Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Сорока И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
В статье представлены основные теоретические подходы к исследованию содержания понятия «созидательная активность личности»: философский, психологический и педагогический. Изучение понятия «созидательная активность личности» выстраивается с точки зрения генезиса личности в подростковом возрасте, отличительными характеристиками которого в контексте формирования созидательной активности являются: ориентация на социально одобряемую деятельность, удовлетворяющую основные потребности подростка; общественно-полезная деятельность как ведущая деятельность; общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу; возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности. Уточнено понятие «созидательная активность подростков», под которым понимается способность подростков к осуществлению личностно и социально значимой деятельности совместно со сверстниками и другими людьми во благо человека, общества и природы. С учетом данного определения формирование созидательной активности подростков представляет собой целенаправленный, организованный педагогический процесс, обеспечивающий вовлечение подростков в созидательные виды деятельности (образовательную, учебно-исследовательскую, агитационно-просветительскую, природоохранную, журналистскую и др.), в которых проявляются нравственные установки и ценности подростков (патриотизм, человечество, наука, труд и творчество, искусство, природа и т.д.) по отношению к людям, обществу и природе.
cозидание
созидательная активность
человек-созидатель
подростки
детское объединение
1. Курбанов М.Г. Философско-исторические проблемы созидания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6-1(44). С. 99-102.
2. Мадиев Х.Р. Педагогика созидания и новый человек ХХI века. Астана: Фолиант, 2011. 128 с.
3. Мещерякова А.М. Формирование опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2014. 28 с.
4. Иванников В.А. Идеи А.Н. Леонтьева и их значение для современной психологи // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 29-35.
5. Джига Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования: дис. … докт. псих. наук: Кострома, 2013. 509 с.
6. Жданова С.Н., Чиркова А.А. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции подростка: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. 76 с.
7. Коваленко В.И., Соколова О.А., Губаренко И.В. Созидательная направленность личности как объект психолого-педагогического исследования // Наука. Искусство. Культура. 2015. Выпуск 3(7). С. 145-149.
8. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5-10.
9. Дука Н.А., Дука Т.О. Образовательный выбор студента как междисциплинарный феномен // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 60-63.
10. Ерёмина Л.С., Куровский В.Н. Социализированность как результат процесса социализации подростков // Вестник ТГПУ. 2011. № 10 (112). С. 166-169.
11. Сорока И.Ю. Формирование созидательной активности подростков в детском объединении (на примере школьного лесничества) // Наука будущего  наука молодых: сборник тезисов участников форума. Том 1. Казань, 2016. С. 177-179.
12. Игумнова Е. А., Радецкая И. В., Сорока И. Ю. Опыт применения квест-технологии в профильном лагере экологической направленности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. № 5. С. 17-28.
13. Игумнова Е. А. Преемственность в развитии созидательной активности младших школьников и подростков в деятельности детского объединения «Лесная страна» // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 12-20.

В современных социокультурных условиях на фоне обострения противоречий между современной цивилизацией и социоприродной средой приоритетным направлением развития человеческой цивилизации становится изменение отношения человека к природе: от потребительского, отрицательного и безразличного - к осознанному, ответственному и созидательному. В связи с этим актуализируется проблема формирования созидательного отношения, созидательной активности подрастающего поколения к миру природы и людей как фактора устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности.

Актуальность проблемы формирования созидательной активности личности освещается в стратегических документах разного уровня, среди которых можно выделить: Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»; Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Программу развития движения школьных лесничеств (2012 год), Концепцию развития дополнительного образования детей (2014 год); Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегию организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края до 2020 года и др.

Однако на практике проблема формирования созидательной активности личности усугубляется недостаточной готовностью большей части молодежи решать социально значимые проблемы. В.А. Ясвин подчеркивает, что недостаток социального опыта и практических умений существенно ограничивает инициативу молодых людей при самостоятельной реализации созидательной деятельности, а ориентация общества на потребительское отношение к природе, на ценность вещей и удовольствий делает экологическую проблематику нереальной, виртуальной, фоновой, и большинство молодых людей никак не связывают решение экологических проблем с образом собственной жизни. Таким образом, на систему образования возлагаются самые серьезные надежды в формировании у подрастающего поколения созидательного отношения к миру природы и людей.

Цель исследования заключается в раскрытии сущности понятия «созидательная активность подростков» и выявлении философских и психолого-педагогических аспектов формирования созидательной активности подростков на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

В научной литературе категория «созидание» противопоставляется категории «создание», означающей разовое, завершенное действие или длительный процесс, стремящийся к завершению.

