Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Шевченко И.А. 1 Зимовец Е.Г. 1 Соловьева К.А. 1 Бикмаев А.Н. 1 Бикмаева А.В. 2 Жуковская И.Е. 3
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Дзержинский филиал
3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 10"
В статье рассмотрена актуальная проблема в разработке методических особенностей организации и проведения страноведческого кружка как средства формирования познавательного интереса учащихся в курсе географии. Познавательный интерес является одним из мотивов познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Эффективность формирования познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности через страноведческую составляющую зависит от создания ряда педагогических условий, которые подробно рассмотрены в данной статье. Использование различных видов деятельности, методов и технологий для развития познавательного интереса к изучению комплексного страноведения может проводиться во внеурочное время и предполагает создание условий, воспитывающей среды для реализации задач по развитию социального опыта взаимодействия с природой, активизации познавательных, интеллектуальных интересов учащихся, потребности практического участия в изучении страноведения. Авторами статьи предлагается разработка страноведческого кружка «Открываем страны заново» как средства формирования познавательного интереса учащихся на основе концепции страноведения. Познавательная деятельность здесь носит поисковый и продуктивный характер, отличается четкой логикой и выражается в начальной работе по созданию ментальных карт. Процессуально-технологический компонент кружка включает этапы: ассоциативный; представления; творческого осмысления; рефлексивный. Результатом реализации программы внеурочной деятельности станет сформированный познавательный интерес учащихся к природе своего края, который поможет в осуществлении различных видов деятельности по экологически грамотному взаимодействию с природой. Материалы исследований географии района насытят краеведческие разделы программы по географии основной школы.
познавательный
интерес
страноведение
страноведческий
подход
материки
картина
мира
страноведческий
курс
кружок
внеурочная
деятельность
географическое
образование
1. Супрычев А.В. Научно-методические аспекты реализации страноведческого подхода при преподавании географии в средней школе // Педагогика и современность. 2016. № 6(26). С.15-19.
2. Шевченко И.А., Хропова И.Е. Методические особенности факультатива «Островки ноосферы родного края» для 8-9 классов на основе аксиологического подхода // Научно-методический журнал Концепт. 2014. № 2. С. 111-115.
3. Летягин А.А. Создание и использование средств обучения страноведческого содержания в школьной географии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1995. 20 с.
4. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. 239 с.
5. Шевченко И.А., Кривдина И.Ю., Горшкова И.А., Каврижкина Д.А. Формирование духовно – нравственных ценностей в курсе географии на основе игровых технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 286-289.
6. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2019. Том 6 № 3. С. 9. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/27 (дата обращения: 14.12.2019).
7. Шевченко И.А., Бадьина О.А., Кутасова Е.В. Организация исследовательской деятельности учащихся по геоэкологическому краеведению // Орфановские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016. С. 97-99.
8. Каропа Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г.Н. Каропа // Вопросы психологии. – 1999. - № 2. – С. 28-34.
9. Экологическое краеведение: сборник кейсов для учащихся  Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. Н.Новгород: ООО «Исток», 2012. 80 с.
10. Горшкова И.А., Замкова О.А., Кривдина И.Ю. Развитие проектных умений, учащихся при изучении географии // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25044 (дата обращения: 14.12.2019).

В настоящее время приоритетным направлением в географическом образовании является осуществление задач по формированию у учащихся осознанного отношения к природе, грамотного взаимодействия с ней. Данные задачи не могут быть реализованы без наличия познавательного интереса учащихся к теме комплексного страноведения. Познавательный интерес является одним из мотивов познавательной деятельности учащихся во внеурочной деятельности [1]. Использование различных видов деятельности, методов и технологий для развития познавательного интереса к изучению комплексного страноведения может проводиться во внеурочное время и предполагает создание условий, воспитывающей среды для реализации задач по развитию социального опыта взаимодействия с природой, активизации познавательных, интеллектуальных интересов учащихся, потребности практического участия в изучении страноведения [2]. Внеурочная деятельность имеет свои особенности, например ее реализация происходит на условиях добровольного участия, с использованием широкого образовательного пространства, изучаются интересы и потребности детей разных возрастных групп, предполагается создание атмосферы неформального общения. Как утверждает А.А. Летягин, реализация страноведческого курса в школе возможна при следующих условиях: школьный страноведческий курс будет оригинальным, а не подобным научной дисциплине; страноведческий курс строится как педагогическая технология; главное в процессе обучения страноведению – синтез знаний о природе и народах отдельных территорий, их хозяйственных особенностях [3].

Цель исследования заключается в разработке методических особенностей организации и проведения страноведческого кружка как средства формирования познавательного интереса учащихся в курсе географии. При изучении географии в современных условиях особое внимание рекомендуется уделять страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода. В целях модернизации современного географического образования   происходит перестройка содержания школьной географии, создаются новые комплексно-страноведческие курсы по этой учебной дисциплине. При обучении географии в современных условиях особое внимание рекомендуется уделять страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода [4].  

