальная школа. 2011. №6. С. 1-2.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2014. 224 с.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Академия пед. наук РСФСР. М.: Просвещение, 1968. С. 233-250.
5. Бим-Бад Б.М. Главные законы педагогики [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=312 (дата обращения: 20.01.2020).
6. Крутиков М.А., Смирнова И.Н. Дневник педагогической практики: учебное пособие. Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. 128 с.
7. Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию (школьников) // Педагогика. 1991. № 2. С. 77-80.
8. Борытко Н.М. Воспитание человека: гуманитарная парадигма образования
// Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 11-14.
9. Поляков С.Д. О феноменологии воспитательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1. С. 23-25.

Становление и развитие гиперинформационного общества создает для каждого человека невиданные до сих пор возможности для саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Сложившиеся условия, с одной стороны, открывают перспективы для реализации новых возможностей модернизации образования, в результате чего становится реальным переход на новую образовательную парадигму, исключающую пассивную роль участников образовательного процесса, а с другой стороны – такой переход обеспечивается целым рядом условий, из которых наиболее значимыми являются здоровье школьников и их отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих (учителей, родителей, сверстников).

В связи с обозначенными тенденциями современного образования целью нашего исследования стало выявление ключевых подходов к определению условий подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужили идеи философов, педагогов и психологов в сфере профессиональной подготовки будущих учителей. Сопоставление идей отечественных педагогов-ученых с современными концепциями в области образования позволило выявить ключевые подходы к организации подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение научной литературы показывает, что в философском понимании феномен «условие» рассматривается как категория, от которой зависит протекание какого-либо явления и без которой оно существовать не может. Совокупность конкретных условий данного процесса или явления образует ту среду и обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается [1].

Анализ педагогической литературы позволил выявить несколько подходов к объяснению понятия «педагогические условия». Например, В.И. Андреев, А.Я. Найн, Г.Н. Сериков рассматривают «педагогические условия» как обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие успешное достижение поставленных целей. Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, М.В. Рутковская объясняют его как комплекс обстоятельств и предпосылок, учитывающих особенности обучения, способы преобразования условий и содержания обучения для достижения его наибольшей эффективности.

Педагогические условия рассматриваются нами как компонент образовательного процесса, интегрирующий в себе содержание и технологии обучения, которые направлены на подготовку будущего учителя информатики к здоровьесбережению. С учетом данного понимания термина выделим общие и специфические условия, обеспечивающие эффективность вузовской подготовки учителей. Общие условия подготовки определяются смыслом и значимостью профессиональной деятельности учителя и ее востребованностью в обществе. Созидательный характер педагогической профессии предполагает выполнение учителем важнейшей социальной миссии, которая, с одной стороны, требует развития личности обучающихся и их личностного потенциала, а с другой – влияет на будущее страны через духовно-нравственный и производственный облик поколений. Размышляя над педагогической деятельностью, Ш.А. Амонашвили отмечает ее трагизм, который заключается в том, что учитель живет в современности, а строит будущее [2]. Педагогическая деятельность, характеризующаяся прогностической направленностью, определяет полифонизм целей обучения и воспитания, ориентирует образовательный процесс не только на реализацию запросов личности и социального заказа, но и на перспективу – готовность выпускников адаптироваться к жизни в условиях неопределенности и постоянных перемен. Информатизация общества – требование современной действительности – ориентирует высшую школу на подготовку компетентных специалистов, умеющих грамотно использовать информационные технологии, минимизируя при этом отрицательные воздействия технических средств на здоровье (обучающегося и учителя) [3].

Социальная обусловленность педагогический деятельности не только делает труд педагога зависимым от него (учителя) и от уровня социально-экономического развития общества, но и не позволяет оправдывать педагогические ошибки даже объективными трудностями. Современная система образования может и способна решать не только образовательные, но и социальные проблемы, без этого перемены в развитии общества невозможны, так как они являются результатом изменения в сознании людей. Именно поэтому особую значимость имеют осознание педагогами не только специфических профессиональных, но и глобальных социальных задач, их личностное принятие и проектирование на этой базе стратегических ориентиров профессиональной деятельности. На данную ориентацию педагогов указывал еще К.Д. Ушинский, который в работе «О пользе педагогической литературы» написал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя <....> посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новых, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» [4]. Гражданская позиция – предпосылка развития творчества учителя, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений. В трудах отечественных исследователей (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др.) сформулированы требования к учителю и к педагогической деятельности, которые не утратили значимости и сегодня.

Рассматривая личность педагога и выявляя условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования готовности будущего учителя к здоровьесбережению в образовательном процессе, следует отметить, что выделение общих и специфических условий является достаточно условным, поскольку они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Так, убеждая студентов в значимости гуманизации процесса обучения и необходимости создания на уроках гуманистических отношений в системе «учитель – ученик» для сохранения психического здоровья школьника, в то же время мы должны ориентировать их на восприятие уникальности и неповторимости личности любого из обучающихся. Данные положения следует подтверждать антропологическими знаниями.

