Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Бурлак О.А. 1
1 ФБГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Наше государство исторически сложилось полинациональным, поликультурным. Эта специфика страны, несомненно, должна отражаться как в содержании процесса общего образования в целом, так и в содержании музыкального образования в частности. Национально-региональный компонент в структуре общего музыкального образования может стать основой для формирования гражданственности, патриотизма, толерантности, гуманизма как необходимых качеств подрастающего члена многонационального, демократического государства. В рамках уроков музыки с национально-региональным компонентом в общеобразовательной школе школьники приобщаются к культурным ценностям государства, знакомясь с традициями, обычаями как своей, так и иной национальной группы определённого региона Российской Федерации. Включение национально-регионального компонента в процесс общего образования необходимо начинать как можно раньше, так же как чрезвычайно необходимо формировать у детей желание общаться с национально-региональной музыкой и в дальнейшем, на протяжении всей жизни. Внедрение национально-регионального музыкального содержания в уроки не должно быть бессистемным. Содержание национально-региональной составляющей должно отражать особенности музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона, в котором оно раскрывается. В Омской области в качестве одного из вариантов логичного включения национально-регионального содержания в общее музыкальное образование видится программа «Омская музыкальная летопись».
поликультурное образование
музыкальное образование
регионализация образования
национально-региональный компонент образования
содержание образования
урок музыки
национально-этническая культура региона
поликультурная грамотность
1. Лотфуллин М.В. Современные проблемы национального образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15606 (дата обращения: 09.11.2019).
2. Цыганова О.С. Использование ресурсов музыкального образования в поликультурном воспитании учащихся основной школы [Электронный ресурс].
URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/12/08/ispolzovanie-resursov-muzykalnogo-obrazovaniya-v-polikulturnom (дата обращения: 28.11.2019)
3. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Казань: Отечество, 2017. 172 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 28.11.2019).
5. Бизина-Аккерман Е. В., Бурлак О. А. Омская музыкальная летопись: программа по предмету «Музыка» для 1–8 классов общеобразовательных школ с методическими рекомендациями (национально-региональный компонент). Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2013. 140 с.

В Российской Федерации проживает большое количество национальностей. Каждая из национальных групп нашей страны обладает своим специфическим языком, традициями, обычаями. Музыкально-образовательное пространство в нашем государстве – полиэтническом и полинациональном, – несомненно, должно ориентироваться на исторические корни страны, национальную составляющую процесса становления государственности.

К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что современной России присущи конфликты на национальной почве. Лотфуллин М.В. отмечает: «В целом рост национального самосознания народов в российском обществе… породил опасные явления национальной нетерпимости, осложнил адаптацию личности в инокультурной среде» [1].

Вообще, сегодня национальные группы нашей страны, сталкиваясь не столько с проблемой сохранения своей культурной идентичности, сколько с проблемой налаживания межнациональных отношений с гражданами других национальностей своего государства, находятся в постоянном поиске так называемых точек соприкосновения, которые будут способствовать нивелированию недопонимания, остроты конфликтов на национальной почве. Иными словами, сегодня граждане Российской Федерации стоят на пороге создания новой государственности на основе равенства всех национальных групп. «Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования», отмечает в своей статье Цыганова О.С. [2].

Именно образование, в частности музыкальное, поликультурное в своей основе, может стать одной из основ общих тенденций культурного развития современного российского общества, становления новой национальной самобытности и развития надэтнических принципов построения современной государственности.

Цель исследования. В связи с обозначенной выше проблемой видится необходимым раскрытие содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона, изучение специфики включения национально-регионального содержания в процесс музыкального образования, в уроки музыки в общеобразовательной школе в частности, а также определение принципов, формулировка рекомендаций к содержанию, построению и проведению музыкальных занятий с национально-региональным компонентом на разных ступенях образования, в частности музыкального, как одной из составляющих погружения обучающихся в национально-региональную музыкальную культуру.

