Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОВИЗОРОВ В КУРСЕ ФАРМАКОГНОЗИИ

Круглов Д.С. 1 Величко В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России»
В предлагаемой статье проведен анализ соответствия имеющегося курса фармакогнозии задаче формирования у выпускников готовности осуществлять трудовые функции провизора. С позиций компетентностного подхода предложен усовершенствованный курс фармакогнозии, разделенный на три блока: первый посвящен изучению лекарственных растений, сгруппированных по общности химической природы содержащихся в них биологически активных соединений; второй включает вопросы обеспечения качества фитопрепаратов, в третьем блоке изучаемые фитопрепараты сгруппированы на основе общности их применения в группе близких нозологий. В рамках каждого блока задания строятся по модульному принципу, для формирования компетенций уровня владения используются активные формы обучения, такие как учебная исследовательская работа и деловая игра. Завершается обучение в симуляционной учебной аптеке решением ситуационных задач по вопросам рационального применения, эквивалентной и обоснованной замене лекарственного растительного сырья в составе многокомпонентных фитопрепаратов с учетом нежелательных и аллергических реакций. Решаемые задачи моделируют реальные ситуации в практической деятельности провизора. В конечном итоге у студентов формируются компетенции уровня владения, которые необходимы провизору-выпускнику в его практической деятельности при осуществлении им двух трудовых функций: первая – проведение экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов; вторая – оказание консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов.
профессиональные компетенции
провизор
фармакогнозия
деловая игра
обучение
1. Громова Н.В. Компетентностный подход как основа становления профессиональных стандартов в России // Успехи современного естествознания. № 9. 2015.С.543-546
2. Приказ от 9 марта 2016 г. № 91Н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71274236/ (дата обращения: 10.10.19).
3. Приказ от 22 мая 2017 г. № 427Н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71592024/ (дата обращения: 10.10.19).
4. Зайцева И.А. Формирование системы опережающей и непрерывной подготовки кадров в условиях инновационного развития российской экономики // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 6. 2012. С. 90-95.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2018 г. № 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация». [Электронный ресурс] - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71826114/ (дата обращения: 10.11.19).
6. Дегтярев В.А., Трибунская В.А. Компетентностный подход - новая парадигма образования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 4. С. 35-47.
7. Варданян Ю.В. Савинова Т.А., Яшкова А.Н. Развитие студента как субъекта овладения профессиональной компетентностью. Саранск: Мордов. гос. пед. институт, 2002. 100 с.
8. Круглов Д.С. Компетентностно ориентированный курс фармакогнозии в учебном процессе подготовки провизоров // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26734 (дата обращения 11.11.2019).
9. Корсун В.Ф., Корсун Е.В. Фитотерапия: Традиции российского травничества. М.: Эксмо, 2010. 880 с.
10. Толпыгина С.Н., Марцевич С.Ю., Концевая А.В., Драпкина О.М. Ответственное самолечение – основополагающие принципы и место в современной системе здравоохранения // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2018. №14(1). С.101-110.
11. Круглов Д.С. Биогенетическая классификация растительных биологически активных соединений // Новые достижения в химии и химической технологии растительного сырья: материалы VII Всероссийской конференции. (г. Барнаул, 24-28 апреля 2017 г.). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. С. 278-279.
12. Коршунова О. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Спецвыпуск № 01. С.1-7. URL: http://ekoncept.ru/2016/76002.htm. (дата обращения 06.11.2019).
13. Костенко Е.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов как инновационный элемент содержания образования в вузе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. С.60-64.
14. Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 23. С.42–46. URL: http://ekoncept.ru/2016/56389.htm. (дата обращения 06.11.2019).
15. Логвинов Ю.И., Ющенко Г.В., Орловская А.И. Оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. №1. С.86-105.

