Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Носов А.Г. 1 Бриленок Н.Б. 2
1 Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, филиал РАНХиГС
2 Институт физической культуры и спорта СГУ имени Н.Г. Чернышевского
В статье проводится анализ текущей ситуации, связанной с сохранением здоровья молодежи. Рассмотрен термин «здоровье» в социально-педагогическом аспекте. Отмечено, что здоровье, являясь для обучающихся субъективным качеством взаимодействия с окружающей средой, недостаточно ценится молодыми людьми в связи с особенностями организма и нехваткой жизненного опыта. Факторы, определяющие состояние здоровья обучающихся, разделены на три группы: субъективные, социально-педагогические и объективные. К субъективной группе факторов можно отнести способности и задатки молодых людей, проявляемые в рамках образовательного процесса, также это особенности темперамента и личностные черты, функциональные возможности организма. Социальный фактор выражается в круге общения на протяжении всей жизнедеятельности обучающихся. Он включает в себя положительные и отрицательные социальные практики. Педагогический фактор включает в себя мотивацию и профессионализм педагогов образовательной организации, наличие или отсутствие системной работы по сохранению здоровья обучающихся. В данном аспекте становление здорового образа жизни является процессом личностного роста с субъективной точки зрения и условием сбережения здоровья молодежи с объективной стороны. Систематизированный процесс по сохранению и укреплению здоровья обучающейся молодежи является актуальным и востребованным именно в сложившейся ситуации, поскольку последствия демографического кризиса обусловили дефицит трудоспособных молодых людей. Далее в статье рассматриваются результаты опроса студентов на предмет ценности здоровья и потребности вести здоровый образ жизни, анализируются факторы, влияющие на процесс сбережения здоровья молодых людей в рамках системы образования.
здоровье
здоровый образ жизни
становление
обучающиеся
молодёжь
социально-педагогические факторы
1. Вишневский А.Г. Россия: демографические итоги двух десятилетий // Мир России. Социология. Этнология. 2012. №3. C. 3-40.
2. Савина А.К. Категория «развитие личности» в междисциплинарных зарубежных исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №5 (54). C. 96-116.
3. Носов А.Г. Сущность разработки и реализации индивидуальной траектории становления здорового образа жизни // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 2282-2285.
4. Устав ВОЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/constitution (дата обращения 02.11.2019).
5. Максимов В.С., Лепихина Т.Л. Факторы эффективной жизнедеятельности студента и их влияние на здоровье // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2017. №1. С. 43-48.
6. Носов А.Г., Бриленок Н.Б. Становление здорового образа жизни у обучающихся в аспекте социальных практик // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-2. С. 348-352.
7. Носов А.Г. Становление здорового образа жизни как педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-4. С. 883-886.
8. Зобкова Е.А. Социально-педагогические факторы здорового образа жизни человека // Экономика образования. 2015. № 2. С. 36-39.
9. Черевишник Н.Н. Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / Под общей ред. О.М. Поповой. 2016. С. 335-340.
10. Иванова О.М., Билалова Л.М., Матвеев С.С. Физическая культура как условие качества жизни индивида // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-3. С. 657-661.

Научно-технический прогресс, являясь результатом социального развития, несет в себе как новые возможности для современного человека, так и вызовы для государства. При этом современная скорость распространения информации обусловливает высокую интенсивность изменений в обществе. В данном аспекте повышение качества и уровня жизни во многом зависит от эффективности принятия управленческих решений, то есть от качества человеческого капитала. В свою очередь для государства сегодня становится актуальной своевременная подготовка квалифицированных специалистов, готовых к открывающимся возможностям и вызовам. Однако современная система образования, изменяясь согласно возникающим условиям, вносит некоторые коррективы в образовательный процесс. Законы рыночной экономики, отражаясь в поведении молодежи, существенно меняют сегодня педагогический подход к организации процесса обучения. В повседневной деятельности также видоизменяются риски для здоровья и факторы, влияющие на него. Стоит отметить, что в текущей ситуации демографического кризиса, который переживает наша страна [1], здоровье молодого поколения становится социальным феноменом, требующим особого внимания как государственных, так и общественных институтов.