Материал и методы исследования. Содержание музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона должно ориентироваться на развитие толерантности обучающихся, учитывать особенности проведения национальных праздников, обрядов, обычаев в регионе, знакомить с материальными и духовными ценностями региона. Под толерантностью нужно понимать терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Иными словами, музыкально-образовательное пространство региона должно учитывать специфику менталитета проживающих в нём граждан, ориентироваться на существующие в регионе возможности сохранения и развития родного языка, культуры, религиозных взглядов представителей разных национальностей, а также на созданные в регионе условия формирования и развития сверхнациональных интересов жителей региона. Вообще, поликультурное образование «надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям» [3]. Регионализацию образования, в частности и музыкального, включение в образовательный и воспитательный процессы национально-регионального компонента необходимо начинать как можно раньше.

Национально-региональный музыкальный материал, включённый в уроки музыки, а также во внеурочную деятельность, может решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Он должен стать основой для формирования личности гражданина полинационального, поликультурного государства, знающей историю и традиции своего государства, региона, способной как сохранять собственную национальную культуру, так и готовой к сотрудничеству, взаимодействию с иной национальной культурой, способной к созданию, а также пропаганде надэтнической культуры, надэтнических ценностей.

Сегодня, к сожалению, мы можем наблюдать лишь первые попытки разработки содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона, хотя понятие «союзно-республиканский компонент образования» появилось ещё в 1989 году в экспериментальном варианте базисного учебного плана. Позже его стали называть «региональным». О регионализации образования говорится и в федеральных государственных образовательных стандартах разных уровней образования. Например, ФГОС НОО отмечает значимость сформированности национальной идентичности школьника, заявляя ней как об одной из основных задач образовательной программы [4].

Несмотря на признанность проблемы регионализации образования, необходимости включения в образовательных процесс национально-регионального компонента, до сих пор наблюдается дефицит обобщения, систематизации опыта практической реализации озвученных задач. Сегодня учёными и учителями-практиками предпринимаются попытки решения вопроса наполнения содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона, проблема остаётся мало изученной и практически слабо разработанной. Педагоги, работающие в данном направлении, предпринимают попытки насыщения уроков национально-региональной музыкой, музыкой местных композиторов, приобщая тем самым своих учеников к культурным, социальным, личностным, национальным ценностям своей республики, края, области. Таким образом, вопрос регионализации образования в общеобразовательной школе, музыкального в частности, сегодня остаётся чрезвычайно актуальным.

Результаты исследования и их обсуждение. Приобщение детей к национально-региональному музыкальному искусству способствует осознанию ими места родной культуры в культурном многообразии мира. На уроках музыки, во внеурочной деятельности с национально-региональным компонентом необходимо рассматривать национально-региональные музыкальные ценности как составляющую российской, мировой музыкальной культуры, а также способствуя видению мировой музыкальной культуры сквозь призму национально-региональной музыкальной культуры. Ценности, заложенные в национальных культурах, могут стать основой для формирования гражданина, обладающего такими качествами личности, как гуманизм, толерантность.

Значимой для наибольшей продуктивности процесса регионализации музыкального образования на уроках музыки, во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе видится возможность вступления школьников в диалог с носителями разнообразных национальных культур региона. Это может способствовать лучшему осознанию сопричастности к национально-региональной музыкальной культуре, осознанию общекультурных закономерностей. Испытанные детьми чувства эмпатии, соучастия, могут способствовать формированию стремления к сотрудничеству, толерантности. Осознание школьниками себя как неотъемлемой части национально-регионального музыкального пространства способствует истинной гуманизации воспитательного и образовательного процессов, постижению детьми диалектического единства мировой и национально-региональной музыкальной культуры.