Материал и методы исследования. Эффективность формирования познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности через страноведческую составляющую зависит от создания следующих педагогических условий: определение потенциальных возможностей внеурочной деятельности; разработка технологий, форм и методов формирования познавательного интереса к природе своего края; введение критериев, определяющих уровень познавательного интереса учащихся; создание атмосферы поиска и сотрудничества взрослых и учащихся в практико-ориентированной деятельности; учет возрастных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных возможностей личности учащихся; применение таких форм и методов работы, которые стимулировали бы познавательный интерес учащихся, умственную активность, волевые усилия, например: эксперимент, поиск ответа на поставленные проблемные задачи, практическая работа на географической площадке, экскурсия, игровые и творческие технологии, метод проекта; разработка программы внеурочной деятельности, реализующей условия по формированию познавательного интереса в процессе изучения страноведения.  

Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение документов, материалов периодической печати, интернет-источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа с учащимися, беседа с учителями по вопросам решения основных проблем исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Авторами статьи предлагается своя разработка страноведческого кружка «Открываем страны заново» как средства формирования познавательного интереса учащихся на основе концепции страноведения, которую разработал известный географ Н.Н. Баранский. Основная особенность этой концепции состоит в полноте, всеохваченности характеристик, а также в четкости и последовательности. Не случайно часто её называют просто «полной характеристикой страны». Н.Н. Баранский говорил о необходимости «увязки» характеристики природы, истории, населения и хозяйства, варьирования рубриками и порядком изложения материала. По мнению Н.Н. Баранского, учитель «должен уметь рисовать словами», создавая «ощущения страны сторонним наблюдателем». Эта школа получила наибольшее распространение в советской школьной географии. Необходимо обратить внимание на роль отдельных ученых в создании теоретических основ русского классического страноведения [4]. Познавательная деятельность здесь носит поисковый и продуктивный характер, отличается четкой логикой и выражается в начальной работе по созданию ментальных карт. Главными методами являются: метод исследования; конструирования понятий; метод гипотез; «мозговой штурм»; метод образной картины. Также используются креативные методы обучения, разработанные А.В. Хуторским – метод гиперболизации, при котором отдельные части или качества объекта познания изучаются на грани выхода из реальности в фантазию, например составляется необычное слово или список объектов-рекордсменов [5].

Возрастные особенности учащихся, а также задачи развития любознательности, выявления и формирования у них индивидуальных интересов и наклонностей требуют, как мы полагаем, изучения в этом кружке разнообразной по своему содержанию тематики. Причем это разнообразие заключается не в систематическом обзоре всех типовых вопросов географической характеристики материков, а в более подробном изучении некоторых небольших по своим размерам регионов или природных объектов, наиболее интересных в том или ином отношении. Такими объектами могут быть: горные страны, вулканические области, области, весьма своеобразные в климатическом отношения (например, самые жаркие, самые холодные, самые сухие, самые дождливые, самые ветреные места на Земле, области с климатом вечной весны и т.д.), реки, озера, моря, необычные растительные сообщества, заповедники, небольшие государства или части территории крупных государств, крупные и достопримечательные в тех или иных отношениях города [6].

Большой интерес для учащихся представляют вопросы о жизни, культуре и быте народов земного шара, о путешествиях и исследованиях стран. Для изучения на занятиях кружка и в порядке самостоятельной работы лучше отбирать такие объекты, которые не изучались на уроках, или те, о которых только кратко упоминалось на них. Изучение в кружке объектов вышеуказанных типов, сопровождаемое соответствующим анализом, выводами и обобщениями руководителя, помогут учащимся лучше усвоить общие черты и своеобразие природы материков, социальную природу государств, закономерности развития природы и общества и их значение для жизни народов земного шара [7]. Ввиду огромного количества вопросов и объектов, которые можно предложить для изучения в кружке страноведения, предлагаемую ниже тематику следует рассматривать только как возможную, облегчающую ее выбор.