Реализация антропологического подхода в процессе формирования готовности будущих учителей информатики к здоровьесберегающей деятельности в школе позволяет рассматривать воспитание как целенаправленный и непрерывный процесс, обусловленный, с одной стороны, биологической природой людей, а с другой – современным национальным воспитательным идеалом. Так, антропологической основой педагогического процесса являются, во-первых, биологические факторы (наследственность), именно они в наибольшей степени обусловливают физическое саморазвитие организма, а во-вторых – социальные факторы (воспитание и среда), которые определяются обществом и ориентированы на воспитание подрастающего поколения в духе национального воспитательного идеала. Тем самым образовательный процесс выступает как двухаспектный и двуединый, обладающий культурно-антропологическим характером.

Антропологический подход к организации педагогической деятельности ориентирует учителя на целенаправленную работу по активизации воспитательного процесса, который заключается не только в воспитании, но и в развитии и корректировке личности как субъекта образовательного процесса. Ряд исследователей (Н.М. Борытко, З.В. Видякова, В.А. Сластенин и др.) говорят о соответствии воспитания природе и видовым особенностям человека, так как он имеет потребность и возможность не только формировать у новых поколений нравственность, доброту и волю, но и осмысливать и корректировать этот процесс. Практика показывает, что эффективность подготовки студентов к здоровьесбережению существенно повышается при систематической фиксации внимания студентов на необходимости соблюдения в здоровьесберегающей деятельности законов, в основе которых лежит антропологический подход.

Отечественными педагогами-исследователями сформулированы такие законы воспитания, как закон единства, целостности и неразрывности воспитания, закон золотой середины (согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы), закон апперцептивной последовательности воспитания, закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым и к самому себе, закон золотого совпадения (Б.М. Бим-Бад) [5]. Изучение студентами законов позволяет будущим педагогам лучше понять сущность воспитательной деятельности и ее внутренние закономерности, реализуемые на основе антропологического подхода, который предстает как целенаправленный процесс со своими закономерностями и спецификой, направленными на самореализацию и самоопределение личности обучающегося и развитие его природных сущностных сил.

Понимание законов, как показывают наши наблюдения, стимулирует студентов к самостоятельному познанию, разработке творческих заданий для учащихся по проблеме сохранения здоровья, включая, таким образом, и обучающихся в здоровьесберегающую деятельность. В период прохождения педагогической практики студенты в процессе применения информационных технологий в обучении и повседневной жизни проявляют творчество в здоровьесберегающей деятельности, суть которого определяется уровнем развития школьников, их умением сохранять здоровье [6].

Таким образом, реализация антропологического подхода является одним из основных условий подготовки будущего учителя информатики к здоровьесберегающей деятельности. Данный подход позволяет убедить будущего учителя наряду с обучением учащихся заниматься здоровьесберегающей деятельностью, рассматривать учебно-воспитательный процесс как единое, объективное действие, детерминированное требованиями государственных документов об образовании, гуманистическими чувствами и заботой о сохранении здоровья детей.

Следующее условие, обеспечивающее эффективность подготовки будущих учителей информатики к здоровьесберегающей деятельности, – это непрерывность и системность. В связи с тем, что первоначально феномен «системность» предложен философами, следует представить их суждения более подробно.

Контекстуальный анализ словарно-энциклопедических источников и научных исследований показывает, что наиболее часто феномен «система» понимается как множество взаимосвязанных элементов, характеризующихся целостностью и единством. Разработки в области системного подхода ведутся начиная с середины XX века и направлены на развитие общенаучных и философских представлений о системных исследованиях и построение развернутых теорий, описывающих специфические особенности систем. Феномен «система» имеет длительную историю и получил отражение в трудах И. Канта, Э. Кондильяка, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Изучение трудов ученых показывает, что в философии понятие «система» наиболее часто рассматривается как совокупность общенаучных методологических базисов, основой которых является понимание объектов как систем, ориентирующих исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей объектов и сведение их в единую теоретическую картину [7].

Реализацию принципа системности в образовательном процессе одним из первых рассмотрел В.Г. Афанасьев. Ключевым компонентом системы воспитания и основным действующим лицом, как считал В.Г. Афанасьев, является обучающийся (школьник, учащийся техникума, студент вуза). В воспитательной системе В.Г. Афанасьев выделял две подсистемы. Первая подсистема является управленческой и организационной с такими составными частями, как школа (начальная, неполная средняя, средняя, профессионально-техническая, высшая) и органы, ею управляющие. В соответствии с идеями В.Г. Афанасьева второй подсистемой является функциональная, которая включает в себя обучение и воспитание как процесс передачи от наставника к обучающемуся совокупности знаний, навыков труда и поведения, умения поддерживать здоровый образ жизни [7]. Компоненты системы определяют ее структуру, поведение, функционирование. Сложность поведения, функционирования, развития компонента проявляется не только в его структурном содержании, но и во взаимодействии с другими компонентами рассматриваемого процесса.