В философии категория «созидание» рассматривается как: сознательная актуализация и реализация человеком своих сущностных сил в качестве особого средства деятельности (М.Г. Курбанов); сущностное содержание деятельности человека, позитивная направленность ее результата (Х.Р. Мадиев); непрекращающийся постоянный процесс творческого продукта (А.М. Мещерякова); высшая форма изменения реальности, построение ее на идеальной желаемой основе, созданная человеком особая среда, несущая материальные и духовные ценности (Д.А. Петров), и др. [1–3].

В психологии категория «созидание» рассматривается как: один из признаков стратегии жизни (К.А. Абульханова-Славская); баланс интериоризации и экстериоризации, который представляет собой воплощение замыслов, реализацию планов и программ построения новых объектов (материальных и духовных ценностей) (Б.Г. Ананьев); усвоение культуры и образ жизни, которые определяют индивидуальную стратегию жизни (А.Г. Асмолов); психическая активность как самостоятельный вид деятельности, осуществляемый не столько в физическом плане активности, сколько в плане сознания (В.А. Иванников); процесс усвоения, творчество и создание нового при взаимодействии человека с миром (С.Л. Рубинштейн) и др. [4].

В педагогической науке категория «созидание» рассматривается в различных контекстах: опыт созидательной жизни (Р.У. Богданова); созидательная деятельность школьников в контексте изобретательской культуры (А.В. Бычков); продуктивный (созидательный) субъект образования (Н.Д. Джига); созидательная активность будущих социальных педагогов (Г.В. Жеребятникова); созидательная позиция подростка (С.Н. Жданова); потребность сельских школьников в созидательной деятельности (З.Т. Жирохова); созидательная направленность личности (В.И. Коваленко); созидательный труд школьников (А.В. Леонтьев); созидательное взаимодействие подростков в школьном классе (С.А. Суворова) и др. [5–7].

Особый интерес с нашей точки зрения представляет идея формирования человека-созидателя, в рамках которой особое актуальное значение приобретают размышления современных философов о проблемах человека и гуманизма, проблемах взаимоотношения человека и природы, общества и природы. Идея формирования человека-созидателя в современной философии появилась в ответ на глобальные проблемы-вызовы ХХI века и разрабатывается на основе философских воззрений отечественных и зарубежных философов: М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.С. Библера, М. Бубера, Г. Буркхарда, В.И. Вернадского, И.А. Ильина, Э. Левинаса, Н.Н. Моисеева, Ж.-П. Сартра, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Л. Фейербаха, П.А. Флоренского, В. Франкла, Э. Фромма и др.

Идея формирования человека-созидателя также развивается в работах Б.С. Гершунского, Х.Р. Мадиева, Н.В. Мироновой и иных, на основе анализа которых мы выделили и конкретизировали целостный философский образ человека-созидателя, который строится на следующих идеях:

1) идее духовного понимания сущности человека в контексте абсолютных и высших ценностей человеческого бытия: веры, надежды, любви, красоты и добра;

2) идее ответственности, возникающей в различных областях жизнедеятельности человека, которая носит инициативный характер и представляет собой систему долга и обязанностей людей по отношению друг к другу, обществу, природе; ответственности человека перед собой как возможность реализовать себя как человека, выполнить свою человеческую миссию на Земле;

3) идее созидательного альтруизма в соответствии с этикой ненасилия как нравственного принципа, предписывающего бескорыстные действия, направленные на благо других людей, социальную солидарность, в том числе в международных отношениях;

4) идее любви как базисного отношения личности, основанной на экзистенциональном общении и коммуникации, т.е. связи с ближним в моральном смысле слова, любви как продуктивной деятельности человека, способствующей его духовному росту и счастью, дающей возможность человеку выйти на новый уровень бытия;

5) идее всеединства, т.е. идее интеграции всех сфер человеческой деятельности в единый мировой процесс, восприятия человека как части природы, как космического явления, объединяющего в себе все составляющие универсума – от низшего материального до высшего, сверхчувственного;

6) идее ощущения общепланетарного духовного единства людей, в рамках которого общество должно соизмерять свои потребности с возможностями биосферы, когда человеческий интеллект должен взять на себя заботу и ответственность за судьбу планеты; поддержание равновесия в мире через гармоничный образ жизни.

Таким образом, исследования категории «созидание» опираются на труды ученых – философов, психологов и педагогов, в которых отражаются научные представления о созидательной природе человека и роли созидания в преобразовании мира. Образ человека-созидателя представляет собой качественные изменения в отношении человека к самому себе, к другим людям, окружающей среде на основе морально-этических, гуманистических ценностей, а созидательная деятельность определяется как целенаправленная, инициативная, продуктивная, личностно и социально значимая (материальная и духовная) деятельность на благо человека, общества и природы, которая способствует формированию созидательной активности личности.