В работе кружка самостоятельная деятельность учащихся по формированию познавательного интереса должна иметь большое значение. Приемами, активизирующими самостоятельную работу учащихся в кружке, могут быть следующие: 1. Каждый член кружка выбирает для самостоятельного изучения, в течение назначенного руководителем срока, какую-либо тему. Для выполнения этой работы он должен изучить рекомендованную литературу, использовать карты, справочники и другие материалы, которые ученик может найти по собственной инициативе. В итоге работы с различными источниками каждый учащийся должен написать (подготовить) проект и сделать доклад с презентацией о содержании своей работы. Если объектом самостоятельного изучения является страна, то полезно поручить этому же ученику быть всегда в курсе текущих событий, происходящих в данной стране, быть готовым в любое время к информации об этих событиях, подготовлять вырезки для дежурной карты «События за рубежом». Некоторые политинформации по текущим событиям из международной жизни руководитель кружка проводит сам. 2. Можно рекомендовать членам кружка при выполнении своей работы собирать для общешкольного сборника описания редких явлений природы, мало известных, но интересных растений и животных, описания любопытных обычаев различных народов, достопримечательностей городов и других интересных фактов. Описания этих фактов с указанием источников в виде коротких заметок можно передавать в сборник под заглавием «Вопросы занимательный географии», для ведения которого следует избрать редакцию. 3. Испытанными приемами активизации деятельности учащихся являются: выпуск стенных газет и рукописного журнала географического содержания, обсуждение прочитанных книг и статей из журналов, изготовление фотоколлажей. Процессуальный компонент методической системы кружка построен с учетом специфики структурно-содержательного компонента [8]. Процессуальный компонент отражает особенности чувственного и логического познания мира и основывается на принципе системной дифференциации (Г.Н. Каропа). Процессуально-технологический компонент включает этапы: ассоциативный; этап представления; творческого осмысления; рефлексивный.

Примерная тематика занятий страноведческого кружка.

  1. Введение. «Кто мы в этом мире». Земля – живая планета. Карты мира и история великих открытий. Ассоциативный этап. (Метод создания образа.) Методы: эвристическая беседа, метод создания образа территории при помощи яркого образного слова учителя, метод создания экспрессивно-личностных ситуаций путем использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений, метод персонифицированного означивания.
  2. Литосфера и рельеф Земли. Литосфера – подвижная твердь. Эры развития Земли. Древние материки. Ассоциативный этап. (Метод создания образа.) Методы: диалог, эвристическая беседа, метод создания образа территории, метод создания экспрессивно-личностных ситуаций путем использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений.
  3. Атмосфера и климаты Земли. Атмосфера – воздушный океан. Изменение климата планеты от прошлых эпох к настоящему. Климатические рекорды нашей планеты. Ассоциативный этап. (Метод создания образа.) Методы: эвристическая беседа, метод создания личностных мировоззренческих ситуаций, метод персонифицированного означивания.
  4. Гидросфера Земли. Мировой океан – «синяя бездна». Океанические течения. Ассоциативный этап. (Метод создания образа.) Методы: эвристическая беседа, метод создания образа территории, диалог, метод персонифицированного означивания.
  5. Географическая оболочка. Геосфера – «живой механизм». Ассоциативный этап. (Метод создания образа.) Методы: эвристическая беседа, метод создания образа территории, диалог, метод персонифицированного означивания.
  6. Океаны. Великий океан. Ученые - исследователи Арктики. Этап представления. (Технология критического мышления.) Технологии и методы: метод исследования; конструирования понятий; метод гипотез; образной картины; гиперболизации; придумывания; работа с электронной картой.
  7. Африка. Визитная карточка. Путешествие по Африке. Путешествия Ливингстона и Стенли. Миссионеры и их роль в Африке. Русские последователи в Африке. Особенности природы. Красное море. Суэцкий канал, Сахара. Климат самых жарких областей Африки. Река Конго, река Нил и строительство Асуанской плотины. Озера Африки. Африканская саванна. Животный мир эфиопской зоогеографической области. Заповедники Африки. Население и культура. Жители Африки. Культура, быт, занятия. Расовое угнетение в странах. Хозяйство. Чем заняты африканцы? Населенные пункты. Удивительные обитатели африканской территории. Экологические проблемы. Этап представления. (Технология критического мышления.)
  8. Австралия. Визитная карточка. История открытия и исследований Австралии. Удивительные географические названия. Особенности природы. Формы рельефа Австралии. Австралийские Альпы. Австралийские субтропики. Озеро Эйр и проект превращения его в морской залив. Эвкалипты Австралии. Животный мир австралийской зоогеографической области Население и культура. Жители Австралии. Коренное и пришлое население Австралии. Коренное население Австралии и его современное положение. Хозяйство. Австралийский союз. Населенные пункты. Путешествие по крупнейшим городам Австралии. Экологические проблемы. Остров Тасмания. Остров Новая Зеландия. Острова Фиджи, Новая Каледония. Гавайские острова. Этап представления. (Технология критического мышления).
  9. Антарктида. Визитная карточка. Открытие Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и M.П. Лазарева. Экспедиции Р. Амундсена и P.P. Скотта к Южному полюсу. Новейшие исследования Антарктиды, их научное и практическое значение. Особенности географического положения. Особенности природы. Откуда образовался ледяной щит Антарктиды? Климат Антарктиды. Материковые льды Антарктиды, их происхождение. Животный и растительный мир Антарктиды. Население и культура. Первооткрыватели. Хозяйство. Антарктида – «континент науки». Населенные пункты. Научные станции. Условия жизни и деятельности участников антарктических экспедиций. Вклад советских экспедиций в изучение Антарктиды. Экологические проблемы. Этап представления. (Технология критического мышления.) Прослушивание и обсуждение самостоятельных работ учащихся. Отбор и обсуждение материалов об Антарктиде для сборника «Вопросы занимательной географии». Обсуждение статей, опубликованных в журналах «Вокруг света», «Гео».
  10. Южная Америка. Визитная карточка. Южная Америка – «материк чудес». Особенности природы. Объекты Всемирного наследия в Южной Америке. Анды. Эквадор - страна вулканов. Архипелаг Огненная Земля. Ла-Платская низменность. Бразильское нагорье. Полезные ископаемые Южной Америки. Области с климатом вечной весны. Река Парана. Тропические леса Южной Америки. Животный мир Южной Америки. Население и культура. Жизнь и ремесла индейских племен. Индейцы Южной Америки, их положение, культура, быт и занятия. Хозяйство. Место в мире. Населенные пункты. Что мы знаем о Бразилии? Экологические проблемы. Этап представления. (Технология критического мышления.) Обсуждение статей, опубликованных в журналах «Вокруг света», «Гео».
  11. Северная Америка. Визитная карточка. Открытия русских в северо-западной Америке. Экспедиции в поисках северо-западного прохода у берегов Северной Америки. Аляска. Политическая карта Северной Америки. Северная Америка – «Новый свет». Особенности природы. Уникальные формы рельефа Северной Америки. Гренландия. Ньюфаундленд. Река Колорадо. Система Великих озёр. Смешанные леса Северной Америки, заповедники Северной Америки. Население и культура. Коренные народности Северной Америки. Индейцы, эскимосы и негры Северной Америки, их положение и борьба за равные права. Хозяйство. Центры мировой экономики. Населенные пункты. Маршрут путешествия по Северной Америке. Канада. Мексика. Панама и Панамский канал. Крупные города США. Миллионеры - некоронованные короли Америки. Национальные парки Северной Америки. Этап представления. (Технология критического мышления.) Обсуждение статей, опубликованных в журналах «Вокруг света», «Гео».
  12. Европа. Этап творческого осмысления. (Проект создания ментальных карт.) Технологии и методы: проектная технология и диалоговая технология; метод создания ориентированных ситуаций, ориентированных на созидание; метод «погружений». Современное международное положение стран Западной Европы. Визитная карточка. Особенности природы. Средиземное море, Норвежское море. Альпы. Карпаты. Река Дунай. Река Рейн. Население и культура. Культура и быт англичан. Национальные особенности шотландцев. Особенности жизненного уклада, культуры и быта народов стран Европы. Вклад в мировую сокровищницу науки, литературы и искусства стран Европы. Населенные пункты Андорра и другие государства-карлики в Европе: Ватикан, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Сан-Марино.