Рынок труда фармацевтической отрасли народного хозяйства России, формирующийся в условиях глубоких изменений социально-экономического уклада общества, выдвигает специфические требования к высокой конкурентоспособности провизоров в области их профессиональных компетенций. Обеспечение соответствия выпускника-провизора критериям высокой конкурентоспособности требует постоянного совершенствования моделей подготовки специалистов в вузе с целью максимального соответствия образовательного процесса запросам работодателей. Кроме того, инновационное развитие экономики предполагает наличие у специалистов-провизоров не только профессиональных знаний, но и креативных способностей [1], таких как инициативность, самостоятельность, способность принимать ответственные решения и др. Причем эти качества выпускник должен приобрести уже в вузе, поскольку работодатель не имеет возможности проводить дообучение выпускника в условиях реально функционирующих фармацевтических организаций. Совокупность профессиональных и личностных навыков (hard and soft skills) должна быть сформирована уже к моменту выпуска студента из вуза. Для формирования таких профессиональных компетенций необходимо сочетание традиционных и интерактивных технологий обучения студентов в условиях, максимально моделирующих практическую деятельность провизора во всей ее многогранности.

Цель исследования: разработать курс фармакогнозии, позволяющий эффективно формировать компетенции, соответствующие трудовым функциям провизора.

Материал и методы исследования. При проведении исследований нами использовались следующие методы: анализ методической, педагогической литературы, научно-методический анализ действующих основных образовательных программ. Исследования проводились на базе кафедры фармакогнозии и ботаники Новосибирского государственного медицинского университета.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время требования работодателей к профессиональным компетенциям, которыми должны обладать провизоры-выпускники, изложены в двух профессиональных стандартах – «Провизор» [2] и «Провизор-аналитик» [3]. Вышеуказанные профессиональные стандарты, по сути, являются связующим звеном между сферами труда и образования [4], и именно они служат целеполагающей основой для формирования образовательных стандартов подготовки специалистов высшего уровня [5]. В указанном образовательном стандарте, реализующем парадигму компетентностного подхода [6], сформулированы конечные результаты образовательного процесса в виде профессиональных компетенций как совокупности психических свойств и состояний [7], в которой выражается единство знаний, умений и владений как готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

В профессиональном стандарте «Провизор» приведена главная цель профессиональной деятельности: «Обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, в том числе изготовленными в аптечных организациях, и другими товарами аптечного ассортимента». Анализируя профессиональный стандарт [2], можно [8] выделить две основные трудовые функции, в формировании которых определяющую роль играет фармакогнозия:

1) розничная продажа, отпуск лекарственных препаратов по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей и другими группами лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;

2) проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

В профессиональном стандарте «Провизор-аналитик» дополнительно была введена трудовая функция А/03.7 «Проведение внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптечных организациях, и фармацевтических субстанций».

Первая функция требует знания современного ассортимента лекарственных препаратов, их характеристик, медицинских показаний, способов применения, противопоказаний и побочных действий. Кроме того, эта функция связана с идеологией фитооздоровления [9] в рамках концепции ответственного самолечения [10] и предполагает владение провизорами технологией синонимической и фармакологически подобной замены в рамках врачебного назначения, а также консультирование пациентов по использованию лекарственных растительных препаратов безрецептурного отпуска для фитооздоровления, профилактикии лечения.

Вторая функция из профстандарта «Провизор» по содержанию очень близка к функции 3, которая приведена в профстандарте «Провизор-аналитик», обе эти функции можно обобщить и сформулировать как функцию обеспечения качества лекарственного растительного сырья (ЛРС) и лекарственных растительных препаратов (ЛРП), а также фитопрепаратов, получаемых из него. Данная функция требует знания методов фармакогностического анализа, используемых при контроле качества лекарственных средств растительного происхождения, а также основ химии природных соединений.

В соответствии с трудовыми функциями в предложенном курсе фармакогнозии [8] выделены соответствующие профессиональные компетенции:

ПК-10: способность к проведению экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов;

ПК-13: способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата.

При этом сам курс дисциплины строится по модульному принципу с группированием изучаемых лекарственных растений по общности химической природы содержащихся в них биологически активных соединений (БАС) и позволяет сформировать обобщенную компетенцию ПК-10.

Способность и умение проводить анализ ЛРС и фитопрепаратов не гарантируют освоения студентами трудовой функции, связанной с консультированием по вопросам применения ЛРС и фитопрепаратов с целью фитооздоровления, профилактики и лечения различных групп заболеваний, по противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей и другими группами лекарственных препаратов.