В данном ракурсе для качественной подготовки будущих специалистов педагогическое сообщество должно учитывать несколько аспектов: во-первых, неотъемлемость классической формы воспитания и образования, направленной на гармоничное развитие личности [2], во-вторых, субъективные проявления в поведении обучающихся, отражающие свойства темперамента и личностные качества, в-третьих, объективные факторы, влияющие на систему образования, такие как глобализация мирового пространства и геополитическая обстановка в мире.

Целью исследования являются анализ факторов, влияющих на здоровье обучающейся молодежи, их описание, научное обоснование и систематизация в педагогическом аспекте.

Материалы и методы исследования. В статье используются теоретические и эмпирические методы исследования. Осуществляется анализ термина «здоровье» и понятия «здоровый образ жизни». Проводится систематизация факторов, влияющих на здоровье обучающихся, и определяется их воздействие на образ жизни молодежи в социально-педагогическом аспекте. Представлены результаты анкетирования студентов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (1-й курс, 17–18 лет) на предмет потребности в здоровом образе жизни.

Результаты исследования и их обсуждение. В предыдущей работе [3] мы сделали акцент на том факте, что сохранение здоровья молодых людей зависит прежде всего от их образа жизни и субъективных привычек. В текущем исследовании проанализируем, попытаемся систематизировать и теоретически обосновать как субъективные, так и объективные факторы, влияющие на здоровье обучающихся. Для того чтобы обозначить круг исследования, проведем анализ рассматриваемых в данной работе терминов. Здоровье, представляя собой совокупность физического, психического и социального благополучия, понимается и определяется учеными в различных аспектах [4]. Философия рассматривает духовную часть человека, психология изучает проявления психики, медицина дает определение функциональных систем организма. Разные социальные категории тоже могут понимать его в своей трактовке. Например, для детей и подростков здоровье – это в большей степени отсутствие болезни и боли. В зрелом возрасте – это ресурс жизненных сил, свобода от зависимостей и необходимый запас энергии для полноценной жизни. В более старшем возрасте речь идет о сохранении ранее накопленного потенциала. Мы остановимся на собственном определении. Здоровье обучающегося – это ресурс жизненных сил, позволяющих субъекту взаимодействовать с внешней средой, развиваясь при этом и оказывая влияние на окружающий мир. В данном аспекте следует отметить, что здоровье, являясь субъективным качеством взаимодействия с окружающей средой, недостаточно ценится молодыми людьми в связи с особенностями организма и нехваткой жизненного опыта, а принципы здорового образа жизни часто игнорируются. И это несмотря на общеизвестный факт, что окружающая среда, экология, наследственность и медицинское обслуживание в своей совокупности оказывают такое же действие на здоровье субъекта, как и его образ жизни [5]. Следовательно, состояние здоровья зависит прежде всего от поведения молодого человека. Опираясь на изложенное выше, мы считаем, что данный перечень факторов, безусловно, требует уточнения в аспекте текущей ситуации и в плане их взаимодействия в системе образования.

Заранее разделяя факторы, определяющие состояние здоровья, на три группы, обозначим их как субъективные, социально-педагогические и объективные. Далее последовательно их проанализируем и постараемся зафиксировать результаты. К субъективной группе факторов можно отнести способности и задатки молодых людей, проявляемые в рамках образовательного процесса, также это особенности темперамента и личностные черты, функциональные возможности организма. Разберем их подробнее. Состояние здоровья молодых людей определяет их физические способности и влияет на сам результат обучения, а в дальнейшем – и на профессиональное становление. При этом необходимые физические качества для поддержания здоровья, такие как общая выносливость, гибкость, тренируются в процессе занятий развивающими упражнениями. Между тем следует учитывать тот факт, что обучающиеся имеют различный уровень здоровья на момент поступления в образовательную организацию. При этом они распределяются на основные медицинские группы и на специальные, то есть физическая нагрузка, регламентированная учебной программой, у них различна. В данном случае ответственность за состояние здоровья распределяется между субъектами образовательного процесса, но при этом отсутствует четкая система, гарантирующая положительный результат. Разберем данный факт на примере высших учебных заведений. Предмет «Физическая культура» в вузе отвечает как за физическую подготовку студентов, так и за предупреждение негативных явлений в процессе обучения. При этом данные явления могут быть как стихийным проявлением вредных привычек у молодых людей, так и уже сформированными зависимостями, то есть систематизированным поведением, что было рассмотрено нами на примере феномена социальных практик в предыдущей работе [6]. Попадая в новую социальную среду, молодые люди, с одной стороны, могут быть подвержены общественному влиянию своих ровесников, причем с риском для своего здоровья, с другой – благодаря специфике личностных качеств сами могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на группу. В данном случае мы можем обозначить это явление как социальный фактор, к конкретизации которого мы вернемся позже. Отметим, что здоровье обучающихся вуза в данном случае находится под контролем преподавателя, что уже является объективным фактором внешнего влияния, но все-таки недостаточным для гарантии положительного результата. Для того чтобы молодые люди самостоятельно укрепляли и сохраняли свое здоровье, необходима их осознанная и активная жизненная позиция, достижение чего становится возможным в процессе становления здорового образа жизни. Данный фактор является уже субъективным и был ранее рассмотрен нами в другом аспекте. Проанализируем его.