Азия. Современное международное положение стран Азии. Красное море. Японское море. Аравийское море и Персидский залив. Из истории исследований Центральной Азии. Гималаи. Восхождения на Джомолунгму, Тибет. Вулканы Азии. Восточно-Китайская низменность. Муссоны в Индии. Культура и быт народов арабских стран Ближнего Востока. Культура и быт народов Индии. Культура и быт населения Японии. Жизнь и быт дьяков Малайского архипелага [9].

  1. Земля – наш дом. Глобальные проблемы мира - «Всё в наших руках». Этап творческого осмысления. (Проект создания ментальных карт.) Технологии и методы: проектная технология и диалоговая технология; метод создания ориентированных ситуаций, ориентированных на созидание; метод «погружений».
  2. Итоговое занятие. Географический квест-марафон «Открываем страны заново». Рефлексивный этап (квест). Технологии и методы: игровая технология и методы рефлексии учебной деятельности – метод рефлексивного диалога и метод самооценки.

В целях непрерывного поддержания и развития интереса учащихся к занятиям в кружке необходимо разумное чередование методов и приемов работы. По мере изучения каждой части света или в конце учебного года кружок может организовать выставки наглядного материала и других самостоятельных работ учащихся.

Выводы. Таким образом, результатом реализации программы внеурочной деятельности станет сформированный познавательный интерес учащихся к природе стран и океанов, который поможет в осуществлении различных видов деятельности по экологически грамотному взаимодействию с природой [10]. Практический результат деятельности учащихся в процессе изучения комплексного страноведения, поиск способов решения поставленных задач укрепляют познавательный интерес учащихся.


Библиографическая ссылка

Шевченко И.А., Зимовец Е.Г., Соловьева К.А., Бикмаев А.Н., Бикмаева А.В., Жуковская И.Е. СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29464 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674