Для квалифицированного медицинского применения лекарственных растений требуется специальная теоретическая и практическая подготовка, через которую сейчас в нашей стране не проходят ни врачи, ни провизоры. Специальности «фитотерапия» в нашей стране до сих пор нет [9]. По-настоящему профессиональная фитотерапия, основанная на глубоких знаниях, основах доказательной фитотерапии, остается уделом немногих энтузиастов.

Сегодня население посещает аптеку не только для выполнения врачебных назначений с целью лечения заболеваний, но и в целях их профилактики и поддержания здоровья. От профессиональных знаний и коммуникативных навыков фармацевтического работника зависит не только товарооборот аптеки, в первую очередь в отношении безрецептурных ЛС, но и здоровье пациента. Работник первого стола, хорошо ориентирующийся в фармакологических и потребительских свойствах товаров аптечного ассортимента, способен помочь посетителю повысить эффективность и безопасность комплексных мероприятий по профилактике заболеваний. Фармацевтическое консультирование способствует снижению количества побочных эффектов, уменьшает количество используемых ЛС и улучшает приверженность пациента терапии.

В существующих курсах фармакогнозии знания, которые необходимы специалисту при фармацевтическом консультировании, рассредоточены по всему курсу и не дают возможности сформировать соответствующую компетенцию. Для создания такой компетенции требуется группировка ЛРС и фитопрепаратов, основанная на фармакотерапевтической классификации. Было принято решение модернизировать курс фармакогнозии с целью одновременного формирования всех требуемых для провизора-выпускника компетенций.

В модернизированном курсе фармакогнозии нами были выделены три тематических блока:

  • блок 1 посвящен изучению лекарственных растений, которые группируются по общности химической природы содержащихся в них БАС;
  • блок 2 включает вопросы обеспечения качества и приемки ЛРС, ЛРП и фитопрепаратов;
  • блок 3 посвящен изучению ЛРП и фитопрепаратов, которые группируются согласно общности их применения при группе близких нозологий.

Обучение в каждом блоке строится по модульному типу.

Блок 1 – ЛР включаются в модули исходя из химической природы БАС с учетом их биогенеза в растительном организме – на основе усовершенствованной классификации БАС природного происхождения [11]. Выделено 9 модулей:

  • ЛР и ЛРС источники БАС терпенового метаболизма (моно-, ди-, сескви-, тетра- и политерпенов);
  • ЛР и ЛРС источники БАС фенольного метаболизма (фенилпропаноиды и их редуцированные и димерные производные);
  • ЛР и ЛРС источники БАС основного или первичного метаболизма (полисахариды, жирные масла, ферменты, карбоновые кислоты);
  • ЛР и ЛРС источники БАС фенольного метаболизма (хиноиды, циклизованые фенилпропаноиды);
  • ЛР и ЛРС источники БАС фенольного метаболизма (флаваны, флавоноиды, стильбены и полифенольные соединения);
  • ЛР и ЛРС источники эфирных масел;
  • ЛР и ЛРС источники алкалоидов.

Такое распределение дает полное представление о биосинтезе природных соединений, их классификации и роли для растительного организма, а также об их значении в медицине.

Дополнительно были включены два блока:

  • лекарственные средства животного и минерального происхождения;
  • пищевые растения и биологически активные добавки к пище как источники БАС.

Включение этих блоков позволило охватить все природные источники БАС, а также рассмотреть важный для последующего использования в третьем блоке вопрос о содержании БАС в пищевых растениях и возможных химических взаимодействиях ЛРП с компонентами пищи.

Блок 2 – включает модули по приемке ЛРС и ЛРП в соответствии с критериями действующей нормативной документации и по фармакогностическому анализу ЛРС и ЛРП на соответствие требованиям фармакопейной статьи. При этом формируются знания, умения и владения, создающие у провизора-выпускника готовность к проведению стандартизации ЛРС и ЛРП.

Блок 3 – включает модули, в которых лекарственное растительное сырье объединяется по принципу нозологической классификации.

В каждом модуле предусмотрены лекционные занятия и самостоятельная работа студентов, формирующие компетенции на уровне знаний. Также включены практические занятия по формированию компетенций уровня умений и владений. Для проведения таких занятий мы решили использовать, помимо традиционных лабораторных работ, весь набор современных интерактивных видов занятий: [12–14] решение ситуационных задач, учебно-исследовательскую работу студентов, деловые игры.