С нашей точки зрения, особый интерес представляет позиция К.А. Абульхановой-Славской, согласно которой акцент на роли деятельности только для преобразования действительности, созидания и изменения предметного мира (т.е. создания новых ценностей в искусстве, науке, промышленности) противоречит жизненным реалиям, поскольку «деятельность конкретного человека, отдельной личности редко обладает такого рода масштабом». В связи с этим К.А. Абульханова-Славская полагает, что основная потребность личности как субъекта деятельности выражается в приобщении к деятельности общества, возможности не только произвести ту или иную продукцию, но и выразить себя в деятельности: «Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком». Таким образом, стратегия жизни человека, по Абульхановой-Славской, состоит в творчестве, созидании ценности своей жизни, соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей.

Значимой для нас является мысль о возможности создания педагогических условий посредством вовлечения ребенка в различные виды деятельности, способствующие удовлетворению потребности в приобщении к деятельности на благо общества и потребности самореализации. Особое значение данные потребности личности приобретают в период подросткового возраста. Подростковый возраст описывается в психолого-педагогической литературе как переходный возраст, который характеризуется: глубокими преобразованиями во всех сущностных сферах личности ребенка; развитием процессов самосознания и самоопределения, осознания своей личности, окружающей социальной и природной среды как объектов отношения и существования, формирующих в дальнейшем основы жизненной позиции; субъективным отношением к самому себе, другим людям, обществу и природе.

Исследователи, занимающиеся изучением закономерностей физического, психического и социального развития ребенка в подростковом возрасте, отмечают готовность подростков к усвоению морально-этических и гуманистических ценностей, к осуществлению позитивной, созидательной деятельности. Вместе с тем перечисленные особенности подростков отражают их возможное, но не реальное развитие. Анализируя особенности современного детства как социокультурного феномена, К.Н. Поливанова отмечает, что в современных условиях происходит изменение «пространства взросления», которое в настоящее время характеризуется широким признанием индивидуализации, экономической нестабильностью, сужением властных (вертикально-иерархических) способов управления, расширением границ информационных технологий, появлением так называемой педагогики потребления. Все эти изменения затрагивают сферу детства и способствуют повышению тревожности, агрессивности, качественным сдвигам в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни, которые наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте и выражаются в восприимчивости подростков к негативным и асоциальным влияниям [8].

В связи с этим появляется необходимость поиска таких видов и форм деятельности, которые будут способствовать преодолению и профилактике негативных явлений подросткового возраста. Л.И. Божович отмечает: «Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у ребенка возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы характеризуются своей “ненасыщаемостью”: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня».

Анализ научных исследований по проблеме психического развития подростков позволил нам обозначить ключевые характеристики данного периода развития личности в контексте формирования созидательной активности подростков. Характеристики представлены в таблице.

Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста

Возрастные характеристики

Характеристика подросткового возраста

Возрастные границы

- Первая стадия: 10–11 лет; вторая стадия: 12–13 лет; третья стадия: 14–15 лет (старшие подростки)

Социальная ситуация развития

- Расхождение между объективным положением подростка и его внутренней позицией

Зона ближайшего развития

- Социально одобряемая деятельность, удовлетворяющая основные потребности подростка с установкой на общество

Ведущая деятельность

- Общественно-полезная деятельность (учебно-познавательная, производственно-трудовая, общественно-организованная, спортивная, художественная и др.), включая межличностное общение среди сверстников

Виды деятельности

- Общественно-полезный труд

Основные потребности

- Потребность в общении, социальном признании, самовыражении, самореализации, самоутверждении, самоопределении, познании и преобразовании социума, интеллектуальной активности

Мотивы

Широкие социальные мотивы: позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношении окружающих); мотивы социального сотрудничества (ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми)

Мотивация

- Общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу

Мотивационные образования

- Установки, интересы, ценности и ценностные ориентации, направленность личности

Новообразования

- Возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности

 

Таким образом, основной акцент в формировании созидательной активности подростков делается на мотивационную сферу подростка и ведущий тип деятельности - общественно-полезную деятельность, включающую межличностное общение среди сверстников. Данную позицию мы соотносим с психолого-педагогическими научными представлениями, согласно которым деятельность человека является полимотивированной, т.е. к деятельности человека побуждают одновременно несколько мотивов, образующих мотивационный комплекс. Внутри мотивационного комплекса мотивы находятся в иерархических отношениях в соответствии с частотой актуализации и силой побудительного воздействия на субъект. Среди постоянно актуализирующихся и обладающих существенным мотивационным влиянием действующих мотивов особое место занимают доминирующие мотивы, которые определяют направленность и характер деятельности, придают ей личностный смысл. Таким образом, в качестве основного компонента деятельности выделяют личностно-мотивационный компонент, т.е. значимость деятельности для личности, таким образом, деятельность рассматривается с точки зрения удовлетворения потребностей личности, с точки зрения ее личностного смысла. Мотивирование представляет собой процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов, а формирование мотивации предполагает использование методов социального управления, которые должны оказывать влияние побудительного характера на поведение субъекта [9].