Следуя за В.Г. Афанасьевым, мы рассматриваем процесс подготовки будущего учителя информатики к здоровьесберегающей деятельности как систему, состоящую из таких компонентов, как цель подготовки будущего учителя, деятельность преподавателя и студентов, содержание и технологии подготовки, результат подготовки – готовность к профессиональной деятельности (рисунок).

Схема системы подготовки будущего учителя информатики к здоровьесберегающей деятельности

Основными свойствами системы подготовки будущего учителя информатики к здоровьесберегающей деятельности являются целостность и непрерывность, благодаря которым достигается поставленная цель.

В современной науке педагогическая категория «целостность» понимается как интегральная характеристика сложных педагогических объектов, таких как личность, деятельность, процесс. Целостность характеризует внутреннюю активность педагогической системы через такие показатели, как интегрированность, самодостаточность, автономность. В ней (целостности) отражаются своеобразие конкретной системы, присущие ей как общие, так и специфические закономерности развития и функционирования.

Целостный подход реализуется в процессе отбора содержания материала, технологий, взаимодействия преподавателей со студентами – все это позволяет эффективно осуществлять подготовку студентов к целенаправленной здоровьесберегающей деятельности на каждом этапе обучения в вузе.

Наши наблюдения за подготовкой студентов к здоровьесберегающей деятельности позволили утвердиться в значимости целостностного подхода в воспитании и формировании позиции будущего учителя. Целостность, по мнению П.М. Якобсона, предоставляет возможность человеку трактовать разные проявления социальной жизни с учетом собственной позиции [8].

В процессе вузовской подготовки формируются и крепнут ценностные ориентации, привычки и мировоззрение студентов, продолжается развитие личностного потенциала будущих учителей; через осознание нравственной ценности психического здоровья у них изменяется отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Они не только демонстрируют свою позицию относительно сохранения здоровья на педагогической практике, но и активно включаются в здоровьесберегающую деятельность. Следует заметить, что для них данный вид деятельности осложняется тем, что внимание ведущих специалистов (руководителей педагогической практики) сконцентрировано на обучающей функции студентов [6, 8].

Учитывая психологические особенности студенческого возраста, современную общественную ситуацию, аналогично С.Д. Полякову считаем, что обучение является ведущей силой информационно-операционного развития человека, а основным результатом – присвоение профессиональных ценностей и формирование мировоззрения [9]. Так, подготовка студентов к здоровьесберегающей деятельности способствует развитию у будущих педагогов не только профессиональных, но и личностных качеств, определяющих отношение к собственному здоровью и здоровью школьников.

В настоящее время в психологии и педагогике малочисленны исследования, которые связаны с изучением процессов формирования такого свойства личности, как мировоззрение. В мировоззрении, на наш взгляд, в наиболее концентрированном виде выражается типическое в личности. Оно (мировоззрение) характеризует не только личностное отношение индивида к действительности, но и ориентацию человека в действительности, идейно-эмоциональную, нравственную стабильность [8, 9]. Вся система потребностей и стремлений упорядочивается, интегрируется мировоззрением, которое программирует «определенность будущего». Исходя из данных положений и учитывая роль учителя информатики в деле воспитания подрастающего поколения, необходимо стремиться к тому, чтобы получаемые студентами знания по здоровьесберегающей жизнедеятельности способствовали формированию у них убеждений, потребности в здоровьесберегающей деятельности и в сохранении здоровья учащихся на уроках информатики.

Заключение

Результативность подготовки будущих учителей информатики обеспечивается реализацией концепции непрерывного образования. Ведущая идея включения студентов в процесс подготовки к здоровьесберегающей деятельности состоит в реализации ряда положений, заданных международными нормативными документами в сфере образования (ЮНЕСКО) и процессами реформирования общего и высшего образования. Механизмом реализации названных положений являются формирование индивидуального образовательного маршрута студента, проектирование здоровьесберегающей деятельности и развитие личностного потенциала будущих учителей в процессе интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий, самообразования и самовоспитания.

Значимость реализации представленных теоретико-методологических подходов в подготовке будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности обосновывается тем, что, во-первых, в образовательных стандартах (по направлениям подготовки «Педагогическое образование») подготовка будущего учителя к сохранению здоровья обучающихся является одним из ключевых требований; во-вторых, идея здоровьесберегающей деятельности в дисциплинах профессиональной подготовки представлена фрагментарно, отсутствуют четкие межпредметные связи; в-третьих, каждая из дисциплин профессиональной подготовки может решать часть вопросов формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности, тогда как здоровьесберегающая деятельность учителя опирается на общие закономерности и положения педагогики, психологии, физиологии.


Библиографическая ссылка

Крутиков М.А. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29574 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674