Как процесс личностного роста и развития становление здорового образа жизни у обучающихся имеет свою структуру и составляющие, зафиксированные нами в предыдущей работе [7]. Сохраняя логику рассуждений, остановимся на их кратком описании. Ценностно-мотивационный, информационно-содержательный и индивидуально-деятельностный компоненты, взаимодействуя между собой, обеспечивают результат процесса становления здорового образа жизни у субъекта. Уровень их сформированности у молодых людей обусловливает процесс самостоятельного сбережения здоровья во время обучения. Стоит отметить, что для получения положительных результатов деятельность, способствующая формированию перечисленных компонентов, должна быть систематизированной и осуществляться регулярно. Это уже объективный социально-педагогический фактор, к которому мы вернемся позже. Анализируя механизм становления здорового образа жизни у студентов, отметим, что ценностно-мотивационный блок формируется в процессе эмоционального взаимодействия обучающихся во время проведения круглых столов, дискуссий и мастер-классов. Информационно-содержательный компонент развивается на лекциях и консультациях. Индивидуально-деятельностный компонент является результатом высокого уровня знаний и активности субъекта, требует при этом навыков организации и планирования.

Стоит отметить, что сам процесс организации педагогическими работниками этапов становления здорового образа жизни для обучающихся зависит от многих составляющих. Среди них: материальное обеспечение вуза, климат в коллективе и управленческом звене, уровень финансирования, отношение общественных и государственных органов к образовательной организации. В свою очередь обозначим дополнительные факторы, оказывающие положительное влияние на процесс становления здорового образа жизни у обучающихся. Это фактор доступности мест для организации двигательной активности, фактор наличия мест для организации режима здорового питания, которые мы можем объединить в общем блоке: инфраструктура образовательной организации.

Подведем промежуточный итог наших рассуждений.

Итак, ценность здоровья обучающихся выражается в субъективной ценности физического психического и социального благополучия для самого молодого человека, в ценности здоровья молодежи для общества как демографического ресурса и в ценности здоровья современного молодого поколения для государства как залога успешного преодоления демографического кризиса.

В данном аспекте систематизированный процесс по сохранению и укреплению здоровья обучающейся молодежи становится актуальным именно сегодня, поскольку последствия демографического кризиса обусловили дефицит трудоспособных молодых людей репродуктивного возраста, а в научной сфере достаточно исследований для построения механизма активного здоровьесбережения в системе образования. Стоит отметить, что мировоззрение молодых людей сегодня формируют как окружающая среда, система государственной власти, само общество, так и образовательная организация. Учитывая изложенное, отметим, что одной из важнейших функциональных задач образовательной организации любого уровня является обеспечение необходимых условий для мотивации обучающихся в сфере здоровьесбережения и оптимизации их деятельности в данном направлении. Популяризация идеологии здорового образа жизни среди обучающихся должна стать одной из основополагающих идей системы образования. Именно поэтому при формировании у обучающихся потребности в сохранении и укреплении здоровья необходимо участие не только общественных и государственных органов, но и педагогов образовательных организаций всех уровней [8]. При этом педагогическое сообщество должно воспитывать в молодых людях не только грамотность в вопросах здоровья, но и саму потребность в здоровом образе жизни. Для достижения положительных результатов в данной области процесс обеспечения необходимых условий сохранения здоровья обучающихся должен учитывать особенности их духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического развития [9, с. 336], следовательно, быть многогранным и междисциплинарным. Нужно также понимать, что при возникновении потребности, например, в двигательной активности необходимо обеспечить ее своевременное удовлетворение, о чем мы говорили выше. Стоит отметить, что при организации режима двигательной активности среди молодежи неотъемлемой частью является фактор развития и совершенствования спортивных учреждений по своей доступности и актуальности [10, с. 659]. Близко расположенные от образовательной организации бассейны, стадионы и тренажерные залы как площадки для регулярных самостоятельных занятий должны своевременно удовлетворять потребность молодых людей в двигательном режиме. Физкультурно-оздоровительная деятельность в них при этом должна быть направлена на развитие популярных в молодежной среде видов спорта и систем фитнеса.

