Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Семенов О.А. 1 Николаев Е.В. 1 Семенова Г.Е. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Авторами данной статьи исследован образ современного преподавателя в вузе среди студентов бакалавров и магистрантов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. В данном исследовании при составлении образа современного преподавателя авторы провели работу, которая включала совокупность действий. В начале определились с актуальностью микроисследования, которая заключается в выявлении профессиональных и личных качеств современного преподавателя глазами студентов. Для достижения поставленной цели авторами статьи были определены следующие задачи: изучение литературы по данной теме в различных источниках; формулирование вопросов анкетирования с возможными вариантами ответов; проведение опроса среди студентов бакалавриата и магистратуры; обработка и анализ полученных данных после анкетирования; подведение итогов микроисследования. При осуществлении поставленных задач использовались следующие методы: анализ, обобщение, а также анкетирование. В анкету были включены вопросы о возрасте, профессиональных и личных качествах преподавателя с выбором вариантов ответов, по которым студенты могли определить свои представления. По полученным в ходе анкетирования данным был получен образ современного преподавателя. Это прежде всего преподаватель, который умеет доступно объяснять материал изучаемой дисциплины и благосклонно относящийся к своим студентам. Стиль общения современного преподавателя должен быть демократичным, подразумевающим эмоциональный контакт, с проявлением доверия и уважения к обучаемым. Речь преподавателя доступная с наличием соответствующих терминов по изучаемой дисциплине. По мнению респондентов, современный преподаватель должен обладать соответствующими умениями, постоянно повышать свою квалификацию в сфере информационных технологий.
исследование
анкетирование
студенты
бакалавры
магистранты
образ современного преподавателя
вуз
1. Кириллина З.И. Современный преподаватель глазами студента (социологическое исследование) // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2018. № 23(58). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(58).pdf (дата обращения: 15.01.2020).
2. Подымова Т. Могут ли студенты судить о работе преподавателей? [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/519/35636.php (дата обращения: 15.01.2020).
3. Готовцева Н.Г., Николаев Е.В. Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов в ВУЗЕ // Преподаватель XXI век. 2011. №2-1. С.161-165.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1980. 132 с.
5. Попова О.И. Преподаватель ВУЗа: Современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С.112-119.

Развитие образования непосредственно влияет на формирование творческого, культурного и интеллектуального потенциала любого общества и в конечном счете на его развитие. Огромный вклад в этот процесс вносят непосредственно педагоги высшей школы, которые занимаются подготовкой будущих специалистов.

Как отмечает З.И. Кириллина в своей работе, «при исследовании взаимодействия преподавателей и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия. Характер педагогического взаимодействия напрямую зависит от того, как представляют друг друга, что думают друг о друге, чего ждут друг от друга его субъекты. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем - от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Внешний вид преподавателя, стиль изложения материала, особенности речи определяют отношение студентов к изучаемой дисциплине, к образованию в целом, к выбранной профессии. Объективные изменения в характере коммуникационного процесса отражаются на символическом уровне, видоизменяя содержание ролевых легитимаций статусов "преподаватель" и "студент"» [1].

Оценивание качества преподавания стало обязательной частью университетской жизни на Западе. Например, в США системы оценивания преподавателей студентами (student evaluation of faculty – SEF) широко применяются с 1920-х годов. Выгоды такой практики очевидны: с одной стороны, сам университет может иметь больший успех и преимущество, приглашая самых популярных профессоров; с другой стороны, и государству полезно иметь разные инструменты количественной оценки деятельности своих вузов. Именно поэтому в системе менеджмента качества образования предполагается обязательная обратная связь с потребителями услуги – студентами [2].

Как пишут Н.Г. Готовцева, Е.В. Николаев в своей статье «Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе», «…в студенческие годы идет становление творческой личности будущего педагога в личностно-ценной и учебно-профессиональной деятельности, основной задачей которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития. Это особенно актуально для будущих педагогов. Специалист, призванный содействовать развитию других людей, должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам. Сензитивность этого периода развития личности молодого человека, который приходится на время обучения в вузе, подчеркивается многими исследователями, в частности Б.Г. Ананьевым [3], Л.Н. Куликовой, И.С. Якиманской и др. В том числе ими отмечено, что данный период является основополагающим для формирования ценностных ориентаций, установок, мотивации, самоактуализации, направленности личности, динамики интеллектуального развития» [4; 5].

Каким представляют нынешние студенты современного преподавателя? Этот вопрос был и остаётся актуальным и на сегодняшний день. В общем, вопрос оценки качеств преподавателя остаётся нелегкой задачей для тех, кто и оценивает, например для студентов, а также для коллег с кафедры, администрации вузов и т.д.

Опросы студентов приносят свои полезные результаты. Например, становится возможным достаточно точно определить случаи как низкого, так и выдающегося, высокого качества преподавания. Также по собранным из года в год данным можно отслеживать профессиональный рост преподавателей, изменение отношения студентов к конкретному преподавателю. Коллеги, зная динамику своих результатов, могут планировать какие-то изменения в методике преподавания, улучшать качество своей работы. Ведь совершенство, к счастью, недостижимо – и даже самый успешный лектор может читать лекции еще лучше, если получает корректирующую обратную связь от студентов [2].