В Омской области, полиэтнической, полинациональной, равно как и в других регионах Российской Федерации, наблюдаются попытки разработки содержания музыкально-образовательного регионального пространства. Программа «Омская музыкальная летопись» является одной попыток раскрытия содержания музыкально-образовательного пространства региона как на уроках музыки в общеобразовательной школе, так и во внеурочной деятельности. Программа содержит в себе пояснительную записку, предварительные замечания, репертуарно-тематический план, методические рекомендации по проведению уроков музыки с национально-региональным компонентом с первого по восьмой класс, а также нотное приложение, что видится значимым в условиях поисках наполнения содержания уроков музыки с национально-региональным компонентом.

Программа направлена на включение уроков музыки с национально-региональным компонентом в базовую программу по предмету «Музыка» Д.Б. Кабалевского. Поэтому в программе предполагается проведение от пяти до семи уроков в год, которые могут проводиться либо как самостоятельные уроки музыки в рамках базового курса, либо возможно распределение национально-регионального материала уроков программы в течение года, рассредоточенное включение в уроки, проводимые по базовой программе. Программа ориентирована на уроки музыки в общеобразовательной школе, но, безусловно, ограничиться одними уроками будет неверно, поэтому программа предполагает логическое продолжение во внеурочной деятельности, на что нацелены домашние задания после проводимых уроков. Это может быть как посещение какого-либо культурного учреждения региона, так и самостоятельное изучение творчества одного из композиторов региона, региональных национальных коллективов и другие задания.

В программе предполагается знакомство школьников с национальной музыкальной культурой всех наиболее крупных национальностей региона, вне зависимости от национального состава каждого из классов, в котором она реализуется. Но это не исключает ориентации на национальный состав конкретного класса, что может выражаться в стремлении учителя музыки привлечь детей - представителей той или иной национальной группы, а возможно и родителей учеников, к реализации программы. Старшее поколение может помочь учителю в освещении каких-либо теоретических данных, в преодолении языкового барьера, в наполнении урока своеобразием и уникальностью, характерной именно для того или иного класса. Композиторская музыка, звучащая на уроках, должна рассматриваться как уникальная музыка, способствующая формированию у детей знаний об особенностях региона, о глубоком этническом контексте региональной культуры. Знакомство с материальными ценностями региона предполагается через рассмотрение глубокой неразрывной связи материальной и духовной культуры.

Программа «Омская музыкальная летопись» построена по двум принципам: концентрическому и линейному.

Реализация концентрического принципа основана на двух стержневых линиях – на уроках предполагается знакомство с национальной и региональной музыкальной культурой. Тема «Народное музыкальное творчество Омской области» осваивается в первом, третьем и четвёртом классах, но на уроках дети знакомятся с разной музыкой, тема расширяется, усложняется и углубляется из года в год. Уже знакомая детям музыка служит основой для обогащения имеющихся знаний. Первый класс посвящён знакомству учеников с детским игровым сибирским фольклором, третий – календарно-обрядовой музыкальной культуре родного края и национальной самобытности музыкальных культур народов: предполагается фрагментарное знакомство с национальными календарно-обрядовыми песнями, по сей день бытующими в регионе. В четвёртом классе дети более глубоко проникают в национальную самобытность региона через знакомство с историческими, культурными корнями, традициями и музыкальным фольклором народных культур украинцев, белорусов, казахов, татар, немцев, латышей. На уроках в седьмом классе религиозно-духовное искусство региона рассматривается как особая национально-художественная форма художественной деятельности, форма осмысления действительности, представляя собой основную ветвь, «корень» культуры какой-либо национальности. «Диалог духовных культур» – тема года седьмого класса, – способствует расширению горизонтов постигаемого детьми мирового культурного и музыкального пространства через знакомство на основании культурологического подхода с культовыми архитектурными сооружениями региона, религиозными праздниками. Таким образом, на уроках седьмого класса, в опоре на накопленные ранее знания о многообразии и самобытности национальных культур региона, и расширяя свои знания, дети убеждаются в глубокой неразрывной связи духовной культуры и народного и композиторского творчества, в единстве общечеловеческих нравственных ценностей в разных национальных культурах, религиях. Многообразие самобытных национальных культур не разрушает этого целого, а наоборот, является питательной средой и условием этого сосуществования.