В блоке 1 каждый модуль включает в себя практические занятия с разбором конкретных источников БАС из числа официнальных видов ЛРС, он завершается выполнением лабораторной работы по качественному анализу и количественному определению основных групп БАС, в результате чего формируются и оцениваются компетенции уровня умения.

В блоке 2 занятия завершаются выполнением учебно-исследовательской работы по стандартизации ЛРП. Студенты самостоятельно проводят полный фармакогностический анализ в соответствии с требованиями фармакопейной статьи, определяют товароведческие показатели ЛРП, устанавливают подлинность ЛРС по морфологическим, микроскопическим признакам и наличию главной группы БАС, используя органолептические свойства, микроморфологические и анатомические диагностические признаки производящих растений и качественные химические реакции. Кроме того, они проводят определение количественного содержания действующих БАС и делают заключение о соответствии рассматриваемого ЛРП требованиям НТД и о возможности его использования и реализации через аптечную сеть. Дополнительно студенты формулируют и обосновывают предложения по совершенствованию методик контроля качества ЛРП.

В блоке 3 знания по основным принципам фитооздоровления, основам фитотерапии и направлениям принятой нозологической классификации обучающиеся получают в ходе лекционного курса. На практических занятиях студентам предлагаются ситуационные задачи и алгоритм их решения. Предусмотрены задачи трех типов:

  • сделать адекватную замену ЛРП или фитопрепарата безрецептурного отпуска при его отсутствии в ассортименте аптеки;
  • проконсультировать пациента по профилактике того или иного патологического состояния;
  • порекомендовать дополнительное к назначенному врачом синтетическому препарату средство растительного происхождения, усиливающее основное фармакологическое действие и способствующее уменьшению выраженности побочных явлений.

 Заключительным этапом данного блока служит деловая игра по решению ситуационных задач. Моделируется ситуация по конкретной патологии, студенты делятся на 2 группы и выполняют задания в разных аудиториях. Выполненные задания оформляются в виде презентаций, одновременно сдаются преподавателю, после чего проходят защита и совместное обсуждение. Комментатором выступает преподаватель, он оценивает правильность решения или подхода к решению, а также активность студентов в квалифицированном обсуждении предлагаемых решений.

Сформированные в блоке 3 компетенции требуют объединения и формирования обобщенной компетенции по фармконсультированию применения ЛРП и фитопрепаратов с учетом их противопоказаний, нежелательных реакций, а также взаимодействия с компонентами пищи и другими группами лекарственных препаратов. Весьма эффективным инструментом решения такой задачи является использование симуляционных технологий, эффективность которых была продемонстрирована для формирования и оценки медицинских компетенций [15].

Для окончательного закрепления и оценки сформированных компетенций был введен «симуляционный курс», который реализуется на последнем курсе обучения в условиях симуляционной аптеки. В нем основной упор делается на научно обоснованное консультирование с учетом данных доказательной фитотерапии и использованием суммы знаний, полученных в основном курсе фармакогнозии. Обучение в симуляционной аптеке позволяет в условиях, максимально приближенных к реальным, приобрести навыки по приемке, хранению и оказанию консультативной помощи по вопросам применения фитопрепаратов различных фармакологических групп; изучить современный ассортимент ЛРС и фитопрепаратов, их характеристики, медицинские показания и противопоказания.

Симуляционный курс завершается решением ситуационных задач, моделирующих реальные ситуации в работе провизора по вопросам рационального применения, эквивалентной и обоснованной замене ЛРС в составе многокомпонентных фитопрепаратов с учетом нежелательных и аллергических реакций. Занятия проводятся с разделением студентов на ролевые группы «пациент – посетитель аптеки», «провизор-первостольник» и преподаватель в роли заведующего аптекой.

Выводы

Предложенный курс фармакогнозии, использующий элементы проблемного, поискового, исследовательского характера, способствует внутреннему пониманию, осмыслению и систематизации знаний.

В результате обучения по предложенному курсу у студентов формируются компетенции, которые необходимы выпускнику в его практической деятельности для эффективной реализации трудовых функций провизора и провизора-аналитика.


Библиографическая ссылка

Круглов Д.С., Величко В.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОВИЗОРОВ В КУРСЕ ФАРМАКОГНОЗИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29349 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674