Для полноты исследования мы провели опрос среди студентов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина на предмет субъективной ценности здоровья и потребности вести здоровый образ жизни (рис. 1). Использовались тест М. Рокича и модернизированная авторская анкета «Отношение обучающихся к здоровому образу жизни». По результатам анкетирования 100 студентов 1-го курса мы получили следующие результаты: 30% респондентов считают здоровье приоритетной ценностью и ставят собственное здоровье и здоровье семьи на 1-е место, 60% учащихся определяют здоровье как второстепенную ценность и 10% студентов ставят здоровье на 3-е место либо не указывают его в первой тройке вовсе.

Рис. 1. Результаты опроса студентов 1-го курса на предмет ценности здоровья

При этом по результатам анкетирования (рис. 2) среди опрошенных студентов считают необходимым вести здоровый образ жизни 38%, не задумывались об этом 56%, а 6% считают это не нужным для себя в настоящий момент. Самостоятельно и регулярно занимаются двигательной активностью 30% респондентов, 34% обучающихся редко уделяют этому внимание, а 36% не занимаются самостоятельно вовсе. У 40% опрошенных имеются те или иные вредные привычки, у 60% они, по их мнению, отсутствуют.

Рис. 2. Отношение студентов к здоровому образу жизни

Опираясь на изложенное выше, попробуем систематизировать факторы, оказывающие влияние на здоровье обучающихся, и вкратце описать их влияние (таблица).

Факторы, оказывающие влияние на здоровье обучающихся

Название

Описание влияния

1.

Субъективная жизненная позиция

Выражается в качествах личности, проявлениях темперамента, что складывается в поведенческие привычки и образ жизни субъекта

2.

Социальный фактор

Выражается в круге общения на протяжении всей жизнедеятельности обучающихся. Включает в себя положительные и отрицательные социальные практики

3.

Педагогический фактор

Включает в себя мотивацию и профессионализм педагогов образовательной организации

4.

Инфраструктурный фактор

Отражает в себе материальное обеспечение как самой организации, так и прилегающей к ней территории, близко расположенных объектов

5.

Фактор глобализации системы образования

Подразумевает изменение системы образования под внешним влиянием глобализации и открывающиеся возможности для молодых людей, в том числе миграцию

 

Заключение. Подводя итоги текущего исследования и делая выводы, отметим, что здоровье молодежи сегодня под воздействием законов рыночной экономики находится в зоне существенного риска. Различные корпорации, пользуясь неосведомленностью и недостаточным жизненным опытом молодых людей, стараются извлекать максимальную прибыль из сложившейся ситуации, несмотря ни на что. При недостаточном внимании к систематизации процесса сохранения и укрепления здоровья обучающихся в скором будущем возможно существенное ухудшение качества человеческого капитала нашей страны. Данная проблема, хотя и выходит за рамки педагогики и образования, но, находясь при этом в поле деятельности данной сферы, требует новых решений и практик со стороны педагогического сообщества.

Результаты исследования показывают актуальность научных изысканий в данной области и необходимость продолжения работы, как научной, так и практической, что будет учтено нами в дальнейшем.


Библиографическая ссылка

Носов А.Г., Бриленок Н.Б. К ВОПРОСУ О ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29471 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674