Второй, пятый, шестой и восьмой классы, формально имеющие разные темы: «Омск музыкальный», «Судьбы, связанные с Омском», «Музыка Омска, отражающая исторические события России», связаны логически – материал уроков в этих классах направлен на знакомство школьников с музыкальным наследием Омского региона. Во втором и восьмом классах, в теме «Омск музыкальный», происходит знакомство детей с творческими коллективами и композиторами города и Омской области, а также концертными площадками, театрами региона. В этих классах звучит музыка омских композиторов, которых немало: А.М. Оленичева, С.Л. Долгушин, А. Толстобоков, В. Великанов, В.А. Макаенко, Е. Киселев, Б. Ярков, В.П. Павлюченко. Кроме того, на уроках можно обратиться к творчеству Омского государственного русского народного хора, оркестра народных инструментов «Лад», поговорить об уникальности региональных культурных учреждений: филармонии, органного зала, театров.

Линейный принцип реализуется через логическое, последовательное выстраивание тем в каждом классе в течение года. Например, раскрытие темы седьмого класса «Диалог духовных культур» предлагается в следующей последовательности - сначала происходит знакомство детей с культовой музыкой в целом, продолжение темы происходит через углубление знаний школьников о культовой музыке: «Музыка в храме», «Рождество», «Пасха», «Курбан-байрам» [5].

Результаты апробации программы «Омская музыкальная летопись» позволяют говорить о её эффективности. Диагностика детей в ходе опытно-поисковой работы, проводимой в течение четырёх лет, осуществлялась с помощью устного опроса и анкетирования. Все полученные данные статистически обрабатывались. «Толерантность» рассматривалась как целостное многокомпонентное образование личности, критериями которого являются: этническая толерантность, межкультурная компетентность, межкультурное взаимодействие.

В результате проведенной работы количество детей с высоким уровнем сформированности толерантности увеличилось на 49% по сравнению с данными констатирующего этапа опытно-поисковой работы, количество детей со средним уровнем сформированности толерантности повысилось на 27%. На 37% уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности толерантности.

Проведённая опытно-поисковая работа позволяет сделать выводы о специфике содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона в общеобразовательной школе: в уроках с национально-региональным компонентом должна быть задействована как национально-региональная, так и композиторская музыка, должны раскрываться особенности материальной и духовной культуры региона в диалектической связи с народной и композиторской музыкой. Данное исследование, безусловно, может стать основой для разработки содержания национально-региональной составляющей музыкального образования на разных ступенях образования.

Заключение. Итак, формирование личности подрастающего гражданина поликультурного, полинационального общества – длительный и сложный процесс, включение национально-регионального музыкального материала, который может сделать его наиболее продуктивным.

Сегодня в обществе не возникают сомнения в актуальности регионализации образования, раскрытия его содержания с точки зрения выявления специфики культуры этносов, национальностей, населяющих регионы нашей страны. Только такое насыщение процессов образования и воспитания видится перспективным для формирования личности подрастающего гражданина полинационального, поликультурного государства, формирования у обучающегося гуманистического отношения к обществу, частью которого он является. Содержание музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона необходимо раскрывать не только на уроках музыки с национально-региональным компонентом, но и в процессе специально организованной внеурочной деятельности. Начинать работу в указанном направлении необходимо как можно раньше и продолжать на протяжении всего процесса обучения, с ориентиром на дальнейшее самостоятельное развитие ребёнка.

К сожалению, до сих пор мы видим слабую разработанность содержания образования в указанном направлении вообще и по предмету «Музыка» в частности. Программа «Омская музыкальная летопись», созданная в Омской области, является одним из вариантов раскрытия содержания музыкально-образовательного пространства полиэтнического региона на ступени начального и общего образования. Кроме того, успешность реализации данной программы позволяет сформулировать принципы, которые могут стать основой разработки содержания музыкально-образовательного пространства на других ступенях образования.


Библиографическая ссылка

Бурлак О.А. СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29376 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674