В данной работе проведено микроисследование методом анкетирования студентов на тему «Каким должен быть современный преподаватель высшего учебного заведения глазами студентов?».

В современном мире возрастает роль преподавателя, он уже не является лишь проводником знаний и информации. Преподаватель должен быть также педагогом, психологом, исследователем и инноватором, от которого зависит успешность его педагогической деятельности. С первой встречи студенты формируют своё представление о преподавателе, которое собирается из многих составляющих, например: манера общения, уважение по отношению к студентам, уверенность изложения материала и т.д. Восприятие преподавателя студентами играет важную роль, определяющую отношение студента к изучаемой дисциплине.

При составлении образа современного преподавателя мы провели работу, которая включала совокупность действий. В начале мы определились с актуальностью микроисследования, которая заключается в выявлении профессиональных и личных качеств современного преподавателя глазами студентов.

Цель исследования состоит в изучении образа современного преподавателя в представлении нынешнего студента.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучение литературы по данной теме в различных источниках;

- формулирование вопросов анкетирования с возможными вариантами ответов;

- проведение опроса среди студентов бакалавриата и магистратуры;

- обработка и анализ полученных данных после анкетирования;

- подведение итогов микроисследования.

Материал и методы исследования. Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы: анализ, обобщение, а также анкетирование.

В анкету были включены вопросы, касающиеся профессиональных и личных качеств преподавателя. Какими основными характеристиками и качествами должен обладать, по мнению студентов, компетентный преподаватель? В предложенных вопросах были затронуты такие организационные качества преподавателя, как пунктуальность, коммуникабельность, активность, умение найти общий язык со студентами, организаторские умения, лидерство и т.д.; психолого-педагогические – интеллигентность и порядочность, корректность, тактичность, доброжелательность, принципиальность, уважительное отношение к студентам и т.д.; профессиональные – научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность преподавателя, его способность передавать учебный материал, доступность объяснения, манера, стиль чтения лекций, способность вызывать интерес к обучаемому предмету и возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль, использование в учебном процессе современных образовательных технологий и т.д. Также студентам было предложено оценить стиль педагогического общения преподавателя со студентами, стилистику его речи.

 Для того чтобы студенты могли определить свои представления и дать свою характеристику преподавателю, вопросы содержали несколько вариантов ответов, а в некоторых вопросах допускалось выбрать несколько приоритетных вариантов ответов.

Результаты исследования и их обсуждение. В анкетировании, проведенном на разных курсах, приняло участие 856 студентов бакалавриата и 253 магистранта.

По результатам ответов на вопрос «На что Вы обращаете внимание при первой встрече с преподавателем?» большинство респондентов (61%) обращают внимание на умение преподавателя достоверно подать материал изучаемой дисциплины. 31% опрошенных обращают своё внимание на отношение преподавателя к студентам. Самым незначимым для наших респондентов оказался внешний вид преподавателя, что составило лишь 5%. При формировании первого впечатления умение преподавателя подать и объяснить материал по изучаемой дисциплине, его отношение к обучаемым для студентов приоритетнее, чем внешняя привлекательность преподавателя.

В вопросе о возрасте современного преподавателя студенты оказались неприхотливы, большинство респондентов выбрали вариант ответа «не имеет значения», 18% студентов предпочитают учиться у молодых специалистов с небольшим опытом работы, старше 30 лет, но моложе 40-50. Остальные студенты предпочитают преподавателей с большим опытом работы (18%). В общем, возраст современного преподавателя может быть любым, студенты не придают этому большого значения.

Преподаватель, прежде всего, как любой человек, помимо профессиональных качеств, обладает и многими личными. Обучающиеся дали высокую оценку таким качествам  преподавателя, как умение доступно объяснять учебный материал (52%), качественное и глубокое знание предмета (43%), умение находить общий язык со студентами (38%), человечность и тактичность (37%). Среднюю оценку получили такие качества, как умение объективно оценивать достижения студентов (24%), организаторские качества и лидерство (17%), наименьшую оценку получили такие качества, как личный пример и авторитет (11%), интеллигентность и порядочность (8%). Большинство студентов желают видеть перед собой преподавателя, умеющего доступно объяснять преподаваемый материал и хорошо знающего свой предмет.

Большое внимание также было уделено умению преподавателя общаться со студентами. Доброжелательность и тактичность преподавателя, поощрение, одобрение студентов создают благоприятную атмосферу и обстановку доверия во время занятия. Все это способствует созданию ситуации успеха для обучающихся, когда грамотное оценивание знаний студентов, умение находить положительные стороны у каждого раскрывает потенциальные возможности студентов и формирует их академическую активность.