В качестве ведущего типа деятельности в подростковом возрасте мы рассматриваем общественно-полезную деятельность подростков. Нам близка точка зрения Д.И. Фельдштейна о том, что «…в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции».

Л.С. Ерёмина и В.Н. Куровский отмечают, что основные новообразования в психике подростка возникают в общественно-полезной деятельности. Это связано с тем, что она в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста потребности в общении со сверстниками и в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения [10].

Таким образом, в качестве компонентов созидательной активности подростков нами были выделены: когнитивный компонент (наличие у подростков знаний об обществе, объектах природы, основных законов природы, знаний об общественных нормах поведения в природе как основы убеждений); ценностно-мотивационный компонент (доминирующие мотивы подростков участия в деятельности, а также доминирующие мотивы по отношению к природе и взаимодействию с ней, которые образуют систему ценностных ориентаций, целей, мотивов, потребностей и интересов подростков, побуждающих их к созидательной активности); коммуникативно-деятельностный компонент (активное включение подростков в созидательные виды деятельности, умение адаптироваться в различных ситуациях социального взаимодействия как со сверстниками, так и с другими людьми).

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили ключевые характеристики подросткового возраста в контексте формирования созидательной активности: ориентация подростков на социально одобряемую деятельность, удовлетворяющую их основные потребности с установкой на общество; общественно-полезная деятельность как ведущая деятельность; общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу; возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности.

Проведенный анализ позволил уточнить, что под созидательной активностью подростков нами понимается способность подростков к осуществлению личностно и социально значимой деятельности совместно со сверстниками и другими людьми во благо человека, общества и природы. Опираясь на данное определение, под формированием созидательной активности подростков мы понимаем целенаправленный, организованный педагогический процесс, обеспечивающий вовлечение подростков в созидательную деятельность, в которой проявляются нравственные ценности и установки подростков по отношению к людям, обществу и природе.

Теоретические аспекты формирования созидательной активности подростков были апробированы на практике в рамках реализации городского инновационного проекта «Формирование созидательной активности подростков в деятельности детского объединения “Лесная страна”» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Читы и МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения» г. Читы.

Основная идея проекта заключалась в обосновании педагогических условий, содействующих формированию созидательной активности подростков в детском объединении «Лесная страна», посредством включения их в разнообразные виды созидательной деятельности, т.е. такие виды деятельности, которые являются целенаправленными, инициативными, продуктивными, личностно и социально значимыми, в которых проявляются нравственные установки и ценности подростков по отношению к людям, обществу и природе (рисунок). По результатам успешной экспертизы Комитета образования городского округа «Город Чита» в июне 2016 г. проект получил статус городской внедренческой площадки, которая с этого времени транслирует свой опыт на сеть образовательных организаций, входящих в детское объединение – городское школьное лесничество [11–13].

Формирование созидательной активности подростков

Включение подростков в созидательную деятельность является актуальным и отвечает всем характеристикам подросткового возраста. Созидательная деятельность по своей сути является социально одобряемой общественно-полезной деятельностью с установкой принести пользу другим людям и обществу; созидательная деятельность способна удовлетворить основные потребности подростка, а также формировать интересы, ценности и ценностные ориентации и направленность личности на основе морально-этических, гуманистических ценностей, а также способствовать формированию созидательной активности подростков.

Анализ теоретических подходов к исследованию содержания понятия «созидательная активность подростков» позволил сделать следующие выводы:

- «созидательная активность подростков» – это способность подростков к осуществлению личностно и социально значимой деятельности совместно со сверстниками и другими людьми во благо человека, общества и природы;

- отличительными характеристиками подросткового возраста в контексте формирования созидательной активности являются: ориентация на социально одобряемую деятельность, удовлетворяющую основные потребности подростка; общественно-полезная деятельность как ведущая деятельность; общественно-направленная мотивация принести пользу другим людям и обществу; возникновение самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной ответственности;

- формирование созидательной активности подростков – это целенаправленный, организованный педагогический процесс, обеспечивающий вовлечение подростков в созидательные виды деятельности, в которых проявляются нравственные установки и ценности подростков по отношению к людям, обществу и природе, на основе которых выстраивается образ человека-созидателя;

- видами созидательной деятельности подростков в детском объединении экологической направленности (на примере школьного лесничества) могут быть: образовательная, учебно-исследовательская и проектная, профориентационная, агитационно-просветительская, природоохранная, журналистская, тьюторская, экскурсионная деятельность, деятельность по детскому самоуправлению.

Статья выполнена в рамках научного гранта № 270 ГР Совета по научной и инновационной деятельности Забайкальского государственного университета.


Библиографическая ссылка

Сорока И.Ю. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29497 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674