На вопрос про стиль педагогического общения большинство опрошенных выбрали демократичный стиль (62%), который подразумевает эмоциональный контакт с проявлением доверия и уважения к обучаемым. Остальная часть респондентов дали свой выбор в пользу либерального стиля общения (38%), при котором учащимся предоставляется достаточно много свободы действий. Здесь преподаватель предстаёт нетребовательным и непоследовательным, и при таких отношениях может снизиться качество усвоения материала студентами. Как ожидалось, авторитарный стиль общения преподавателя со студентами совсем не популярен среди студентов. Способность преподавателя проникать во внутренний мир обучаемого, его психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности студента, его внутренних психологических проблем – необходимая составляющая компетентности. Опытный педагог по внешним проявлениям, по незначительным признакам улавливает малейшие изменения внутреннего состояния обучаемого.  Компетентный преподаватель должен сочетать в себе требовательность и принципиальность с уважительным отношением к студентам и обязательным чувством такта. Объективное и справедливое отношение преподавателя формирует и воспитывает у студента чувство собственного достоинства, что непосредственно влияет на развитие творческой самостоятельности студента.

Как показали результаты ответов на вопрос «Какую стилистику речи должен использовать современный преподаватель?», 61% опрошенных отдали предпочтение нейтральной речи с использованием специальных терминов. За доступную и простую речь высказались 31% студентов, меньшинство (8%) выбрали речь с обилием терминов. Речь преподавателя играет большую роль в процессе обучения студента, влияет на его внимание и восприятие данного предмета. Способность не только доходчиво преподносить студентам учебный материал, популярно и понятно излагать им новую тему, но и умело направлять познавательную деятельность студентов является важным и основополагающим качеством любого педагога, преподавателя высшей школы.

На вопрос «Должен ли современный преподаватель вуза заниматься научно-исследовательской деятельностью?» 69% опрашиваемых ответили, что больше доверяют свое образование преподавателю, занимающемуся научной деятельностью, а 31% респондентов не выдвигают таких требований. Таким образом, в представлении большинства студентов современный преподаватель должен заниматься научно-исследовательской деятельностью, развиваться в научной сфере, иметь в наличии ученую степень.

На вопрос о наличии у преподавателя практического опыта в той области науки, в которой обучает преподаватель, большая часть респондентов 69% ответили «предпочтительно», лишь 15% - отрицательно. Наличие опыта в сфере научного интереса является огромным плюсом в профессиональной деятельности специалиста. Такой преподаватель будет иметь глубокие знания, умения и навыки, будет знать многие нюансы по изучаемой дисциплине, сможет делиться своим опытом со студентами. Умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки является важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей. Высококвалифицированные, компетентные преподаватели не просто читают лекции, они вовлекают студентов в совместную научно-исследовательскую работу, учат умению размышлять, анализировать, делать выводы и самостоятельно добывать знания.

В настоящее время в учебный процесс широко внедряются новые образовательные и информационные технологии, и вопрос о владении преподавателем вуза компьютерными технологиями весьма актуален. В результате опроса выяснилось, что 69% студентов сошлись во мнении, что преподаватель должен владеть «благами» современного мира, 23% опрошенных считают, что это не имеет значения в представлении современного преподавателя. Остальные 8% участников ответили, что преподавателям не обязательно владеть такими качествами. Нынешние студенты в большинстве своем свободно владеют навыками работы на компьютерах и, естественно, предъявляют такие же требования к своим преподавателям. Современные реалии развития общества и образования таковы, что преподаватель должен не только совершенствовать свою педагогическую деятельность, но еще и обучать студентов, применяя современные образовательные и информационные технологии [5]. 

Выводы. Таким образом, по данным, полученным в ходе анкетирования, перед нами предстал образ современного преподавателя. Мы видим преподавателя, прежде всего умеющего доступно объяснять материал изучаемой дисциплины и благосклонно относящегося к своим студентам. Он может быть как опытным преподавателем, так и молодым сотрудником. Нынешние студенты хотят видеть перед собой наставника, обладающего качественными и глубокими знаниями по своему предмету, умеющего находить общий язык со студентами и объективно оценивающего их личные достижения. Для студентов предпочтительны демократичный стиль общения современного преподавателя, который подразумевает эмоциональный контакт с проявлением доверия и уважения к обучаемым, а также его доступная и понятная речь с наличием соответствующих терминов по изучаемой дисциплине. По мнению респондентов, современный преподаватель должен быть не просто преподавателем, читающим конкретную дисциплину, а профессионалом с глубокими знаниями и высоким интеллектом, занимающимся научно-исследовательской деятельностью, владеющим образовательными и информационными технологиями, постоянно совершенствующим собственную методику обучения.

Давая ответ на вопрос, поставленный в данной работе, мы видим, что большинство студентов высоко оценивают те профессиональные качества преподавателя, которые могут принести им пользу в процессе обучения и будут способствовать их личностному развитию и профессиональному становлению в будущем. Им важно, чтобы преподаватель был для них и наставником, и консультантом, и помощником. Они хотят видеть перед собой грамотного, информированного преподавателя, свободно владеющего своим предметом, способного их заинтересовать и увлечь, человека с высоким уровнем культуры, способного развивать свои профессиональные навыки и повышать свою квалификацию. В процессе общения студенты наблюдают за преподавателем и оценивают его профессиональные и личные качества, анализируют его отношение к работе и формируют собственные критерии по отношению к себе.


Библиографическая ссылка

Семенов О.А., Николаев Е.В., Семенова Г.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29517 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674